СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки на тему «Стилевые взаимодействия» (8 класс)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-дискуссия о взаимодействии и взаимовлиянии академических стилей и направлений современной массовой культуры.

Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся  8 класса (УМК Т.И. Науменко, В.В. Алеев «Искусство: Музыка», 8 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть тему 6 урока 4 четверти.

Планируемые результаты учебной деятельности:

Метапредметные:

—  осознание плодотворности взаимодействия традиций и новаторства в современном искусстве.

Личностные:

— личностное ценностное осознание безграничных возможностей музыки.

Предметные:

—  понимание термина «полистилистика», умение объяснить его.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки на тему «Стилевые взаимодействия» (8 класс)»

8 КЛАСС

IV ЧЕТВЕРТЬ

Урок 6 (33). Стилевые взаимодействия

Учебник для 9 класса, § 20, с. 107—110

Планируемые результаты учебной деятельности

Метапредметные:

—  осознание плодотворности взаимодействия традиций и новаторства в современном искусстве.

Личностные:

— личностное ценностное осознание безграничных возможностей музыки.

Предметные:

—  понимание термина «полистилистика», умение объяснить его.

Форма проведения занятия: Урок-дискуссия о взаимодействии и взаимовлиянии академических стилей и направлений современной массовой культуры.

Учебно-дидактическое обеспечение:

Фотографии: Ванесса Мэй; Монсеррат Кабалье и Фредди Меркьюри, исполнение песни «Барселона».

Изобразительное искусство: Р. Гуттузо. «Буги-вуги в Риме».

Музыка: А. Шнитке. «Серенада» (№ 36, 37 аудиоприложения, 9 класс); А. Вивальди. «Лето» («Буря») из цикла «Времена года», поп-аранжировка (№ 38 аудиоприложения, 9 класс); песня «Барселона».

Песенный материал: Повторение избранных любимых песен прошлых уроков.

Виды деятельности учащихся: Беседа о разнообразии современной концертной жизни, об объединении и пересечении старых и новых стилей, жанров. Смысловое прослушивание музыкальных произведений, обсуждение взаимодействия в них традиций и новаторства. Обсуждение современных аранжировок произведений классического репертуара.

Формы педагогического контроля: Контроль участия в дискуссии о взаимовлиянии традиций и новаторства в современном искусстве. Контроль смыслового прослушивания, обсуждения, слухового анализа музыкальных произведений. Контроль знания черт творческого облика А. Шнитке.



ХОД УРОКА

  1. Организация урока. Актуализация знаний. Мотивация

Звучат фрагменты песен группы «The Beatles».

?

- Назовите стиль прозвучавшей музыки.

- Каковы функции рок-музыки?

Ответы учащихся.

- Какие стили современной музыки вам ещё известны?

Предполагаемые ответы учащихся: Современная популярная музыка - эстрадная музыка, мюзикл, поп-музыка, шансон, традиционная эстрада, рэп, хип-хоп.

- Ваш список стилей современной популярной музыки можно продолжить: кабаре, менестрель-шоу, мюзик-холл, регтайм, лаунж, госпел-поп и многие другие. А вот рэп-музыка является жанром хип-хоп-музыки, хоть приверженцы этого музыкального направления и называют его стилем жизни и способом самовыражения молодого поколения.

Но часто современные музыканты не придерживаются определённых рамок какого-либо жанра музыки или стиля. Тем более, благодаря стремительному развитию стилей  современной массовой музыки, эти рамки не имеют ярко выраженных границ.

И всё же людям, занимающимся музыкой профессионально, да и простым меломанам (меломан – от греч. melos - «пение» и mania - «восторженность, страсть» — человек, испытывающий страсть к музыке и пению), необходимо разбираться в разнообразии музыкальных стилей, особенно если они хотят иметь дело с современной музыкальной индустрией.

  1. Постановка проблемы. Сообщение темы урока. Целеполагание

Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы понимаете слова известного советского и российского композитора?

Когда говорит радио, в то время когда кто-нибудь наверху громко включает телевизор, а по соседству играют бит-музыку... я думаю о том, что, может быть, моя задача - закрепить весь этот стилистический калейдоскоп, чтобы суметь что-то отразить из нашей действительности.

А. Шнитке, композитор, музыкальный педагог и музыковед

Сегодня мы с вами поговорим о разнообразии современной музыкальной жизни, об объединении и пересечении старых и новых стилей и жанров, о взаимодействии и взаимовлиянии академических стилей и направлений современной массовой культуры, прослушаем современные аранжировки произведений классического репертуара.

Тема урока – «Стилевые взаимодействия».

  1. Введение в тему урока. Стили современной музыки

Итак, чтобы ответить на вопрос, какие стили есть в современной музыке, необходимо определиться, что же такое музыкальный стиль. Сразу хочется предостеречь от путаницы понятий «стиль» и «жанр».

Жанр (от франц. genre – род) в музыке имеет широкое понятие, которое определяет какой-либо вид произведения. Стиль же связан с самим языком, с тем, как музыкант себя выражает.

Рассмотрим самые основные и широко используемые стили современной музыки:

  1. Народная музыка

Термин для данного типа музыки (folk music - англ.) получил широкую известность в конце прошлого века для определения народной музыки в различных культурах мира. Естественно, сам вид зародился гораздо раньше и является одним из первых в музыке. В свою очередь, в нём прослеживаются три основных жанра: инструментальный, песенный и танцевальный.

  1. Блюз

Как музыкальный стиль блюз зародился ещё в XIX веке, а широкую популярность приобрёл уже в начале следующего. Является смешением нескольких направлений музыки афроамериканской культуры - таких как «рабочая песня», «spirituals» и «холер». Очень большое влияние блюз оказал на возникновение других музыкальных стилей, в частности поп-музыки, джаза, рок’н’ролла, ритм’н’блюза и ряда других.

Просмотрите замечательный видеоролик одного из современных музыкальных стилей, где B.B. King, которого называют «королём блюза», исполняет на гитаре произведение Blues Boys Tune («Мелодия блюзовых мальчиков») - https://youtu.be/k_6byJyouLo.

3) Буги-вуги (англ. boogie) - стиль исполнения блюзов на фортепиано, зародившийся в начале XX в.: левой рукой пианист в быстром темпе повторяет одно и то же блюзовое последование, чаще всего ломаными октавами, а правой импровизирует в свободном ритме» («Музыкальный словарь Гроува», с. 148). Этот стиль можно определить как примитивный джаз, исполняемый на фортепиано.

Инструментальные пьесы в этом стиле порой успешно исполнялись и оркестрами.

Сама эта музыка появилась ещё до того, как ей было дано такое необычное название. Полнозвучный стиль буги-вуги появился из-за необходимости нанимать пианистов взамен оркестров в недорогих придорожных кафе, сельских закусочных, барах и прочих местах, где развлекали публику на вечеринках и приёмах. В моду начала входить синкопированная, энергичная музыка, соответственно менялась и манера игры салонных музыкантов, исполнявших до этого спокойную и тихую музыку. Чтобы заменить целый оркестр, пианисты изобретали разные способы ритмичной игры. В конечном итоге это было расширено от фортепиано до фортепианного дуэта и трио, гитары, биг-бэнда, кантри и западной музыки и госпела.

В то время как стандартный блюз традиционно выражает различные эмоции, буги-вуги в основном ассоциируется с танцами.

Рассмотрите картину итальянского живописца Ренато Гуттузо «Буги-вуги в Риме».

Картина была написана в 1953-1954 гг., в которой Гуттузо проявил себя мастером многофигурной композиции. В картине Гуттузо акцентирует внимание зрителя не на исполняемом танце, а на нескольких лицах в толпе, остальные фигуры лишь намечены и даны в очень быстром движении. Основная тема картины - одиночество человека в буржуазном городе: девушка на первом плане вырвана из общего движения, изолирована от него. В своём произведении художник решает проблему по-новому понятого образа человека: человек изображён в остром конфликтном столкновении с самим собой, своими мыслями и переживаниями. Конфликт этот не выражается открыто, он перенесён в духовный мир человека. Поэтому Гуттузо стремится к максимальной подвижности живописной фактуры, которая, в контрасте со статикой композиции, передаёт взволнованность внутреннего мира героя.  В картине очень ярко выражен этот контраст состояний. Однако и у всех юношей и девушек в ярких одеждах, казалось бы, танцующих и веселящихся, изображённые серые лица создают впечатление об отбывании какой-то тяжкой повинности. Сам Гуттузо об этой картине говорил, что, конечно, любит ребят и девчонок, нарисованных на ней, но любя, не может их не критиковать – за «прожигание» момента, прожигание жизни.

