СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки на тему «Рассуждаем о «чудесах» в музыке и в жизни» (1 класс)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 1 класса (УМК В.О. Усачевой,  Л.В. Школяр «Музыка», 1 класс), позволяет   как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть рассматриваемую тему 10 урока 3 четверти.

   Цели и задачи:

 - познакомить обучающихся с  музыкальными образами «чуда» на примерах творчества Э. Грига, Н.А. Римского-Корсакова, Д.Б. Кабалевского;

- активизировать познавательную деятельность и развивать творческий потенциал обучающихся;

- уметь эмоционально и осознанно воспринимать классическую музыку;

- формировать  способности к художественно-образному познанию мира, умению применять полученные знания в своей творческой деятельности;

- развивать вокально-хоровые навыки;

- формировать отзывчивость на музыку разного характера, способствовать развитию внимания.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки на тему «Рассуждаем о «чудесах» в музыке и в жизни» (1 класс)»

Усачева. Музыка, 1 класс

III четверть



Урок 10. Рассуждаем о «чудесах» в музыке и в жизни

Цели и задачи:

- познакомить обучающихся с  музыкальными образами «чуда» на примерах творчества Э. Грига, Н.А. Римского-Корсакова, Д.Б. Кабалевского;

- активизировать познавательную деятельность и развивать творческий потенциал обучающихся;

- уметь эмоционально и осознанно воспринимать классическую музыку;

- формировать  способности к художественно-образному познанию мира, умению применять полученные знания в своей творческой деятельности;

- развивать вокально-хоровые навыки;

- формировать отзывчивость на музыку разного характера, способствовать развитию внимания.

ХОД УРОКА

  1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

  1. Организационный момент

Музыкальное приветствие.

  1. Повторение пройденного материала

Звучит ф-ма (минус) песни «Эх, Масленица, да ты красавица». Рассматривание выполненных рисунков детей.

- Ребята, я вижу на ваших рисунках и солнышко, и блины, и даже костер пылает на некоторых. Расскажите, почему ваши рисунки сегодня такие разные? Что вы изображали?

- Образ праздника. Образ Масленицы.

- А что это такое – Масленица?

- Русский старинный обряд. Проводы зимы.

- Этот обряд сохранился до наших дней. И символами этого праздника действительно являются соломенное чучело, блины. Всё посвящено солнцу.

Давайте вспомним и исполним песни и кричалки о Масленице.

  1. Хоровое исполнение песни «Эх, Масленица, да ты красавица»

2) Кричалка ко сжиганию масленичного чучела (отстукивать ритм на бубне):

Ой, ты, Масленица,

Об-ман-щи-ца!

Обманула, провела,

Нагуляться не дала!

Уходи, Зима, ко сну,

Присылай Весну!

Прощай, Масленица! (2 р.)

- Скажите, а в каком крупном музыкальном произведении мы с вами встретились с этим древним обрядом?

- В опере «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова.

- Совершенно верно. Композитор Римский-Корсаков замечательно воспроизвёл в опере картины народного быта и обряд древнего язычества. И также замечательно он смог воспроизвести чудесный образ народной сказки. Музыка оперы, проникнутая неувядаемой свежестью и мудрой простотой народных песен, окрашена мягкой лирикой, весенними тонами расцветающей природы.

Снегурочка погибла. Жалко нам Снегурочку, но таков закон природы. За лютой зимой идёт солнечная весна. И потому опера заканчивается гимном солнцу, свету, жизни.

  1. Мотивация. Целеполагание

- На этом уроке мы с вами поговорим о том, что сама весна (уже не как оперный персонаж, а как символ обновления жизни) становится чудом. Мы познакомимся с небольшой музыкальной пьесой уже известного вам норвежского композитора Эдварда Грига, которая так и называется – «Весной», и постараемся проследить в музыке сам процесс расцвета и становления жизни, попытаемся почувствовать и пережить эти чудесные эмоции от самого зарождения новой жизни до её полного цветения!

