СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки на тему «”Гоголь-сюита” (Из музыки к спектаклю “Ревизская сказка”)» (8 класс)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся  8 класса (УМК Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская «Музыка», 8 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть тему 4 урока 2 четверти.

Цели урока: Актуализация жизненно-музыкальных впечатлений учащихся о роли музыки в сценическом действии; закрепление знаний о взаимодействии музыки и литературы; понимание выразительности музыкальных характеристик сюжетных линий спектакля и его главных героев.

Задачи:

- выявить значение музыки в раскрытии драматургии действия в спектакле «Ревизская сказка»;

- выяснить, относятся ли к современной жизни слова статьи Н. Гоголя (Учебник, ст. 46) и музыка «Гоголь-сюиты» А. Шнитке;

- слушать, анализировать музыку «Гоголь-сюиты», ориентируясь на вопросы, поставленные перед учащимися в учебнике;

- активизировать художественно-познавательную деятельность учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки на тему «”Гоголь-сюита” (Из музыки к спектаклю “Ревизская сказка”)» (8 класс)»

Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская

8 класс

II ЧЕТВЕРТЬ

Урок 4. «Гоголь-сюита» (Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка»)

Цели урока: Актуализация жизненно-музыкальных впечатлений учащихся о роли музыки в сценическом действии; закрепление знаний о взаимодействии музыки и литературы; понимание выразительности музыкальных характеристик сюжетных линий спектакля и его главных героев.

Задачи:

- выявить значение музыки в раскрытии драматургии действия в спектакле «Ревизская сказка»;

- выяснить, относятся ли к современной жизни слова статьи Н. Гоголя (Учебник, ст. 46) и музыка «Гоголь-сюиты» А. Шнитке;

- слушать, анализировать музыку «Гоголь-сюиты», ориентируясь на вопросы, поставленные перед учащимися в учебнике;

- активизировать художественно-познавательную деятельность учащихся.

ХОД УРОКА

  1. Мотивация. Актуализация опорных знаний

На прошлых уроках мы говорили о роли музыки в драматических спектаклях.

  • В чём же заключается эта роль?

  • Кто является автором драматической поэмы «Пер Гюнт»? Кто автор музыки к одноимённой постановке этой драмы на сцене?

  • Какие слова из текста поэмы «Пер Гюнт» характеризуют жизненное кредо главного героя?

  • Музыка какого жизненного явления показала в сюите «Пер Гюнт» крушение всех надежд Пера?

  • Как музыка Грига характеризует главную героиню – Сольвейг?

Споём выразительно песню Ю. Кукина «За туманом». Каков её смысл?

  • Исполнение песни.



  1. Сообщение темы урока. Целеполагание

Сегодня вы:

- познакомитесь с музыкой российского композитора А. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка»

  1. Основной этап. Знакомство с «Гоголь-сюитой»

  1. Ведение в тему

Любителям театра широко известно имя режиссёра Ю. Любимова и спектакли, которые были им поставлены в Московском театре на Таганке. Одной из оригинальных постановок стал спектакль «Ревизская сказка» по произведениям Н. Гоголя. В сценарии были использованы отрывки из произведений Гоголя, фрагменты его переписки с друзьями и многое другое.

Главный герой спектакля – сам Николай Васильевич Гоголь, действующий на сцене в окружении персонажей своих произведений, раскрывающих драму русской жизни.

Написать музыку к спектаклю был приглашён Альфред Гарриевич Шнитке (1934-1998), который хорошо знал и любил творчество Гоголя. Композитор писал:

«Столкновение возвышенного и низменного в его сочинениях, использование банального – всё это, конечно, повлияло на меня в сильной степени. Шлягер – хорошая маска всякой чертовщины, способ влезть в душу».

Мысли писателя и композитора во многом были созвучны. Оба умели горько смеяться над жизнью, в которой много шутовского…

Музыка Шнитке отражает и усиливает то, что происходит на сцене. Но при всём соответствии драматургии и стилю спектакля она больше, чем «сопроводительная музыка». Из музыкальных фрагментов, которые сопутствовали отдельным сценам спектакля, дирижёр Г. Рождественский предложил композитору создать оркестровую сюиту. Произведение получило название «Гоголь-сюита».

Эта музыка – ярчайший образец симфонического театра. В концертном зале нет ни декораций, ни актёров, тем не менее перед слушателями разворачивается симфонический спектакль, по силе воздействия стоящий на уровне лучших образцов театральной музыки.

В сюиту включён текст, взятый из «Записок сумасшедшего» Г. Гоголя, который произносит дирижёр. В единстве с музыкой, часто вызывающей смех, абсурдность слов ещё более подчёркивает трагичность судьбы человека, жизнь которого лишена смысла.

«Гоголь-сюита» состоит из семи частей:

  1. Увертюра,

  2. «Детство Чичикова»,

  3. «Портрет»,

  4. «Шинель»,

  5. «Чиновники»,

  6. «Бал»,

  7. «Завещание».

Начнём знакомство с музыкой сюиты с сопоставления двух её частей: Увертюры (№1) и «Завещания» (№7).

Прослушайте, сопоставьте музыку крайних частей сюиты. Постарайтесь самостоятельно выстроить возможную драматургическую линию и предопределите её основной выразительный смысл.

