8 КЛАСС
IV ЧЕТВЕРТЬ
Урок 6 (33). Стилевые взаимодействия
Учебник для 9 класса, § 20, с. 107—110
Планируемые результаты учебной деятельности
Метапредметные:
— осознание плодотворности взаимодействия традиций и новаторства в современном искусстве.
Личностные:
— личностное ценностное осознание безграничных возможностей музыки.
Предметные:
— понимание термина «полистилистика», умение объяснить его.
Форма проведения занятия: Урок-дискуссия о взаимодействии и взаимовлиянии академических стилей и направлений современной массовой культуры.
Учебно-дидактическое обеспечение:
Фотографии: Ванесса Мэй; Монсеррат Кабалье и Фредди Меркьюри, исполнение песни «Барселона».
Изобразительное искусство: Р. Гуттузо. «Буги-вуги в Риме».
Музыка: А. Шнитке. «Серенада» (№ 36, 37 аудиоприложения, 9 класс); А. Вивальди. «Лето» («Буря») из цикла «Времена года», поп-аранжировка (№ 38 аудиоприложения, 9 класс); песня «Барселона».
Песенный материал: Повторение избранных любимых песен прошлых уроков.
Виды деятельности учащихся: Беседа о разнообразии современной концертной жизни, об объединении и пересечении старых и новых стилей, жанров. Смысловое прослушивание музыкальных произведений, обсуждение взаимодействия в них традиций и новаторства. Обсуждение современных аранжировок произведений классического репертуара.
Формы педагогического контроля: Контроль участия в дискуссии о взаимовлиянии традиций и новаторства в современном искусстве. Контроль смыслового прослушивания, обсуждения, слухового анализа музыкальных произведений. Контроль знания черт творческого облика А. Шнитке.
ХОД УРОКА
Организация урока. Актуализация знаний. Мотивация
Звучат фрагменты песен группы «The Beatles».
?
- Назовите стиль прозвучавшей музыки.
- Каковы функции рок-музыки?
Ответы учащихся.
- Какие стили современной музыки вам ещё известны?
Предполагаемые ответы учащихся: Современная популярная музыка - эстрадная музыка, мюзикл, поп-музыка, шансон, традиционная эстрада, рэп, хип-хоп.
- Ваш список стилей современной популярной музыки можно продолжить: кабаре, менестрель-шоу, мюзик-холл, регтайм, лаунж, госпел-поп и многие другие. А вот рэп-музыка является жанром хип-хоп-музыки, хоть приверженцы этого музыкального направления и называют его стилем жизни и способом самовыражения молодого поколения.
Но часто современные музыканты не придерживаются определённых рамок какого-либо жанра музыки или стиля. Тем более, благодаря стремительному развитию стилей современной массовой музыки, эти рамки не имеют ярко выраженных границ.
И всё же людям, занимающимся музыкой профессионально, да и простым меломанам (меломан – от греч. melos - «пение» и mania - «восторженность, страсть» — человек, испытывающий страсть к музыке и пению), необходимо разбираться в разнообразии музыкальных стилей, особенно если они хотят иметь дело с современной музыкальной индустрией.
Постановка проблемы. Сообщение темы урока. Целеполагание
Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы понимаете слова известного советского и российского композитора?
Когда говорит радио, в то время когда кто-нибудь наверху громко включает телевизор, а по соседству играют бит-музыку... я думаю о том, что, может быть, моя задача - закрепить весь этот стилистический калейдоскоп, чтобы суметь что-то отразить из нашей действительности.
А. Шнитке, композитор, музыкальный педагог и музыковед
Сегодня мы с вами поговорим о разнообразии современной музыкальной жизни, об объединении и пересечении старых и новых стилей и жанров, о взаимодействии и взаимовлиянии академических стилей и направлений современной массовой культуры, прослушаем современные аранжировки произведений классического репертуара.
Тема урока – «Стилевые взаимодействия».
Введение в тему урока. Стили современной музыки
Итак, чтобы ответить на вопрос, какие стили есть в современной музыке, необходимо определиться, что же такое музыкальный стиль. Сразу хочется предостеречь от путаницы понятий «стиль» и «жанр».