Итак, внимательно слушаем. И переживаем! А потом поделимся своими впечатлениями о происходящих в музыке чудесах. И здесь, конечно, могут быть самые различные фантазии!

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Весны ждала, ждала природа…

  1. Слушание и музыкальный анализ фортепианной пьесы Э. Грига «Весной»

Итак, поделимся впечатлениями: что мы услышали в пьесе Грига?

Ответы учащихся.

- Совершенно верно. Мы как раз и проживали расцвет и становление новой жизни: мы услышали в пьесе момент пробуждения, затем попытки противоборства неких сил с целью всё повернуть назад, но всё же!.. - Мы услышали, как «злая» энергия в кульминации развития переходит в свою противоположность. И самое главное: это ведь одна и та же интонация! Как и жизнь, она едина, но может протекать как осень («пышное природы увяданье»), как зима (забвение, неподвижность), как лето (расцвет, праздник) и как весна. И всё это одна и та же жизнь! Потому и в музыке одна и та же тема!

Теперь прослушайте стихотворение русского поэта Ф.И. Тютчева «Весна» и скажите, есть ли что-либо общее в музыке Грига и стихах:

Зима недаром злится,

Прошла её пора –

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И всё засуетилось,

Всё нудит зиму вон,

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

Зима ещё хлопочет

И на Весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит...

Взбесилась ведьма злая

И, снегу захватя,

Пустила, убегая,

В прекрасное дитя.

Весне и горя мало:

Умылася в снегу

И лишь румяней стала

Наперекор врагу.

Дети в своих размышлениях пытаются прийти к мысли о том, что и в музыке, и в стихах проявляется суть жизни - переход одного в другое в рамках единого целого: как в музыке происходила смена чувств, так и в поэтическом образе возникают различные чувства. Но в стихах мы видим два контрастных образа – злюки-Зимы и юной, озорной и смешливой Весны, а в музыке разные чувства может испытывать один персонаж. Например, человек радуется наступающей весне, яркому солнышку, но какие-то печальные воспоминания, как облачко, всплывают в памяти, и на миг затмевают собою солнце. Человек на время становится грустным, ему может быть даже тревожно. Но яркие солнечные лучи сильнее набежавшей тучки, они пробивают её. И тучке ничего не остаётся, как раствориться в вышине. Человек вновь радостен, спокоен и полон сил. Солнце, свет, тепло рождают светлые, жизнелюбивые чувства. И в этом – суть самой жизни!

  1. Дофантазируем образ

- Давайте вспомним уже знакомое вам произведение - Фортепианный концерт Э. Грига и прослушаем его финальную часть.

Как звучит музыка? Что можно о ней сказать? Какие передаёт чувства? Какой создаёт образ?

Попробуйте дофантазировать всё, что вам нужно, чем вы озабочены в данный момент:

Слушание финала 1-ой части Концерта Грига.

- Музыка Концерта Грига заканчивается торжественно, радостно, воодушевлённо. Человек будто торжествует.

- А можно ли сказать, что эта музыка звучит как гимн Жизни?

Рассуждения учащихся.

- Видите, как интересно получается - действительно, чудо: музыка нам позволяет додумывать, фантазировать. И это очень важно: под звучащие образы всегда можно «подставить» своё личное, пусть даже очень маленькое, как бы и несоизмеримое со всей жизнью.

И оказывается, что сила пробуждения может быть прослежена даже в подснежнике, ведь его появление, расцвет — это отражение в маленьком и единичном большого и важного для всей жизни.

Об этом мы поразмышляем, когда послушаем и начнём разучивать песню «Подснежник» композитора Д.Б. Кабалевского.

Ведь что испытывает человек, когда в его жизни происходит что-то важное, радостное, светлое — приход Весны? В нём просыпаются нежность, доброта, душевная теплота и, самое главное, потребность сказать об этом необычно, то есть особым поэтическим языком. А этот естественный для человека язык оказывается песней.

