СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки на тему «О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии» (7 класс)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-беседа об особенностях музыкальной драматургии и её связи с музыкальной формой.

Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся  7 класса (УМК Т.И. Науменко, В.В. Алеев «Искусство: Музыка», 7 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть тему 1 урока 4 четверти.

Планируемые результаты учебной деятельности:

Метапредметные:

— понимание драматургии произведения искусства как процесса взаимодействия и столкновения образов, тем.

Личностные:

— заинтересованное отношение к драматургии музыкального произведения;

— умение рассуждать, участвовать в беседе об особенностях формы и драматургии музыкального произведения.

Предметные:

— умение проанализировать драматургию музыкального произведения на примере пьесы «Старый замок» М. Мусоргского;

— понимание и умение выразить драматургический замысел композитора при исполнении песни;

— укрепление и расширение знания фортепианного цикла М. Мусоргского «Картинки с выставки».

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки на тему «О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии» (7 класс)»

7 КЛАСС

IV ЧЕТВЕРТЬ

Урок 1 (28). О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии

Планируемые результаты учебной деятельности:

Метапредметные:

— понимание драматургии произведения искусства как процесса взаимодействия и столкновения образов, тем.

Личностные:

— заинтересованное отношение к драматургии музыкального произведения;

— умение рассуждать, участвовать в беседе об особенностях формы и драматургии музыкального произведения.

Предметные:

— умение проанализировать драматургию музыкального произведения на примере пьесы «Старый замок» М. Мусоргского;

— понимание и умение выразить драматургический замысел композитора при исполнении песни;

— укрепление и расширение знания фортепианного цикла М. Мусоргского «Картинки с выставки».

Форма проведения занятия: Урок-беседа об особенностях музыкальной драматургии и её связи с музыкальной формой.

Учебно-дидактическое обеспечение:

Живопись: Школа П. делла Франческа. «Вид идеального города»; А. Альдорфер. «Битва Александра»; Й. Моосбруггер. «Меерсбург — старый замок».

Поэзия: Т. Готье. «Средневековье».

Музыка: М. Мусоргский. «Старый замок» из цикла «Картинки с выставки» (№ 34 аудиоприложения).

Песенный материал: А. Пахмутова, стихи Р. Рождественского. «Просьба».

Виды деятельности учащихся: Разучивание и исполнение песни (сольное исполнение куплетов, хоровое пение припевов и коды). Анализ драматургии песни «Просьба». Художественное чтение и обсуждение стихотворения Т. Готье. Участие в беседе о музыкальной драматургии. Сравнительный анализ стихотворения Готье и пьесы «Старый замок». Анализ музыкально-выразительных средств нотного примера. Сравнительный анализ репродукций картин с точки зрения формы и драматургии. Ответы на вопросы и выполнение заданий в учебнике и «Дневнике музыкальных размышлений».

Формы педагогического контроля: Контроль понимания учащимися различия между музыкальной формой и драматургией. Контроль понимания формы как результата, итога, а драматургии — как процесса разворачивания музыкального произведения. Контроль развития вокально-хоровых навыков. Контроль понимания и умения объяснить драматургический замысел исполняемой песни. Контроль умения проанализировать нотный пример. Контроль знания фортепианного цикла М. Мусоргского «Картинки с выставки». Контроль ответов на вопросы и выполнения заданий, направленных на развитие метапредметных, личностных и предметных результатов.



ХОД УРОКА

  1. Организация урока. Мотивация. Актуализация опорных знаний

?

  • Перечислите музыкальные формы, с какими познакомились в 3-ей четверти.

  • Что такое музыкальная композиция?

  • Можем ли мы судить по сложности или простоте композиции о сложности и масштабности содержания музыкального произведения? Как это взаимосвязано?

  • Почему музыкальные произведения, написанные в одной форме, часто совсем непохожи друг на друга?

  1. Постановка темы. Целеполагание

Тема урока – «О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии». И наш сегодняшний разговор мы посвятим вопросам музыкальной драматургии: познакомимся с понятием «музыкальная драматургия», затронем общие проблемы связи музыкальной формы и драматургии.

  1. Введение в тему

Музыкальное произведение всегда представляет собой не застывшую форму, а живой звучащий процесс, движение во времени. Поэтому, когда мы говорим о музыкальной композиции, мы имеем в виду результат развития музыкальной мысли. Однако не менее важно проследить и за процессом её развития, который отражает последовательность появления образов и соответствующих им тем, их взаимодействие, порой мирное, а порой и весьма противоречивое.

