СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки на тему «Сочинение сочинённого» (1 класс)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся  1 класса (УМК В.О. Усачёва, Л.В. Школяр «Музыка», 1 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть тему 4 урока 2 четверти.

Цели и задачи:

- продолжить с детьми исследование проблемы «Как “увидеть” музыку?»

- знакомить учащихся с выразительными и изобразительными возможностями ритма;

- воспитывать музыкальное мышление детей.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки на тему «Сочинение сочинённого» (1 класс)»

1 КЛАСС

II ЧЕТВЕРТЬ


УРОК 4. «Сочинение сочинённого»

Цели и задачи:

- продолжить с детьми исследование проблемы «Как “увидеть” музыку?»

- знакомить учащихся с выразительными и изобразительными возможностями ритма;

- воспитывать музыкальное мышление детей.


Средства обучения и оборудование

1. Учебник, с. 42—47.

2. Рабочая тетрадь, с. 17, 40.

3. Музыкальный материал:

«Ах вы, сени, мои сени».

«Осень, непогодушка».

«Скажи, мотылёк».

И.С. Бах — Ш. Гуно. «Ave Maria» // фонохрестоматия.

З.А. Левина. «Ноги дождя» // нотная хрестоматия, с. 43.

З.А. Левина. «Весёлая песенка».

4. Инструменты: барабан, треугольник, трещотка, деревянные ложки, бубен и др.


ХОД УРОКА

  1. Организация урока. Мотивация

  1. Музыкальное приветствие

- На предыдущих уроках мы с вами уже говорили, что в музыке мы можем увидеть весь мир – и реальный, и сказочный. Музыка может изобразить бегущего, идущего, танцующего человека или какого-либо другого персонажа, животного, сказочного существа, выразить его настроение.

Мы можем нарисовать образ, о котором нам поведала музыка.

2) Актуализация опорных знаний

- Назовите, с какой музыкой мы познакомились на прошлом уроке, что она изображала?

- «Утро» - картина пробуждающейся природы, «Ветер на равнине» - образ движения воздуха, ветра, «Богатый и бедный» - противоположные образы портреты двух человек и двух настроений, «Балет невылупившихся птенцов» - танец птенчиков, «Гном» - музыкальное изображение сказочного существа, выражение его чувств, «Баба-Яга» - образ сказочного существа и изображение природы, которая его окружает.

- Композитор М. Мусоргский изобразил Бабу-Ягу и сказочный лес, глядя на картинку Гартмана с изображением старинных часов в форме избушки на курьих ножках.

Как звучала музыка? Какой была динамика? В каком регистре исполнялась музыка?

Ответы учащихся.

- Вы дома изобразили музыку Мусоргского в своих рисунках. Рассмотрим их.

3) Выставка детских рисунков (под музыку М. Мусоргского – повторное прослушивание).


  1. Сообщение темы. Целеполагание

На сегодняшнем уроке мы продолжим исследование вопроса «Что такое музыкальное содержание?»

Сегодня вы:

  • познакомитесь с содержанием музыкального произведения, принадлежащего перу двух композиторов «Аве Мария»;

  • узнаете о смысле славянского обряда «Колядование» и содержании колядных песен;

  • выучите рождественскую колядку;

  • познакомитесь с выразительными и изобразительными возможностями такого средства музыки как ритм.


3. Основной этап урока

1) Звуки города (Работа с учебником)

Рассмотрим страницы учебника (с. 42—43). Постарайтесь найти в символическом изображении звуков города те звуки, которые «шумят»… А какие – «звенят»?.. Что здесь стучит?.. А что шуршит?.. Какие из этих звуков гудят?..

Ответы учащихся.

Найдите на картинке музыкальные инструменты, соответствующие тембру и динамике этих звуков.

- Шумят маракасы, погремушки, тарелки; звенит бубен, звенят колокольчики и треугольник; стучат барабаны, колотушки, ксилофон; гудит дудочка (рожок).

- Обратите внимание, что звуки эти разные не только по динамике и тембру. Они ещё и разные по длительности и изображены в виде метроритмических формул во всевозможных сочетаниях и одновременном звучании: одни – короткие, другие более долгие, одни расположены подряд и рядышком, другие – на определённом расстоянии друг от друга.

Такая организация музыкальных длительностей в процессе их следования называется ритмом.

2) Ритм

Ритм - это последовательное чередование долгих и коротких звуков. В переводе с греческого языка слово «rythmos» означает «мерное течение».

Ритм можно прохлопать, можно протопать, можно и простучать.

В музыке ритм выступает одним из важнейших выразительных и изобразительных средств. А в проигрывании его главное - не громкость, а чёткость.

3) Игра-импровизация на детских музыкальных инструментах «Играем необычный день»

Давайте сыграем в игру. Я буду вести рассказ и отстукивать ритм деревянными палочками, а вы за мной повторять.

Задача для вас – находить тембр соответствующего инструмента в зависимости от содержания рассказа и проигрывать (повторять за мной ритмический рисунок) точно и чётко.

(Учитель раздаёт ложки, колокольчики, маракасы, колотушки, трещотки, музыкальные молоточки, треугольники, барабаны.)

Итак, потренируемся: что шумит?.. Стучит?.. Звенит?..

