СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки на тему «Мир человеческих чувств в романсе С. Рахманинова «Ночь печальна»» (5 класс)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аналитическое занятие по романсу С. Рахманинова.

Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 5 класса (УМК Т.И. Науменко, В.В. Алеев «Искусство: Музыка», 5 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть тему 4 урока 2 четверти.

Планируемые результаты учебной деятельности:

Метапредметные:

—  умение определить и проанализировать родство и взаимосвязи между поэтическим и музыкальным образами на примере жанра романса.

Личностные:

— выявление ведущей темы жанра романса как внимание к внутреннему миру человека, к его эмоциональной сфере.

Предметные:

—  укрепление и развитие навыков анализа музыкального произведения.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки на тему «Мир человеческих чувств в романсе С. Рахманинова «Ночь печальна»» (5 класс)»

5 КЛАСС

II ЧЕТВЕРТЬ

Урок 13. Мир человеческих чувств

Планируемые результаты учебной деятельности:

Метапредметные:

—  умение определить и проанализировать родство и взаимосвязи между поэтическим и музыкальным образами на примере жанра романса.

Личностные:

— выявление ведущей темы жанра романса как внимание к внутреннему миру человека, к его эмоциональной сфере.

Предметные:

—  укрепление и развитие навыков анализа музыкального произведения.

Форма проведения занятия: Аналитическое занятие по романсу С. Рахманинова.

Учебно-дидактическое обеспечение:

Музыка: С. Рахманинов. «Ночь печальна» (№ 16 аудиоприложения). Песенный материал: М. Глинка, стихи Н. Кукольника. «Жаворонок» (повторение и закрепление).

Поэзия: И. Бунин. «Ночь печальна».

Дополнительный материал: портреты композиторов.

Виды деятельности учащихся: Сравнительный анализ музыки и текста романса. Выстраивание ассоциативных связей и нахождение различий с песней «Ах ты, степь широкая…» и романсом М. Глинки «Жаворонок».

Формы педагогического контроля: Контроль выполнения в «Дневнике музыкальных наблюдений» творческого поискового задания, направленного на развитие личностных качеств и укрепление метапредметных связей. Контроль нравственно-этической ориентации учащихся и её соответствия возрастно-психологическим нормативным требованиям.

ХОД УРОКА

  1. Организация урока. Мотивация. Актуализация опорных знаний

Звучит произведение М. Глинки «Жаворонок».

Вопросы и задания:

  • Назовите произведение, автора.

  • Какое настроение передал композитор в этом произведении?

  • В каком жанре написано произведение?

  • Дайте определение романса.

  • Какие темы чаще всего привлекали композиторов при создании романсов?

  1. Сообщение темы урока. Целеполагание

Внимание к внутреннему миру человека, его счастью, мечтам, одиночеству также ярко проявило себя в романсах русских композиторов. Редко можно встретить романс, в котором не нашли бы своего выражения человеческие переживания, раздумья, стремления.

М.И. Глинка С. Рахманинов

Сегодня мы с вами продолжим разговор о жанре романса, начатый на прошлом уроке. Сегодня вы познакомитесь с романсом, редким по глубине нежного чувства, по тонкости музыкального воплощения. Это – романс Сергея Васильевича Рахманинова «Ночь печальна».

Тема урока – «Мир человеческих чувств».

  1. Работа по теме урока

  1. Творческая личность Сергея Рахманинова

Рахманинов — великий русский мелодист. Покинув Родину во время революции 1917 г., композитор жил в других странах, выступал как пианист.

Один из любимых жанров Рахманинова — романс. Все свои романсы композитор создал в России, на тексты русских поэтов, за рубежом он романсов не писал. Многие романсы посвящены русской природе и её восприятию человеком, например, «Весенние воды», «Сирень», «Утро», «Островок». Он говорил: «Творчество композитора должно выражать дух его родины, его любовь, его верования, книги, картины… Я – русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды».

Рахманинов был ранимым и неуверенным человеком, стремящимся к уединению и даже одиночеству, избегающим назойливого внимания публики. Он искренне любил и тосковал по родине, думая, не совершил ли он ошибку, вынужденно покинув её. Он постоянно интересовался всеми событиями, происходящими в России, читал книги, газеты и журналы, помогал материально.

Проживая после вынужденного отъезда в США, он почти десять лет ничего не сочинял, но много гастролировал в Америке и Европе и был признан одним из величайших пианистов эпохи и крупнейшим дирижёром.

