Урок №16
Дата: 7 А- 28.12.2018 г., 7 Б- 18.12 .2018 г, 7 В – 24.12.2018 г.,7 К- 17.12.2018
Тема: «Кончерто гроссо» А. Шнитке.
Сюита.
Тип урока: комбинированный
Цель: расширение представлений учащихся об особенностях формы инструментального концерта, кончерто гроссо через освоение характерных черт стиля А. Шнитке.
Задачи:
Образовательные | Развивающие | Воспитательные |
Расширение знаний о жанре «концерт»- особенности приемов драматургии знакомство с творческим стилем А.Шнитке формировать представления учащихся о полистилистике, характерной для современной музыки, на примере Рондо из Кончерто гроссо № 1 А. Шнитке. формировать основы музыкальной грамотности учащихся (музыкальные понятия) | развитие интереса к инструментальной музыке. развивать музыкальные способности (музыкальная память, слух, чувство ритма) развивать чувство стиля, позволяющего распознать творческий почерк композитора. развивать образное восприятие-мышление, эмоциональное восприятие музыки разных жанров | формировать потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития воспитывать эмоциональную отзывчивость к классической музыке воспитывать культуру восприятия музыки различных направлений |
Методы: метод обобщения через жанр, метод перспективы, метод эмоциональной драматургии, метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки.
Основные понятия: концерт, Concerto grosso ,рондо,полистилистика.
УМК, ТСО: фонохрестоматия, ноутбук; экран; мультимедиа-проектор; колонки; электронное фортепиано.
Ход урока
1.Организационный момент. Приветствие, проверка уровня готовности к уроку.
2. Актуализация знаний. Проверка д.з.
Музыкальная викторина (7 В- 17.12)
Опрос: 1.Звучит Концерт А.Хачатуряна.1 часть
Назвать произведение, что такое концерт? Из каких частей состоит? Какая часть звучала? Какой инструмент солирует? Что выразил композитор в музыке концерта? (любовь к Армении, любование ее цветущей природой, в основе концерта песенные народные интонации)
Концерт (ит. Concerto- согласие от лат.– concerto– соревнуюсь) называют: 1.Публичное исполнение музыкальных произведений;2. Муз.произведение, основанное на сопоставлении, состязании солирующего инструмента (реже нескольких) и всего оркестра. Жанр концерт складывался с середины 16 века. Вивальди ввел трехчастную форму концерта- 1-быстро-2-медленно-3- финал-быстро, блестящий , жизнерадостный.
3.Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка темы и цели урока.
Сегодня продолжим знакомиться с жанром «концерт» и обратимся к музыке композитора 20 в. А.Г.Шнитке. XX столетие особенно было полно катастрофическими социальными потрясениями, и в то же время это век реорганизации человеческого сознания в связи с многочисленными открытиями в области науки и техники .Все эти события привели к изменению мироощущения, которое проявилось, прежде всего, в утере былого гармоничного взгляда на мир. Это отразилось и в искусстве. Сочиняя музыку современную, А.Шнитке обращается и к старинным музыкальным жанрам, размышляя о жизни и путешествуя по времени, пытается отвкетить на сложные вопросы жизни.Сегодня мы узнаем о двух его известных произведениях-
Тема урока.
Цель урока - познакомиться с особенностями музыки А.Шнитке
4.Работа над темой урока.
Альфред Шнитке (1934 – 1998) жил в этом противоречивом мире, и, когда хотел передать идею взаимоотношения мира и человека (человек – волевой, целеустремлённый, мир – злобный, враждебный. Для музыки Шнитке характерна полистилистика - намеренное соединение в одном произведении различных стилистических явлений – сплав классических музыкальных традиций и новых музыкальных вкусов– интересных ритмов, гармоний, мелодий…“
Композитор хочет изобразить исповедь человека нового времени, который вобрал в себя опыт столетий, человек – часть мира и человеческой культуры, их нельзя отделить друг от друга, они едины, хотя и противоречат друг другу” и обращается к жанру концерта – а точнее- к старинной его форме Concerto grossо (XVII – XVIII век). В переводе с итальянского- это означает большой концерт.
«Концерт имеет старинное название «Concerto grosso», — говорил А. Шнитке, — Я хотел этим подчеркнуть, что тип взаимоотношений между солистами и оркестром здесь не такой, как в классическом или романтическом концерте, где отношения солиста и оркестра построены на контрастах, иногда даже на конфликте, на драматизме, а что здесь тип отношений несколько иной, как в старинном инструментальном концерте Баха, Вивальди и Корелли, где солист и оркестр — и даже группа солистов — исполняют один и тот же тематический материал, не вступая в конфликтно-контрастные отношения с оркестром, и вместе с тем их партии не столь виртуозны и не так довлеют над оркестром, а являются партиями солирующими (в общем контексте), но все же подчиненными какому-то высшему порядку, высшим взаимоотношениям между оркестром и солистами» .Посвятил концерт композитор своим друзьям- и первым исполнителям этой музыки скрипачам Гидону Кремеру и Татьяне Гринденко.