2) Слушание, сопоставление Увертюры и «Завещания». Музыкальный анализ

Вопросы к размышлению:

  • В образный мир каких персонажей вводит слушателей музыка Увертюры?

  • Какая знакомая интонация завершает эту часть? Какой импульс она даёт развитию музыки?

  • Как изменился образный строй музыки «Завещания» по сравнению с Увертюрой? Как музыка рисует самого писателя – Великого Насмешника России?

  • Какие оркестровые краски преобладают в «Завещании»? Какую роль приобретает звучание колоколов и народного напева?

Ответы учащихся.

  • Если бы вы были композиторами, написавшими крайние части сюиты, то какую мысль (идею) вы развивали бы в её средних частях? Аргументируйте своё мнение.

- Основной выразительный смысл (идея) - гротеск, насмешка, карикатурные зарисовки, выражающийся в высмеивании пошлости, глупости, тупости, никчёмности и бессмысленного, пустого прозябания героев гоголевских рассказов и похожих на них многих наших современников.

3) Работа с учебником

Перу Н. Гоголя принадлежит статья «Скульптура, живопись и музыка». Прочитайте, что в ней сказано о музыке (Учебник, ст. 46).

Учащиеся читают фрагмент статьи.

Эти слова писателя и последующее далее на уроке краткое описание происходящего на сцене помогут вам понять замысел и образный строй «Гоголь-сюиты» А. Шнитке, которая, как и произведения Н. Гоголя, переносит нас в страшную сказку о правде жизни. Парадоксально, что вся музыка «Ревизской сказки» построена на шлягере, на сплошных банальностях! Разорванная фактура, разорванные мелодические линии, скачущие мысли… Слушая эту музыку, вполне возможно, вы будете смеяться, но только сначала…

4) Слушание, обсуждение частей «Детство Чичикова», «Чиновники», «Бал»

Итак, знакомимся с отдельными частями «Гоголь-сюиты».

А) «Детство Чичикова» (№2)

На сцене появляется росточек, который впоследствии оказывается детской головкой в чепчике. Эту голову кормят кашей. Голова поглощает её и растёт, растёт, достигая неимоверных размеров… Из неё появляется совершенно обезличенный господин «средней руки» - всё в нём среднее, никакое: чин, рост, вес, лицо…

  • Слушание.

Б) «Портрет» (№3)

Эта часть о жизни Художника, который вдруг лишился признания публики. Он уже более не может создать ничего достойного, и его отчаяние оборачивается стремлением мстить всем и вся. Единственным его желанием становится уничтожение всех шедевров.

В) «Шинель» (№4)

В спектакле шинель не вещь, не одежда, не предмет гардероба, а любимая жена, подруга, которой герой посвящает все лучшие чувства, всю любовь.

Г) «Чиновники» (№5)

Десятки, сотни безымянных спин, стоячих белых воротничков, скрипящих перьев. Бесконечный муравейник человеческих душ, может быть, уже давно мёртвых… Здесь представлен и безымянный чиновник-балетоман. Тело его – за департаментским столом, а душа… в театре. А какой балет он больше всего любит, вы сами легко догадаетесь, послушав музыку этой части.

  • Прослушивание.

Д) «Бал» (№6)

В центре сцены прожектором высвечивается фигура Художника, а вокруг него носятся персонажи, созданные его воображением, они корчат ему рожи, кривляются, ухмыляются, хохочут…

  • Прослушивание.

Е) Вопросы к размышлению

  • С помощью каких знакомых вам музыкальных жанров композитор раскрывает подтекст, скрытый смысл художественных образов?

  • Какими способами и приёмами Шнитке показывает множественность и контрастность гоголевских персонажей: особенности мелодических линий, оркестровки, фактуры, композиции номеров?

  • О каких проблемах жизни современного человека заставляет задуматься музыка «Гоголь-сюиты»?

- В музыке слышно, как композитор нередко использует простоватые интонации (мотивчики). Композитор таким образом высмеивает пошлость, пустоту бессмысленного существования гоголевских героев и подобных им людей в нашей современной жизни.

- Драматические события происходят не только в определённом историческом времени, переданные в самых разных жанрах и стилях музыкального искусства, но и как бы в нашем собственном времени, то есть в конечном счёте развёртываются ради освобождения наших переживаний, чувств, мыслей.

4. Рефлексия. Итог

- В чём же сила музыки А. Шнитке?

- Наверное, в её выразительности.

- Совершенно верно. И особенно выпукло проявляется выразительная сила музыки Шнитке, если её сопоставить с «Всенощной» Рахманинова.

Прослушайте произведение С.В. Рахманинова и сопоставьте с музыкой сюиты Шнитке.

  • Прослушивание «Всенощной» С.В. Рахманинова

- Произведения эти (Рахманинова и Шнитке) контрастны и по содержанию, и по стилю, и по жанру, и по настроению. При их сравнении мы наблюдаем бесконечное разнообразие жизни: от высокого духовного – до карикатурного, смешного.

- И что любопытно: всё это мы можем встретить в жизни любого народа. Тем самым становится очевидной мысль, что музыка, как и жизнь, безгранична в своих проявлениях и возможностях.

5. Домашнее задание

Выполнить проект на тему «Композиторы “читают” литературную классику».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей