СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки для 5 -ого класса"Небесное и земное в звуках и красках" по программе Сергеевой Г.П.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока музыки в 5-ом классе разработан по программе Сергеевой Г.П.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки для 5 -ого класса"Небесное и земное в звуках и красках" по программе Сергеевой Г.П.»

Конспект урока музыки 5 класс по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной.


Тема урока: «Небесное и земное в звуках и красках».

Тип урока: открытие нового знания.

Жанр урока: тематический.


Цель: раскрыть содержание «Страстей по Матфею» («Плач Петра») И.С.Баха.


Задачи:

- включить учащихся в учебную деятельность;

-актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала;

- организовать коммуникативные взаимодействия;

- развивать умение учащихся воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным содержанием, определение их характера и настроения;

- раскрыть отношение композиторов и художников к духовным образам древнерусского и западноевропейского искусства;

-оценить собственную деятельность на уроке.


Планируемые результаты:

Научатся:

-воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражая своё отношение;

-вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни;

-проводить интонационно-образный анализ музыкального произведения –чувства, характер, настроение;

-понимать связь музыки с изобразительным искусством;

-использовать элементарные умения и навыки при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности.


Метапредметные результаты:

-умение понимать учебную задачу урока;

-умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии;

-планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин не успешности, умение корректировать свои действия;

-готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, обобщение; наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.


Личностные:

- наличие эмоционального отношения к искусству;

-формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой и живописью;

-осознание жизненного смысла музыкальных образов в связи с изобразительным искусством;

-усвоение духовного и жизненного содержания «Раскаяния ап. Петра» и «Страстей по Матфею».


Познавательные:

-опора на имеющий жизненный опыт в процессе знакомства с новой

информацией;

-действия постановки и решения проблем в процессе анализа музыки;

-извлечение необходимой информации из прослушанного произведения;

-умение строить речевое высказывание в устной форме: размышления о музыке в форме диалога с учителем; учиться давать оценку результатам деятельности.


Регулятивные:

-постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно (опора на имеющийся жизненный и музыкальный опыт);

-использовать речь для регуляции своего действия;

-постановка и выполнение целей; оценка воздействия музыкального сочинения на чувства и мысли слушателя; способность к волевому усилию, преодолению препятствий, трудностей, возникающих в процессе исполнения и слушания музыки;

-оценка –выделение и осознание учащимися того, что уже сделано и что ещё надо сделать;

-оценка воздействия полученной информации на собственные чувства и мысли.


Учитель: имя И. С. Баха, немецкого композитора 18 века, вам уже хорошо известно. А знаете ли вы, что композитор, будучи верующим человеком, мог светскую мелодию переложить для богослужений, но никогда не позволял себе перекладывать церковную музыку для светских мероприятий. Послушайте «Плач Петра» из «Страстей по Матфею».

Слушают «Арию альта».

Учитель: наверное, вас удивило исполнение?

Почему Бах доверил партию ап. Петра женскому голосу?

Может ли душа мужчины петь нежным женским голосом?

Соответствует ли музыкальный образ образу на картине Дж. Гверчино?

Соответствует ли музыкальный образ вашему представлению о раскаянии ап. Петра?

Ответы учеников.


Учитель: Петр был простым, земным человеком, а стал апостолом!

Как он прошел этот путь?

Почему он стал первоверховным?

Мы сможем его путь повторить?

Ответы учеников.


Динамическая пауза.


Организация групповой деятельности.

Подготовка к работе.

Класс делится на группы по 4-5 человек.

Учитель: А сейчас мы с вами поиграем. Я поставлю музыку М. П. Мусоргского. Постарайтесь по характеру музыки узнать музыкальное произведение и вспомнить его название.

(Звучит муз. фрагмент «Рассвет на Москве-реке»).

Кто узнал известное музыкальное произведение? Кто его назовёт?

Ответы детей.

Учитель раздаёт бумагу для рисования и двойной тетрадный лист и делит класс на группы.

С помощью учителя выбирается капитаны команд. Они должны организовать активную работу своих групп.

После прослушивания каждая команда представит свой рисунок и проведёт подробный разбор музыкального произведения: определяют характер музыкального произведения, используя словарь эстетических эмоций;

средства выразительности: лад, тембр, регистр, темп, фактура, динамика, называют музыкальные инструменты, которые участвовали в исполнении муз. произведения.

(Повторно звучит музыка).

Дети активно работают в группах (сдают учителю рисунки и коллективные характеристики музыки).

Учитель: Давайте посмотрим, что у вас получилось. Молодцы, все справились!

Что вы услышали в музыке?

Звон колоколов к утренней службе?

Ответы учеников.


Рефлексия урока.

Учитель: как вы думаете, где небеса ближе к человеку? Конечно, в храме.

Это мы видим в архитектуре самого храма, на иконах, слышим в песнопениях.

«Любить, молиться, петь. Святое назначенье...» Слова П.Вяземского

могут быть поэтическим обобщением нашего урока. Благодарю всех за внимание. В заключении урока исполним ранее выученную молитву.

(исполняем молитву: «Достойно есть»).

Группы получают общую оценку.

Лучшие рисунки и рассказы будут представлены на школьной выставке творческих работ.

д/з: слушать музыку И. С. Баха и рисовать. Можно использовать диски из школьной фонотеки.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!