СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки на тему «Русская протяжная песня в исполнении Ф.И. Шаляпина» (3 класс)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 3 класса (УМК В.О. Усачевой,  Л.В. Школяр «Музыка», 3 класс), позволяет   как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть рассматриваемую тему 5 урока 3 четверти.

  Цель: Знакомство с секретами исполнительского мастерства Ф. Шаляпина. Самосовершенствование и саморазвитие личности.

Задачи:

- постичь секреты вокального мастерства Шаляпина: «бас»- низкий мужской голос;

- уметь управлять своим голосом, петь выразительно, образно, с душой;

- воспитывать ценителей большого искусства;

- прививать любовь и уважение к народной музыке, к традициям народа; 

- воспитывать патриотические чувства и гордость за свой народ, его неисчерпаемый талант.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки на тему «Русская протяжная песня в исполнении Ф.И. Шаляпина» (3 класс)»

Усачева, Школяр. Музыка. 3 класс

3 четверть


Урок 5. Русская протяжная песня в исполнении Ф.И. Шаляпина

Цель: Знакомство с секретами исполнительского мастерства Ф. Шаляпина. Самосовершенствование и саморазвитие личности.

Задачи:

- постичь секреты вокального мастерства Шаляпина: «бас»- низкий мужской голос;

- уметь управлять своим голосом, петь выразительно, образно, с душой;

- воспитывать ценителей большого искусства;

- прививать любовь и уважение к народной музыке, к традициям народа; 

- воспитывать патриотические чувства и гордость за свой народ, его неисчерпаемый талант.

Средства обучения

1. Музыкальный материал:

Русские народные песни: «Прощай, радость, жизнь моя», «Не велят Маше», «Эх ты, Ваня», «Ноченька».


ХОД УРОКА


  1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

  1. Организационный момент. Музыкальное приветствие

- Прозвенел звонок!

- Начался урок!

2. Мотивация

1) Ритмическая минутка (р.н.м. «Камаринская»)

1 123 123 123 4 5 6 7 (крупные цифры – длинные хлопки, мелкие – короткие).

- Рисунок какого жанра народной песни вы прохлопали?

- Жанр плясовой песни.

2) Разминка «Жанры русской народной песни»

А) Мозговой штурм

- Назовите другие известные вам жанры народной песни.

- Обрядовые, календарные, былины, частушки, страдания, рекрутские, хороводные, игровые, лирические и др.

- Какие по характеру русские песни преобладают в большинстве народных жанров?

- Протяжные: они встречаются и в обрядовых, и в календарных, и в былинах. Страдания, лирические – все эти жанры обязательно исполняются протяжно. Протяжные песни встречаются также в жанрах хороводной, трудовой и рекрутской песни. Даже некоторые игровые песни исполняются распевно и протяжно.

Б) Игра «Угадай мелодию»

- Угадайте мелодии:

Звучат фрагменты мелодий «Ой, да ты калинушка», «Во поле берёза стояла», «Ковой-то нету, а мне больно жаль», «Как сказали, Иван-то грозён».

Дети называют песни и жанры (рекрутская, хороводная, лирическая, обрядовая).


3. Актуализация знаний. Постановка проблемы (Работа в группах по карточкам)

- Дайте правильный ответ.

Звучит фрагмент р.н.п. «Эй, ухнем» в исполнении Ф.И. Шаляпина.

1 группа: Определить жанр русской народной песни:

  • Рекрутская

  • Обрядовая

  • Трудовая


2 группа: Что является особенностью трудовой песни:

  • Маршевый шаг

  • Акцент

  • Распевность


3 группа: Голос, исполняющий песню:

  • Альт

  • Сопрано

  • Бас


3. Постановка проблемы

- Певца, в исполнении которого вы услышали сейчас русскую народную песню, называют «царь-бас», «жемчужина из народа». Федор Иванович Шаляпин (1873—1938) достиг вершин исполнительского мастерства, будучи выходцем из «низов».

А русская протяжная песня в исполнении Ф.И. Шаляпина — это уникальное явление в отечественном искусстве, целый мир, о котором стоит поговорить отдельно. Определите тему нашего урока.

