СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки на тему «Связь народной и композиторской музыки» (3 класс)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 3 класса (УМК В.О. Усачевой,  Л.В. Школяр «Музыка», 3 класс), позволяет   как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть тему 3 урока 3 четверти «Было и прошло да быльём поросло?..».

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки на тему «Связь народной и композиторской музыки» (3 класс)»

Усачева, Школяр. Музыка. 3 класс

3 четверть



Урок 3. Связь народной и композиторской музыки

Тема: Было и прошло да быльём поросло?..

Цели и задачи:

- продолжать знакомить учащихся с образцами народного музыкального искусства; учить детей понимать, как развитие народной музыки протекало от синкретики (обряда) к жанровой определённости, размышлять о народном искусстве как уникальном единстве содержания и формы;

- приобщать детей к народной музыке, учить пониманию закономерностей происхождения именно такой музыки в народе (в ее единстве содержания и формы), попытаться раскрыть нравственную сущность такого образа мыслей;

- учить различать и выявлять выражение в русской музыке специфических национальных черт характера, узнавать по характерным чертам жанр былины; «познакомиться» с семейством Рябининых - носителями северной традиции, как хранителями старинных напевов;

- «познакомиться» с семейством Рябининых - носителями северной традиции, как хранителями старинных напевов;

- разучивать и исполнять былинные напевы; стараться выражать в хоровом и сольном исполнении интонационно-мелодические особенности былинных напевов.



Средства обучения

1. Учебник, с. 48—55.

2. Рабочая тетрадь, с. 24, 25.

3. Музыкальный материал:

А.С. Аренский. Фантазия на темы Рябинина / ЭФУ, с. 52; фонохрестоматия.

Былина «Как по морю было, по морюшку». Слова и музыка народные.

ХОД УРОКА

  1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

  1. Организационный момент. Музыкальное приветствие

- Здравствуйте, ребята! (в разных вариантах)

- Здравствуйте, учитель!..

2. Мотивация

Звучат фрагменты русских народных мелодий: «Все мы, кумушки, домой», «Со вьюном я хожу», «Во поле береза стояла», «Калинка».

- Назовите прозвучавшие мелодии.

Ответы учащихся.

- Давайте споем одну из этих песен в соответствующем ей характере музыки.

Исполнение песни («Все мы, кумушки, домой», «Со вьюном я хожу», «Во поле береза стояла», «Калинка») по выбору обучающихся.


  1. Актуализация опорных знаний. Постановка проблемы

- А теперь назовите жанры прозвучавших народных мелодий.

- Звучали фрагменты свадебной обрядовой песни, хороводных и плясовой песен.

- Прослушайте еще один музыкальный фрагмент. Назовите его.

1) Звучит фрагмент Сцены Кормилицы и Царевны из оперы М. Мусоргского «Борис Годунов».

Ответы детей.

- Народную песню какого жанра использовал композитор в своей опере?

- Песня «Как комар дрова рубил» в жанре небылицы.

- Верно. А что значит «небылица»? Зачем говорить и петь о том, чего не может быть?

- В народе сочиняли такие песенки-небылицы, песни-шутки, прибаутки, пестушки, потешки, чтобы рассмешить, успокоить или потешить маленьких детей.

- Теперь подумайте и скажите, как М.П. Мусоргский музыкально освоил в опере эту народную музыку: как простую обработку оригинала, как прямое цитирование народной мелодии или сочинил новую музыку «в народном духе»?

- Свою мелодию Мусоргский создал на народной основе.

- Если бы вы были композиторами, то по какому пути вы бы пошли: процитировали (использовали) бы народную мелодию в своем произведении, обработав ее, сочинили свою, но в народном стиле (духе) и почему?

Ответы детей. Краткое обсуждение ответов.

- Вы все, ребята, правы. Оба пути правильные.

И сегодня нам предстоит решить музыкальную задачу: музыка, которая прозвучит, это обработанная народная мелодия или музыка, сочинённая композитором в народном духе?

2) Работа с учебником

Откроем учебник на стр. 48. Прочитайте название раздела.

- «Было и прошло, да быльём поросло?»

- Обратите внимание, что эта проблема - со знаком вопроса. Почему здесь стоит знак вопроса? Что же имеется в виду? Чтобы в этом разобраться, давайте прочитаем название народного жанра, о котором далее пойдет наш разговор.

- Былина.

- Кто из вас знает, от какого слова произошло название этого народного песенного жанра?

- Былина – было.

- Верно, ребята. Былина – от слова «было». Былины – один из самых древних жанров русского песенного фольклора.

Сегодня мы познакомимся с одной из былин и поищем ответы на следующие вопросы:

  • Быль или небыль былина, и зачем её помнить?

  • Что значит «быльём поросло», чем отличается былинка от былины?

  • Зачем петь о заведомо невозможном - Вольга щукой ходил во морях, рыскал волком по полям и т.д.?

  • Зачем знать нам вообще о подвигах Вольги и зачем об этом нужно именно петь, а не говорить, рассказывать? Но, главное, что, несмотря на давность лет, так и не зарастает быльём, так и не забывается? И что нужно сделать, чтобы важное и значительное в жизни людей не поросло быльём, не забылось?

  • И что может сделать каждый из нас, чтобы слава предков стала
    и нашей историей и славой?



  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Было и прошло, да быльем поросло?..

- «Приобщитесь мыслью к вашим братьям, жившим три тысячи лет тому назад, примите на себя все их страдания, все их мечты, и вы почувствуете, как расширяется ваш ум и сердце...», - так говорил французский писатель 19 в. Гюстав Флобер.

Чтобы ответить на поставленные вопросы, мы получили в дар от прошлого былину «О Микуле Селяниновиче и князе Вольге». Внимание на экран!

Просмотр видеоролика «Вольга и Микула Селянинович. Былина»

- Былина о могучем богатыре-пахаре Микуле Селяниновиче звучит как гимн крестьянскому труду.

Напев фрагмента текста народной былины «Микула Селянинович и князь Вольга» (напевает учитель).

- Так о чем же рассказывают нам былины?

- В былинах рассказывалось о важных событиях на Руси, о народных героях, о защитниках русской земли.

- Свои былины народ посвятил богатырям, которые защищали родную землю.

- Каковы особенности жанра былины? Каковы её исполнительские особенности? Какие особенности былины создают ощущение непрерывности, тягучести звучания?

- В старину былины пелись под аккомпанемент гуслей. Пелись также и без инструментального сопровождения.

- Исполнение былин было доступно не каждому – требовались выносливый певческий голос и огромная память: былины порой включали в себя до 500 стихов.

- Величаво спокойное и распевное исполнение; напевы близки к разговорной речи – это как неторопливый, размеренный рассказ под музыку.

- Напевы основаны на короткой, повторяющейся попевке, которая соответствует одному стиху.

- Совершенно верно. Народные певцы-сказители исполняли былины под аккомпанемент гуслей. Они говорили нараспев, как неторопливое повествование. 

Подумайте, как можно объяснить отсутствие в этой музыке «богатырских» интонаций, ведь поется о богатырях Земли русской? И обязательно ли будет «могучей» музыка, повествующая о богатырях?

Ответы учащихся.

- Действительно, русский народный былинный эпос связан чаще всего с произнесением текста.  И начало напева былины – это вступление к последующему рассказ. Потому напевы и звучат несколько отстранённо, повествовательно, просто: «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой...»

2. Сказители Рябинины 

Помогают сохранить память о прошлом особенные люди - хранители напевов.

Одни из таких «хранителей» - семейство Рябининых - являются носителями северной традиции, «хранят» северные напевы и былины. (На слайде – фотографии династии Рябининых).

Откройте учебники на стр. 50. Вы видите нотную запись семейного напева Рябининых. К сожалению, нотная запись не сможет заменить впечатления от живого исполнения именно былины. Нам потребуется усилие воображения.

Но давайте вчитаемся в воспоминания одного из очевидцев самого процесса сказывания былины в естественной жизненной ситуации и соотнесём изображение (учебник, стр. 51) рубленого северного строения с видом на проспект Петербурга конца 19-го столетия.

Работа с учебником.

Дети самостоятельно читают «Воспоминания исследователя и собирателя старинных песен П.Н. Рыбникова», рассматривают фото.

Несколько поколений этой славной династии стали гордостью отечественной культуры. 

И вот так, как полноводная река впадает в море, так и былинный напев от древних истоков своих, протекая через века, добрался до 19в. и, прекрасен, воплотился в главную идею и тему в замечательной музыке русского композитора А.С. Аренского.

3. Фантазия на темы Рябинина А. Аренского

Вот уже более ста лет это произведение, популярное и любимое в пианистической среде, является хранителем рябининских напевов. А многие слушатели, не вдумываясь в его название, где упоминается рябининская фамилия, давно уже с наслаждением воспринимают как авторскую изюминку и прекрасную интонационную находку композитора эти народные напевы, пришедшие из северной стороны России в столицу.