Р. Гуттузо. Буги-вуги в Риме

4) Джаз

Джазу, основанному на блюзе, характерны огромная зажигательность и импровизация.  Основной чертой этого стиля является полиритмия, основанная на синкопированном ритме. Джаз является элитарной музыкой, которая развивалась благодаря освоению музыкантами новых моделей ритмики и гармонии. Некоторые жанры джаза можно отнести к профессионально-академическому направлению. Например, кул-джаз и бибоп.

5) Рок’н’ролл

В середине XX века в США появился рок’н’ролл. Данный стиль сочетает в себе невероятное смешение огромного, и как кажется на первый взгляд, несовместимого количества жанров. Отличительная черта рок’н’ролла – чёткий ритм и откровенно раскованное исполнение. Границы рок’н’ролла значительно расширялись, в силу чего появилась рок-музыка – абсолютно самостоятельный, новый стиль.

6) Рок-музыка

Rock в переводе с английского означает «качать», что можно отнести к характерному ритму для этого стиля. В рок-музыке имеется огромное количество направлений, начиная от поп-рока, брит-рока, которые можно отнести к более лёгким вариантам, и заканчивая тяжёлыми и агрессивными: дет-метал (death metal), треш-метал (thrash metal), хардкор (hardcore) и многие другие. Также определённые жанры рок-музыки неотъемлемо связаны с субкультурными явлениями: хиппи, панки, готы, металлисты и другие.

7) Электронная музыка

Данный вид музыки объединяет произведения, созданные с помощью электронных технологий и инструментов, в основном специализированных компьютерных программ и синтезаторов. Утвердился во второй половине XX века и объединяет в себе обширный спектр различных жанров и поджанров. Музыка композиторов, использующих современные компьютерные технологии, относится к академической электронике.

8) Хип-хоп

В 1979 году в США в афроамериканской среде зародился новый стиль в музыке – хип-хоп. Два элемента: рэп (чётко рифмованный ритмический речитатив) и ритм, который задаёт ди-джей (в основном партии баса и синтезатора) – являются основой стиля. Хип-хоп, как и многие из перечисленных выше стилей, также имеет огромное количество жанров и поджанров.

Все эти стили современной массовой музыки очень популярны. Мы, возможно, не назвали каких-то отдельных подвидов, но в основном раскрыли  вопрос, какие стили есть в современной музыке. Всё выше перечисленное –  это основа, стержень и именно то, от чего отталкиваются современные композиторы и музыканты при создании своих произведений. Благодаря этой основе и перемешиванию уже имеющихся музыкальных стилей появляются абсолютно новые направления, но всё же проследить в них истоки вполне реально.

  1. Работа по теме урока

1) «Полистилистика» - взаимодействие музыкальных стилей в современном мире

В стремлении приблизиться к своим природным первоосновам современные талантливые и «серьёзные» музыканты всё активнее идут на диалог с массовой музыкой, не только преломляя в своём творчестве народно-песенные интонации (что было всегда), но и заимствуя особенности тех стилей, которые зародились далеко за пределами академической среды (джаз, рок и т.д.). Это связано и с поисками новых возможностей музыкального звучания, однако не в меньшей степени и со стремлением сделать музыку понятной и узнаваемой для слушателя.

Взаимодействия на уровне стиля - самые очевидные, тем более что стиль объединяет в себе практически весь мир музыкальных звучаний. Ведь стиль - это и музыка различной национальной принадлежности, и виды музыки, и её жанровое разнообразие, и многое другое. Возникший в последние десятилетия термин «полистилистика» (полистилистика – намеренное сочетание различных стилей в одном произведении) отражает это состояние современной музыкальной практики. Не случайно многие сочинения А. Шнитке, впервые заявившего о полистилистике, представляют собой тонкий сплав различных стилей, в том числе и так называемых «низких», если этого требует художественный замысел сочинения. Один из самых своеобразных отечественных композиторов 20 в. Альфред Шнитке говорил: «Всё развитие музыки представляет собой непрерывное расширение музыкального пространства – появляются всё новые и новые плоскости мышления».