Играл Рахманинов необычайно певуче. Музыка Рахманинова и сегодня волнует и радует миллионы слушателей, она увлекает силой и искренностью выраженных в ней чувств, красотой и подлинно русской широтой мелодий. «Самое высокое качество всякого искусства  — это его искренность», - так говорил великий русский композитор.

Романсы Рахманинова по своей популярности соперничают с его фортепианными произведениями. Рахманиновым написано около 80 романсов. Романс С. Рахманинов трактовал как область выражения преимущественно лирических чувств и настроений. Обращаясь зачастую к стихотворениям невысокого поэтического достоинства, Рахманинов «прочитывал» их по-своему и в музыкальном воплощении придавал им новый, неизмеримо более глубокий смысл. В его романсах отражены и трагические настроения одиночества, и благоговейная любовь к природе.

Подробнее о творчестве и личности С. Рахманинова см. Приложение.

  1. С. Рахманинов. Романс «Ночь печальна»

Романс Сергея Рахманинова «Ночь печальна» представляет собой монолог человека, исповедь его души.

Вообще ночь как тема для сочинения интересовала многих композиторов. Например, у С. Прокофьева в сборнике «Детская музыка» есть миниатюра «Ходит месяц над лугами», у Р. Шумана в  цикле «Фантастические пьесы» —  «Ночью», у К.  Дебюсси — «Лунный свет».

Но в романсе Рахманинова с особой силой проявилось стремление русской музыки к одушевлению окружающего мира.

Ночь печальна, как мечты мои…

Уже в первых строках стихотворения И. Бунина звучит мотив, ставший традиционным (традиционный – сохранившийся от старины; привычный) для русского искусства, - мотив единства природы и человеческой души. Но в сравнении с «Жаворонком» М. Глинки он значительно усложнился. В нём выражено не просто лирическое (лирический – основывающийся на нежном чувстве) чувство, а длинная цепь образов.

Далеко, в глухой степи широкой

Огонёк мерцает одинокий.

Одиночество человека подобно огоньку, единственной живой точке посреди глухого неодушевлённого пейзажа.

В сердце много грусти и любви.

Эта строка неожиданно вносит щемяще-тёплое чувство. Мы лучше начинаем понимать героя, его живую печаль, обращённую в безмолвие ночной степи. И музыка – до сих пор мерно звучащая, окрашенная грустным настроением, вдруг светлеет, наполняется новым дыханием.

Порыв к другому человеку, желание излить сердце вторгаются в спокойное течение музыки.

Но кому и как расскажешь ты,

Что зовёт тебя, чем сердце полно?

Вопрос, заключённый в этих строках, так и остаётся безответным. Степь по-прежнему пуста, вокруг – ни души. Одиночество человека сливается с печалью ночи.

Порыв сменяется прежним мерным звучанием, и повторение первоначальной строки «Ночь печальна» у солиста звучит как тихое смирение.

Прочитайте стихотворение русского писателя и поэта Ивана Алексеевича Бунина «Ночь печальна, как мечты мои…». Прослушайте музыку С. Рахманинова. Сравните музыку и текст романса, подумайте: как взаимосвязаны между собой поэтический и музыкальный образы?

  1. Творчество И. Бунина

Долгое время в литературном сообществе Бунина, издавшим несколько поэтических сборников и получивших за них две Пушкинские премии, называли «пейзажистом». Современники Ивана Алексеевича связывали его поэтические зарисовки с пейзажами из прозаических произведений Тургенева и Чехова. Основной темой в ранних стихах Бунина была природа с её временами года, «седым небом» и «лесами на дальних косогорах». Позже пришёл черёд и философских размышлений. А в его небольшой любовной лирике есть и чувственность, и печаль.

И. Бунин. Ночь печальна, как мечты мои…

Ночь печальна, как мечты мои.

Далеко в глухой степи широкой

Огонёк мерцает одинокий...

В сердце много грусти и любви.



Но кому и как расскажешь ты,

Что зовёт тебя, чем сердце полно! —

Путь далёк, глухая степь безмолвна.

Ночь печальна, как мои мечты. (1900 г.)

  1. Слушание романса С. Рахманинова, музыкальный анализ

При слушании романса на стихи  И.А. Бунина «Ночь печальна» возникает образ ночи, в музыке звучит тема трагического одиночества: созерцательная элегичность сочетается в музыке со сгущённо-сумрачным настроением, последовательное нагнетание трагического колорита со сдержанностью, подчёркнутой неподвижностью.

Основой романса  являются, в сущности, не одна, а две  мелодии.

