СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки на тему «Истоки русского классического романса» (3 класс)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 3 класса (УМК В.О. Усачевой,  Л.В. Школяр «Музыка», 3 класс), позволяет   как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть тему 4 урока 3 четверти.

  Цели и задачи:

 - продолжать знакомить учащихся с образцами народного музыкального искусства, познакомить учащихся со спецификой русской народной интонационности; учить детей понимать, как развитие народной музыки протекало от синкретики (обряда) к жанровой определённости;

- охарактеризовать интонационное взаимодействие сельского и городского бытового музицирования;

- учиться рассуждать о закономерностях исторического развития музыки: иные времена — иные песни;

- исследовать (послушать и «схватить») интонационную сферу городского музицирования в рамках разговора о лирической музыке; рассуждать об изменении роли городской лирической песни;

- уметь управлять своим голосом, петь выразительно, образно, с душой;

- воспитывать ценителей большого искусства;

- прививать любовь и уважение к народной музыке, к традициям народа;  воспитывать патриотические чувства и гордость за свой народ, его неисчерпаемый талант.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки на тему «Истоки русского классического романса» (3 класс)»

Усачева, Школяр. Музыка. 3 класс

3 четверть



Урок 4. Истоки русского классического романса



Средства обучения:

Русская народная песня «Лучинушка».

Романс на стихи Пушкина «Буря мглою небо кроет».



ХОД УРОКА

  1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

  1. Организационный момент. Музыкальное приветствие

- Здравствуйте, ребята! (в разных вариантах)

- Здравствуйте, учитель!..

2. Мотивация

1) В аудиозаписи звучит фрагмент незнакомой еще детям былины в сопровождении гуслей.

- Назовите прозвучавший народный песенный жанр.

- Былина.

- Охарактеризуйте музыку.

- Ответы учащихся.

- Давайте исполним знакомую вам былину.

2) Исполнение былины «Как по морю-морюшку»


  1. Актуализация опорных знаний. Постановка проблемы

- Каков сюжет народных былин?

- Чем былина отличается от былинки?

- Что нужно делать, чтобы историческая память не зарастала быльем?

- Каких хранителей былин вы знаете?

- А как еще можно «хранить» былины?

- Что произошло в сочинении А.С. Аренского с напевом Рябининых, с их первоначальной музыкальной мыслью?

- Что означает слово «переосмысление»?

Ответы учащихся.

- Действительно, «хранить» память, «хранить» музыку можно по-разному! В сочинении А.С. Аренского можно сказать, что былина получила второе рождение: былинный напев погрузился в музыку, слова к которой и уже не нужны: музыка сама раскрывает содержательную сущность произведения. Эта идея получает развитие и в других жанрах.

Предположите тему нашего сегодняшнего разговора.

Ответы учащихся.

- Чтобы убедиться в том, что не только былины, но и другие народные жанры также получают как бы «второе рождение» и «хранятся», смотрим разворот учебника на стр. 56-57) под условным названием «Русский романс»: «Из города - в деревню, из деревни - в город».



  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Из города – в деревню. Из деревни – в город

  1. Работа с учебником

- А что же, собственно, может перемещаться туда и оттуда? В учебнике мы не найдём прямого ответа на этот вопрос. Но можем предположить, что легко передаваться из уст в уста могут песни.

Действительно, миграция песен происходила довольно часто и легко: вот в деревне поют песню, а она понравилась какому-нибудь горожанину, и он её стал петь, только так, как принято в городе - например, под гитару или другой голосовой манерой, которой его научил педагог из Италии.

Или наоборот: побывал сельский житель в городе, и запала ему в душу песня, которую он там услышал, и запел он её, но на свой манер, как протяжную, лирическую...

И нельзя сказать, что это принципиально неверно. Такой путь тоже был одной из составляющих удивительного процесса взаимообмена города и деревни, в результате которого в 19 веке и появились такие жанры народной песни, как русский городской романс и лирическая крестьянская песня.

Но всё было бы слишком просто, и даже в каком-то смысле неправдой, если недооценить роль случайности в целой цепи явлений, формировавших отбор сюжетов, интонаций при создании этих жанров. Надо попробовать пережить это. И в этом нам помогут живые, образные и тёплые воспоминания русского художника К.А. Коровина о своём детстве, о дружбе с Шаляпиным, о замечательном времяпровождении свободных (но не от творчества!) художников, общение которых с природой и с людьми оборачивается удивительными художественными приобретениями.

Чтение «Из воспоминаний К. Коровина, русского живописца»

2) Развитие темы

- Вот так сидели Шаляпин с мельником «за столом у палатки, пели «Лучинушку» и оба плакали... «Лучина»-то за душу берёт...».

Послушайте русскую песню «Лучинушка».