Слушаем музыку и пробуем отыскать семейный напев Рябининых в нотном фрагменте Фантазии для фортепиано с оркестром АС. Аренского (стр. 52 учебника). Когда услышите мелодию напева-былины в музыке, поднимите вверх руку.

1) Слушание Фантазии на темы И.Т. Рябинина для фортепьяно с оркестром А. Аренского. Учащиеся слушают музыку, соотнося ее с нотной записью.

2) Музыкальный анализ:

- Подумайте, скажите, как же происходил процесс превращения былины в музыку? Что произошло с напевом Рябининых, с их первоначальной музыкальной мыслью? Что означает слово «переосмысление»?

Ответы учащихся.

- Совершенно верно, эта музыка иллюстрирует другой подход к народному творчеству, в отличие от ранее прослушанной музыки Мусоргского.

В данном случае можно сказать, что произошло переосмысление композитором былинного музыкального эпоса, и былина получила второе рождение: былинный напев погружается в музыкальный контекст с ясной мелодикой и яркими образами, без слов раскрывающий его содержательную сущность, т.е. происходит то самое «расширение ума и сердца», о котором говорил французский писатель Флобер.

Как видите, хранить можно по-разному!



4. Слушаем, разучиваем, поём (Былина «Как по морю было, по морюшку») 

Кто из вас, ребята, не знает знаменитой картины В. Васнецова «Богатыри» (на слайде)? Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – сильные, умные, храбрые богатыри – совершали свои подвиги во славу земли русской.

Не менее широко известна и былина «Уж как по морю было, по морюшку». Мелодия ее напевна и в то же время сохраняет речитативный характер:

Уж как по морю-то было, по морюшку,

По синему морю Хвалынскому,

Уж как плавал там Сокол-корабль;

Он и плавал там ровно тридцать лет. 

Хорошо этот кораблик изукрашен был,

Изукрашен был плисом-бархатом.

Нос у корабля по-сокольему,

Корма у корабля по-змеиному.

Носом владел Алеша Попович млад,

Кормой владел Добрыня-богатырь,

А всем кораблём - Илья Муромец.

А всем кораблём - Илья Муромец.

Прослушивание в аудиозаписи.

- Чтобы почувствовать всю прелесть этого старинного напева, петь ее следует не торопясь, на широком дыхании. Давайте проанализируем музыку эту музыку:

Лад - …

- Минор.

- Регистр …

- Средний.

- Ритм - …

- Ровный.

- Звуковедение - …

- Связное.

- Темп - …

- Умеренный, медленный.

- Динамика - …

- Вполголоса, mf.

- Какая по характеру музыка?

- Сдержанная, степенная, размеренная, тягучая, затаенная.

Разучивание.

  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

1. Рефлексия

- Итак, сегодня мы с вами разобрали музыку былинную и познакомились с примером интерпретации народной музыки русским композитором Аренским.

Что же характерно в развитии народной музыки? Как происходило освоение народной музыки композиторами-профессионалами?

Ответы учащихся.

- Заполните табличку:

Я …

…научился

…получил радость

…ничего не понял

…удивился

…расстроился

…узнал что-то новое



  1. И тог урока

1) Домашнее задание. Выразительно исполнять былину «Как по морю». Письменно (в тетради) дать ответы на вопросы: Что произошло в сочинении А.С. Аренского с напевом Рябининых, с их первоначальной музыкальной мыслью? Что означает слово «переосмысление»?

  1. Выставление оценок

  2. Вывод

Народное искусство заключено в уникальном единстве содержания и формы. Развитие народной музыки протекало от синкретики (обряда) к жанровой определённости.

Былины являются одним из жанров народного эпоса. Тематика их связана, в первую очередь, с восстановлением справедливости, т.к. в них живут и подвиги, и философская, нравственная мудрость. Степенно, неторопливо, иногда с долей иронии они ведут рассказ о подвигах, о самопожертвовании во имя торжества добра и справедливости. А добро и мудрость о себе не кричат.



ЛИТЕРАТУРА:

  1. Кузьмина О.В. Музыка: 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций / О.В. Кузьмина, В.О. Усачева, Л.В. Школяр. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2017;

  2. Ляцкий Е. Сказитель И.Т. Рябинин и его былины. - М.: 1895; 

  3. Усачёва В.О. Музыка: 3 класс: методическое пособие / В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр. - 3-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2017;

  4. Усачёва В.О. Музыка: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / В.О. Усачёва, Л.В. Школяр. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Вентана-Граф, 2016.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!