Если попытаться графически изобразить разницу между композицией музыкального произведения, т.е. его структурой, и драматургией, отражающей его движение во времени, возникнут два самостоятельных образа. Первый сравним с явлением оформленным, законченным, предстающим как некий результат, итог. Второй подобен некоему нескончаемому движению, то прямому, то извилистому, часто непредсказуемому, но всегда несущему новое узнавание.

Именно так – текуче и извилисто – развивается музыкальная мысль, то звучащая слитно, то разделяющаяся на голоса, темы, тембры. Их последовательность, сопоставления и столкновения как раз и образуют динамику музыкального звучания, называемую музыкальной драматургией.

  1. Работа по теме

  1. Понятие музыкальной драматургии

Драматургия  музыкальная – воплощение в музыке драматического дей­ствия. Музыкальная драматургия определяет форму, композицию и средства выразитель­ности музыкально-драматического произведения (оперы, балета, опе­ретты, оратории и т.д.).

Композиция   (лат. compositio — составление, размещение) — 1. Завершённое музыкальное произведе­ние. 2. Построение музыкального произведения, расположение и со­отношение его частей.

В основе музыкальной драматургии лежат общие законы драмы как одного из видов искусства: наличие ясно выраженного центрального конфликта, раскрывающегося в борьбе сил действия и противодействия, определённая последовательность этапов раскрытия драматического замысла (экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка и т.д.). Эти общие закономерности находят специфическое преломление в каждом из видов музыкально-драматического искусства соответственно природе их выразительных средств.

Но все музыкальные произведения драматургичны по-разному. Даже самое небольшое из них обязательно содержит тему, которая развивается, растёт, обогащается, даже если эта тема воплощена в одном-единственном аккорде. Музыкальное звучание не может стоять на месте, оно обязательно разворачивается во времени: таков закон природы музыкального искусства. И даже если композитор обращается к идее вечности, неподвижности, он всё-равно воплощает её в движении музыкальных звуков, порой достигая эффекта глубочайшей художественной достоверности.

Вспомним пьесу М. Мусоргского «Старый замок», которую вы слушали ещё в 6-ом классе.

Композитор обращается к образу средневековья – давно ушедшей эпохе, оставившей в память о себе немногие уцелевшие памятники: древние замки, старые песни трубадуров, ещё хранящие отблеск былых чувств и стремлений… Однако эти чувства и стремления утратили для нас своё живое тепло; они теперь далёкая история, окутанная дымкой печали, сожаления об ушедшем времени, таком для нас притягательном и поэтичном.

Именно этот образ давно отшумевшей эпохи, древних стен, которые когда-то видели трубадуров, слышали их подлинные песни, и воплощается в пьесе «Старый замок». Старый замок – пришелец из глубины далёких веков, одинокий и безразличный к суете сегодняшнего дня. Он для нас является воплощением вечности.

  1. Тема вневременности в изобразительном искусстве

Такой образ отрешённости, вневременности, неподвижности, казалось бы, труднее создать средствами музыки с её вечным движением, развитием, устремлённостью вперёд. Старые замки могут быть темой изобразительного искусства, способного передавать их мрачный колорит и величественную неподвижность.

Изображения старинных замков на репродукциях и фотографиях в первую очередь выражают именно форму этих архитектурных памятников. Архитектура — пространственный вид искусства, в котором форма преобладает и доминирует; в этом виде искусства отсутствует временнáя основа, необходимая для постепенного развития драматургического замысла.

Например, картина П. делла Франческа удивительно колоритна и будто абсолютно математически выверенна – представляет собой эстетически идеальную архитектуру города: застывший архитектурный монолит, не поддающийся никакому времени.

П. делла Франческа. Вид идеального города

Рассмотрите живописные полотна других авторов.

В живописном полотне впечатление движения, изменения передать проще. Например, при осмотре картины «Битва Александра» создаётся ощущение, что корабли плывут, солнце постепенно садится, тучи передвигаются. Солнечные блики освещают плещущие волны. Пейзаж рождает чувство беспокойства, тревоги, ожидания.

А. Альдорфер. Битва Александра

Художник изобразил на холсте великую битву Александра Македонского с Дарием. Апофеоз битвы, множество персонажей и детально прорисованных элементов создают особое настроение.

На переднем плане изображены храбрые воины, которые даже при некотором отдалении не становятся безликой массой. На полотне показан момент начала отступления армии персов. Грозная могущественная армия Александра Македонского неумолимо продвигается вперёд, сминая строй персов, приводя их в ужас.