- Мы будем говорить об исполнительском мастерстве Шаляпина.

- Правильно, мы поговорим сегодня о «секретах» исполнения протяжных народных песен великим певцом-басом Ф.И. Шаляпиным.

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ


  1. Федор Иванович Шаляпин

Родился Шаляпин в семье простого крестьянина. Сначала маленького Федора, стараясь приставить «к делу», отдали в ученики к сапожнику, затем к токарю, позднее к столяру. В раннем детстве у него проявился красивый голос дискант и он часто пел вместе с матерью. В 9 лет он начал петь в церковном хоре. Отец купил на толкучке скрипку для сына и Федор пытался на ней играть. С 12 лет мальчик начал участвовать в спектаклях гастролировавшей театральной труппы.

С 1890 года Федор Шаляпин дебютирует в опере П.И. Чайковского «Евгений Онегин» в Казани и выступает в хоре. В 1895 году он вошел в состав труппы Мариинского театра, где он пел партии Мефистофеля в «Фаусте» Ш. Гуно и Руслана в «Руслане и Людмиле» М.И. Глинки. В 1899 году Федор Шаляпин стал ведущим солистом Большого театра в Москве и, гастролируя, с огромным успехом выступал в Мариинском театре.

В 1922 году он выехал на гастроли в Европу и там остался, продолжив успешно выступать в Америке и Европе.


2. Русские народные песни «Прощай, радость, жизнь моя», «Не велят Маше», «Эх ты, Ваня», «Ноченька»

- Прослушайте и сравните звучание протяжной песни в исполнении народного хора и профессионального артиста Ф.И. Шаляпина. Отметьте особенности исполнения.

1) Слушание песни «Прощай, радость, жизнь моя» в исполнении: а) Хора им. Пятницкого и б) Ф. Шаляпина

- В первом варианте звучит хор, исполнение песни - многоголосное, а Шаляпин поёт один.

- Совершенно верно. Но в этом нехитром наблюдении мы с вами можем найти важный смысл, который раскрывает механизм изустности народного творчества: произведения фольклора, передающиеся из уст в уста, не фиксировались нигде, а закреплялись лишь в памяти исполнителей. При этом они привносили в песню что-то новое, трансформируя манеру пения, изменяя приёмы и способы интонирования и даже текст. Например, известны случаи сохранения традиционного исполнения протяжной песни в одноголосном варианте, при котором наблюдается удивительное явление: исполнитель, участвовавший многократно в многоголосном пении, пытается в одноголосный вариант вместить самое существенное из всех других голосов, складывая на ходу практически новую мелодическую горизонталь. Один поёт за всех! Так на основе узнаваемой мелодии возникает практически новая песня.

Этот «собирательный» принцип Шаляпин использовал в своих интерпретациях народной песни, - например, в импровизационных фиоритурах «Ноченьки». Возможно, Шаляпин при исполнении некоторых песен брал за основу такие одноголосно-собирательные фольклорные варианты.

2) Слушание р.н.п. «Ноченька»

- Хочется отметить, что в исполнении великого Шаляпина русская народная манера воспроизводится почти доподлинно. Это говорит о том, что Шаляпин обладал не только удивительным талантом, но и замечательной «совестью артиста»!

По воспоминаниям живописца К.А. Коровина, входившего в творческое окружение Фёдора Ивановича, Шаляпин очень бережно относился к творческому наследию русского народа, тщательно работал над песнями, постоянно прибегая к «консультациям» народных исполнителей.

Исключительно точную характеристику исполнительскому творчеству Шаляпина оставил нам Б.В. Асафьев: «B пении Шаляпина, широком, раздольном, захватывающем своей плавностью («звук в звук переливается»), мужественной мягкостью и непосредственной искренностью фразировки, раскрывается мир беспредельного становления. Это — сама жизнь, ибо никакие формулы, которыми мы разграничиваем и размежёвываем наши психические состояния, не определят непрерывности и в то же время колыханий в шаляпинской интерпретации».

Лучше о Шаляпине как русском певце и об истоках протяжной песни просто нельзя сказать.

