СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки на тему «Введение в проблему рождения музыки» (1 класс)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 1 класса (УМК В.О. Усачевой,  Л.В. Школяр «Музыка», 1 класс), позволяет   как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть тему «Рождение музыки» 1 урока 1 четверти.

Цели и задачи:

- познакомить учащихся с тремя основными жанрами музыки;

- помочь учащимся задуматься: почему человек запел, заиграл на инструментах, затанцевал, взял в руки кисть?

- познакомить детей с разными видами деятельности на уроке музыки;

- развивать наблюдательность при работе на уроке, словарный запас и певческие навыки при разучивании «Песенки малышат», «Поезд»;

- воспитывать уважение  к композитору, исполнителю, слушателю.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки на тему «Введение в проблему рождения музыки» (1 класс)»

Усачева. Музыка, 1 класс

I четверть



Урок 1. Введение в проблему рождения музыки

Тема: Рождение музыки

Цели и задачи:

- познакомить учащихся с тремя основными жанрами музыки;

- помочь учащимся задуматься: почему человек запел, заиграл на инструментах, затанцевал, взял в руки кисть?

- познакомить детей с разными видами деятельности на уроке музыки;

- развивать наблюдательность при работе на уроке, словарный запас и певческие навыки при разучивании «Песенки малышат», «Поезд»;

- воспитывать уважение к композитору, исполнителю, слушателю.

ХПИ: Рождение музыки - рождение нового мира.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Средства обучения:

1. Учебник, с. 4—7.

2. Музыкальный материал:

Р.М. Глиэр. Концерт для голоса с оркестром. I часть / фонохрестоматия; нотная хрестоматия, с. 10.

Аудиокомпозиция № 1 (стихотворение В.О. Усачёвой, фрагмент Концерта для голоса с оркестром Р. М. Глиэра) / ЭФУ, с. 7.

Русская народная песня «Заплетися, плетень, заплетися» / фонохрестоматия.

И.С. Бах. Прелюдия и фуга до мажор (ноты) / учебник, с. 126—127; нотная хрестоматия, с. 12.

Оборудование:

Компьютер, фортепиано, мультимедийное оборудование, фонотека; таблички: «Исполнитель», «Композитор», «Слушатель»; «Марш», «Танец», «Песня».



ХОД УРОКА

  1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

  1. Организационный момент. Мотивация

Урок начинается без вступления и объяснений.

- Здравствуйте, ребята! Послушайте и скажите, что вы слышите.

В аудиозаписи звучит череда сменяющих друг друга звуковых явлений жизни, по которым на слух можно угадать их источник и смысл: шаги одного человека, марширующего строя, плеск воды, шуршание камней, крики толпы, пение птиц, детский смех, ночное стрекотание сверчка.

Дети называют то, что услышали.

- Где вы ранее слышали эти звуки?

- На улице, на природе, в детском саду, как звуковой фон дома и т.д.

- Действительно, эти звуки - из окружающей нас жизни, шумовые. Но в жизни существуют и звуки музыкальные. Прослушайте внимательно следующую звуковую композицию.


Звучит музыкафрагмент «Концерта для голоса с оркестром» Э. Грига.

(Для детей звучание этой музыки становится открытием. Вдруг такое серьезное, возвышенное и пленительное музыкальное обращение к ним. Музыка полностью «замещает» учителя, говоря сразу же о том, чего нельзя сказать словом, вводя в специфику музыкального общения на уроке возвышенных эмоций.)


- Скажите, пожалуйста, что вы услышали?

- Звуки человеческого голоса, музыку.

- О чем была эта музыка? Что вы чувствовали, слушая ее?

- В эту музыку надо вслушаться, вдуматься. Музыка для размышлений. Эта музыка рассказывает о жизни и о человеке.

- Действительно, музыка Концерта воздействует сильно и глубоко, по-человечески красива и заставляет задуматься, поразмышлять. Как много звуковых красок в человеческом голосе и оттенков чувства, как дышит искренностью и благородством глиэровская интонация, буквально заставляя слушателей откликнуться на её красоту!


2. Целеполагание

С музыкой композитора Глиэра, ребята, вы с сегодняшнего дня вступили в новую область музыкального искусства, которое приобщит нас к чему-то такому, чего у большинства из вас в душе ещё не было. Оказывается, человеческий голос - это своеобразный музыкальный инструмент, звучащий не менее ярко, чем целый оркестр, состоящий из нескольких десятков различных инструментов. Сегодня мы с вами прослушали лишь фрагмент музыки Глиэра. Он прозвучал как «видение, мимолётный образ», рождающий желание вернуться к этой музыке ещё раз. И мы с вами в дальнейшем обязательно вернемся к этой удивительной и красивой музыке.

На уроках музыки вы услышите много разной музыки и мы с вами научимся понимать ее, узнаем историю создания произведений, научимся «Слушать музыку».


  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Введение в тему. Знакомство с учебником

- Откройте учебник на с. 6, 7. Рассмотрите изображение. Что вы увидели?

Ответы детей.