2) Творческий облик А. Шнитке

А. Шнитке

Альфред Шнитке (1934–1998) —  российский композитор второй половины XX в. Окончил Московскую консерваторию, позже преподавал в ней инструментовку. Освоил разнообразные новаторские техники композиторского письма.

Его собственное творчество явилось подтверждением открытости современной музыки различным временам, идеям и стилям.

«Его музыка, написанная преимущественно в кантатно-ораториальном и инструментальном (включая балеты и оперы) жанрах, привлекает внимание современного слушателя парадоксальным сочетанием непосредственности и изобретательности, экспрессивности и доступности.

Яркая и глубокая музыка Шнитке ко многим фильмам (среди которых «Восхождение», «Прощание» Л. Шепитько; «Маленькие трагедии», «Мёртвые души» М. Швейцера) принесла им заслуженный успех. Реквием, «Пер Гюнт», симфонии, концерты, камерные инструментальные и вокальные сочинения часто исполняются в нашей стране и за рубежом» (Рыцарева М. Г. Музыка и я: популярная энциклопедия для детей. М., 2006. С. 364).

Именно А.  Шнитке ввёл новый термин «полистилистика» — сочетание разнородных стилей, одновременное пребывание в музыке множества стилей, в том числе и тех, что принадлежат далёким эпохам. Причём в музыке этого композитора нередко бывает так, что идеи, воплощённые в современных техниках, связаны с образами неопределёнными или сумрачными, подчас даже низкими, а «прорывы» в иные стилевые сферы (например, связанные с музыкой Баха или Генделя) подобны светлым вспышкам, озаряющим всё вокруг. С помощью полистилистики Шнитке воплощает в музыке глубокие философские темы. По вероисповеданию Шнитке был католиком; во многих произведениях он использует духовные песнопения.

Среди главных тем творчества Шнитке  — судьба культуры, искусства, художника в современном мире, влияние современной цивилизации на душу человека.

Шнитке написал много популярной музыки к кинофильмам и спектаклям.

Сегодня вы прослушаете одно из таких сочинений А. Шнитке, в котором нашли воплощение тенденции к сближению различных «музык». Это - «Серенада» для пяти музыкантов, где используется джазовая импровизация и сочетание всевозможных танцевальных жанров - полек, вальсов, фокстротов и т.п. Сам композитор считал это произведение одним из первых полистилистических опытов. Его замысел состоит в том, что различные инструменты исполняют отрывки из киномузыки, причём каждый играет что-то своё. Время от времени эту разноголосицу прерывают колокольные удары - так автор обозначает режиссирующую партию, которая принадлежит ударнику. Однако, несмотря на попытки «режиссёра» упорядочить звучание, оно так и остаётся полистилистичным до самого конца.

А) Слушание. А. Шнитке. «Серенада» для пяти музыкантов, часть I

Б) Слушание. А. Шнитке. «Серенада» для пяти музыкантов, часть III

3) Современная обработка классической музыки

Примеры слияния академической и массовой музыки многочисленны и разнообразны. В наше время получили значительное распространение различные виды обработки классической музыки прошлого, направленные на слияние авторских и современных стилевых особенностей. Например, широко известны такие образцы популяризации классической музыки, как различные версии «Времён года» А. Вивальди, произведений И.С. Баха или Л. Бетховена.

Послушайте поп-аранжировку «Бури» из «Времён года» Антонио Вивальди в исполнении Ванессы Мэй – английской скрипачки сингапурского происхождения. В привычное звучание классической музыки эта исполнительница привносит техно-ритмы, тембр электрогитары и т.д., во многом меняющие характер звучания первоисточника.

Слушание. Антонио Вивальди. Времена года: Лето. Буря (в исполнении Ванессы Мэй) - https://youtu.be/s7QXiwa9A1M

Ванесса Мэй

В анесса Мэй. Фото с концерта Лучано Паваротти; Лондон, Гайд-Парк, 2001 г.











\







  1. Взаимодействие различных стилей в рамках концертной жизни

Сближение происходит и в рамках концертной жизни: речь идёт о творческих дуэтах исполнителей, принадлежащих к разным видам музыкальной культуры.