Образ русской песни возникает как «художественное завоевание огромного русского пространства», протекающее как «непрерывность музыкального сознания», в котором нет никаких «разграничений и размежеваний»! Особенно интересна подмеченная учёным диалектика «непрерывности и в то же время колыханий в шаляпинской интерпретации». Эти «колыхания» — постоянное изменение интонаций, красок голоса, всего комплекса вокально-выразительных средств в зависимости от эмоционального содержания музыкальной фразы (об этом мы уже говорили во 2 классе, характеризуя уникальное свойство шаляпинского голоса). В результате и возникает «непосредственная искренность фразировки» как «сама жизнь».

И последнее, на что хочется обратить внимание, сравнивая народное пение и профессиональное исполнение народных песен, — это различия интонационной атмосферы. Нетрудно заметить, что народное пение более ровное и целостное в эмоциональном отношении, а Фёдор Иванович любую деталь, любой эмоциональный оттенок даёт в преувеличении.

Вслушайтесь, как он подчёркивает протяжную пространственно-мелодическую основу русского пения — иногда даже пропевает согласные!

3) Слушание «Эх ты, Ваня!»

- Ещё раз подчеркну, что преувеличение — это одно из средств художественного осмысления действительности, это одна из сущностей искусства как художественного освоения мира (искусство — это в большой мере «искусственное»!). Именно игра с художественным преувеличением и составляет сущность творчества профессионального артиста! Фёдор Иванович владел этим искусством в совершенстве, и потому его пение до сих пор является эталоном исполнения русских народных песен.

4) Слушание «Не велят Маше»

5) Беседа о прослушанных протяжных песнях в исполнении Ф.И. Шаляпина


3. Слияние народных протяжных песен с городской лирикой

1) «Сидел Ваня»

Эта песня — более поздняя форма выражения лирических переживаний, - пример того, как на крестьянском патриархальном быте отражалось влияние городской культуры. Это влияние неоднозначно:

С одной стороны, «крестьянский» романс сохранил от традиции распевность, одноголосность запева, цепную форму, многоголосный склад, характерные для народной песни унисонные окончания, в некоторых случаях — ладовое своеобразие (переменный лад).

С другой стороны, влияние западноевропейской гармонической функциональности, позднего церковного многоголосия и городского профессионального стихосложения (четырёхстрочие, куплетность, метроритмическая определённость), под знаком которых проходило становление городской бытовой лирики, привело к тому, что свойственная народной музыке горизонтальная полифония (самостоятельность голосов) начала уступать место классическому многоголосно-гармоническому складу. Но об этом мы будем говорить на последующих уроках.

Слушание, музыкальный анализ песни «Сидел Ваня».

2) «Выхожу один я на дорогу»

А эта песня — наглядный пример того, как городские мелодии, написанные на профессиональные стихи (М.Ю. Лермонтов), вошли в народный репертуар.

Характерно, что остался запев, многоголосие, но ведущим уже становится верхний голос, остальные же подстроились под него. Это позволяет говорить об обеднении народной традиции. Но что делать, в этом диалектика развития жанра: он приобретает такие черты, которые обеспечивают ему максимальную общедоступность.

Слушание «Выхожу один я на дорогу»


4. Секреты вокального мастерства

1) Рассказ учителя

- Голос- это наш собственный музыкальный инструмент. Казалось, есть голос, есть слух – пой себе на здоровье. Но не так-то все просто. Оказывается, иметь хороший голос – этого мало. Надо уметь им управлять.

Что значит «управлять» голосом?

Представьте себе, что вы вышли на Большую сцену театра. Что вы будете делать, чтобы ваш голос услышали в самых последних рядах зала? Петь громче? Но тогда получится крик. А как быть, если это лирическая песня, которую надо петь тихо и выразительно? Что делать? Вы не знаете? А вот Шаляпин знал. Он мог петь почти шепотом, и каждая нота была слышна в любом уголке огромного зала.

Как говорил сам Ф. Шаляпин, надо «учиться техническому господству над голосовым инструментом». «Звук, - говорил Шаляпин, - должен опираться на дыхание, как смычок должен умело прикасаться к струне и свободно двигаться».

Ошибкой начинающих певцов является стремление набрать как можно больше воздуха. Они поднимают плечи, но при этом заполняют только верхнюю часть легких и не могут долго держать звук. При таком дыхании голос теряет присущий ему тембр, звучит сдавленно и сухо. Тогда говорят, что певец поет «на горле», что он зажимает звук. Это самый вредный тип ключичного дыхания.

Существуют различные типы дыхания: ключичное (одно из самых вредных типов дыхания), грудное и грудобрюшное. При таком дыхании плечи не поднимаются во время вдоха, грудная клетка расширяется, нижние ребра раздвигаются в стороны, мышцы живота выдвигаются вперед. При пении желательно брать воздух через нос. А выдыхать можно и ртом и носом одновременно. Начинающие певцы всегда держат руки на талии или на животе для того, чтобы лучше себя контролировать во время вдоха и выдоха, ощущая движение мышц и нижних ребер. При выдохе живот втягивается.

2) Физкультминутка

А) Дыхательная разминка: упражнения «В цветочном магазине», «Выпускаем птиц из клетки», «Накачиваем колеса»

Б) Распевание (Вокальные упражнения профессора А.В. Свешникова с хором)

Пение от звука ми-бемоль, затем петь вверх по полутонам и вниз:

Ми-а-и-а

Ку-ма-зи-ма

Ле-ма-зи-ма

Поделить ребят на 2 партии: петь то же самое в интервал квинту вверх.

Цель: вырабатывать чистый унисон, приводить к однотембровому звучанию каждой хоровой партии.

3) «Выхожу один я на дорогу» - разучивание 1 –го куплета по фразам.


  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

  1. Закрепление полученных знаний и навыков. Рефлексия. Вокалотерапия

Вот теперь и мы должны показать, как мы поняли сегодняшний урок.

Ну что, покажем в своем исполнении искренность и широту русской души? Я предлагаю вам выразительно исполнить лирическую военную песню «Шел ленинградский паренек».

Коллективное исполнение песни «Шел ленинградский паренек».

Цель: помнить о рекомендациях великих исполнителей, добиваться совершенства в создании музыкального образа.


- Молодцы!

Выставление оценок.

- Дайте оценку уроку с помощью смайликов.

Домашнее задание: Подготовить сообщение о детстве Шаляпина, о том, кто спас его от голода и нищеты, дал дорогу в жизнь. Совершенствовать свое вокальное мастерство, работать над дыханием, дикцией, образом песни «Выхожу один я на дорогу».

  1. Итог

- Когда музыкальный критик Стасов услышал голос Шаляпина, он воскликнул: «Радость безмерная! Великое счастье на нас с неба упало! Новый великий талант народился!»

Учитель читает стихотворение В. Бокова «Шаляпин»:

Когда я слушаю Шаляпина,

Восторг и радость с ним деля,

Я говорю: - О, как талантами

Богата русская земля!

И мало мне сказать, что нравится

Его неповторимый бас,

Мне через голос открывается

Черта существенная в нас.

Веселость, удаль, бесшабашность,

Большой распев больших широт

И одобрение: - Шагайте!

За горизонтом счастье ждет!

О, как Шаляпин всем нам дорог!

В нем нота каждая крепка.

Не он поет - поет пригорок,

Не он поет - поет река.

Поет народ, поет Россия,

Поют ручьи, поют овсы,

Поют-звенят дожди косые,

Поют шмелиные басы.

Светясь от солнечных накрапин,

Поет листва, а с ней и синь.

Поет земля, поет Шаляпин,

Он у земли – любимый сын!


Мы живем в то удивительное время, когда чудеса стали обычным явлением. Поэтому мы сегодня можем воскликнуть словами Стасова: «Радость безмерная» слушать голос Ф. Шаляпина!

Наш урок подошел к концу. До новых встреч, друзья!


ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ:

  1. Розенфельд С. Повесть о Шаляпине. - М.: Гос. изд-во художественной литературы, 1957;

  2. Уланов Ю. О хоровых упражнениях А.В. Свешникова (методическое письмо). - М.: Всероссийское хоровое общество, 1961;

  3. https://um.mos.ru/personalities/

  4. https://www.o-detstve.ru/competition/13768.html



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!