Урок-практикум по теме «Морфология».
(повторение пройденного в начале учебного года)
Урок разработан по учебнику Шмелева А.Д.
Результаты освоения программы: 1) Предметные:
осознание учащимися понятия «части речи»;
орфографические и речевые навыки;
умение рассуждать при выборе гласной в корне слова, при правописании падежных окончаний существительных, прилагательных;
2) Метапредметные:
умение работать в паре, в группе;
формирование аналитических способностей;
умение логически мыслить, расширять кругозор;
умение определять межуровневые связи языка.
3) Личностные:
интерес и уважительное отношение к богатству родного языка;
чувство коллективизма, ответственности, наблюдательности, дружбы, взаимопонимания; связь с литературой.
Оборудование
Тетрадь для записей правил и новых слов.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Все у парты ровно встали,
Улыбнулись, подравнялись,
Тихо сели на свой стол.
Начинаем разговор.
– Сегодня на уроке, ребята, нам необходимо вспомнить материал по разделу «Морфология»;Мы углубим знания по фонетике и орфоэпии. Будем совершенствовать орфографические и речевые навыки. А для этого мы с вами сели по парам, в группы и отправляемся в весёлое путешествие по стране Морфология.
II. Лингвистическая разминка( удоски)
1) П...ле́зный (по́льза) , объед...ни́ть (еди́ный) , уд...ви́тельное (ди́во) , прил...те́ть (полёт) самолётом, укр...ти́ть (кро́ткий, кро́тость) зверя; сож...ле́ть (жа́ль) о проступке, заст...́клить (стёкла) рамы, голубая в...да́ (во́ды), м...рско́й (мо́ре) путь.
2) Найдем и разберем осенние слова: грибник , перелётные , желтеть , прохладные , уборка , комбайнер , потянулись
3) Синтаксический разбор предложения.( у доски)
Морфологический разбор имени существительного.
прил. сущ. гл. п. сущ.
Истинный друг познаётся в несчастье. (Повеств., невоскл., простое, двусост., распр., полное, не осложн.)
Друг – существительное, предмет.
I. (Кто?) друг, нач. форма – друг.
II. Пост. признаки – нарицательное, одушевлённое, м. р., 2 скл.
Непост. признаки – в Им. п, в ед. ч.
III. Синтаксическая роль (кто?) друг.
Оценки за работу у доски.
III. Фронтальная работа с классом.
1) Словарная работа «Мой словарик»
(пишем в тетрадь, а дома перенесем их в словарик)
экзотика
Библиоте́ка, абажу́р, а́дрес, бага́ж, велосипе́д, гара́ж, зоопа́рк, Интерне́т, иску́сство, до свида́ния, иску́сный, экзо́тика, архива́риус.
3) Орфоэпическая разминка:
Работа в паре.
– В каком слове ударение падает на первый слог?
Досу́г, то́рты, лыжня́.
– Проверьте друг у друга: правильно ли вы ставите ударение в словах?
Катало́г, инструме́нт, звони́т, ба́нты.
Взаимопроверка
Орфографическая диктовка. ( Вместо диктовки можно дать текст через диапроектор)
В осеннем лесу.
Всё лето листья подст...вляли солнцу свои л...дошки и щёчки, спинки и ж...вотики. 2) И до того нал...лись и проп...тались солнц..., что к осен... стали з...л...тыми. 3) Зашумел в л...су з...л...той дождь. 4) Капля по листику щёлкнет, и сорвётся лист. 5) С...ницы на ветке завозятся, и брызнут листья по ст...р...нам. 6) Скоро взойдёт над р...кой и лес... в...сел... солнце. 7) Хорош лес осенью!
А теперь слушаем мелодию Чайковского «Осень»
При помощи чего музыкант рисует осень? ( Звуки)
Задания по тексту.( записать в тетради или раздать напечатанные задания)
Придумайте для текста другое название.
Докажите, что это текст, определите тему текста.
Определите тип речи.
Выпишите из текста слова с полногласием и запишите неполногласием.
золотые – злато сторонам – страны
Выделите грамматическую основу первого предложения, части речи в гр. осн.
Найдите средства художественной выразительности.
весёлое солнце – эпитет дождь зашумел – олицетворение
Чем отличается первое предложение от других предложений текста?
6) ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ( проводит учитель)
7) Повторение частей речи.
1. – Назовите из текста Н. Сладкова части речи:
Имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, наречие.
2. – А теперь давайте вспомним, как называется наука, которая изучает части речи.
Морфология – (греч. «морфе» – форма, «логос» – наука, слово) – раздел грамматики, в котором изучаются слова как части речи.
3. – Как определить часть речи? (по вопросу и значению)
– На какие группы они делятся?
– Что такие существительное? Назвать все морфологические признаки сущ-го.
– Синтаксическая роль имени существительного.
4. – Рассказать об имени прилагательном. Назвать морфологические признаки прилагательного.
– Синтаксическая роль прилагательного.
– Вы назвали хорош (краткое прилагательное). – Что мы знаем о правописании кратких прилагательных, оканчивающихся на шипящий?
Могуч, певуч, жгуч, пригож, шипуч, колюч.
Они используются для краткости, лаконичности, выразительности. На них падает логическое ударение. Они делают нашу речь точной, с их помощью мы больше узнаём о предмете.
Тест № 9 (2.2)
5. Глагол. Основные морфологические признаки глагола – спряжение, число, лицо. Они обозначаются окончаниями.
– Как определить спряжение у глагола? К I спр? Ко II спр?
Тест (4.3) с.24.
6. Местоимение.
Вопрос на сообразительность.
– Какие два местоимения мешают транспорту?
я–мы
– Какие три местоимения самые чистые?
вы–мы–ты
Наречия – обозначают признак действия и отвечают на вопрос как? куда? когда?... Обычно зависят от глаголов, не склоняются и не спрягаются. Наречия – неизменяемые слова, не имеют окончаний. Чаще образуются от прилагательных и существительных (весело, узко, вдали).
Домашнее задание: Работа над текстом и запись новых слов в словарик.
V. Подведение итогов урока, оценки учащимся. Рефлексия.
– Какую тему мы повторили?
– Что вызвало затруднение?
– Какой этап урока вам понравился больше всего?
– Какие задания выполнять было интересно? Какие трудно? Почему?
– Вы хорошо поработали. Если вам было интересно и понятно, пожмите друг другу руку, а если что-то непонятно, то поднимите руку вверх.