6 КЛАСС
I ЧЕТВЕРТЬ
Урок 4. Искусство — память человечества
Планируемые результаты учебной деятельности:
Метапредметные:
— формирование понимания культурных эпох, стилей в искусстве.
Личностные:
— умение размышлять и вести беседу со сверстниками и учителем об эпохах в культуре, о героях античных мифов.
Предметные:
— выразительное и музыкальное исполнение песенного материала урока;
— работа с нотным текстом.
Цели и задачи урока:
- Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.
- Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.
- Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.
- Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.
- Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).
Форма проведения занятия: Урок-дискуссия о любви к музыке и склонности человека к фантазированию, творчеству.
Учебно-дидактическое обеспечение:
Изобразительное искусство: Рафаэль. «Парнас. Аполлон и музы»; Храм Афины Афеи на Эгине (фото); Э. Гау. Павильонный зал. Государственный Эрмитаж; Ш.Э. Ле Корбюзье. Капелла Нотр-Дам-дю-О. Роншан (фото).
Музыка: М. Мусоргский. «Старый замок» (№ 4 аудиоприложения).
Песенный материал: С. Соснин, стихи Я. Серпина. «Победа!». - https://youtu.be/q1lwSEhtFgE
Виды деятельности учащихся: Восприятие, анализ, обсуждение иллюстративного материала урока — произведений живописи и архитектуры. Обсуждение легенды о богинях Лете и Мнемозине. Запоминание эпох в искусстве — Античность, Средневековье, Возрождение, классицизм, романтизм, современность. Разучивание и исполнение песни. Ответы на вопросы о песне, направленные на развитие метапредметных результатов, в «Дневнике музыкальных размышлений». Работа с текстом нотного примера под руководством педагога.
Формы педагогического контроля: Контроль усвоения названий и очерёдности следования друг за другом культурных эпох. Контроль качества исполнения песни. Проверка ответов на вопросы в учебнике и «Дневнике музыкальных размышлений».
ХОД УРОКА
Сообщение темы урока. Ведение в тему
Тема урока: «Искусство – память человечества».
Тема сегодняшнего урока очень важна для понимания роли музыки. Ведь ценность великих произведений искусства заключается в том, что они не устаревают со временем. Заключённые в них чувства и эмоции передаются зрителям и слушателям через века и расстояния.
И это прекрасно иллюстрирует легенда о богине памяти - Мнемозине.
Работа по теме урока
Чем больше узнаёшь музыку, тем больше удивляешься: сколько в ней повторяющихся тем, сюжетов, образов. И в жизни отдельного человека, и в жизни всего человечества не бывает ничего лишнего, устаревшего, изжившего себя.
По-прежнему, как и в старые времена, поёт в произведениях композиторов волшебная лира Орфея, происходят сказочные чудеса, вновь и вновь возрождаются древние молитвенные песнопения. Над ними время не властно: здесь нет забвения, здесь царствует вечность. И примечательно то, что на заре цивилизации, в античной Греции, фантазия людей поставила у истоков всех искусств Мнемозину – богиню памяти.
Существует даже такое предание: вблизи пещеры Трофония (предсказателя человеческих судеб) находились два источника, имеющие названия Лета и Мнемозина. Испивший из первого источника забывал свою жизнь и её тяготы, испивший из второго запоминал всё, что видел и слышал.
Эта двойственность источников глубоко символична: Лета и Мнемозина являются также именами греческих богинь - богиня забвения Лета (её именем названа также река в царстве мёртвых) уносит воспоминания о земном и преходящем; богиня памяти Мнемозина даёт человеку великую созидательную силу – увековечить каждое мгновение жизни.
Именно Мнемозина стала матерью всех девяти муз, покровительствующих искусствам, передав им в наследство самую поразительную способность, отличающую искусства и поныне. Это способность наделять бессмертием всё, к чему они прикасаются.
Рафаэль. «Парнас. Аполлон и музы». Фрагмент «Группа муз»
Контуры зверей, начертанные в первобытных пещерах, и лучезарные города – памятники Греции и Италии, полотна живописцев, дающие панораму лиц, костюмов и обычаев, и пламенные стихи, запечатлевшие живой жар сердца какого-нибудь неведомого нам средневекового рыцаря, – всё это неисчислимые чудеса, подаренные нам искусством.
Ушли в небытие столетия, люди и их дела, угасли страсти, но их живое дыхание и сегодня веет на нас неповторимым ощущением времени, в котором нам не довелось жить, но которое мы помним главной памятью, данной человеку, – памятью души.
Работа над нотным примером
Это - пьеса М. Мусоргского из известного вам цикла «Картинки с выставки».
Что мы можем отметить, рассмотрев нотный пример 3?
Образ средневековой старины дан как воспоминание об ушедшем мире, над которым уже не властно время. Состояние вневременности, вечности передано в музыке с особой статичностью (статичность – покой; отсутствие движения, действия) всех её выразительных средств: однообразием ритма, органным пунктом – выдержанной нотой в басу, сохраняющейся на протяжении всей пьесы, несколько отстранённой, уже словно бы внеземной мелодией, звучащей как печальная песня трубадура.
И это мерное повторение одного и того же звука в басу, сопровождающее долго разворачивающуюся неторопливую мелодию, эти выразительные средства и создают ощущение спокойствия, статичности, медленного течения времени.
4. Слушание и анализ музыки
М. Мусоргский. Старый замок. Из фортепианного цикла «Картинки с выставки»
С циклом М. Мусоргского «Картинки с выставки» вы уже начали знакомство в прошлом году — слушали пьесы «Гном», «Два еврея, богатый и бедный», «Избушка на курьих ножках (Баба-Яга)», «Богатырские ворота». (Прослушивание фрагментов этих миниатюр в качестве повторения материала прошлого года.)