Первая формируется в вокальной  партии, слагаясь из кратких и печальных  по настроению мотивов-вздохов, возникает сочетание речевых и певучих интонаций. Музыка передаёт лирическое состояние, ассоциирующееся с пейзажным образом: образ глухого ночного безмолвия посреди широко раскинувшейся степи, и «рисует» одновременно созвучное этому пейзажу душевное состояние — тоска одиночества, безнадежность порывов к счастью.

Другая - более широкая и слитная - проходит в партии фортепиано. Фортепианная партия - богатая, эмоциональная, разнообразная, многозвучная, она «договаривает» многое, не сказанное голосом. В ней развёртывается широкая, необычайно выразительно насыщенная певучая мелодия с постепенным восхождением к вершине. В этой мелодии-теме слышится страстная любовь к жизни, неугасимая жажда света и радости, дающая силы для того, чтобы идти дальше и вперёд по жизненному пути, вопреки окружающему мраку и унынию. Значение данной темы подчёркивал сам композитор, указывая, что в романсе «Ночь печальна» нужно петь главным образом не певцу, «а аккомпаниатору на рояле».

Постоянным, почти неизменным фоном служит меланхолически ровное, текучее, повторяющееся ритмическое движение, создающее ощущение неизбывной печали и оцепенения. Оно прерывается лишь на несколько тактов в середине, где взволнованные речитативные реплики, выражающие мучительно страстный, безответный вопрос («Но кому и как расскажешь ты, что зовёт тебя, чем сердце полно?»), подчёркиваются скандированными аккордами. Однако на этой последней фразе музыка не обрывается. Её поток подхватывает эту последнюю интонацию, и затем, уже до самого конца, она звучит одна, без человеческого голоса, как бы договаривая то, что невозможно выразить словами. Не об этом ли писал А. Фет:

«Что не выскажешь словами,

Звуком на душу навей».

  1. Задание

Охарактеризуйте музыкально-выразительные средства:

Мелодия - …

Ритм - …

Темп - …

Динамика - …

Лад - …

  1. Вокально-хоровая работа.

Повторение и закрепление романса М. Глинки на стихи Н. Кукольника «Жаворонок»

  1. Рефлексия

  • Вспомните ранее прослушанную русскую народную песню «Ах ты, степь широкая…». Подумайте, чем отличается степь в русской народной песне от степи в романсе «Ночь печальна»?

  • Объясните роль фортепианного сопровождения на примере романсов «Жаворонок» М. Глинки и «Ночь печальна» С. Рахманинова.

  1. Итог

В романсе «Ночь печальна» мы видим, какой одушевлённой становится природа, когда она близка чувствам человека. «Ночь печальна» - не оттого ли она печальна, что печален человек, созерцающий её? А если бы он был весел, такой ли безмолвной и глухой показалась ему степь?

При крайнем лаконизме и краткости романса «Ночь печальна», композитору удалось воплотить в нём большое и значительное содержание. Образ одинокого путника, бредущего в далёкой, бескрайней степи тёмной и глухой ночью, освещаемой лишь мерцающим в туманной дали огоньком, символичен. Рахманинов очень тонко сумел почувствовать и передать лирическую многозначность небольшого стихотворения И. Бунина, выявить его глубокий психологический подтекст, скрытый за скупыми стихотворными строками с едва лишь намеченными поэтическими образами.

Удивительная чуткость и проникновенность музыки, образная насыщенность, достигнутые композитором при очень экономном использовании выразительных средств, делают этот романс одним из перлов вокального творчества Рахманинова.

  1. Вопросы и задания 

  1. Как в романсе С. Рахманинова «Ночь печальна» передано состояние близости природы и души человека?

  2. Запиши в тетрадь стихотворение, на которое ты бы сочинил романс, если бы был композитором.













































Приложение

Из книги: Шорникова М. Десять страниц из истории музыки: популярные очерки о выдающихся композиторах разных эпох. Ростов н/Д, 2010. 284 с.

С. Рахманинов о музыке и творчестве

Композитор должен, прежде чем творить, воображать.

Обладание острым чувством музыкального колорита есть величайшее преимущество композитора.

Если композитор не способен создавать мелодии, имеющие право на длительное существование, то у него мало шансов на успешное овладение композиторским мастерством.

Небольшая пьеса может стать шедевром так же, как и крупное произведение.

Музыка должна быть выражением целостной личности композитора.

Музыка должна, прежде всего, вызывать к себе любовь. (С. 221, 222.)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!