Жанр (от франц. genre – род) в музыке имеет широкое понятие, которое определяет какой-либо вид произведения. Стиль же связан с самим языком, с тем, как музыкант себя выражает.
Рассмотрим самые основные и широко используемые стили современной музыки:
Народная музыка
Термин для данного типа музыки (folk music - англ.) получил широкую известность в конце прошлого века для определения народной музыки в различных культурах мира. Естественно, сам вид зародился гораздо раньше и является одним из первых в музыке. В свою очередь, в нём прослеживаются три основных жанра: инструментальный, песенный и танцевальный.
Блюз
Как музыкальный стиль блюз зародился ещё в XIX веке, а широкую популярность приобрёл уже в начале следующего. Является смешением нескольких направлений музыки афроамериканской культуры - таких как «рабочая песня», «spirituals» и «холер». Очень большое влияние блюз оказал на возникновение других музыкальных стилей, в частности поп-музыки, джаза, рок’н’ролла, ритм’н’блюза и ряда других.
Просмотрите замечательный видеоролик одного из современных музыкальных стилей, где B.B. King, которого называют «королём блюза», исполняет на гитаре произведение Blues Boys Tune («Мелодия блюзовых мальчиков») - https://youtu.be/k_6byJyouLo.
3) Буги-вуги (англ. boogie) - стиль исполнения блюзов на фортепиано, зародившийся в начале XX в.: левой рукой пианист в быстром темпе повторяет одно и то же блюзовое последование, чаще всего ломаными октавами, а правой импровизирует в свободном ритме» («Музыкальный словарь Гроува», с. 148). Этот стиль можно определить как примитивный джаз, исполняемый на фортепиано.
Инструментальные пьесы в этом стиле порой успешно исполнялись и оркестрами.
Сама эта музыка появилась ещё до того, как ей было дано такое необычное название. Полнозвучный стиль буги-вуги появился из-за необходимости нанимать пианистов взамен оркестров в недорогих придорожных кафе, сельских закусочных, барах и прочих местах, где развлекали публику на вечеринках и приёмах. В моду начала входить синкопированная, энергичная музыка, соответственно менялась и манера игры салонных музыкантов, исполнявших до этого спокойную и тихую музыку. Чтобы заменить целый оркестр, пианисты изобретали разные способы ритмичной игры. В конечном итоге это было расширено от фортепиано до фортепианного дуэта и трио, гитары, биг-бэнда, кантри и западной музыки и госпела.
В то время как стандартный блюз традиционно выражает различные эмоции, буги-вуги в основном ассоциируется с танцами.
Рассмотрите картину итальянского живописца Ренато Гуттузо «Буги-вуги в Риме».
Картина была написана в 1953-1954 гг., в которой Гуттузо проявил себя мастером многофигурной композиции. В картине Гуттузо акцентирует внимание зрителя не на исполняемом танце, а на нескольких лицах в толпе, остальные фигуры лишь намечены и даны в очень быстром движении. Основная тема картины - одиночество человека в буржуазном городе: девушка на первом плане вырвана из общего движения, изолирована от него. В своём произведении художник решает проблему по-новому понятого образа человека: человек изображён в остром конфликтном столкновении с самим собой, своими мыслями и переживаниями. Конфликт этот не выражается открыто, он перенесён в духовный мир человека. Поэтому Гуттузо стремится к максимальной подвижности живописной фактуры, которая, в контрасте со статикой композиции, передаёт взволнованность внутреннего мира героя. В картине очень ярко выражен этот контраст состояний. Однако и у всех юношей и девушек в ярких одеждах, казалось бы, танцующих и веселящихся, изображённые серые лица создают впечатление об отбывании какой-то тяжкой повинности. Сам Гуттузо об этой картине говорил, что, конечно, любит ребят и девчонок, нарисованных на ней, но любя, не может их не критиковать – за «прожигание» момента, прожигание жизни.
