СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки на тему «Бывальщина или небывальщина?.. Было или не было?..» (3 класс)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся  3 класса (УМК В.О. Усачёва, Л.В. Школяр «Музыка», 3 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть тему 3 урока 2 четверти.

Цели и задачи:

- продолжать знакомство с народными песенными жанрами;

- знакомить детей с народным жанром «скоморошины», «небывальщины».

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки на тему «Бывальщина или небывальщина?.. Было или не было?..» (3 класс)»

3 КЛАСС

II ЧЕТВЕРТЬ


Урок 3. Бывальщина или небывальщина?.. Было или не было?..

Цели и задачи:

- продолжать знакомство с народными песенными жанрами;

- знакомить детей с народным жанром «скоморошины», «небывальщины».


ХОД УРОКА


  1. Организация урока. Мотивация. Актуализация знаний.

  1. Музыкальное приветствие

  2. Проверка ДЗ:

  • С творчеством какого русского композитора знакомились на прошлом уроке?

  • В чём выражается «русскость» творчества М. Мусоргского?

- «Могучая кучка»; вклад в развитие русской музыкальной культуры, возрождение национальной культуры.

  • Определите выразительную интонационность вокальной пьесы «В углу» из цикла «Детская» Мусоргского.

  • Что такое интонация?

- Небольшой мелодический оборот, в котором заключено основное музыкальное содержание произведения; выразительность образа.

  • Что такое вокальный цикл?

Многочастное вокальное произведение, все части которого объединены одной темой.

  1. Исполнение песни «Едет, едет Новый год»


  1. Сообщение темы. Целеполагание

Сегодня мы:

- вновь приобщимся к народному творчеству - познакомимся с жанром народной песни «скоморошины», «небылицы» («небывальщины»);

- продолжим также знакомиться с современным песнями, написанными «в народном духе» - выучим песню «Зима» (У леса на опушке…»).


  1. Основной этап

  1. «Небывальщина» да «неслыхальщина». Введение в тему

Существуют древние песни довольно странного, на первый взгляд, содержания.

В них создаётся атмосфера старинного развлечения, о котором бы сейчас сказали так: языком молоть, околесицу нести, врать напропалую...

Их называют скоморошинами или небывальщинами. Их предназначением было – посмешить, повеселить, поразвлекать. А некоторые подобные песенки становились потешками для детей.

Главное то, что они - такие несусветные, дурашливые - были нужны и детям, и взрослым.


  1. Скоморошина «Ой, да посидите, гостюшки…»

Прослушаем фрагмент этой «скоморошины»:

Ой, да посидите, гостюшки,

Да побеседуйте, эх,

Я вам чуду скажу,

Ох, вряд ли поверите…

А) Слушание аудиозаписи (фрагмент)

Эта самая «чуда», как поётся в песне, только ещё пришла в голову: «...На дубу свинья, ой, да гняздо совила...». А дальше?..


Б) А вот и учебная задача: доплести «чуду» до конца. Попробуем?..

Гнездо - … (свивают),

яйца - … (высиживают),

из яиц — … (поросяточки),

а коль в гнезде да и на дубу — вот и возникает птичье ощущение — … (полетать хочется).

Свинья с поросятами в полёте! Ну, не смешно ли?


В) Рассматривание иллюстраций

Какое же, всё-таки, название закрепилось за этим жанром?

Рассмотрим рисунки, на которых изображена реакция на такое «несусветное враньё» и ответим на вопрос: «Бывальщина или небывальщина?» Было это или не было?

Ответы детей.

Ясно — не было. Значит, и жанр назовём — небывальщина. (В отличие от былины – другого народного жанра, в котором воспевалось то, что действительно было и прошло. Хотя и в былинах также были различные приукрашивания, преувеличения, но они помогали во всей красе воссоздать реально происходившие события и образы героев, почувствовать напряжение или своеобразие, значимость происходящего...).


Г) Сочиняем небывальщину

Попробуем сочинить дальнейший сюжет в небывальщине про поросячье семейство.

Главное при сочинении — сжиться с народным напевом, понять его особенность:

гнездо свила — яиц нанесла, поросят вывела полосатеньких, они сидят и вниз глядят — полететь хотят...

А особенностью народного напева является типичная для народных песен структура - повторы последних двух строчек каждой строфы в начале следующей: такие своеобразные «сцепления». Последние слова содержат смысл уже спетого и помогают представить дальнейшее развитие сюжета. Объединимся с нашими предками, сочиним да споём как они:

На дубу свинья гнездо свила —

гнездо свила - яиц нанесла,

яиц нанесла - поросят вывела,

поросят вывела полосатеньких,

они сидят и вниз глядят,

вниз глядят — полететь хотят...


Д) Повторное прослушивание (целиком)

На дубу свинья гнездо совила,

Гнездо совила, яиц нанесла.

Яиц нанесла, деток вывела –

Поросяточков, ох, да полосатеньких.

Малы деточки – поросяточки

По сучкам сидят, желудьки едят.

Желудьки едят, сами вниз глядят.

Сами вниз глядят - улететь хотят.

Небылица в лицах, небывальщина,

Небывальщина да неслыхальщина.


  1. Скоморохи


Скоморохи – бродячие актёры: певцы, музыканты, танцоры, акробаты, дрессировщики; сами сочиняли и ставили сатирические пьесы, сценки.

  • Просмотр видеороликов:

  1. Фильм «Скоморохи»

  2. «Танец скоморохов» из мюзикла «Спящая красавица»


5. Разучивание «Зима». Вокально-хоровая работа

Сегодня выучим песню про зиму – современную, композиторскую. Но в её сюжете тоже можно услышать признаки народной «небывальщины»:

У леса на опушке жила Зима в избушке:

Она «снежки солила в берёзовой кадушке…»

  1. Распевание - чистоговорка на «З» - «Коза»

За-за-за, за-за-за – здесь привязана коза.

Зы-зы-зы, зы-зы-зы – мало травки у козы.

Зу-зу-зу, зу-зу-зу – отвязали мы козу.

За-за-за, за-за-за – залезает в сад коза.


  1. Разучивание песни

А теперь – новая песня. Послушайте её.

А) Прослушивание

Б) Разучиваем 1 куплет:

  • Исполнение куплета учителем.

  • Исполнение 1-ой строчки песни с учителем.

  • Исполнение 1-ой строчки песни без учителя.

  • Первая и вторая строчки – с учителем.

  • Первая и вторая строчки – без учителя.

  • Первая, вторая, третья строчки – с учителем.

  • Первая, вторая, третья строчки – без учителя (учитель слушает).

  • Первая, вторая, третья, четвёртая строчки – с учителем.

  • Первая, вторая, третья, четвёртая строчки – без учителя.

  • Поют отдельно с аккомпанементом только девочки.

  • Поют только мальчики.

- Встали весь класс, поём все вместе первый куплет.

В) Разучивание 2-го куплета.

Г) Исполнение всей песни

- Все встали. Исполняем все вместе песню. Ваша задача – передать настроение песни. Спойте её звонко, весело, лихо, чтобы всем нам стало радостно.


6. Рефлексия

- Итак, с чем познакомились мы на сегодняшнем уроке? Что узнали нового? Чем занимались?

- Понравилась вам песня?

- А сочинять небывальщину?


7. Итог урока

Выставление оценок.


8. Домашнее задание

Учить, выразительно исполнять песню «Зима». Повторять песню «Едет, едет Новый год». Раскрасить рисунок «Небывальщина».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей