СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки на тему «Искусство — память человечества» (6 класс)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 6 класса (УМК Т.И. Науменко, В.В. Алеев «Искусство: Музыка», 6 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть тему 4 урока 1 четверти.

 Планируемые результаты учебной деятельности:

Метапредметные:

— формирование понимания культурных эпох, стилей в искусстве.

Личностные:

— умение размышлять и вести беседу со сверстниками и учителем об эпохах в культуре, о героях античных мифов.

Предметные:

— выразительное и музыкальное исполнение песенного материала урока;

— работа с нотным текстом.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки на тему «Искусство — память человечества» (6 класс)»



6 КЛАСС

I ЧЕТВЕРТЬ

Урок 4. Искусство — память человечества

Планируемые результаты учебной деятельности:

Метапредметные:

— формирование понимания культурных эпох, стилей в искусстве.

Личностные:

— умение размышлять и вести беседу со сверстниками и учителем об эпохах в культуре, о героях античных мифов.

Предметные:

— выразительное и музыкальное исполнение песенного материала урока;

— работа с нотным текстом.



Цели и задачи урока:

- Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

- Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.

- Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

- Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.

- Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.

- Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).



Форма проведения занятия: Урок-дискуссия о любви к музыке и склонности человека к фантазированию, творчеству.

Учебно-дидактическое обеспечение:

Изобразительное искусство: Рафаэль. «Парнас. Аполлон и музы»; Храм Афины Афеи на Эгине (фото); Э.  Гау. Павильонный зал. Государственный Эрмитаж; Ш.Э. Ле Корбюзье. Капелла Нотр-Дам-дю-О. Роншан (фото).

Музыка: М. Мусоргский. «Старый замок» (№ 4 аудиоприложения).

Песенный материал: С. Соснин, стихи Я. Серпина. «Победа!». - https://youtu.be/q1lwSEhtFgE

Виды деятельности учащихся: Восприятие, анализ, обсуждение иллюстративного материала урока — произведений живописи и архитектуры. Обсуждение легенды о богинях Лете и Мнемозине. Запоминание эпох в искусстве  —  Античность, Средневековье, Возрождение, классицизм, романтизм, современность. Разучивание и исполнение песни. Ответы на вопросы о песне, направленные на развитие метапредметных результатов, в «Дневнике музыкальных размышлений». Работа с текстом нотного примера под руководством педагога.

Формы педагогического контроля: Контроль усвоения названий и очерёдности следования друг за другом культурных эпох. Контроль качества исполнения песни. Проверка ответов на вопросы в учебнике и «Дневнике музыкальных размышлений».



ХОД УРОКА

  1. Сообщение темы урока. Ведение в тему

Тема урока: «Искусство – память человечества».

Тема сегодняшнего урока очень важна для понимания роли музыки. Ведь ценность великих произведений искусства заключается в том, что они не устаревают со временем. Заключённые в них чувства и эмоции передаются зрителям и слушателям через века и расстояния.

И это прекрасно иллюстрирует легенда о богине памяти - Мнемозине.


  1. Работа по теме урока

Чем больше узнаёшь музыку, тем больше удивляешься: сколько в ней повторяющихся тем, сюжетов, образов. И в жизни отдельного человека, и в жизни всего человечества не бывает ничего лишнего, устаревшего, изжившего себя.

По-прежнему, как и в старые времена, поёт в произведениях композиторов волшебная лира Орфея, происходят сказочные чудеса, вновь и вновь возрождаются древние молитвенные песнопения. Над ними время не властно: здесь нет забвения, здесь царствует вечность. И примечательно то, что на заре цивилизации, в античной Греции, фантазия людей поставила у истоков всех искусств Мнемозину – богиню памяти.

Существует даже такое предание: вблизи пещеры Трофония (предсказателя человеческих судеб) находились два источника, имеющие названия Лета и Мнемозина. Испивший из первого источника забывал свою жизнь и её тяготы, испивший из второго запоминал всё, что видел и слышал.