Р. Гуттузо. Буги-вуги в Риме
4) Джаз
Джазу, основанному на блюзе, характерны огромная зажигательность и импровизация. Основной чертой этого стиля является полиритмия, основанная на синкопированном ритме. Джаз является элитарной музыкой, которая развивалась благодаря освоению музыкантами новых моделей ритмики и гармонии. Некоторые жанры джаза можно отнести к профессионально-академическому направлению. Например, кул-джаз и бибоп.
5) Рок’н’ролл
В середине XX века в США появился рок’н’ролл. Данный стиль сочетает в себе невероятное смешение огромного, и как кажется на первый взгляд, несовместимого количества жанров. Отличительная черта рок’н’ролла – чёткий ритм и откровенно раскованное исполнение. Границы рок’н’ролла значительно расширялись, в силу чего появилась рок-музыка – абсолютно самостоятельный, новый стиль.
6) Рок-музыка
Rock в переводе с английского означает «качать», что можно отнести к характерному ритму для этого стиля. В рок-музыке имеется огромное количество направлений, начиная от поп-рока, брит-рока, которые можно отнести к более лёгким вариантам, и заканчивая тяжёлыми и агрессивными: дет-метал (death metal), треш-метал (thrash metal), хардкор (hardcore) и многие другие. Также определённые жанры рок-музыки неотъемлемо связаны с субкультурными явлениями: хиппи, панки, готы, металлисты и другие.
7) Электронная музыка
Данный вид музыки объединяет произведения, созданные с помощью электронных технологий и инструментов, в основном специализированных компьютерных программ и синтезаторов. Утвердился во второй половине XX века и объединяет в себе обширный спектр различных жанров и поджанров. Музыка композиторов, использующих современные компьютерные технологии, относится к академической электронике.
8) Хип-хоп
В 1979 году в США в афроамериканской среде зародился новый стиль в музыке – хип-хоп. Два элемента: рэп (чётко рифмованный ритмический речитатив) и ритм, который задаёт ди-джей (в основном партии баса и синтезатора) – являются основой стиля. Хип-хоп, как и многие из перечисленных выше стилей, также имеет огромное количество жанров и поджанров.
Все эти стили современной массовой музыки очень популярны. Мы, возможно, не назвали каких-то отдельных подвидов, но в основном раскрыли вопрос, какие стили есть в современной музыке. Всё выше перечисленное – это основа, стержень и именно то, от чего отталкиваются современные композиторы и музыканты при создании своих произведений. Благодаря этой основе и перемешиванию уже имеющихся музыкальных стилей появляются абсолютно новые направления, но всё же проследить в них истоки вполне реально.
Работа по теме урока
1) «Полистилистика» - взаимодействие музыкальных стилей в современном мире
В стремлении приблизиться к своим природным первоосновам современные талантливые и «серьёзные» музыканты всё активнее идут на диалог с массовой музыкой, не только преломляя в своём творчестве народно-песенные интонации (что было всегда), но и заимствуя особенности тех стилей, которые зародились далеко за пределами академической среды (джаз, рок и т.д.). Это связано и с поисками новых возможностей музыкального звучания, однако не в меньшей степени и со стремлением сделать музыку понятной и узнаваемой для слушателя.
Взаимодействия на уровне стиля - самые очевидные, тем более что стиль объединяет в себе практически весь мир музыкальных звучаний. Ведь стиль - это и музыка различной национальной принадлежности, и виды музыки, и её жанровое разнообразие, и многое другое. Возникший в последние десятилетия термин «полистилистика» (полистилистика – намеренное сочетание различных стилей в одном произведении) отражает это состояние современной музыкальной практики. Не случайно многие сочинения А. Шнитке, впервые заявившего о полистилистике, представляют собой тонкий сплав различных стилей, в том числе и так называемых «низких», если этого требует художественный замысел сочинения. Один из самых своеобразных отечественных композиторов 20 в. Альфред Шнитке говорил: «Всё развитие музыки представляет собой непрерывное расширение музыкального пространства – появляются всё новые и новые плоскости мышления».