Подумайте, как нужно петь, как интонировать, с помощью каких выразительных атрибутов музыки (ритм, темп, динамика и пр.)?

Ответы первоклассников.

- А теперь прослушаем всё то, что вы сказали, в музыке Д.Б. Кабалевского: она милая, простая, светлая и тёплая, очаровательная, как сам подснежник!

3) Разучивание песни Д.Б. Кабалевского на стихи А. Пришельца «Подснежник». Вокально-хоровая работа



2. Чудо в опере

А закончим мы сегодняшний урок другим чудом – чудом, которое звучит в опере.

Вспомним с вами «Сказку о царе Салтане». В опере Н. Римского-Корсакова чудо мы услышим в нескольких ипостасях.

Во-первых, в опере мы слышим самостоятельный инструментальный фрагмент. «Три чуда» — это целая небольшая увертюра внутри оперы, которая рассказывает обо всех событиях последней картины оперы. В симфоническом вступлении сменяют друг друга, разделяемые праздничными фанфарами, колокольная тема города Леденца, изящно оркестрованная мелодия народной песни «Во саду ли, в огороде», мужественный марш, характеризующий морских витязей, и, наконец, – тема царевны Лебеди.

Чарующе прекрасен образ Царевны-Лебедь. Интенсивная разработка мотива скрипки, напряженно вибрирующая звучность (трели), ярчайшие тональные контрасты—все создает впечатление волшебного светоносного чуда, «живой картины». Этот образ меняется под влиянием чувства любви: Царевна-Лебедь обретает счастье в мире людей.

1) Образ Царевны-Лебедь из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова

Причудлива по рисунку музыкальная характеристика Царевны-Лебедь во время встречи с Гвидоном: мелодия с прихотливыми изломами, капризными взлетами и ниспаданиями постепенно «теплеет» и выливается в широкую кантилену, рисуя волшебное превращение в прекрасную Царевну. Звукописная музыка буквально зачаровывает переливами мажорных и минорных гармоний.

После превращения Лебеди в Царевну в ее музыкальной характеристике мы слышим новые интонации – теплые, живые.

Слушание Арии Царевны Лебедь из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова

- Что вы услышали в музыке? Каким было начало – инструментальное вступление к Арии и как изменилась музыка впоследствии?

Ответы учащихся.

- Ария – это сольная песня в опере, музыка которой характеризует главного героя.

2) Полёт шмеля

- Ну, и во-вторых, чудо - в том, что мы можем увидеть благодаря музыке то, что обычно увидеть не удаётся по «техническим причинам», например, полёт шмеля.

Перед тем, как прослушать следующий музыкальный фрагмент, нам нужно отдохнуть. Изобразите шмеля.

А) Физминутка:

Отправляемся в полет,                      (машут руками)

Шмель волшебный нас зовет,          (манят к себе)

Все, к чему он прикоснется,              (берутся за руки)

Музыкою обернется.                       (руки вверх)

Дети совместно с учителем выполняют движения.

- В опере «Сказка о царе Салтане» Птица-Лебедь превращает Гвидона в шмеля, чтобы он смог слетать к своему отцу, который не знает, что он жив. Царевич Гвидон летит к своему отцу, царю Салтану, а заодно, пользуясь своим превращением, хочет ужалить, т.е., наказать старуху Бабариху. Этот эпизод у Римского-Корсакова является звукоизобразительной музыкой: блестящее скерцо, непринужденно вплетающееся в ход драматического действия. Композитор сумел музыкальными средствами передать полет, и даже жужжание насекомого. «Полет шмеля» имеет невероятно быстрый темп исполнения: тональности меняются почти непрерывно, с огромной скоростью. В оригинальной версии оперы особенно быстро исполняемые отрывки распределялись между двумя скрипками.

Прослушайте теперь музыкальную «картинку». Какой инструмент её исполняет?

Б) Слушание. Анализ

- Что мы прослушали?

- Полет шмеля.

- Кто исполняет мелодию? Какой инструмент солирует?

- Духовой инструмент – флейта. Ей аккомпанирует оркестр.

- Кого изображает флейта?

- Шмеля.

- Какой характер музыки?

- Какой темп музыки - медленный или быстрый?

- Какой регистр - высокий, средний, низкий?

- Какова динамика? Как звучит - громко или тихо?

- Какие длительности звучат - длинные или короткие? Почему?

- В мелодии есть много повторов. Так композитор показал полет шмеля. (Учитель рисует схему полета шмеля в виде кривой.)

В) Работа с блокнотом

- Откройте свои рабочие тетради. Слушаем «Полёт шмеля» Н.А. Римского-Корсакова ещё раз. Постарайтесь уловить и на странице рабочей тетради зафиксировать линию движения мелодии.

Повторное слушание. Выполнение задания

- Рассмотрим теперь ваши рисованные узоры-ассоциации. Кто же успел «поймать» ускользающую жужжащую интонацию?



  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

1. Итог

Объясните мне немного,

Если знаете ответ.

Почему считает кто-то,

Что чудес на свете нет. (…)

Если очень ждать и верить,

И смотреть во все глаза,

Постучатся в наши двери

Волшебство и чудеса!

  1. Рефлексия. Игра «Закончи предложения»

Учитель на слух предлагает детям предложения, они заканчивают их:

- «Чудеса» мы услышали в музыке норвежского композитора … (Э. Грига) и русского композитора … (Н. Римского-Корсакова).

- Чудесная пьеса Эдварда Грига называется … («Весной»).

- Музыка пьесы Грига изображает … (весенний расцвет природы), а выражает … (расцвет чувств человека).

- Чудо из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова рисует музыка главной героини … (Царевны-Лебедь), имеющая название … (ария).

- Инструментальное вступление «Арии Царевны-Лебедь» рисует плавное покачивание птицы на … (волнах). Постепенно звуки арии становятся … (теплыми, человеческими, «живыми»).

- Темп музыки «Полет шмеля» … (быстрый), длительности мелодии … (короткие).

- Исполняет музыку «Полет шмеля» … (оркестр). Музыкальный инструмент, изображающий шмеля - … (флейта).

- Мы разучили песню Д. Кабалевского с названием … («Подснежник»).

Домашнее задание:  Дома нарисуйте рисунок к наиболее понравившемуся музыкальному произведению из всех прозвучавших и исполненных на уроке.

- Молодцы, ребята! По-моему,  вы сегодня очень постарались. Проявили себя, как настоящие слушатели и исполнители.

Подошло время прощаться. До новых, чудесных встреч с музыкой!



ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ:

  1. Алексеевский. Волшебный край (об опере «Сказка о царе Салтане»). - Музыкальная жизнь: № 7, 2010. – с. 27–30;

  2. Владышевская Т., Левашева О., Кандинский А. История русской музыки: Учебник. В 3-х вып. Вып. 1. / под ред. А. Кандинского, Е. Сорокиной. - М.: Музыка, 2013. - 560 с.;

  3. Гозенпуд А.А. Избранные статьи. Римский-Корсаков в работе над оперным либретто. Записные книжки Римского-Корсакова. – М.: Сов. композитор, 1971. – 240 с.; 

  4. https://47channel.ru/news/3449/

  5. http://inna-str-2010.narod.ru/

  6. https://infourok.ru/biblioteka/logopediya

  7. https://nsportal.ru/

  8. https://rustih.ru/

  9. https://ru.wikipedia.org/wiki/%

  10. https://soundtimes.ru/

  11. http://stihi-klassikov.ru/

  12. http://www.microarticles.ru/

  13. https://www.sites.google.com/site/hisofrusmus/

  14. https://открытыйурок.рф/%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!