Большое внимание на полотне художник уделил изображению неба. На нём мы видим и солнце, и луну, словно эти два небесных тела тоже сражаются друг с другом.

Й. Моосбруггер. Меерсбург — старый замок

На картине художник изобразил старейший средневековый замок-крепость. И это древнее строение старого замка, расположенного живописцем на скале с видом на прекраснейшее озеро, также остаётся вне времени и будто хранит в себе какую-то тайну - древнюю легенду, миф.

Замок-крепость Меерсбург является средневековым замком с нелёгкой историей - принимал участие в войнах и интригах средневековья и сменил множество хозяев, но до сих пор сохранил своё величие и красоту.

  1. Вневременность в поэзии

Старые замки могут получат поэтическое воплощение: ведь как важно в слове передать всю гамму настроений, охватывающих нас, когда мы чувствуем дыхание истории!

В поэзии, являющейся, подобно музыке, временны́м искусством, тот же старинный замок может быть описан человеком, знакомящимся с ним; его восприятие переплетается с разными мыслями, рождает ассоциации, воспоминания, мечты… Строчка за строчкой читатель как бы идёт по мостовой, поднимается по старинным лестницам, разглядывает башенки, сводчатые залы.

В стихотворении Т. Готье «Средневековье» образ старого замка оживляет также описание парящего над ним аиста:

В погоне за стихом, за ускользнувшим словом,
Я к замкам уходить люблю средневековым:
Мне сердце радует их сумрачная тишь,
Мне любы острый взлёт их чёрно-сизых крыш,

Угрюмые зубцы на башнях и воротах,
Квадраты стёклышек в свинцовых переплётах,
Проёмы ниш, куда безвестная рука
Святых и воинов врубила на века,

Капелла с башенкой — подобьем минарета,
Аркады гулкие с игрой теней и света;
Мне любы их дворы, поросшие травой,
Расталкивающей каменья мостовой,

И аист, что парит в сиянии лазурном,
Описывая круг над флюгером ажурным,
И над порталом герб, — на нём изображён
Единорог иль лев, орёл или грифон;

Подъёмные мосты, глубоких рвов провалы,
Крутые лестницы и сводчатые залы,
Где ветер шелестит и стонет в вышине,
О битвах и пирах рассказывая мне...

И, погружён мечтой в былое, вижу вновь я
Величье рыцарства и блеск средневековья.

Стихотворение французского поэта Теофи́ля Готье́ «Средневековье» посвящено именно старым замкам, хранящим дух и величие своей эпохи. Поэт признаётся в своей любви к этим благородным памятникам. Его признания неоднократно звучат в стихотворении, причём перечислены все подробности, все мелочи, которым приносит поэт дань своего сердца. Ничто не забыто: не только «проёмы ниш» и «аркады гулкие» — всё то, что образует облик средневекового замка, но даже и аист, парящий в небе, и ветер, шелестящий в вышине.

И в этих живописных подробностях, согретых словами любви и восхищения, в звуковых сочетаниях слов постепенно проступает музыка — неповторимая, загадочная, вечная музыка истории.

  1. Музыкальная драматургия вневременности

А) «Старый замок» М. Мусоргского

В звучании же пьесы М. Мусоргского, самой музыке — всё наоборот. В его «Старом замке» нет никаких подробностей, никакой звукоизобразительности. Образ дан в сочетании нескольких статичных по характеру музыкальных деталей. Однообразен музыкальный ритм, представленный преимущественно фигурой ♩♪♩♪; однообразно гармоническое сопровождение, основанное на органном пункте (выдержанной ноте в басу от начала до конца произведения). И лишь в мелодии трубадура заложены те ноты подлинного страдания и щемящей тоски по ушедшему, которые составляют суть настроения пьесы.

Так мы видим, что драматургия «Старого замка» организована как звучание в одновременности нескольких различных пластов, статичных, лишённых развития, несущих ощущение вечности, вневременности. И на этом фоне звучит мелодия трубадура — единственный пласт, подвергающийся музыкальному развитию и сообщающий музыке пьесы чувство живой, «сегодняшней» печали. И в таком драматургическом сочетании как будто происходит слияние времён — давно ушедшего и устремлённого к нему настоящего, находящегося в его глубокой отдалённости поддержку и утешение.

