1 КЛАСС
II ЧЕТВЕРТЬ
УРОК 4. «Сочинение сочинённого»
Цели и задачи:
- продолжить с детьми исследование проблемы «Как “увидеть” музыку?»
- знакомить учащихся с выразительными и изобразительными возможностями ритма;
- воспитывать музыкальное мышление детей.
Средства обучения и оборудование
1. Учебник, с. 42—47.
2. Рабочая тетрадь, с. 17, 40.
3. Музыкальный материал:
«Ах вы, сени, мои сени».
«Осень, непогодушка».
«Скажи, мотылёк».
И.С. Бах — Ш. Гуно. «Ave Maria» // фонохрестоматия.
З.А. Левина. «Ноги дождя» // нотная хрестоматия, с. 43.
З.А. Левина. «Весёлая песенка».
4. Инструменты: барабан, треугольник, трещотка, деревянные ложки, бубен и др.
ХОД УРОКА
Организация урока. Мотивация
Музыкальное приветствие
- На предыдущих уроках мы с вами уже говорили, что в музыке мы можем увидеть весь мир – и реальный, и сказочный. Музыка может изобразить бегущего, идущего, танцующего человека или какого-либо другого персонажа, животного, сказочного существа, выразить его настроение.
Мы можем нарисовать образ, о котором нам поведала музыка.
2) Актуализация опорных знаний
- Назовите, с какой музыкой мы познакомились на прошлом уроке, что она изображала?
- «Утро» - картина пробуждающейся природы, «Ветер на равнине» - образ движения воздуха, ветра, «Богатый и бедный» - противоположные образы портреты двух человек и двух настроений, «Балет невылупившихся птенцов» - танец птенчиков, «Гном» - музыкальное изображение сказочного существа, выражение его чувств, «Баба-Яга» - образ сказочного существа и изображение природы, которая его окружает.
- Композитор М. Мусоргский изобразил Бабу-Ягу и сказочный лес, глядя на картинку Гартмана с изображением старинных часов в форме избушки на курьих ножках.
Как звучала музыка? Какой была динамика? В каком регистре исполнялась музыка?
Ответы учащихся.
- Вы дома изобразили музыку Мусоргского в своих рисунках. Рассмотрим их.
3) Выставка детских рисунков (под музыку М. Мусоргского – повторное прослушивание).
Сообщение темы. Целеполагание
На сегодняшнем уроке мы продолжим исследование вопроса «Что такое музыкальное содержание?»
Сегодня вы:
познакомитесь с содержанием музыкального произведения, принадлежащего перу двух композиторов «Аве Мария»;
узнаете о смысле славянского обряда «Колядование» и содержании колядных песен;
выучите рождественскую колядку;
познакомитесь с выразительными и изобразительными возможностями такого средства музыки как ритм.
3. Основной этап урока
1) Звуки города (Работа с учебником)
Рассмотрим страницы учебника (с. 42—43). Постарайтесь найти в символическом изображении звуков города те звуки, которые «шумят»… А какие – «звенят»?.. Что здесь стучит?.. А что шуршит?.. Какие из этих звуков гудят?..
Ответы учащихся.
Найдите на картинке музыкальные инструменты, соответствующие тембру и динамике этих звуков.
- Шумят маракасы, погремушки, тарелки; звенит бубен, звенят колокольчики и треугольник; стучат барабаны, колотушки, ксилофон; гудит дудочка (рожок).
- Обратите внимание, что звуки эти разные не только по динамике и тембру. Они ещё и разные по длительности и изображены в виде метроритмических формул во всевозможных сочетаниях и одновременном звучании: одни – короткие, другие более долгие, одни расположены подряд и рядышком, другие – на определённом расстоянии друг от друга.
Такая организация музыкальных длительностей в процессе их следования называется ритмом.
2) Ритм
Ритм - это последовательное чередование долгих и коротких звуков. В переводе с греческого языка слово «rythmos» означает «мерное течение».
Ритм можно прохлопать, можно протопать, можно и простучать.
В музыке ритм выступает одним из важнейших выразительных и изобразительных средств. А в проигрывании его главное - не громкость, а чёткость.
3) Игра-импровизация на детских музыкальных инструментах «Играем необычный день»
Давайте сыграем в игру. Я буду вести рассказ и отстукивать ритм деревянными палочками, а вы за мной повторять.
Задача для вас – находить тембр соответствующего инструмента в зависимости от содержания рассказа и проигрывать (повторять за мной ритмический рисунок) точно и чётко.
(Учитель раздаёт ложки, колокольчики, маракасы, колотушки, трещотки, музыкальные молоточки, треугольники, барабаны.)
Итак, потренируемся: что шумит?.. Стучит?.. Звенит?..
Дети называют инструменты.
Что ж, отправляемся теперь в «путешествие»:
Лентяи все остались дома: на диване лежать да «пузо набивать». (Стук ложек.)
До леса мы доехали на трамвае. (Музыкальный треугольник.)
Прошли меж деревьев по листве – листья шуршат. (Маракасы.)
Прошагали по сучкам – сучки трещат. (Трещотки.)
Услыхали стук дятла на сосне: «Привет от нас, дятлушка, тебе!» (Колотушка.)
Значит, неподалёку где-то сказка живёт,
С нетерпением нас в гости ждёт. (Колокольчики.)
До волшебной лесной сказки вместе мы дошли. (Музыкальные молоточки.)
И чёткий ритм мы, наконец, здесь нашли. (Барабаны).
4) Угадай, что будем делать?
Всего лишь несколько нот, и… (учитель проигрывает простейший ритмический рисунок на фортепиано)
Сразу всё меняется:
Цвет оживает,
Музыка начинается!
Откроем учебник на ст. 44-45, посвящённых методу «сочинения сочинённого». Прослушаем музыкальные фрагменты. Определим, что музыка зовёт нас делать:
Сочинять? Танцевать? Рисовать?
Может быть, лучше песню спеть?
А) Прослушивание музыкальных фрагментов:
«Ах вы, сени, мои сени», «Новогодние колокольчики», рождественская колядка «Авсень», «Аве Мария».
- Сочиняем, что будем делать под эту музыку.
Б) Исполнение импровизаций:
«Ах вы, сени, мои сени» - игра на музыкальных инструментах;
«Новогодние колокольчики» - пение с ритмическими танцевальными движениями;
«Рождественские колядки» - разучивание, исполнение с сопровождением шумовых инструментов.
5. Колядки на праздник Рождества (Презентация)
Время новогодних праздников включает в себя и праздник Рождества Христова – 7 января. Но по традиции перед этим днём - с 6 на 7 января - во всей стране проходят колядования. Самыми основными действиями данного мероприятия являются переодевания, то есть ряжение, и прочтение (пение) колядок и соответствующих песенок. Также проходят игры и гадания.
Взрослые и дети ходили по дворам и квартирам и распевали песенки, а те, кто открывал им двери в ответ, угощали колядовщиков вкусностями. Было очень весело и забавно.
Наверное, вам интересно будет узнать особенности колядования и кто такие звонарь, мехоноша, звездарь?
Так вот сам термин «колядование» обозначает следующее:
Ну, а колядка - это небольшая песенка с пожеланиями хорошей жизни, крепкого здоровья и богатого урожая.
Авторов у этих чудных песенок нет, все они придуманы русским народом. Исполняются они преимущественно в святочный период - проводятся некие славянские обряды.
Скажите, какой же праздник прославляет обряд колядования?
- Рождество Христово.
- А вы знаете, как звали мать Иисуса Христа?
- Мария.
6. «Аве Мария» И.-С. Баха – Ш. Гуно
- Прослушаем теперь потрясающую, глубокую мелодию, выражающую и грусть, и веру одновременно и посвящённую матери Иисуса Христа.
Полный текст молитвы «Ave Maria» таков:
Радуйся, Мария, благодатная!
Господь с Тобою.
Благословенна Ты между женами,
И благословен плод чрева Твоего Иисус.
Святая Мария, Матерь Божия, молись о нас, грешных,
Ныне и в час смерти нашей. Аминь.
1) Слушание с одновременным просмотром видеоролика
2) Обсуждение прозвучавшего произведения
- Как звучала музыка?
- Музыка светлая, возвышенная, полётная.
- «Аве Мария» Баха-Гуно - потрясающе красивое произведение. Это - плод трудов двух очень набожных людей: немецкого композитора эпохи барокко И.С. Баха и французского композитора Шарля Гуно. Первый сочинил в 1722 году прелюдию для клавира - произведение предназначалось для тех, кто играл на музыкальных инструментах. Простая и изысканная Первая прелюдия «до-мажор» быстро обрела популярность у слушателей. А второй автор – Шарль Гуно - спустя 130 лет придумал присоединить к ней свою мелодию, добавил немного импровизации. Получилась красивая вариация для скрипки и фортепиано. Называлось это произведение «Размышление на тему Первой прелюдии Баха». Получается, Ш. Гуно сочинил «уже сочинённое».
Шесть лет спустя к вариации Гуно были добавлены слова и получилась песня, которая стала также очень популярной.
Эта музыка настолько красива, что её знают почти все. Тем невероятнее, что одно произведение создано в разные эпохи и разными композиторами. Объединил их творения один образ.
7. Рефлексия. Итог
- Что узнали нового? Чей образ нам нарисовала музыка?
Ответы детей.
- Сегодня мы познакомились с музыкальным произведением «Аве Мария», которое принадлежит перу разных композиторов разных эпох и узнали, что у этой песни своя интересная, загадочная история; также узнали, как проводится обряд колядования и разучили рождественскую колядку; научились сочинять и проигрывать на музыкальных инструментах разные ритмические рисунки.
Что же такое ритм? На что нужно обращать внимание при его проигрывании?
Ответы детей.
Выставление оценок.