Дети называют инструменты.

Что ж, отправляемся теперь в «путешествие»:

  • Лентяи все остались дома: на диване лежать да «пузо набивать». (Стук ложек.)

  • До леса мы доехали на трамвае. (Музыкальный треугольник.)

  • Прошли меж деревьев по листве – листья шуршат. (Маракасы.)

  • Прошагали по сучкам – сучки трещат. (Трещотки.)

  • Услыхали стук дятла на сосне: «Привет от нас, дятлушка, тебе!» (Колотушка.)

  • Значит, неподалёку где-то сказка живёт,

С нетерпением нас в гости ждёт. (Колокольчики.)

  • До волшебной лесной сказки вместе мы дошли. (Музыкальные молоточки.)

  • И чёткий ритм мы, наконец, здесь нашли. (Барабаны).

4) Угадай, что будем делать?

Всего лишь несколько нот, и… (учитель проигрывает простейший ритмический рисунок на фортепиано)

Сразу всё меняется:

Цвет оживает,

Музыка начинается!

Откроем учебник на ст. 44-45, посвящённых методу «сочинения сочинённого». Прослушаем музыкальные фрагменты. Определим, что музыка зовёт нас делать:

Сочинять? Танцевать? Рисовать?

Может быть, лучше песню спеть?

А) Прослушивание музыкальных фрагментов:

«Ах вы, сени, мои сени», «Новогодние колокольчики», рождественская колядка «Авсень», «Аве Мария».

- Сочиняем, что будем делать под эту музыку.

Б) Исполнение импровизаций:

  • «Ах вы, сени, мои сени» - игра на музыкальных инструментах;

  • «Новогодние колокольчики» - пение с ритмическими танцевальными движениями;

  • «Рождественские колядки» - разучивание, исполнение с сопровождением шумовых инструментов.


5. Колядки на праздник Рождества (Презентация)

Время новогодних праздников включает в себя и праздник Рождества Христова – 7 января. Но по традиции перед этим днём - с 6 на 7 января - во всей стране проходят колядования. Самыми основными действиями данного мероприятия являются переодевания, то есть ряжение, и прочтение (пение) колядок и соответствующих песенок. Также проходят игры и гадания.

Взрослые и дети ходили по дворам и квартирам и распевали песенки, а те, кто открывал им двери в ответ, угощали колядовщиков вкусностями. Было очень весело и забавно.

Наверное, вам интересно будет узнать особенности колядования и кто такие звонарь, мехоноша, звездарь?

Так вот сам термин «колядование» обозначает следующее:

Ну, а колядка - это небольшая песенка с пожеланиями хорошей жизни, крепкого здоровья и богатого урожая.

Авторов у этих чудных песенок нет, все они придуманы русским народом. Исполняются они преимущественно в святочный период - проводятся некие славянские обряды.

Скажите, какой же праздник прославляет обряд колядования?

- Рождество Христово.

- А вы знаете, как звали мать Иисуса Христа?

- Мария.


6. «Аве Мария» И.-С. Баха – Ш. Гуно

- Прослушаем теперь потрясающую, глубокую мелодию, выражающую и грусть, и веру одновременно и посвящённую матери Иисуса Христа.

Полный текст молитвы «Ave Maria» таков:

Радуйся, Мария, благодатная!

Господь с Тобою.

Благословенна Ты между женами,

И благословен плод чрева Твоего Иисус.

Святая Мария, Матерь Божия, молись о нас, грешных,

Ныне и в час смерти нашей. Аминь.

1) Слушание с одновременным просмотром видеоролика

2) Обсуждение прозвучавшего произведения

- Как звучала музыка?

- Музыка светлая, возвышенная, полётная.

- «Аве Мария» Баха-Гуно - потрясающе красивое произведение. Это - плод трудов двух очень набожных людей: немецкого композитора эпохи барокко И.С. Баха и французского композитора Шарля Гуно. Первый сочинил в 1722 году прелюдию для клавира - произведение предназначалось для тех, кто играл на музыкальных инструментах. Простая и изысканная Первая прелюдия «до-мажор» быстро обрела популярность у слушателей. А второй автор – Шарль Гуно - спустя 130 лет придумал присоединить к ней свою мелодию, добавил немного импровизации. Получилась красивая вариация для скрипки и фортепиано. Называлось это произведение «Размышление на тему Первой прелюдии Баха». Получается, Ш. Гуно сочинил «уже сочинённое».

Шесть лет спустя к вариации Гуно были добавлены слова и получилась песня, которая стала также очень популярной.

Эта музыка настолько красива, что её знают почти все. Тем невероятнее, что одно произведение создано в разные эпохи и разными композиторами. Объединил их творения один образ.

7. Рефлексия. Итог

- Что узнали нового? Чей образ нам нарисовала музыка?

Ответы детей.

- Сегодня мы познакомились с музыкальным произведением «Аве Мария», которое принадлежит перу разных композиторов разных эпох и узнали, что у этой песни своя интересная, загадочная история; также узнали, как проводится обряд колядования и разучили рождественскую колядку; научились сочинять и проигрывать на музыкальных инструментах разные ритмические рисунки.

Что же такое ритм? На что нужно обращать внимание при его проигрывании?

Ответы детей.

Выставление оценок.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей