СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки на тему «Как создаётся музыкальное произведение. Единство музыкального произведения» (6 класс)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-панорама, обзор и обсуждение разных элементов музыкального языка, существующих в единстве и создающих цельное произведение искусства.

Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 6 класса (УМК Т.И. Науменко, В.В. Алеев «Искусство: Музыка», 6 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть тему 1 урока 2 четверти.

Планируемые результаты учебной деятельности:

Метапредметные:

—  формирование представлений о единстве двух противоположностей в произведениях искусства — неповторимости творчества и его опоры на традиции, уникальности произведений искусства и их связи с прошлым и будущим культуры.

Личностные:

—  формирование представлений учащихся о том, что средства музыкальной выразительности в произведении не являются самоцелью и предметом восхищения слушателей — они ценны не сами по себе, а в качестве средства передачи характера, смысла сочинения.

Предметные:

— знание музыкально-выразительных средств, умение перечислить основные средства музыкальной выразительности (ритм, мелодия, гармония, полифония, фактура, тембр, динамика) и дополнительные (артикуляция, агогика, педаль).

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки на тему «Как создаётся музыкальное произведение. Единство музыкального произведения» (6 класс)»

6 КЛАСС

II ЧЕТВЕРТЬ

Урок 10. Как создаётся музыкальное произведение. Единство музыкального произведения

Цели и задачи урока:

- формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;

- учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;

- развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

Планируемые результаты учебной деятельности:

Метапредметные:

—  формирование представлений о единстве двух противоположностей в произведениях искусства — неповторимости творчества и его опоры на традиции, уникальности произведений искусства и их связи с прошлым и будущим культуры.

Личностные:

—  формирование представлений учащихся о том, что средства музыкальной выразительности в произведении не являются самоцелью и предметом восхищения слушателей — они ценны не сами по себе, а в качестве средства передачи характера, смысла сочинения.

Предметные:

— знание музыкально-выразительных средств, умение перечислить основные средства музыкальной выразительности (ритм, мелодия, гармония, полифония, фактура, тембр, динамика) и дополнительные (артикуляция, агогика, педаль).

Форма проведения занятия: Урок-панорама, обзор и обсуждение разных элементов музыкального языка, существующих в единстве и создающих цельное произведение искусства.

Учебно-дидактическое обеспечение:

Музыка: Р. Вагнер. Антракт к III действию из оперы «Лоэнгрин» (№ 6 аудиоприложения, повторное прослушивание; рекомендуется самостоятельное домашнее прослушивание).

Песенный материал: Я. Дубравин, стихи В. Суслова. «Всюду музыка живёт».

Виды деятельности учащихся: Запоминание и перечисление средств музыкальной выразительности. Беседа о традициях и новаторстве в искусстве, о единстве двух противоположных и взаимодополняющих тенденций — уникальности музыкального произведения и его опоры на законы культурного наследия прошлых эпох. Разучивание и пение песни.

Формы педагогического контроля: Контроль знания средств музыкальной выразительности, возможности охарактеризовать их. Контроль умения проанализировать музыкально-выразительные средства во фрагменте музыки Р. Вагнера. Контроль понимания музыкальных терминов: «артикуляция», «агогика», «педаль». Проверка качества пения. Контроль ответов рубрики «Вопросы и задания» в учебнике.



ХОД УРОКА

  1. Организация урока. Мотивация

- Добрый день, ребята!

Нашу сегодняшнюю встречу мы начнём с чтения стихов русского лирического поэта 19 века, двоюродного брата А. Толстого, Алексея Жемчужникова «Я музыкальным чувством обладаю…»:

Я музыкальным чувством обладаю,

Я для любви возвышенной рождён

И ни на что её не променяю, -

Я в стройные созвучия влюблён.

Природа — музыка! тебе внимаю…

Не умолкая, песнь свою поёт

Весь мир про жизнь, которою он дышит,-

И тот блажен, кто слушает и слышит!

О, сколько он узнает и поймёт,-

Разведав путь в звучащий мир гармоний,-

Непонятых поэм, неведомых симфоний!..


О чём рассказывают эти стихи?

- О любви к музыке, о красоте музыки и её связи с жизнью.

Да, без музыки невозможно представить жизнь. Многие поэты-классики посвятили ей свои немеркнущие строки. Музыка является частью культуры и одной из древнейших её форм. По значимости музыку можно сравнить с чтением и письмом.

Музыки не бывает без музыкантов и без музыкальных инструментов. Какие музыкальные инструменты знаете? Перечислите их.

Дети называют.

- А теперь откройте учебники на ст. 33. Посмотрите и скажите, что на ней изображено?

- Изображён человек, играющий на музыкальном инструменте.

- Верно. Этот музыкальный инструмент называется орган.

Орган в старину долгое время был и считался «королём» среди музыкальных инструментов.