Звучит «Рондо» из «Кончерто гроссо»
Что можно сказать об этой музыке? Какая она? Необычная,интересная.
В «Concerto grosso» использованы темы, отличающиеся интонационной общностью, из четырех различных кинофильмов.
Это фильмы: «Сказ о том, как царь Петр арапа женил» — первая, вступительная тема концерта, медленная, напоминающая детскую грустную песенку;
«Восхождение» Л. Шепитько — тема финального рондо, в основном музыка 3-й части («Речитатива»);
«Агония» Э. Климова — танго, которое является одним из эпизодов рондо; мультфильм «Бабочка» А. Хржановского — тема в конце каденции для двух солистов и также в кульминационном моменте рондо.
Итак, в рондо — темы из трех фильмов. Волевой, целеустремленной начальной теме композитор противопоставляет тему другого мира — злобного, враждебного. «Наплывы», искажающие звучание чистых тембров скрипки, воспринимаются слушателями как вторжение сил, противостоящих активности главной темы.
• Какие чувства испытывает «герой» концерта? Здесь и страстность, взволнованность, энергия, драматизм, звучит трагический минор, и страстное танго, вновь напряженность и вдруг — свет, а в заключение — некая колокольность.
Также у Шнитке есть известное произведение – «Сюита в старинном стиле для скрипки и фортепиано».
Как и концерт, сюита является циклической формой в музыке. Также сонаты и симфонии тоже являются циклич. формами.
С какой циклической музыкой уже встречались на уроке? Вокальный цикл Ф.Шуберта.
Циклические формы в музыке — музыкальные формы произведения, предполагающие наличие отдельных частей, самостоятельных по строению, но связанных единством замысла. Так, в концерте 3 части. В сюите- это может быть несколько разнохарактерных пьес, объединенных единством замысла. Такие формы существуют и в изобразительном искусстве. Художники тоже пытались выразить противостояние мира и человека, но только в цвете. В современном мире многие люди увлекаются созданием коллажей. А вы знаете, что это такое? Учащиеся отвечают, предполагая, что коллаж – картина, созданная из разных частей, объединённых общей идеей.
Сюита в старинном стиле- 5 частей: Пастораль, Балет, Менуэт, Фуга и Пантомима.
Сюита была создана в 1971 г. на основе музыки к кинофильмам «Похождения зубного врача» и «Спорт, спорт, спорт» (режиссер Э. Климов). Пять очаровательных пьес, написанных остроумно, тонко, с большим вкусом, представляют собой искусную стилизацию музыки XVIII в.
Сюита создавалась автором по просьбе скрипача М. Лубоцкого с педагогической целью, но благодаря художественным достоинствам быстро завоевала популярность у концертирующих музыкантов и часто исполнялась на эстраде, в том числе и знаменитым Владимиром Спиваковым. Сюиту переложили для других составов: для альта с оркестром, для трубы с фортепиано... Большой талант композитора позволил приблизить слушателей и исполнителей к восприятию старинной музыки;
прекрасны запоминающиеся мелодии-темы, ритмоформулы, которые сочинил Шнитке «в старинном духе»;
тонко и со вкусом воспроизведены особенности жанров и форм музыки прошлого;
слушателям предлагается «пережить» ощущение возвышающего благородства от общения с музыкой в классическом стиле.
Д.з- самостоятельно послушать одну из частей Сюиты А.Шнитке.
5.Первичная проверка понимания, закрепление.
Чем понравилась музыка А.Шнитке? Что для нее характерно? Сочетание старинной и современной музыки. Она очень узнаваема по особому стилю композитора.
Музыка Шнитке рождена беспокойным потоком современной жизни. Главные темы его произведений: «Художник и мир», «Музыка и духовность», «Настоящее и прошлое», «Логика и интуиция», «Высокое и низкое». Его музыка учит нас широте взглядов на мир. Она, как живой организм, одинаково чуткий к настроениям сегодняшнего дня и к знакам прошлого. Шнитке говорил, что ему интересна идея путешествия по времени. Для него не существовало своего и чужого, старого и нового. И потому обращение к музыке этого композитора расширяет наши представления о единстве мира и человеческой культуры.
Привлечение музыкальных цитат, полистилистика (намеренное соединение в одном произведении различных стилистических явлений), свойственные Шнитке, — это мгновенный контакт с прошлым, заимствование памяти и культурного опыта ушедших поколений. Привлечение в музыкальном произведении различных стилей расширяет наши представления о единстве мира и человеческой культуры.
Что такое «кончерто гроссо»? Сюита? Как называются по-другому эти жанры? Циклическая музыка.
6.Итог урока. Рефлексия. Оценка слушательской деятельности учащихся.
Что было сложным? Непонятным на уроке?
7.Домашнее задание Учебник с.138-141 , слушать Концерт и Вальс к драме М.Лермонтова «Маскарад» А. Хачатуряна
Анкета ( самооценка)
1. На уроке я работал
2. Своей работой на уроке я
3. Урок для меня показался
4. За урок я
5. Мое настроение
6. Материал урока мне был
активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен