СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки на тему «Старинный свадебный обряд» (3 класс)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 3 класса (УМК В.О. Усачевой,  Л.В. Школяр «Музыка», 3 класс), позволяет   как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть рассматриваемую тему 3 урока 3 четверти «Свадебный обряд — ядро и критерий нравственно-эстетического отношения к жизни».

  Цели и задачи:

 - рассмотреть и изучить исторические и культурные традиции русского народа;

- знать, как проходили народные обряды, знать историю свадебного обряда;

- знать жанры народных песен, уметь творчески анализировать образы народных песен, связанных с обрядами и обычаями в фольклоре;

- учиться анализировать прослушанную музыку;

- уметь определять характер произведения;

- развивать образное мышление, слух, память, творческие способности;

- воспитывать культуру слушания музыки;

- разучить обрядовую песню, уметь разыгрывать, образно передавать музыкальный характер песни.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки на тему «Старинный свадебный обряд» (3 класс)»

Усачева, Школяр. Музыка. 3 класс

3 четверть



Урок 3. Свадебный обряд — ядро и критерий нравственно-эстетического отношения к жизни

Тема: Старинный свадебный обряд



Цели и задачи:

- рассмотреть и изучить исторические и культурные традиции русского народа;

- знать, как проходили народные обряды, знать историю свадебного обряда;

- знать жанры народных песен, уметь творчески анализировать образы народных песен, связанных с обрядами и обычаями в фольклоре;

- учиться анализировать прослушанную музыку;

- уметь определять характер произведения;

- развивать образное мышление, слух, память, творческие способности;

- воспитывать культуру слушания музыки;

- разучить обрядовую песню, уметь разыгрывать, образно передавать музыкальный характер песни.



Музыкальный материал: Русские народные песни: «На горе-то стоит ёлочка», «Как сказали, Иван-то грозён», «Пора гостям со двора», «Все мы, кумушки, домой».



ХОД УРОКА

  1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

  1. Организационный момент. Музыкальное приветствие

- Прозвенел звонок!

- Начался урок!

2. Мотивация. Ритмическая минутка (звучит р.н.м. «Камаринская»)

1 123 123 123 4567 (крупные цифры – длинные хлопки, мелкие – короткие).

- Надеюсь, мы зарядились положительной энергией и создали хорошее настроение на весь урок.


  1. Актуализация знаний. Постановка проблемы

- Разгадайте ребусы:

1) 2)

3)

4)

- Балалайка, трещотка, гармонь, свирель.

- Что это за музыкальные инструменты?

- Русские народные.

- Домашним заданием к сегодняшнему уроку у вас было нарисовать (вырезать, наклеить) русские народные инструменты. Давайте устроим выставку из ваших рисунков и расскажем об этих инструментах.

Дети демонстрируют рисунки, рассказывают о них.

- Назовите произведения, которые можно наиграть на этих инструментах.

- Русские народные песни, пляски, хороводы, наигрыши.

- Где чаще можно услышать такие произведения?

- На народных праздниках, свадьбах.

- Сегодня мы вновь обращаемся к народному творчеству. Вспомните, как оно называется?

- Фольклор.

- Верно. Прочитайте тему нашего сегодняшнего урока.

- Старинный свадебный обряд.

- Внимание на экран. Сейчас вы просмотрите видеофрагмент. Ваша задача – определить, какая эта свадьба: современная или нет? Какая эта музыка? Как она звучит? Какой оркестр её исполняет?

Просмотр видеофрагмента «Вальс» Е. Доги из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь».

Ответы детей.

- Да, ребята, вы совершенно правы,  это - старорусская свадьба, хоть музыка написана уже современным композитором. И исполнял её симфонический оркестр.

А вы обратили внимание, как музыка меняется в зависимости от настроения невесты? Минор звучал на протяжении всего времени, кроме моментов, где она представляла свадьбу с любимым человеком.

Сегодня мы поведём разговор о том, как в далёком прошлом праздновали свадьбы на Руси, послушаем и исполним старинные свадебные песни.


II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Как праздновали свадьбы на Руси (рассказ учителя)

Свадьба во все времена (а в древности особенно) была кульминацией жизни человека (праздник на всю жизнь), поэтому свадебный обряд был максимально приближен к жизни по сравнению с другими обрядами. Видимо, поэтому он лучше других обрядов сохранился до наших дней.

Свадьба выделялась особой пышностью. В свадебном обряде принимало участие много людей, и самыми почётными были певцы, музыканты. Недаром раньше говорили «играть свадьбу»: во многих сказках вы, наверное, читали: сыграли свадьбу, «весёлым пирком да за свадебку».

Как правило, свадьба игралась в определённое время года, например на Красную горку (в первое воскресенье после Пасхи), в Мясоед (зимой после поста). Свадебная игра, как её было принято называть, продолжалась несколько дней, а иногда и несколько недель. Она складывалась из разнохарактерных сцен, то лирических, то комических, а то и трагедийных, и различных игр и обрядов.

Свадебный обряд имел чёткую, строго соблюдаемую структуру: сговор  — сватовство  — девичник  — свадьба. Обычно от сватовства до самой свадьбы проходило несколько месяцев (до полугода), и в этом народная мудрость проявлялась на практике: будущим молодожёнам разрешалось встречаться друг с другом. За эти несколько месяцев они либо укрепятся в своих чувствах, либо разойдутся не женившись.

Сговор и сватовство происходили в доме невесты. Родители жениха (сваты) приходили к родителям невесты и просили отдать их дочь за своего сына.

На девичнике невеста с подружками готовилась к свадьбе, они вспоминали девичью жизнь, шили и вышивали приданое, пели песни. Одна из таких песен - «На горе-то стоит ёлочка».

  1. Слушание «На горе-то стоит ёлочка»


- Прослушайте текст:

На горе-то стоит ёлочка,

Под горой стоит светёлочка;

Во светёлочке красна девица-душа,

Свет Марья Ивановна.

Она белится-румянится,

В цветно платье снаряжается.

Приходил к ней тятенька родной,

Уж он звал-позывал домой:

«Уж ты, Машенька, пойдём домой,

Ты, Ивановна, со мной домой!»

«Я нейду, нейду, не слушаю тебя:

Ночь темна-темна, не месячна,

Лесы тёмны - караулов нет,

Речка быстра - перевозов нет.» 

- Эта песня поётся несколько раз; для второго раза и последующих повторений содержание то же, только: «Подходила к ней и матушка», «Приходила к ней сестрица родная...» и т.д., а в последний раз: 

Приходил к ней Андрей-господин,

Уж он звал-позывал домой:

«Уж ты, Машенька, пойдём домой,

Ты, Ивановна, со мной домой!»

«Я иду да иду, слушаюсь тебя:

Ночь светла да ночь и месячна,

Лесы тёмны - караулы есть,

Реки быстры - перевозы есть.»



- Прослушайте эту песню.

2) Музыкальный анализ

- Расскажите о музыке. О чём песня?

- Какая она по характеру?

- Какой темп?

- Меняется ли динамика?

- Какое звуковедение?

Ответы детей.

3) Углубление в тему

- Обычно в свадебных обрядах основные песни, имеющие разный текст (в зависимости от того, для какого момента свадьбы они предназначены), пелись на один мотив, но с некоторыми вариантами в характере исполнения (насыщенней или лиричней). Таким образом, существовала установленная традицией лейтмелодия свадьбы.