Орган — один из древнейших музыкальных инструментов. Его история насчитывает несколько тысяч лет.

Орган — клавишно-духовой инструмент, т.е. его строение объединяет свойства и клавишных, и духовых инструментов. И это очень хорошо видно на нашей иллюстрации: музыкант держит руки на клавишах (играет), а звучат «трубы», которых множество разной величины.

Место органиста называется пультом органа. Рассмотрите внимательно: здесь вы можете разглядеть мануалы — клавиатуры для игры руками, ножную педальную клавиатуру. Ножная педальная клавиатура может иметь от 5 до 32 клавиш.

Также на  пульте органиста находятся разнообразные рычаги и кнопки для переключения регистров, для усиления или ослабления звука.

Над пультом размещаются ряды труб, каждая группа труб называется регистром.

Возможности органа позволяют имитировать звучание тембров разных музыкальных инструментов: на нём есть тембры флейт, гобоев, кларнетов, фаготов, труб, тромбонов. То есть орган может заменить собой целый симфонический оркестр.

Для этого величественного инструмента создавали музыку многие композиторы: И.С. Бах, В.А. Моцарт, Г. Гендель, И. Брамс, Ф. Лист, К. Сен-Санс, Д. Букстехуде, Ф. Мендельсон и многие другие.


  1. Актуализация знаний. Сообщение темы урока. Целеполагание

Чтобы определиться с темой сегодняшнего урока, внимательно прочитайте высказывание великого русского композитора П.И. Чайковского. Как вы понимаете эти его слова?

Цитата П. Чайковского (на слайде):

Музыкальный материал, то есть мелодия, гармония и ритм, безусловно, неисчерпаем. Пройдут миллионы лет, и если музыка в нашем смысле будет ещё существовать, то те же семь основных тонов нашей гаммы, в их мелодических и гармонических комбинациях, оживляемые ритмом, будут всё ещё служить источником новых музыкальных мыслей. П. Чайковский

?

- Что подразумевает П. Чайковский под «музыкальным материалом»?

- Средства музыкальной выразительности.

- Перечислите известные вам музыкально-выразительные средства.

- Ритм, мелодия, темп, тембр, динамика.

- В своём высказывании великий композитор подчёркивает неисчерпаемость «музыкального материала», «мелодических и гармонических комбинаций, оживляемых ритмом». Другими словами, композитор будто очерчивает целый круг элементов музыкального языка (или средств музыкальной выразительности) и отмечает их единство, взаимодействие друг с другом в музыкальном произведении.

Тема сегодняшнего урока – «Единство музыкального произведения».

Сегодня вы узнаете, как выразительные средства музыки влияют на создание музыкального произведения.

3. Работа по теме урока

Музыкальное произведение мы обычно воспринимаем целиком, то есть в единстве всего, из чего оно состоит. Трудно, а порой просто невозможно выделить в его звучании что-то одно – мелодию, ритм или тембры. Каждый композитор в своём творчестве стремится к созданию их единства. Дело ведь не в том, что он изобретает какие-то новые средства выразительности, а в том, что каждый раз он подчиняет их своему замыслу, своим представлениям о мире, о жизни, о людях.

Чтобы понять музыкальное произведение, мы обращаемся обычно к двум сторонам – традиции, в которой оно возникло, и неповторимому «почерку» его автора.

(Традиция – то, что унаследовано от предшествующих поколений.)

Почему необходимо обращение к традиции?

Потому что всё в мире возникает постепенно, ничто не приходит ниоткуда. Каждая река вытекает из своего истока и впадает в своё море, мастерству предшествует ученичество, зрелости – юность… Новая песня рождается из песенных особенностей своего времени, новый ритм – из ритмических, новый тембр – из тембровых особенностей своего времени. Любое явление, взятое в отрыве от породивших его корней, выглядит нелепо, как пришелец ниоткуда.

Почему же мы вновь и вновь ищем в искусстве его уникальность, неповторимость? (Уникальный – единственный в своём роде).

Потому что в каждом значительном произведении, как бы сильно ни выражалась в нём традиция, обязательно есть то, чего ещё не было и никогда уже не будет, потому что миг творчества, как и любой миг, неповторим.

Единство старого и нового, образующее каждое музыкальное произведение, вызывает естественный вопрос: в чём оно проявляется? В биографии композитора? В названиях его произведений? Отчасти – да. И жизнь композитора, и названия его произведений – всё это помогает нам понять многое в его творчестве.

Но понимать музыку следует учиться у самой музыки, в которой фантазия, вдохновение, понимание мира нашли самое полное выражение.

И хотя музыка воздействует целостно, всё же она очень разная: в одних случаях в ней солирует ритм, а в других – мелодия, в одних случаях мы погружаемся в волшебный мир гармонии, в других – в многокрасочное тембровое царство. Это и понятно: в каждом произведении общий замысел диктует выбор необходимых средств выразительности.