2) Творческий облик А. Шнитке
А. Шнитке
Альфред Шнитке (1934–1998) — российский композитор второй половины XX в. Окончил Московскую консерваторию, позже преподавал в ней инструментовку. Освоил разнообразные новаторские техники композиторского письма.
Его собственное творчество явилось подтверждением открытости современной музыки различным временам, идеям и стилям.
«Его музыка, написанная преимущественно в кантатно-ораториальном и инструментальном (включая балеты и оперы) жанрах, привлекает внимание современного слушателя парадоксальным сочетанием непосредственности и изобретательности, экспрессивности и доступности.
Яркая и глубокая музыка Шнитке ко многим фильмам (среди которых «Восхождение», «Прощание» Л. Шепитько; «Маленькие трагедии», «Мёртвые души» М. Швейцера) принесла им заслуженный успех. Реквием, «Пер Гюнт», симфонии, концерты, камерные инструментальные и вокальные сочинения часто исполняются в нашей стране и за рубежом» (Рыцарева М. Г. Музыка и я: популярная энциклопедия для детей. М., 2006. С. 364).
Именно А. Шнитке ввёл новый термин «полистилистика» — сочетание разнородных стилей, одновременное пребывание в музыке множества стилей, в том числе и тех, что принадлежат далёким эпохам. Причём в музыке этого композитора нередко бывает так, что идеи, воплощённые в современных техниках, связаны с образами неопределёнными или сумрачными, подчас даже низкими, а «прорывы» в иные стилевые сферы (например, связанные с музыкой Баха или Генделя) подобны светлым вспышкам, озаряющим всё вокруг. С помощью полистилистики Шнитке воплощает в музыке глубокие философские темы. По вероисповеданию Шнитке был католиком; во многих произведениях он использует духовные песнопения.
Среди главных тем творчества Шнитке — судьба культуры, искусства, художника в современном мире, влияние современной цивилизации на душу человека.
Шнитке написал много популярной музыки к кинофильмам и спектаклям.
Сегодня вы прослушаете одно из таких сочинений А. Шнитке, в котором нашли воплощение тенденции к сближению различных «музык». Это - «Серенада» для пяти музыкантов, где используется джазовая импровизация и сочетание всевозможных танцевальных жанров - полек, вальсов, фокстротов и т.п. Сам композитор считал это произведение одним из первых полистилистических опытов. Его замысел состоит в том, что различные инструменты исполняют отрывки из киномузыки, причём каждый играет что-то своё. Время от времени эту разноголосицу прерывают колокольные удары - так автор обозначает режиссирующую партию, которая принадлежит ударнику. Однако, несмотря на попытки «режиссёра» упорядочить звучание, оно так и остаётся полистилистичным до самого конца.
А) Слушание. А. Шнитке. «Серенада» для пяти музыкантов, часть I
Б) Слушание. А. Шнитке. «Серенада» для пяти музыкантов, часть III
3) Современная обработка классической музыки
Примеры слияния академической и массовой музыки многочисленны и разнообразны. В наше время получили значительное распространение различные виды обработки классической музыки прошлого, направленные на слияние авторских и современных стилевых особенностей. Например, широко известны такие образцы популяризации классической музыки, как различные версии «Времён года» А. Вивальди, произведений И.С. Баха или Л. Бетховена.
Послушайте поп-аранжировку «Бури» из «Времён года» Антонио Вивальди в исполнении Ванессы Мэй – английской скрипачки сингапурского происхождения. В привычное звучание классической музыки эта исполнительница привносит техно-ритмы, тембр электрогитары и т.д., во многом меняющие характер звучания первоисточника.
Слушание. Антонио Вивальди. Времена года: Лето. Буря (в исполнении Ванессы Мэй) - https://youtu.be/s7QXiwa9A1M
Ванесса Мэй
В анесса Мэй. Фото с концерта Лучано Паваротти; Лондон, Гайд-Парк, 2001 г.
\
Взаимодействие различных стилей в рамках концертной жизни
Сближение происходит и в рамках концертной жизни: речь идёт о творческих дуэтах исполнителей, принадлежащих к разным видам музыкальной культуры.