В каждом регионе России свадебный обряд имел свои особенности. Так, особенностью свадебного обряда в Рязанской области является то, что песню «Как сказали, Иван-то грозён» (которая обычно исполняется только в день свадьбы) могли исполнять в любое время, начиная с просватанья, и кто угодно — даже посторонний. Например, каждый, кто шёл мимо дома невесты, мог запеть эту песню (заменяя при этом имя «Иван» на имя жениха), и невеста должна была реагировать «плачем». И вообще, всякий раз, когда звучит эта песня (где бы то ни было, в любой обстановке), она должна была плакать, в народе говорили «кричать». Поэтому ей всегда помогали подружки, которые подменяли невесту, «кричали» вместо неё. В патриархальном семейном укладе основным правилом было: «Да убоится жена мужа своего!» Вот так, с помощью обрядовых песен, осуществлялось фактически воспитание невесты, подготовка её к будущей добродетельной семейной жизни!

Интересен также народный свадебный костюм. В рязанском наряде невесты преобладают красный, чёрный и белый цвета. Красное — домотканая понёва (юбка); чёрное — полосы и узоры по подолу, вышитые на понёве; красно-чёрные узоры — на белой рубахе и на запоне; белое — рубаха и нижняя понёва. Цвета в наряде имели символический смысл: красно-чёрное связано с окончанием жизни в родительском доме, а белое — с непорочностью и девичьей чистотой.

Как правило, среди всех присутствующих на свадьбе не оставалось ни одного равнодушного человека. Подружки «проигрывали» свою будущность, родные «отдавали свою кровиночку во чужи люди», крёстная — всегда рядом с невестой, даёт советы, «ведёт» её по обряду к венцу, переживая вместе с ней.

В старину на свадьбах звучали и грустные песни, похожие на плачи. Ведь подчас девушку выдавали замуж против её воли. Нередко эти плачи исполнялись специально приглашёнными «плакальщицами», среди которых встречались исключительно талантливые певицы.

Вот как описывает М. Горький плач знаменитой сказительницы Ирины Федосовой:

«…Публика молчит, всё более поддаваясь оригинальности этих за душу берущих воплей, охваченная заунывными, полными горьких слёз мелодиями. А вопли, - вопли русской женщины, плачущей о своей тяжёлой доле, - всё рвутся из сухих уст поэтессы., рвутся и возбуждают в душе такую острую тоску, такую боль, так близка сердцу каждая ноты этих мотивов, истинно русских…

Русская песня – русская история…».

Свадебные причитания исполняли также роль оберегов: «Плачь невеста за столом, чтоб не плакать за столбом».

4) Слушание «Как сказали, Иван-то грозён». Музыкальный анализ

- Кульминация свадьбы — её первый день: утро перед венцом, благословение родителей, венчание в церкви и приезд в дом жениха. В этот день обязательно звучит главная песня «Как сказали, Иван-то грозён». На фоне этой песни звучит двух-, а то и трёхголосный плач: по традиции к начавшей «кричать» невесте присоединялась её ближайшая подружка, а затем и мать невесты.

Так в женском пении возникает полифония - вид многоголосия, представляющий собой сочетание в одновременном звучании двух и более мелодий.

Мы с вами прослушаем фрагмент белгородского варианта свадебного обряда, где плач невесты именно политонален.

- Какое чувство выражено в песне?

- На какие особенности исполнения обратили внимание?

- Как звучит мелодия?

- Какой темп?

Ответы учащихся.



2. Разучиваем, поём, играем

- Завершают свадебный обряд две «отходные» песни — на конец свадьбы. Одна песня сдержанная, лирическая — «Все мы, кумушки, домой» - поётся всеми гостями, а другая — весёлая, танцевально-плясовая — «Пора гостям с двора». Её тоже пели все.

Эти песни уже имеют, в отличие от предыдущей, свою собственную мелодию.

На сегодняшнем уроке мы с вами выучим и разыграем плясовую свадебную песню «Пора гостям со двора» и исполним уже известную вам лирическую «Все мы, кумушки, домой».

  1. Распевание:

А) у – уа – у

Б) ми – ма – мо

В) ри – хо – ха

Г) Чистоговорка «К врачу» (Звук «Ч»)

Чу – чу – чу, чу – чу – чу,

Я сейчас пойду к врачу.

Чо – чо – чо, чо – чо – чо,

Разболелося плечо.