Б) М. Мусоргский. Старый замок. Из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание и музыкальный анализ)

«Старый замок» — поэтическая картина средневекового замка и поющего перед ним трубадура. Мелодия пьесы принадлежит к числу самых вдохновенных находок Мусоргского. Она льется неизбывным потоком, печальная и задумчивая, как бы повествуя о давно минувшем. Особую выразительность придает ей возвращение каждой фразы к тоническому звуку (соль-диез), что вносит в музыку неповторимый оттенок покорности и тихой грусти. Вместе с тем мелодический рисунок ни разу не повторяется дословно; каждая фраза является новым свободным вариантом основной попевки. При этом в басу, из остинатной квинты, изображающей сопровождение на лютне, вырастает подголосок, усиливающий песенность основной мелодии и являющийся также одним из её вариантов.

В) Работа над нотным примером

В нотном примере 32 ученики определяют мелодию в верхнем голосе как песню трубадура, а сопровождение в нижнем регистре как аккомпанемент, подражающий игре трубадура на старинном смычковом инструменте — гитаре, лютне или мандолине.

Задумчивый печальный характер создаётся благодаря минорному ладу, медленному темпу, тихой динамике. Метр и ритм музыки близки старинному жанру сицилианы.

Г) Фортепианное творчество М.П. Мусоргского

С творчеством М.  Мусоргского вы уже неоднократно встречались ранее.

В 5 классе мы знакомились с разнообразными жанрами: с камерно-вокальной музыкой (песня «Кот Матрос» из вокального цикла «Детская»), с оперой «Борис Годунов» («Песня Варлаама»), с несколькими пьесами фортепианного цикла «Картинки с выставки» («Два еврея, богатый и бедный», «Гном», «Избушка на курьих ножках (Баба-Яга)», «Богатырские ворота»).

В 6 классе знание цикла дополнилось пьесой «Старый замок» (миниатюра входила в тему «Искусство —  память человечества»).

На сегодняшнем уроке вы уже повторно прослушивали эту пьесу Мусоргского из фортепианного цикла «Картинки с выставки» и в процессе этого закрепления знания пьесы мы с вами говорили о её музыкальной драматургии.

Всё фортепианное творчество Мусоргского невелико по объёму, но оно представляет очень самобытную ветвь инструментализма XIX века. Превосходный пианист, Мусоргский был смелым новатором в области фортепианного стиля.

Самым выдающимся образцом его искусства в данной области и является сюита «Картинки с выставки», навеянная работами художника В.А. Гартмана. Это одно из ярких произведений мировой фортепианной литературы, неповторимое по оригинальности замысла и средств выражения. Его влияние сказалось на фортепианном творчестве многих композиторов XX века и продолжает оказывать оплодотворяющее воздействие на фортепианную музыку наших дней.

Цикл был написан М. Мусоргским в 1874 г., после посещения посмертной выставки его друга, художника Виктора Гартмана. Материал, представленный на посмертной выставке работ Гартмана, был весьма разнообразен. Здесь можно было увидеть сделанные во время путешествий по странам Европы зарисовки характерных лиц, бытовых эпизодов, архитектурных сооружений. Фигурировали и всевозможные эскизы: театральных костюмов, елочных украшений, художественно оформленных предметов домашнего обихода, и даже архитектурный проект — выдержанные в древнерусском стиле городские ворота для Киева. Мусоргский отобрал для своей сюиты такие сюжеты, которые позволяли воплотить в музыке собственные наблюдения над человеческими характерами, раздумья о жизни и смерти. В своей трактовке композитор значительно углубил и обогатил содержание гартмановских работ.

Cтроение фортепианного цикла «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского:

  1. Прогулка

  2. Гном

  3. Прогулка

  4. Старый замок

  5. Прогулка

  6. Тюильри

  7. Быдло

  8. Прогулка

  9. Балет невылупившихся птенцов

  10. Два еврея: богатый и бедный

  11. Лимож. Рынок. Большая новость

  12. Катакомбы. Римская гробница

  13. С мёртвыми на мёртвом языке

  14. Избушка на курьих ножках (Баба-Яга)

  15. Богатырские ворота

Объединить пёструю вереницу разнохарактерных эпизодов и создать на её основе музыкальное целое Мусоргскому удалось своеобразным путём. Он открыл «Картинки с выставки» музыкальной темой, за которой и в дальнейшем сохраняется ведущее значение: неоднократно возвращаясь, она отражает отношение автора к увиденному. Так из разрозненных пьесок родилось произведение крупной формы со сквозным развитием: все пьесы цикла связывает своего рода рефрен огромной формы рондо — тема Прогулки, в которой композитор как бы переходит от одной картины выставки к другой. Но Прогулка звучит не всегда — самые контрастные пьесы соседствуют непосредственно, как будто картины висят рядом, на одной стене, и «спорят» друг с другом. Когда же Прогулка звучит, она как бы «реагирует» на картину, которая ей предшествует, её настроение навеяно этим изображением.

