СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Морфология" для 5 класса в рамках раздела "Повторение в начале года"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Повторяются разные виды орфограмм в частях речи. Предусмотрена индивидуальная и парная работа.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Морфология" для 5 класса в рамках раздела "Повторение в начале года"»

Урок-практикум по теме «Морфология».

(повторение пройденного в начале учебного года)

Урок разработан по учебнику Шмелева А.Д.


Результаты освоения программы: 1) Предметные:


  • осознание учащимися понятия «части речи»;

  • орфографические и речевые навыки;

  • умение рассуждать при выборе гласной в корне слова, при правописании падежных окончаний существительных, прилагательных;

2) Метапредметные:

  • умение работать в паре, в группе;

  • формирование аналитических способностей;

  • умение логически мыслить, расширять кругозор;

  • умение определять межуровневые связи языка.

3) Личностные:

  • интерес и уважительное отношение к богатству родного языка;

  • чувство коллективизма, ответственности, наблюдательности, дружбы, взаимопонимания; связь с литературой.


Оборудование

Тетрадь для записей правил и новых слов.



Ход урока.


I. Организационный момент.

Все у парты ровно встали,

Улыбнулись, подравнялись,

Тихо сели на свой стол.

Начинаем разговор.


– Сегодня на уроке, ребята, нам необходимо вспомнить материал по разделу «Морфология»;Мы углубим знания по фонетике и орфоэпии. Будем совершенствовать орфографические и речевые навыки. А для этого мы с вами сели по парам, в группы и отправляемся в весёлое путешествие по стране Морфология.


II. Лингвистическая разминка( удоски)

1) П...ле́зный (по́льза) , объед...ни́ть (еди́ный) , уд...ви́тельное (ди́во) , прил...те́ть (полёт) самолётом, укр...ти́ть (кро́ткий, кро́тость) зверя; сож...ле́ть (жа́ль) о проступке, заст...́клить (стёкла) рамы, голубая в...да́ (во́ды), м...рско́й (мо́ре) путь.

2) Найдем и разберем осенние слова: грибник , перелётные , желтеть , прохладные , уборка , комбайнер , потянулись

3) Синтаксический разбор предложения.( у доски)

Морфологический разбор имени существительного.

прил. сущ. гл. п. сущ.

Истинный друг познаётся в несчастье. (Повеств., невоскл., простое, двусост., распр., полное, не осложн.)

Друг – существительное, предмет.

I. (Кто?) друг, нач. форма – друг.

II. Пост. признаки – нарицательное, одушевлённое, м. р., 2 скл.

Непост. признаки – в Им. п, в ед. ч.

III. Синтаксическая роль (кто?) друг.

Оценки за работу у доски.

III. Фронтальная работа с классом.

1) Словарная работа «Мой словарик»

(пишем в тетрадь, а дома перенесем их в словарик)

экзотика

Библиоте́ка, абажу́р, а́дрес, бага́ж, велосипе́д, гара́ж, зоопа́рк, Интерне́т, иску́сство, до свида́ния, иску́сный, экзо́тика, архива́риус.


3) Орфоэпическая разминка:

Работа в паре.

– В каком слове ударение падает на первый слог?

Досу́г, то́рты, лыжня́.

– Проверьте друг у друга: правильно ли вы ставите ударение в словах?

Катало́г, инструме́нт, звони́т, ба́нты.

Взаимопроверка

Орфографическая диктовка. ( Вместо диктовки можно дать текст через диапроектор)

В осеннем лесу.

  1. Всё лето листья подст...вляли солнцу свои л...дошки и щёчки, спинки и ж...вотики. 2) И до того нал...лись и проп...тались солнц..., что к осен... стали з...л...тыми. 3) Зашумел в л...су з...л...той дождь. 4) Капля по листику щёлкнет, и сорвётся лист. 5) С...ницы на ветке завозятся, и брызнут листья по ст...р...нам. 6) Скоро взойдёт над р...кой и лес... в...сел... солнце. 7) Хорош лес осенью!

  2. А теперь слушаем мелодию Чайковского «Осень»

  3. При помощи чего музыкант рисует осень? ( Звуки)


Задания по тексту.( записать в тетради или раздать напечатанные задания)


  1. Придумайте для текста другое название.

  2. Докажите, что это текст, определите тему текста.

  3. Определите тип речи.

  4. Выпишите из текста слова с полногласием и запишите неполногласием.

золотые – злато сторонам – страны


  1. Выделите грамматическую основу первого предложения, части речи в гр. осн.

  2. Найдите средства художественной выразительности.

весёлое солнце – эпитет дождь зашумел – олицетворение

  1. Чем отличается первое предложение от других предложений текста?


6) ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ( проводит учитель)


7) Повторение частей речи.

1. – Назовите из текста Н. Сладкова части речи:

Имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, наречие.

2. – А теперь давайте вспомним, как называется наука, которая изучает части речи.

Морфология – (греч. «морфе» – форма, «логос» – наука, слово) – раздел грамматики, в котором изучаются слова как части речи.

3. – Как определить часть речи? (по вопросу и значению)

– На какие группы они делятся?

– Что такие существительное? Назвать все морфологические признаки сущ-го.

– Синтаксическая роль имени существительного.

4. – Рассказать об имени прилагательном. Назвать морфологические признаки прилагательного.

– Синтаксическая роль прилагательного.

– Вы назвали хорош (краткое прилагательное). – Что мы знаем о правописании кратких прилагательных, оканчивающихся на шипящий?

Могуч, певуч, жгуч, пригож, шипуч, колюч.

Они используются для краткости, лаконичности, выразительности. На них падает логическое ударение. Они делают нашу речь точной, с их помощью мы больше узнаём о предмете.

Тест № 9 (2.2)

5. Глагол. Основные морфологические признаки глагола – спряжение, число, лицо. Они обозначаются окончаниями.

– Как определить спряжение у глагола? К I спр? Ко II спр?

Тест (4.3) с.24.

6. Местоимение.

Вопрос на сообразительность.

– Какие два местоимения мешают транспорту?

я–мы

– Какие три местоимения самые чистые?

вы–мы–ты

  1. Наречия – обозначают признак действия и отвечают на вопрос как? куда? когда?... Обычно зависят от глаголов, не склоняются и не спрягаются. Наречия – неизменяемые слова, не имеют окончаний. Чаще образуются от прилагательных и существительных (весело, узко, вдали).

  2. Домашнее задание: Работа над текстом и запись новых слов в словарик.





V. Подведение итогов урока, оценки учащимся. Рефлексия.

– Какую тему мы повторили?

– Что вызвало затруднение?

– Какой этап урока вам понравился больше всего?

– Какие задания выполнять было интересно? Какие трудно? Почему?


Вы хорошо поработали. Если вам было интересно и понятно, пожмите друг другу руку, а если что-то непонятно, то поднимите руку вверх.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!