Было бы странно, если, например, образы сказочного мира воплотились бы в угловатых, острых ритмах, а не в красочной гармонии и оркестровке. Также было бы странно, если бы испанские танцы зазвучали славянской плавностью мелодий и т.д.

К счастью, этого никогда не бывает. Музыкальные сказки по-прежнему, как и всегда, неторопливы и красочны, а испанские танцы быстры и ритмичны.

Каждое настроение, каждое чувство, переживание и характер имеют своих музыкальных «представителей». Что-то выражает себя в мелодии, что-то – в гармонии, а что-то – в особенных динамических средствах.

4. Слушание музыки. Музыкальный анализ

Вы уже знакомились ранее с музыкой Антракта к III действию из оперы Р. Вагнера «Лоэнгрин». Прослушайте ещё раз эту музыку, проанализируйте её по предложенным вопросам.

Вопросы для анализа:

- Согласны ли вы, что эта музыка обладает огромной силой воздействия? В чём заключается эта сила?

- Постарайтесь охарактеризовать особенности ритма, мелодии, тембров, динамики этого произведения.



5. Вокально-хоровая работа

Музыка Я. Дубравина, стихи В. Суслова. «Всюду музыка живёт».

Тема этой песни полностью соответствует теме сегодняшнего урока: в песне воспевается связь музыки с жизнью.

Строение песни — четыре куплета с припевами.

Слушаем и отмечаем музыкально-выразительные средства песни.

1) Прослушивание, музыкальный анализ - https://youtu.be/gpV2wa_CaAI

- Темп – умеренный;

- Ритм - спокойный повествовательный;

- Мелодия - плавная продолжительная, волнообразная.

- Волнообразное строение мелодии соответствует фразам текста. Каждая фраза оканчивается паузой, дающей возможность взять дыхание перед исполнением следующей фразы. Все эти средства создают в целом спокойный характер песни-рассказа, песни-размышления, в которой воспеваются красота и ценность музыки, её связь с жизнью.

2) Разучивание

Текст песни:

  1. Едва только ветер подует с реки –

К нам музыка в окна стучится.

Ведут перекличку трамваев звонки,

Чирикает первая птица.

Припев: Это чудо, это чудо!

Это музыка повсюду!

Прилетает ниоткуда

И играет и поёт.

На концерте соловьином,

В дальнем крике журавлином,

Даже в писке комарином

Всюду музыка живёт.

  1. Весёлая музыка в доме моём

Со скрипкой дружна и фаготом,

И если вы спросите, как мы живём,

Ответим - живём, как по нотам.

Припев.

  1. Нам с нею легко на параде шагать

И что-нибудь делать не скучно.

А если захочется нам помечтать,

То с нами она неразлучна.

Припев.

  1. Привет тебе, ветра весёлый гопак!

Привет тебе, дождик звенящий!

Нельзя без друзей нам на свете никак,

А музыка - друг настоящий.

Припев (2 раза).

3) Исполнение - https://youtu.be/dF3YG8yY-_A

Сольное исполнение куплетов и хоровое — припевов.

6. Итог

Понимание музыки требует обращения к тому, что называется средствами музыкальной выразительности. Эти средства образуются такими сторонами музыки, как РИТМ, МЕЛОДИЯ, ГАРМОНИЯ, ПОЛИФОНИЯ, ФАКТУРА, ТЕМБРЫ и ДИНАМИКА. Разумеется, приведённый ряд может быть продолжен. Каждому музыканту известно, насколько важны различные штрихи, входящие в понятие артикуляция; ускорения и замедления темпа, имеющие название агогика; как необыкновенно выразительна роль педали.

Однако мы с вами обращаемся к важнейшим выразительным средствам музыки, лишь попутно касаясь других приёмов.

Прочтите, вслушайтесь в музыкальные произведения и постарайтесь подумать не только над тем, что музыка слагается из различных сторон своего звучания, но и над тем, чем именно выразительна каждая сторона. И тогда из текучести и разнообразия, всегда лежащих в основе музыкальных произведений, вы сможете выделить особенные черты, проявляющиеся то в гармонии, то в тембрах или ритмах и образующие ту неповторимость «лика», которая всегда отличала великие произведения музыкального искусства.

7. Вопросы и задания

  1. Что в первую очередь слушатель должен знать о музыкальном произведении, чтобы правильно понять его?

  2. Что, кроме знания традиции и новаторства, помогает нам лучше узнать музыкальное произведение?

  3. Назови основные средства музыкальной выразительности.

  4. В чём заключается сила музыки из Антракта к III действию в опере Р. Вагнера «Лоэнгрин»? Дай письменную характеристику особенностей ритма, мелодии, тембров, динамики.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛОВАРИК: Орган. Мануал. Артикуляция. Агогика. Педаль. Ритм. Мелодия. Гармония. Полифония. Фактура. Тембр. Динамика.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!