В своё время огромный успех имел дуэт испанской оперной примы Монсеррат Кабалье и солиста британской рок-группы «Queen» Фредди Меркьюри.

Монсеррат Кабалье — испанская певица (сопрано). Кабалье родилась в 1933 г. в Барселоне. Одна из самых выдающихся певиц 60—90-х гг. XX в. Кабалье исполняла главные партии в операх Моцарта, Доницетти, Беллини, Россини, Верди, Пуччини, Р. Штрауса. Регулярно выступала в театре Метрополитен-опера.

Фредди Меркьюри —  английский певец, солист группы «Queen». Меркьюри родился в 1939 г. в Занзибаре, а умер в 1991 г. в Лондоне. Группа «Queen» появилась в 1970 г. и пользовалась огромной популярностью во всём мире. Меркьюри —  один из самых выдающихся исполнителей. Его имя — воплощение лучших черт рока 80-х гг.

Будучи поклонником таланта легендарной Монсеррат, чья известность ко времени их знакомства приобрела мировой масштаб, Меркьюри посвятил ей свою пьесу «Exercises in Free Love», которую певица впервые исполнила на концерте в лондонском Ковент-Гарден.

Впоследствии сотрудничество артистов продолжилось. Главной песней, которую Фредди Меркьюри записал вместе с Монсеррат Кабалье в 1987 г., стала «Барселона», посвящённая родному городу певицы. Песня входит во второй альбом Ф. Меркьюри, выпущенный в 1988 г. Это был последний прижизненный альбом певца.

Фредди Меркьюри и Монсеррат Кабалье исполняют песню «Барселона»

Эта песня стала гимном, лейтмотивом летних Олимпийских игр в Барселоне (Испания) в 1992 г. На открытии Игр песню должны были исполнить Фредди Меркьюри и Монсеррат Кабалье, однако за год до этого события знаменитого певца не стало. На церемонии открытия Олимпиады в Барселоне Монсеррат Кабалье на сцену не вышла.

Послушайте песню «Барселона». В ней исполнители воплощают одну из актуальных идей современной музыки – поиск возможностей расширения не только жанровой, но и её звуковой, интонационной палитры. Дуэт Меркьюри - Кабалье добивается этой задачи путём совмещения двух своеобразных вокальных тембров, носителями которых являются голоса рок-музыканта и оперной певицы.

Слушание. Фредди Меркьюри и Майк Моран. Барселона (в исполнении Фредди Меркьюри и Монсеррат Кабалье)- https://youtu.be/fPSeJyZryPQ

Дуэт, получивший всемирную известность и признание, одновременно стал символом того, что различные, притом весьма далёкие современные музыкальные стили вполне способны к творческому взаимодействию. 5. Вокально-хоровая работа: Повторение избранных любимых песен прошлых уроков

6. Итог

Таким образом, в последние десятилетия 20-го века процесс стилевых сближений стал особенно заметным: музыка всё чаще выходит из своих традиционных пределов, вступая во взаимодействия не только с другими видами искусства, но и с другими типами культуры.

Слушая необычные творческие дуэты и ансамбли, современные аранжировки классической музыки, мы можем наблюдать, как рождаются новые музыкальные жанры, соединяя в себе то, что подчас кажется несоединимым.

Музыка снова нам доказывает, что её возможности безграничны.

7. Рефлексия. Вопросы и задания

  1. Считаешь ли ты плодотворным взаимодействие различных стилей в современной музыке?

  2. Можно ли назвать «Серенаду» А. Шнитке примером полистилистического произведения? Какие музыкальные жанры узнаваемы в первой части «Серенады» А. Шнитке?

  3. Известны ли тебе классические произведения в современной обработке? Какие свойства этих обработок придают классическим композициям более современное звучание (изменение ритма, инструментовки или что-то другое)? Расскажи на примере аранжировки пьесы «Буря» А. Вивальди.

  4. Почему, на твой взгляд, стало возможным сотрудничество рок-музыканта и оперной певицы? Считаешь ли ты, что результатом такого сотрудничества стал убедительный творческий результат? Объясни свой ответ на примере музыкальной композиции «Барселона».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!