Эпизоды, в которых появляется ведущая тема, и названы композитором как раз «Прогулкой».

«Прогулка». Мусоргский говорил Стасову, что здесь он изобразил самого себя прохаживающимся по выставке и рассматривающим произведения покойного друга, однако это не автопортрет. Характер темы обобщённый. Присущий ей эпически величавый, народный склад заставляет скорее воспринимать её как воплощение русского народного духа. Метрическое строение темы свободно (чередуются размеры 5/4 и 6/4). Движение мерное, спокойное, но энергичное. В мелодии отсутствуют ходы по полутонам; основа её — квартовые попевки с секундой внутри (так называемые трихорды). Всё это сближает тему с народными эпическими напевами. Музыка «Прогулки» может служить примером влияния вокального начала на фортепианный стиль Мусоргского. Как в народных песнях, тема сначала излагается одноголосно, и лишь затем как бы подхватывается хором — идёт в аккордовом изложении. При этом композитор избирает тип гармонизации, введённый Глинкой в его народно-величальных хорах. Гармония строго диатонична при опоре на побочные ступени лада.

  1. Разучивание, пение: А. Пахмутова, стихи Р. Рождественского. «Просьба» - https://youtu.be/hspmTf_Kkyg

Песня состоит из трёх куплетов с припевами.

(Куплеты могут исполняться сольно или ансамблем. Припевы поются хором.)

Драматургия песни построена на контрастах куплетов и припевов:

В одноголосных куплетах даются образы раненой птицы (1-й куплет), людей-исполинов (2-й куплет), людей — должников природы (3-й куплет). Двухголосные припевы —  это просьба о любви и жалости к птицам, рыбам, зверям.

В конце песни расположена кода, основанная на вокализе (пении на слог «а») и подражании кукованию кукушки. Кода контрастирует с материалом песни; куплеты и припевы минорны, строги и серьёзны по характеру, а кода рисует идиллическую мажорную картину природы.

Текст песни:

  1. Раненая птица в руки не давалась,

Раненая птица птицей оставалась.

Этот сон давнишний до сих пор мне снится:

На траве кровавой вздрагивает птица.

Припев: Птицы, рыбы и звери

В души людям смотрят.

Вы их жалейте, люди,

Не убивайте зря;

Ведь небо без птиц — не небо,

А море без рыб — не море!

И земля без зверей — не земля,

Не земля, не земля!

  1. Люди-исполины, люди-великаны,

Есть у вас винтовки, сети и капканы,

Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно.

И должно быть сердце — сердце человечье.

Припев.

  1. Люди-человеки, страны и народы,

Мы теперь навечно должники природы.

Надо с этим долгом как-то расплатиться,

Пусть расправит крылья раненая птица!

Припев.

  1. Итог

Художественно-музыкальное воплощение «Старого замка» показывает нам, что при своей изначальной, природной динамичности музыке подвластно и изображение вечности. В основе художественного эффекта пьесы Мусоргского во многом лежит тот же принцип повторности, о котором мы говорили в 3-ей четверти.

Однако как неодинаково проявляет себя один и тот же приём в различных музыкальных произведениях! С его помощью можно раскрыть любое содержание: рассказать о тайнах глубокой истории или о происшествиях сегодняшнего дня, нарисовать характер или портрет…

В этом и заключается музыкальная драматургия любого произведения – при помощи выразительных средств, приёмов – раскрыть содержание и форму музыки.

  1. Рефлексия. Вопросы и задания

  1. Рассмотри две картины: «Вид идеального города» П. делла Франческа; «Меерсбург — старый замок» Й. Моосбруггера. К какой из них в большей степени подходит определение формы, а к какой — драматургии? Аргументируй свой ответ.

  2. Что лежит в основе музыкальной драматургии?

  3. Как музыкальная драматургия осуществляется в музыке статического характера? Расскажи на примере пьесы М. Мусоргского «Старый замок». Взаимодействие каких музыкальных пластов образует драматургию пьесы? Что это взаимодействие выражает?

  4. Подумай, может ли музыкальное произведение быть «недраматургичным». Объясни свой ответ.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!