3 класс
1 ЧЕТВЕРТЬ
Урок 1. Путешествие на родину русского музыкального языка
ХОД УРОКА
Организация урока. Приветствие. Мотивация
Работу с учебником мы начнём несколько необычно. Откроем учебник в том месте, где на весь разворот раскинулось аллегорическое дерево — Древо русской музыки (страницы 28-29).
- Рассмотрите его внимательно, чтобы понять смысл этой иллюстрации.
Древо русской музыки символично изображено в виде большого, разветвлённого и мощного дерева — дуба. Это древо на Руси — священное, древо-храм, древо-крепость, древо — дом души и тела человека.
Актуализация знаний
Исследовательская деятельность учащихся:
- Давайте исследуем изображенное древо. Что общего, что объединяет эти картинки, портреты, знаки, тексты, нотные примеры?
Ответы учащихся:
- На рисунке с древом — портреты композиторов-классиков, названия жанров, нотные примеры.
- Перечислите известные вам по прошлым годам обучения имена и фамилии композиторов и попытайтесь обозначить особенности жанров.
Постарайтесь узнать нотные примеры.
Учитель наигрывает.
- Пропоем теперь эти нотные примеры.
Дети пропевают вместе с учителем.
- Но главная наша задача сегодня, всё же, не в этом.
Подумайте, почему древо объединяет всех и всё? Неужели только потому, что на нём всё выставлено, как на витрине?
Могут ли лист, ветвь, корень или ствол жить отдельно друг от друга? Нет, существовать отдельно они не могут. Каждое растение — цельная, единая система, равно как и музыкальный процесс.
Поэтому и здесь мы видим взаимосвязь и системность. Попробуем её «прочитать» её на этом древе, постараемся установить связи во всех направлениях, например: песни — обрядовые — плясовые — опера — Римский-Корсаков. Или: протяжные песни — плачи — опера — Мусоргский. Или: нотный пример — плясовая — симфония — Глинка — Чайковский...
Понимание этих связей будет происходить на наших уроках музыки постепенно - в течение всего года. Мы будем «заполнять» крону древа другими понятиями и именами. А пока...
А пока отправимся к истокам, корням русской музыки — на родину русского музыкального языка.
Основной этап
Работа по теме
А) Чтение стихотворения Ильи Сельвинского «Россия… Родина моя, Россия…»:
Россия… Родина моя, Россия…
Я с каждым днем люблю тебя сильней,
Любая неказистая осина,
Звенящая среди болотных пней.
Ветла какая-нибудь у дороги,
Да и сама дорога впереди
Мне так близки, что только сердце вздрогнет
И разольется нежностью в груди…
Рассмотрите внимательно картину.
Б) Рассматривание картины И. Шишкина «Полдень в окрестностях Москвы» (фрагмент).
- О чем эти стихи? А картина?
- О Родине. Большую часть картины занимает небо: мы видим облака, сквозь которые пробиваются лучи солнца. Ещё мы видим широкое золотое поле, на котором колосится рожь. По проселочной дороге идут люди в народной одежде (крестьяне), наверное, с работы – у парня на плече коса. Девушки поют.
- Совершенно верно. Человек и природа – единое целое на картине. Вся картина будто наполнена воздухом, солнцем и необъятным простором - воплощённый образ природы и земли России.
Посмотрите на экран. Что общего в словах?
Род – Родня – Родина – Родник
Ответы детей.
- Много веков живут на земле русской слова: Слово. Люди. Добро. Дело. (На экране – азбука-кириллица.) По ним в старину люди учились читать.
Почти с каждой буквы алфавита начиналось главное в жизни человека слово… и песня.
Разучим и мы романс великого русского композитора М. Глинки на стихи поэта Н. Кукольника. «Жаворонок» - старинный русский романс.
Разучивание и исполнение романса «Жаворонок» М.И. Глинки
Работа над кантиленой, пропеванием гласных.
«Фольклорная экспедиция»
- Сегодня мы с вами отправимся в «фольклорную экспедицию». Вы сможете погрузиться в атмосферу быта и обычаев тех, кто является носителем и хранителем народного творчества, — простых жителей сёл и деревень. Вот их лица, вот в таких домах живут, так одеваются...
А) Рассматривание фотографий (Слайды на экране)
Может быть, даже совсем недавно вы проводили их насмешливым взглядом, встретив где-нибудь на улице? Как будто они из другой жизни... Но, может быть, мы сами — из другой?
И потому не часто обращаем внимание на народную музыку, народные песни.
А ведь исполнение народных песен – дело довольно обычное! Люди пели, когда им было весело. Люди пели, когда грустили, плакали… Так было в России всегда.
И потому мы с вами будем петь, наигрывать и учиться жить вместе с народной песней.
Сегодня вы прослушаете и полюбуетесь своеобразием и чудесными нюансами фольклора разных регионов нашей страны.
Устная народная традиция во всём её мастерстве многоголосного пения и непосредственной связью с жизнью — это наша традиция, наше богатство. И владеть им, хранить его может тот, кто поёт и слушает народную музыку. Поэтому на фотографиях, представленных на экране, не только народные исполнители, но и участники фольклорных экспедиций, городских фольклорных ансамблей. Думается, что они также заслужили право называться народными.
Б) Просмотр видеороликов с исполнением народных песен (фрагменты).
- Разучим одну из прослушанных народных песен.
4. Вокально-хоровая работа
1) Разучивание «На горе-то калина», р. н. п.
2) Исполнение песни с сопровождением деревянных народных инструментов
5. Итог. Рефлексия
- Как думаете, ребята, а вас, только что исполнивших в классе народную песню, можно назвать народными исполнителями, носителями традиции?
Дети отвечают.
- Вероятно, можно, если вы бережно отнеслись к особенностям исполнения народной песни и всему тому, чем так чудесен фольклор.
Непосредственность и простота, естественность движений, зажигательный темперамент и, главное, — чувство своего единства с Родиной (на экране: родственность, род, родник, исток, ключ) — ключ к долголетию, а может быть, и к вечности.
На этом мы и завершим разговор о Родине и родном народе — теми, кто хранит и передаёт традицию «из уст в уста», встречающими нас песней звучащей, самоваром гостеприимным, хлебом-солью. И теми, кто, может быть, впервые задумался о себе как части своего народа.
6. Домашнее задание: Выразительно исполнять романс Глинки «Жаворонок» и народную песню «На горе-то калина». Выучить стихотворение о Родине (или нарисовать иллюстрацию).