В своё время огромный успех имел дуэт испанской оперной примы Монсеррат Кабалье и солиста британской рок-группы «Queen» Фредди Меркьюри.
Монсеррат Кабалье — испанская певица (сопрано). Кабалье родилась в 1933 г. в Барселоне. Одна из самых выдающихся певиц 60—90-х гг. XX в. Кабалье исполняла главные партии в операх Моцарта, Доницетти, Беллини, Россини, Верди, Пуччини, Р. Штрауса. Регулярно выступала в театре Метрополитен-опера.
Фредди Меркьюри — английский певец, солист группы «Queen». Меркьюри родился в 1939 г. в Занзибаре, а умер в 1991 г. в Лондоне. Группа «Queen» появилась в 1970 г. и пользовалась огромной популярностью во всём мире. Меркьюри — один из самых выдающихся исполнителей. Его имя — воплощение лучших черт рока 80-х гг.
Будучи поклонником таланта легендарной Монсеррат, чья известность ко времени их знакомства приобрела мировой масштаб, Меркьюри посвятил ей свою пьесу «Exercises in Free Love», которую певица впервые исполнила на концерте в лондонском Ковент-Гарден.
Впоследствии сотрудничество артистов продолжилось. Главной песней, которую Фредди Меркьюри записал вместе с Монсеррат Кабалье в 1987 г., стала «Барселона», посвящённая родному городу певицы. Песня входит во второй альбом Ф. Меркьюри, выпущенный в 1988 г. Это был последний прижизненный альбом певца.
Фредди Меркьюри и Монсеррат Кабалье исполняют песню «Барселона»
Эта песня стала гимном, лейтмотивом летних Олимпийских игр в Барселоне (Испания) в 1992 г. На открытии Игр песню должны были исполнить Фредди Меркьюри и Монсеррат Кабалье, однако за год до этого события знаменитого певца не стало. На церемонии открытия Олимпиады в Барселоне Монсеррат Кабалье на сцену не вышла.
Послушайте песню «Барселона». В ней исполнители воплощают одну из актуальных идей современной музыки – поиск возможностей расширения не только жанровой, но и её звуковой, интонационной палитры. Дуэт Меркьюри - Кабалье добивается этой задачи путём совмещения двух своеобразных вокальных тембров, носителями которых являются голоса рок-музыканта и оперной певицы.
Слушание. Фредди Меркьюри и Майк Моран. Барселона (в исполнении Фредди Меркьюри и Монсеррат Кабалье)- https://youtu.be/fPSeJyZryPQ
Дуэт, получивший всемирную известность и признание, одновременно стал символом того, что различные, притом весьма далёкие современные музыкальные стили вполне способны к творческому взаимодействию. 5. Вокально-хоровая работа: Повторение избранных любимых песен прошлых уроков
6. Итог
Таким образом, в последние десятилетия 20-го века процесс стилевых сближений стал особенно заметным: музыка всё чаще выходит из своих традиционных пределов, вступая во взаимодействия не только с другими видами искусства, но и с другими типами культуры.
Слушая необычные творческие дуэты и ансамбли, современные аранжировки классической музыки, мы можем наблюдать, как рождаются новые музыкальные жанры, соединяя в себе то, что подчас кажется несоединимым.
Музыка снова нам доказывает, что её возможности безграничны.
7. Рефлексия. Вопросы и задания
Считаешь ли ты плодотворным взаимодействие различных стилей в современной музыке?
Можно ли назвать «Серенаду» А. Шнитке примером полистилистического произведения? Какие музыкальные жанры узнаваемы в первой части «Серенады» А. Шнитке?
Известны ли тебе классические произведения в современной обработке? Какие свойства этих обработок придают классическим композициям более современное звучание (изменение ритма, инструментовки или что-то другое)? Расскажи на примере аранжировки пьесы «Буря» А. Вивальди.
Почему, на твой взгляд, стало возможным сотрудничество рок-музыканта и оперной певицы? Считаешь ли ты, что результатом такого сотрудничества стал убедительный творческий результат? Объясни свой ответ на примере музыкальной композиции «Барселона».