Эта двойственность источников глубоко символична: Лета и Мнемозина являются также именами греческих богинь - богиня забвения Лета (её именем названа также река в царстве мёртвых) уносит воспоминания о земном и преходящем; богиня памяти Мнемозина даёт человеку великую созидательную силу – увековечить каждое мгновение жизни.

Именно Мнемозина стала матерью всех девяти муз, покровительствующих искусствам, передав им в наследство самую поразительную способность, отличающую искусства и поныне. Это способность наделять бессмертием всё, к чему они прикасаются.

Рафаэль. «Парнас. Аполлон и музы». Фрагмент «Группа муз»


Контуры зверей, начертанные в первобытных пещерах, и лучезарные города – памятники Греции и Италии, полотна живописцев, дающие панораму лиц, костюмов и обычаев, и пламенные стихи, запечатлевшие живой жар сердца какого-нибудь неведомого нам средневекового рыцаря, – всё это неисчислимые чудеса, подаренные нам искусством.

Ушли в небытие столетия, люди и их дела, угасли страсти, но их живое дыхание и сегодня веет на нас неповторимым ощущением времени, в котором нам не довелось жить, но которое мы помним главной памятью, данной человеку, – памятью души.


  1. Работа над нотным примером

Это - пьеса М. Мусоргского из известного вам цикла «Картинки с выставки».

Что мы можем отметить, рассмотрев нотный пример 3?

Образ средневековой старины дан как воспоминание об ушедшем мире, над которым уже не властно время. Состояние вневременности, вечности передано в музыке с особой статичностью (статичность – покой; отсутствие движения, действия) всех её выразительных средств: однообразием ритма, органным пунктом – выдержанной нотой в басу, сохраняющейся на протяжении всей пьесы, несколько отстранённой, уже словно бы внеземной мелодией, звучащей как печальная песня трубадура.

И это мерное повторение одного и того же звука в басу, сопровождающее долго разворачивающуюся неторопливую мелодию, эти выразительные средства и создают ощущение спокойствия, статичности, медленного течения времени.

4. Слушание и анализ музыки

М. Мусоргский. Старый замок. Из фортепианного цикла «Картинки с выставки»

С циклом М. Мусоргского «Картинки с выставки» вы уже начали знакомство в прошлом году — слушали пьесы «Гном», «Два еврея, богатый и бедный», «Избушка на курьих ножках (Баба-Яга)», «Богатырские ворота». (Прослушивание фрагментов этих миниатюр в качестве повторения материала прошлого года.)

В 6 классе знакомство с циклом продолжает пьеса «Старый замок». В цикле она звучит после первой пьесы — «Гном».

«Старый замок» — пьеса романтическая, но с влиянием средневекового искусства. На картине художника В. Гартмана, творчество которого вдохновило Мусоргского на создание «Картинок с выставки», изображён старинный замок, под балконом которого трубадур поёт серенаду возлюбленной. Эта сцена оживает в музыке Мусоргского: мы слышим печальную, задумчивую мелодию вокального склада на фоне тихого аккомпанемента.

Прослушивание музыки Мусоргского «Старый замок».

Музыкальный анализ:

  • Каким предстаёт старый замок в пьесе М. Мусоргского?

  • Как средства музыкальной выразительности участвуют в создании музыкального образа?

5. Знакомство с эпохами (стилями) в искусстве

В искусстве, в отличие от других видов деятельности, нет примитивных (примитивный – упрощённый) эпох. Каждая дала свои образцы непревзойдённой силы и величия: и блистательная АНТИЧНОСТЬ, и озарённое духовностью СРЕДНЕВЕКОВЬЕ, и любознательное ВОЗРОЖДЕНИЕ, и гармоничный КЛАССИЦИЗМ, и мечтательный РОМАНТИЗМ. Есть своё величие и у МУЗЫКИ XX ВЕКА, ещё пока не имеющей собственного названия, кроме – СОВРЕМЕННОСТЬ.

Запомнить их и отличать очень важно.