А) «Лучинушка» (фрагмент) в исполнении русского народного хора

- А взяла-то «Лучина» обоих — и мельника, и великого уже к тому времени певца. А всего-то и надо было, чтобы повстречались в нужное время и в нужном месте такой Никон Осипович и такой певец! Спасибо им от всей России за такие случайные радости!

Конечно, «Лучинушку» и до этой встречи певали, но ещё не известно, как сложилась бы судьба этой песни, если бы не утвердилась она в репертуаре Шаляпина и не была записана в его фононаследии.

Б) Слушание «Лучинушки» в исполнении Ф. Шаляпина. Музыкальный анализ

- О чем поется в песне? Какой характер музыки? Ее настроение?

- Задушевная, лирическая мелодия. Настроение грусти и печали в музыке выражает душевное переживание человека.

- Что изменилось при исполнении песни Шаляпиным? Что осталось от прежней песни?

Размышления учащихся: Песня имеет подлинно народное происхождение, но испытала сильное влияние городской лирики.



2. От стихов Пушкина - к романсу Яковлева

- Такой же путь мы можем проследить и к романсу Яковлева. Читаем текст учебника на стр. 58.

1) Работа с учебником

- Вы обратили внимание, ребята, как они - эти ямщики из воспоминаний Коровина - слушали и чувствовали Пушкина! А ведь многие в «извоз» приходили из деревень, а вот, поди ж ты, — слушает Игнат пушкинские строки и плачет. Всегда плачет: «Буря мглою небо кроет...»

2) Слушание романса «Буря мглою небо кроет» на ст. Пушкина. Музыкальный анализ

Размышления учащихся (о настроении музыки, характере): Грустная, лирическая мелодия, поется неторопливо, задушевно.



  1. Лаборатория музыки

- Ребята, вы в своих размышлениях обратили внимание на настроение и характер музыки этих песен. В ваших ответах звучали выражения: лирическая песня, лирический характер.

Что же это на самом деле — лирика? Музыкальная лирика возникла во имя передачи, казалось бы, самых простых и естественных людских переживаний — личных переживаний каждого из нас.

Действительно, что-то в этой музыке - лирических песнях и романсах - часто трогает до слёз... Давайте-ка поищем с вами — что.

Как будем искать? – А элементарно просто: запоминать, подпевать, петь и всё время прислушиваться к своему сердцу — чем отзывается, на какие слова и интонации, какие из них сразу запоминаются и особенно понравятся; по каким интонациям можно будет узнать эти романс или песню?

  1. Романс «Буря мглою небо кроет»

- Итак, романс «Буря мглою небо кроет» на стихи Пушкина. Как будем петь?

Разучивание по фразам. Исполнение подгруппами (девочки-мальчики), затем хоровое.

- А теперь рассмотрите на стр. 59 учебника живописные фрагменты В. Панова и Е Моисеенко, наглядно сопоставляющие две среды бытования одного и того же произведения. И скажите, как этот романс мог бы звучать в городском музыкальном салоне, а как — в деревенской избе?

Размышления учащихся.

2) Народная песня «Лучинушка»

- Песня «Лучинушка», как думаете, откуда начала свой путь – из города в деревню или из деревни – в город?

- Из деревни в город ее привез великий русский певец Ф.И. Шаляпин.

- Как будем ее исполнять?

Ответы учащихся.

Разучивание песни. Исполнение в различных вариантах: с аккомпанементом и без.

- И вновь обратимся к учебнику. Рассмотрите на стр. 57 фрагменты замечательных живописных картин художника К.А. Коровина. И здесь, вглядываясь в эти великолепные полотна знаменитого живописца, мы получаем возможность ощутить те самые мгновения, когда возникает желание спеть о самых сокровенных чувствах и мыслях, а может быть, и сочинить своё...

Пусть это будет вашим домашним заданием – сочинить романс или лирическую песню. А о чём будут они? – О любви, разлуке, природе, жизни… Ведь все лирические песни – о жизни. И взяты они из жизни. Именно это сближает и роднит всех поющих в домах - крестьянских и городских, за околицей и в городском саду, в салонах и избах! И нас, сидящих в классе, со всеми ними.

Выберите подходящее, как вам кажется, стихотворение для своего будущего романса. И пусть он не будет совершенным, попытайтесь поискать лирическую струю, сходные с текстом стихотворения настроения и переживания.



  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

1. Рефлексия

Домашнее задание. Исполнять разученные романсы и лирические песни. Сочинить свой романс (стихи – по выбору).

  1. И тог урока





ЛИТЕРАТУРА:

  1. Кузьмина О.В. Музыка: 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций / О.В. Кузьмина, В.О. Усачева, Л.В. Школяр. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2017;

  2. Ляцкий Е. Сказитель И.Т. Рябинин и его былины. - М.: 1895; 

  3. Усачёва В.О. Музыка: 3 класс: методическое пособие / В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр. - 3-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2017;

  4. Усачёва В.О. Музыка: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / В.О. Усачёва, Л.В. Школяр. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Вентана-Граф, 2016.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!