  1. Прослушивание «Пора гостям со двора»

- Прослушайте эту песню (исполнение учителем):

Пора ль, пора ль гостям с двора (2 р.) -

Время убираться (2 р.).

Ещё, ещё не пора (2 р.),

Неделю гуляти (2 р.).

Ой, неделю не дремала (2 р.)

Негде мне поспати (2 р.)

У нашего хозяина (2 р.)

Кудрявая голова (2 р.)

Он кудрями потрясёт (2 р.)

Нам гостинца поднесёт (2 р.)

Пора ль, пора ль гостям с двора (2 р.) -

Время убираться (2 р.).

- О чём эта песня?

- Какая она по характеру?

Ответы учащихся.

- Учим первую фразу медленно (исполняет учитель):

Пора ль, пора ль гостям с двора (2 р.).

- Повторяем.

Дети повторяют. Добиваемся пения в унисон.

- Слушаем вторую фразу: Время убираться (2 р.) (Исполняет учитель.)

Поём.

Дети повторяют.

- Всё вместе (учитель поёт):

Пора ль, пора ль гостям с двора.

Пора ль, пора ль гостям с двора.

Дети повторяют.

- Теперь слушаем дальше и запоминаем слова. (Исполняется учителем.)

И т.д.

- Украсим песню.

3) Исполнение песни с народными инструментами и плясовыми движениями

4) Повторение лирической песни «Все мы, кумушки, домой» - выразительное исполнение, разыгрывание



ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

  1. Итог

- Подведём итоги.

Теперь, когда мы подробно изучили обряд, по музыке можно проследить драматургию настроения всей свадьбы: от драматичной кульминационной песни «Как сказали, Иван-то грозён» к разудалой, плясовой.

Подумайте, что может стоять за таким развитием сюжета в музыке — оптимистический взгляд в будущее или что-то иное?

Ответы детей.

- Как думаете, ребята, можем ли мы сказать, что атмосфера обрядовых свадебных песен связана с лирическими переживаниями?

Ответы детей.

- Да, наверное, можем. Ведь, с одной стороны, душевные переживания невесты — это лирика.

Но с другой стороны, смотрите-ка - переживания невесты «запрограммированы» обрядовым сюжетом, определены смыслом всего обряда, который «диктует» невесте и содержание, и форму личных переживаний. И в этих условиях мы уже не можем говорить о них, как о личных.

Здесь уже мы можем говорить о зарождении и становлении жанра русской народной лирической песни. Именно из таких обрядов и начал зарождаться жанр русской народной лирической песни. Но об этом у нас продолжим разговор на следующем уроке.

Вывод. Широкое содержание народной песни - это целый огромный мир, отражающий и глубокую древность, и современность. Обрядовость является частью этого мира, древним пластом, основой, определившей во многом и интонационное, жанровое, и формальное своеобразие русской народной песни как целостного явления.

Выставление оценок.

Домашнее задание. Выучить песню «Пора гостям со двора». Уметь выразительно исполнять разученные песни, обыгрывать их.

  1. Рефлексия

Учащиеся заполняют карту самооценки.

- Урок окончен. Спасибо за внимание!

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ:

  1. Музыка. 4 класс. Поурочные планы по программе Э.Б. Абдуллина, Т.А. Бейдер, Т.Е. Вендровой, И.В. Кадобновой, Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Г.С. Тарасова под научным руководством Д.Б. Кабалевского / Автор-составитель Т.С. Максимова. – Волгоград: Учитель, 2003;

  2. Румер М., Домрина Е., Куликова Н. Музыка. Книга для четвертого класса. – М.: Музыка, 1974;

  3. Усачёва В.О. Музыка: 3 класс: методическое пособие / В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр. - 3-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2017;

  4. Усачёва В.О. Музыка. 3 класс: учеб. для организаций, осуществляющих образовательную деятельность / В.О. Усачёва, Л.В. Школяр. – М.: Баласс, 2015;

  5. http://folkmusic.ru/songs.php

  6. https://nsportal.ru/

  7. http://song5.ru


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!