Примеры живописи и архитектуры, характеризующие стили:


Храм Афины Афеи на Эгине (АНТИЧНОСТЬ)


Э.  Гау. Павильонный зал. Государственный Эрмитаж. Акварель (КЛАССИЦИЗМ)



Ш.Э. Ле Корбюзье. Капелла Нотр-Дам-дю-О. Роншан (СОВРЕМЕННОСТЬ)


Музыкальные примеры (из пройденного материала):

«Данца альта» Ф. Торре  —  танец, который вы слушали в  конце 5 класса, принадлежит эпохе Средневековья;

хор О. Лассо «Эхо»  —  эпоха Возрождения;

песня Й. Гайдна и симфония В.А. Моцарта, также входившие в программу 5 класса, — образцы классицизма;

произведения Ф.  Шуберта, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, Ф. Шопена, И. Брамса представляют романтизм.


Хочется напомнить и о стиле ИМПРЕССИОНИЗМ, которому было посвящено одно из занятий прошлого года. Вы знакомились и прослушивали музыку его выдающихся представителей — К. Дебюсси и М. Равеля.

А с СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКОЙ вы соприкасаетесь на каждом уроке на примере песенного репертуара. Среди произведений современных композиторов вы знакомились с музыкой «Вальс» Е. Доги.


6. Вокально-хоровая работа

Сегодня мы разучим песню «Победа». Автор музыки - С. Соснин, стихи - Я. Серпина. Эта песня о героях Великой Отечественной войны соответствует теме нашего урока.

Старый портрет, что висит на стене,
Память о том, кто мужал на войне,
Звёзды салюта в раскрытом окне -
Вот что такое Победа!

Победа! Победа! Победа!

Ветер, ласкающий нас на лету,
Утро в бушующем майском цвету,
Люди сроднившие быль и мечту -
Вот что такое Победа!

Победа! Победа! Победа!

Трепетный галстук, что жарче огня,
Песни, которые льются, звеня,
Щедрое солнце грядущего дня -
Вот что такое Победа!

Победа! Победа! Победа!

  • Прослушайте фрагмент из песни - https://youtu.be/CVmSvik7xko . К какой эпохе вы её отнесёте?

  • Определим строение песни: Песня состоит из трёх куплетов с припевами.

Разучивание. Исполнение (Трёхголосие в припевах исполняется по желанию, в соответствии с возможностями учащихся)

7. Итог урока

Музыка Мусоргского, явившаяся к нам подобно призраку, как будто из другого мира, вызывает у слушателей живое сожаление об ушедших временах с их рыцарями и прекрасными дамами, величественными замками и чудесными песнями. И именно в сегодняшнем, тёплом эмоциональном переживании заключено главное доказательство того, что искусство несёт в себе не механическую память, а именно душу времени. Прикосновение к этой душе, как к великой загадке, вновь и вновь вдохновляет поэтов и музыкантов, и они обращаются к вечным темам и образам, «примеряя» их к современности.

Вот почему и сейчас музыканты по всей России собирают исчезающие крупицы народной музыки, запечатлевшие в себе память ушедших веков, создают музыкальные коллективы, возрождающие исполнение забытых духовных песнопений. Композиторы всё чаще обращаются к древним пластам культуры, вводя в свои произведения мелодии, звучавшие много веков назад.

Так столетия ведут свой неторопливый разговор. Это разговор равных.

Человечеству, как и отдельному человеку, нужна вся музыка – и та, что звучит сегодня, и та, что создавалась в предшествующие века.

Вывод: Чем больше «миров» открыл для себя человек в искусстве, тем более яркими гранями раскрывается перед ним жизнь. Ведь в сотни раз богаче и драгоценнее каждый её миг, если он озарён светом любви и восхищения всех воспевших его в своих стихах и своих песнях.


8. Вопросы и задания

Можно ли сказать, что прошедшие столетия живут в памяти людей? Объясни.

Назови главнейшие культурные эпохи.


МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛОВАРИК

Античность

Средневековье

Возрождение

Классицизм

Романтизм

Импрессионизм


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!