В 6 классе знакомство с циклом продолжает пьеса «Старый замок». В цикле она звучит после первой пьесы — «Гном».
«Старый замок» — пьеса романтическая, но с влиянием средневекового искусства. На картине художника В. Гартмана, творчество которого вдохновило Мусоргского на создание «Картинок с выставки», изображён старинный замок, под балконом которого трубадур поёт серенаду возлюбленной. Эта сцена оживает в музыке Мусоргского: мы слышим печальную, задумчивую мелодию вокального склада на фоне тихого аккомпанемента.
Прослушивание музыки Мусоргского «Старый замок».
Музыкальный анализ:
Каким предстаёт старый замок в пьесе М. Мусоргского?
Как средства музыкальной выразительности участвуют в создании музыкального образа?
5. Знакомство с эпохами (стилями) в искусстве
В искусстве, в отличие от других видов деятельности, нет примитивных (примитивный – упрощённый) эпох. Каждая дала свои образцы непревзойдённой силы и величия: и блистательная АНТИЧНОСТЬ, и озарённое духовностью СРЕДНЕВЕКОВЬЕ, и любознательное ВОЗРОЖДЕНИЕ, и гармоничный КЛАССИЦИЗМ, и мечтательный РОМАНТИЗМ. Есть своё величие и у МУЗЫКИ XX ВЕКА, ещё пока не имеющей собственного названия, кроме – СОВРЕМЕННОСТЬ.
Запомнить их и отличать очень важно.
Примеры живописи и архитектуры, характеризующие стили:
Храм Афины Афеи на Эгине (АНТИЧНОСТЬ)
Э. Гау. Павильонный зал. Государственный Эрмитаж. Акварель (КЛАССИЦИЗМ)
Ш.Э. Ле Корбюзье. Капелла Нотр-Дам-дю-О. Роншан (СОВРЕМЕННОСТЬ)
Музыкальные примеры (из пройденного материала):
«Данца альта» Ф. Торре — танец, который вы слушали в конце 5 класса, принадлежит эпохе Средневековья;
хор О. Лассо «Эхо» — эпоха Возрождения;
песня Й. Гайдна и симфония В.А. Моцарта, также входившие в программу 5 класса, — образцы классицизма;
произведения Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, Ф. Шопена, И. Брамса представляют романтизм.
Хочется напомнить и о стиле ИМПРЕССИОНИЗМ, которому было посвящено одно из занятий прошлого года. Вы знакомились и прослушивали музыку его выдающихся представителей — К. Дебюсси и М. Равеля.
А с СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКОЙ вы соприкасаетесь на каждом уроке на примере песенного репертуара. Среди произведений современных композиторов вы знакомились с музыкой «Вальс» Е. Доги.
6. Вокально-хоровая работа
Сегодня мы разучим песню «Победа». Автор музыки - С. Соснин, стихи - Я. Серпина. Эта песня о героях Великой Отечественной войны соответствует теме нашего урока.
Старый портрет, что висит на стене,
Память о том, кто мужал на войне,
Звёзды салюта в раскрытом окне -
Вот что такое Победа!
Победа! Победа! Победа!
Ветер, ласкающий нас на лету,
Утро в бушующем майском цвету,
Люди сроднившие быль и мечту -
Вот что такое Победа!
Победа! Победа! Победа!
Трепетный галстук, что жарче огня,
Песни, которые льются, звеня,
Щедрое солнце грядущего дня -
Вот что такое Победа!
Победа! Победа! Победа!
Прослушайте фрагмент из песни - https://youtu.be/CVmSvik7xko . К какой эпохе вы её отнесёте?
Определим строение песни: Песня состоит из трёх куплетов с припевами.
Разучивание. Исполнение (Трёхголосие в припевах исполняется по желанию, в соответствии с возможностями учащихся)
7. Итог урока
Музыка Мусоргского, явившаяся к нам подобно призраку, как будто из другого мира, вызывает у слушателей живое сожаление об ушедших временах с их рыцарями и прекрасными дамами, величественными замками и чудесными песнями. И именно в сегодняшнем, тёплом эмоциональном переживании заключено главное доказательство того, что искусство несёт в себе не механическую память, а именно душу времени. Прикосновение к этой душе, как к великой загадке, вновь и вновь вдохновляет поэтов и музыкантов, и они обращаются к вечным темам и образам, «примеряя» их к современности.
Вот почему и сейчас музыканты по всей России собирают исчезающие крупицы народной музыки, запечатлевшие в себе память ушедших веков, создают музыкальные коллективы, возрождающие исполнение забытых духовных песнопений. Композиторы всё чаще обращаются к древним пластам культуры, вводя в свои произведения мелодии, звучавшие много веков назад.
Так столетия ведут свой неторопливый разговор. Это разговор равных.
Человечеству, как и отдельному человеку, нужна вся музыка – и та, что звучит сегодня, и та, что создавалась в предшествующие века.
Вывод: Чем больше «миров» открыл для себя человек в искусстве, тем более яркими гранями раскрывается перед ним жизнь. Ведь в сотни раз богаче и драгоценнее каждый её миг, если он озарён светом любви и восхищения всех воспевших его в своих стихах и своих песнях.
8. Вопросы и задания
Можно ли сказать, что прошедшие столетия живут в памяти людей? Объясни.
Назови главнейшие культурные эпохи.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛОВАРИК
Античность
Средневековье
Возрождение
Классицизм
Романтизм
Импрессионизм