СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки на тему «Два музыкальных посвящения» (6 класс)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся  6 класса (УМК Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская «Музыка». 6 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть тему 3 урока 1 четверти.

Раздел программы: Мир образов вокальной и инструментальной музыки.

Цели и задачи:

- развитие общих музыкальных способно­стей учащихся, образного, ассоциативного мышления, твор­ческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и ана­лиза музыкальных образов;

- постижение музыкального образа как единства правды и красоты;

- формирование готовности и способности участвовать в коллективной исполнительской де­ятельности; умений обобщать, устанавливать аналогии, класси­фицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (ин­дуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

- познакомить учащих­ся с шедеврами музыкального искусства, обращая внимание учащихся на своеобразие почерка композитора;

- помочь учащимся понять, что каждое музыкальное произведение благодаря эмоциональ­ному воздействию позволяет пережить всю глубину чувств, которые, может быть, ещё не были испытаны ими в реальной жизни.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки на тему «Два музыкальных посвящения» (6 класс)»

6 класс

Урок 3. Два музыкальных посвящения

Цели и задачи:

- развитие общих музыкальных способно­стей учащихся, образного, ассоциативного мышления, твор­ческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и ана­лиза музыкальных образов;

- постижение музыкального образа как единства правды и красоты;

- формирование готовности и способности участвовать в коллективной исполнительской де­ятельности; умений обобщать, устанавливать аналогии, класси­фицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (ин­дуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

- познакомить учащих­ся с шедеврами музыкального искусства, обращая внимание учащихся на своеобразие почерка композитора;

- помочь учащимся понять, что каждое музыкальное произведение благодаря эмоциональ­ному воздействию позволяет пережить всю глубину чувств, которые, может быть, ещё не были испытаны ими в реальной жизни.


ХОД УРОКА


«Я помню чудное мгновенье». «Вальс-фантазия».

На сегодняшнем уроке речь пой­дёт о двух музыкальных шедеврах, один из которыхроманс М. Глинки на стихи А. Пушкина «Я помню чудное мгновенье»относится к вокальной музыке, а другой — «Вальс-фантазия» — к инструментальной.

Эпиграф — слова М. Глинки:

«Эта музыка напомнит тебе дни любви и младости»

вводит учащихся в мир композитора, настраивает на восприятие музыки, передающей тонкие душев­ные переживания.

Портреты Александра Сергеевича Пушкина и Анны Петровны Керн, Михаила Ивановича Глинки и Екатерины Ермолаевны Керн воссоздают образы героев этих лирических произведений.

Это своеобразная исповедь сердца композитора, как будто глубоко личная дневниковая запись переживаний и раздумий, отчаяния и восторга, выраженная в музыкальных интонациях.


  1. Чтение и анализ стихотворения


Учитель предлагает одному из учащихся вырази­тельно прочитать стихотворение А. Пушкина «Я помню чудное мгновенье». Остальные, вслушиваясь в его звучание, подбирают к каждому из шести четверостиший названия, соответствующие их образно-смысловому содержанию.

- Подумайте, какая музы­кальная форма может раскрыть поэтический образ стихотво­рения.


2. Романс М. Глинки


1) Слушание (в исполнении Н. Гедды). Музыкальный анализ


А) Вопросы к слушанию

- Ответьте на вопросы:

• Какие чувства пробуждает романс?

• Что привлекает в этом музыкальном сочинении?

• Как композитор передал смену чувств и переживаний?

• Какими выразительными средствами подчеркнул различные эмоциональные состояния этого поэти­ческого высказывания?

Ответить на данные вопросы поможет и нотная запись ме­лодии в учебнике (с. 16).


Б) Определение музыкальной формы

Пропевание начальных мелодий

Начальные мелодии каж­дой части пропеваются с учащимися. Это будет содействовать актив­ному постижению музыкального образа романса.


- Трёхчастная форма соответствует содержанию стихотворе­ния, в котором отражены 3 важных момента душевной жизни героя: воспоминание о первой встрече, горечь разлуки с любимой и радость вновь наступившего свидания.

Учитель обращает внимание учащихся на отдельные элементы музыкальной речи, на то, как:

Композитор создаёт образ мимолётного видения: повествовательная, плавно льющаяся мелодия прерыва­ется неустойчивым синкопированным ритмом, когда ударение с сильной доли такта переносится на слабую.

- Пропойте фрагмент мелодии на слова «как мимолётное виденье» - ст. 17 учебника.

Пропев фрагмент, учащиеся почув­ствуют выразительную роль синкопы.


Синкопа – перенесение ударения с сильной доли такта на слабую.


3) «Вальс-фантазия» М. Глинки

- «Вальс-фантазия» прозвучит в исполнении Госу­дарственного академического симфонического оркестра под управлением Е. Светланова.

Исполнение (вокализация) глав­ной мелодии (оригинальное трёхтактовое построение фразы в сравнении с традиционным четырёхтактовым) позволит уча­щимся ярче почувствовать характер музыкального высказыва­ния.

Здесь и взволнованность, восторженность, порыв, смяте­ние, меланхолия, грусть.

Более внимательное прослушивание нескольких мелодий «Вальса-фантазии» поможет учащимся понять, как они взаимодействуют друг с другом и что их объ­единяет; какими средствами композитор передаёт единое ли­рическое чувство и его различные эмоциональные оттенки.


Благодаря музыке Глинки как бы оживает романтическое про­шлое, воображение рисует образы прекрасных женских лиц, ассоциирующихся с этой музыкой.


• Можно ли романс и вальс назвать музыкальными портретами? И если да, то почему?


Домашнее задание. Подготовить мини-проект «Романсы М.И. Глинки на стихи А.С. Пушкина. Повторять, выразительно исполнять «Школьный романс».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!