СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки на тему «Три сферы музыки (песня, танец, марш)» (1 класс)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 1 класса (УМК В.О. Усачевой,  Л.В. Школяр «Музыка», 1 класс), позволяет   как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть тему 3 урока 1 четверти «Образ музыканта в рамках проблемы рождения музыки».

 Цели и задачи:

 - познакомить с тремя основными жанрами музыки, обобщить знания детей о марше, танце, песне, как о трех основах музыки;

- сформировать умение сравнивать основные жанры музыки, находить сходства и различия в них;

- учить понимать природу музыки;

- уметь различать по звучанию трёх «китов»;

- развивать интерес к музыке, интерес к истории музыкальных жанров;

- развивать вокально-хоровые навыки;

- воспитывать уважение к композитору, исполнителю, слушателю;

- воспитывать внимательного слушателя.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки на тему «Три сферы музыки (песня, танец, марш)» (1 класс)»

Усачева. Музыка, 1 класс

I четверть



Урок 3. Образ музыканта в рамках проблемы рождения музыки

Тема: Три сферы музыки (песня, танец, марш)

Цели и задачи:

- познакомить с тремя основными жанрами музыки, обобщить знания детей о марше, танце, песне, как о трех основах музыки;

- сформировать умение сравнивать основные жанры музыки, находить сходства и различия в них;

- учить понимать природу музыки;

- уметь различать по звучанию трёх «китов»;

- развивать интерес к музыке, интерес к истории музыкальных жанров;

- развивать вокально-хоровые навыки;

- воспитывать уважение к композитору, исполнителю, слушателю;

- воспитывать внимательного слушателя.



Тип урока: обобщение и систематизация знаний учащихся.



Средства обучения:

1. Учебник, с. 10—11.

2. Г.А. Струве. «Музыка» / нотная хрестоматия, с. 6.

3. Интерактивные задания / ЭФУ, с. 10.

4. Примитивные музыкальные инструменты: камешки, деревянные палочки, глиняные горшки, натянутые струны, ксилофон, погремушки, кастаньеты и др.

Оборудование: компьютер, фортепиано, фонотека, ИКТ, презентация.



ХОД УРОКА

  1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ

  1. Музыкальное приветствие

  2. Мотивация. Целеполагание

- Сегодня мы с вами приступаем к поиску той музыки, которую ждём и ищем всегда. Поможет нам в этом учебник.

Дети открывают разворот учебника «Родина музыки» (с. 10—11).

- Что здесь изображено?

- Дерево, фигурки, похожие на человечков, ноты.

- Хорошо. Теперь представьте, что эти условные человечки – вы сами. И вот посмотрите внимательно – фигурки превращаются в различные атрибуты музыки — ноты, ключи, инструменты. Хочу обратить ваше внимание на цельность изображенной композиции — весь мир, вся жизнь в целом как на ладони, как единство в многообразии. Вместе с человечками шагаем по жизни — всё и живёт, и «звучит» одновременно (помните, я вам ранее говорила, что учебник «звучит»?). Но как догадаться о том, что это изображение звучит, почему и как?

Давайте рассмотрим детали. Стараемся представить себе, какая в изображённых символически жизненных обстоятельствах может звучать музыка:

сидим у костра — слушаем песню;

рисуем на песке, а в душе что-то звучит;

разговариваем с солнцем — получается танец;

качаем ребёнка или собираем хлеб — получается мелодия;

работаем молотом — получается ритмический рисунок или сигнал;

приняли все вместе какое-то решение — зазвучал марш...

И всё это вытекает из единого для жизни и смерти источника, имя которому необходимость (попутно отметим для себя: смерть — короткий ручеёк, всё остальное насыщает сферическую композицию и ассоциируется с рекой, древом жизни). Какой же напрашивается вывод? А такой, что родиной музыки является сама жизнь во всем её многообразии.

Конечное же, трактовок всего, что изображено на развороте учебника, может быть множество. И это множество зависит от того, насколько многозначны и «звучащи» слова на с. 10 учебника, - видите, слева: речь, звук, жест, пение, шаг, жизнь, смерть. (На доске вывешиваются соотв. таблички).

В качестве пояснения выполняется интерактивное упражнение на с. 10 ЭФУ.

Интерактивное задание:

1) Попробуй на слух определить, какие звуковые фрагменты связаны со словом «шаг»: 6 фрагментов

2) Попробуй на слух определить, какие звуковые фрагменты связаны со словом «пение»: 6 фрагментов

3) Попробуй на слух определить, какие звуковые фрагменты связаны со словом «танец»: 6 фрагментов



  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Продолжение сказки

- На прошлом уроке мы познакомились с прекрасной королевой МУЗЫКОЙ и её детьми. Вспомните, как звали детей?

- Песня, танец, марш.

- Слушаем продолжение сказки.



  1. Марш

Долго ли, коротко ли они странствовали, неизвестно. Но вот Марш попал на военный парад. Солдаты на параде красивые, подтянутые. Да вот беда, что-то у них не ладится. Тут зазвучал МАРШ, и вот уже все солдаты стройными рядами идут по площади, чётко отбивая ритм каблуками. «Спасибо тебе, Марш! Ты помог нам сплотиться и навёл порядок в наших рядах!» - услышал наш герой. «Так вот в чём дело, может я затем и нужен, чтобы в нужную минуту люди могли сплотиться и организоваться» - подумал он.

Слушание и исполнение пульса в пьесе С. Прокофьева «Марш» (исполнение марша в 4 руки).

  1. Песня

А тем временем Песня проходила мимо великолепного царского дворца.

Подойдя поближе, она увидела в окне принцессу с недовольным личиком и бедного юношу, который обращался к принцессе со словами признания в любви, но последняя оставалась равнодушной к словам признания. И тут вмешалась Песня. Она полилась из уст влюблённого нежной мелодией, проникая в самое сердце принцессы. И в сердечке этом родилось ответное чувство.

«Это я помогла им понять друг друга. Может для того я живу на этом свете, чтобы помочь людям полюбить друг друга?» – подумала Песня.

Исполнение песни «Марш малышат».

  1. Танец

А в это время Танец попал на королевский бал. Гости на этом балу все были из разных стран. Пытаются они шутить друг с другом, но вот беда – не понимают языка. А веселье без общения – ну, никак не получается! И тут на помощь пришёл Танец. Он зазвучал озорным наигрышем, и все гости закружились в вихре танца. Им не нужны были слова!

«Так вот в чем дело! Значит, я живу на свете, чтобы помогать людям понимать друг друга!» - сказал сам себе Танец.

Исполнение р.н.п. «Вдоль по морю» с хороводными движениями.

  1. Вот и сказке конец…

Марш, Песня и Танец писали домой письма, из которых мама МУЗЫКА узнавала, что с ними происходит и где они находятся. Иногда они забывали подписаться, но мама всегда узнавала по почерку - от кого приходят письма.

А вы сможете определить, чей это почерк?

Показ рисунков. Дети называют.

И вот наши герои вернулись домой к маме МУЗЫКЕ и рассказали о своих приключениях. «Вы всё поняли правильно», - отвечала мама. - «Пока люди живут на земле, всегда рядом с ними будем жить и мы».

С тех пор и по сей день мама МУЗЫКА со своими детьми живёт рядом с нами.

Разучивание 2-го и 3-го куплетов песни «Первый раз в первый класс».



  1. Образы-импровизации

1) Фантазии и музыкальные размышления

- А сейчас попробуем пофантазировать, поразмышлять музыкой.

Рассмотрите еще раз страницу 10 учебника и попробуйте «звучать» так, как слышится в изображённых на рисунке ситуациях - моментах жизни.

Сейчас мы с вами перевоплотимся в своих предков: воспроизводем человеческую потребность насытить музыкой и тем самым преобразить всю свою жизнь. Ведь даже самое обыденное, привычное и простое нуждается в музыке. И это легко проверить на собственном опыте: шагаем вместе, качаем ребёнка, сидим у костра, собираем хлеб и т.п. — нужна ли музыка? Нужна, потому что только с её помощью можно «увидеть» душу человека. (Учитель подкидывает идеи, взятые из текста на развороте учебника, и заостряет внимание детей на сходстве и различии импровизаций — это станет поводом для размышлений о видах и жанрах музыки, а значит, и о жизненных обстоятельствах рождения и способах выражения музыки.)

2) Музицирование на шумовых инструментах

Давайте проследим и «рождение инструментов» — как природный материал преобразуется в руках человека, нуждающегося в музыке (вспомните «деревяшку»-скрипку).

Используя камешки, деревянные палочки, полые ёмкости, натянутые нити-струны и прочее, школьники извлекают из них разные звуки. Учитель предоставляет возможность поодиночке поимпровизировать на «инструментах», отмечая интуитивно найденные детьми ритмоформулы: шаги в музыке (метр), акценты (в танце «польке») и т.п.

Во время свободных импровизаций учитель задаёт вопросы:

- Это «уже музыка» или «ещё не музыка»? Или «похоже на музыку»?

Вопросы обостряют поиск детьми организации звуков. Учитель в детских импровизациях и ответах выделяет следы (желательно аргументированные) таких звучаний и размышлений, которые отражают особенность организации звуков согласно воле и желанию школьников.

- Так, значит, вы тоже музыканты?

Действительно, в классе у нас, оказывается, большое количество музыкантов. И поэтому мы можем создать целый оркестр элементарных музыкальных инструментов (первое бытие оркестра). Давайте вместе сочиним партитуры с названиями: «Охота», «Утро в лесу».

Школьники играют то соло, то вместе.



  1. Разучивание песни Г.А. Струве «Музыка» (1-й куплет)

Сегодняшний урок мы закончим разучиванием песни Г.А. Струве «Музыка».



  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Рефлексия. Итог

В песне Г.А. Струве «Музыка» каждый куплет является подтверждением предыдущих поисков музыки.

- Птичьи трели — это...

- Музыка!

- И капели — это...

- Музыка!



- Кто сегодня на уроке работал хорошо?

- О чем вы сегодня расскажете дома?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!