- В данном случае смысл изображения читается так: дремлющие в каждом человеке потребности «хотеть... искать... угадать» и прочие приобретают как бы видимое образное воплощение. Музыка здесь персонифицируется в некий абстрактный образ, который существует объективно как идеальное второе «Я» человека, ещё непознанное и неузнанное (но изначально прекрасное). Поэтому музыка здесь как бы является нам в облике некой абстрактной красоты, наделённой женскими чертами, ведь прекрасное в мировом искусстве всегда выступало в образе женщины — в нём и загадка, и тепло материнства, и любовь! А музыка без любви не создаётся (даже если она переходит в свою противоположность). И посмотрите: портреты детей, слушающих, ждущих чего-то, сосредоточенных, - как бы портреты вас самих, ждущих каких-то музыкальных чудес, желающих многое о музыке узнать.

Ваш учебник, ребята, также отправляет нас в исследовательский поиск ответов на вопросы, которые на каждом уроке в дальнейшем будут спровоцированы звучанием музыки разных композиторов: Р.М. Глиэра, С.В. Рахманинова, С.С. Прокофьева, П.И. Чайковского, народных песен.

- А скажите, что в музыке узнают прежде всего? (На экране - зашифрованный ответ «М__ __ __ __ __Я».)

- Часто ли в вашей жизни вы встречались с музыкой?

- Какое место занимала музыка в вашей жизни и в жизни ваших близких людей?

- Когда нам нужна музыка?

Ответы детей.

- Конечно, без музыки нам в жизни не обойтись. Когда нам грустно - музыка помогает развеселиться, может она и поддержать в трудную минуту. И даже может из простой, незатейливой детской песенки превратиться в игру.


2. Композитор. Исполнитель. Слушатель


– Подумайте, скажите, откуда, с чего возникла музыка?

- Из жизни.

- Как она появилась на свет? Кто её создал?

- Её создал человек.

– Правильно. А человека, создающего музыку, называют «Композитор» (вывешивается табличка).

– Подумайте: если даже самый замечательный композитор написал самую замечательную музыку, но произведение лежит у него в ящике стола или сумке! Получилась музыка, как живое искусство?

- Нет.

– Что нужно сделать с музыкой, чтоб она ожила?

- Исполнить её.

– Правильно. Человека, исполняемого музыку, называют «Исполнитель» (табличка).

– А теперь получилась музыка как живое искусство?

(Мнения детей.)

– А представьте себе картину: на концертную эстраду вышел пианист и заиграл музыку. А в зрительном зале нет ни одного человека. Скажите, эта музыка оживет или останется в стенах концертного зала?

- Останется в стенах зала.

– А что нужно сделать с музыкой, чтобы она дошла до других людей?

- Её нужно послушать.

– Правильно, человек, который слушает музыку, называется «Слушатель» (табличка).

Давайте хором проговорим: Композитор. Исполнитель. Слушатель.


- О чём думает композитор, создавая музыку? Быть может, такие мысли предшествуют её рождению:

...Чистый лист бумаги, нотная строка.

Звуки всей Вселенной в мыслях у меня...

Дай мне силы, Боже, это удержать,

Красоту созвучий людям показать!


Композитор - не совсем обычный человек, своего рода волшебник. Только волшебнику или магу под силу услышать, организовать, построить звуки в таком порядке, чтобы получилась музыка, которая могла бы волновать, радовать нас, доставлять удовольствие.

В повседневной жизни человека окружает множество самых различных звуков и шумов. Какие-то из них действуют на него раздражающе, к другим он до того привык, что просто не обращает на них никакого внимания. Давайте закроем на минутку глаза и прислушаемся... Что мы слышим?

Ребята перечисляют: шум ветра или дождя за окном, обрывки разговора, шаги прохожих и тому подобное.

- Для нас это - самые обычные звуки. Композитор же, благодаря своему дару, преобразовывает их в музыку. Например, композитор Йозеф Гайдн любил работать за фортепиано. А другой композитор - Петр Ильич Чайковский - сочинял музыку мысленно, во время прогулок по живописным местам.

Но вот, наконец, музыка создана и записана. Но как мы, слушатели, услышим это произведение? В этом нам поможет музыкант, исполнитель - человек, прекрасно владеющий музыкальным инструментом. Он является посредником между композитором и слушателями.

Исполнитель не просто исполняет написанное композитором произведение. Он передает смысл, содержание и чувства, заложенные в него автором. Неслучайно исполнительство считается одним из видов художественного творчества, искусством.

Талантливый исполнитель не просто «расшифровывает» для слушателя нотную запись композитора, оживляя её, а вносит в произведение частичку своего «я». «Исполнение - это второе творение», - говорил русский пианист, дирижер и композитор Антон Рубинштейн.


3. «Три кита» в музыке

- А теперь мне хотелось бы рассказать вам легенду:

В давние-давние времена, когда лишь занималась заря человеческой цивилизации и культуры, люди ещё не умели объяснять себе многие окружающие их явления жизни. Долго люди не могли понять, как же устроена сама Земля, на которой они живут. Вот и придумали, будто Земля построена в виде большой круглой тарелки, огромного плоского щита, окруженного со всех сторон океаном. А держится Земля будто бы на спинах трех китов, раз она не тонет. Ведь самым большим плавающим животным из известных людям был кит. Только потом люди доказали, что Земля круглая и вращается вокруг Солнца.

Ну, а в музыке у нас свои «киты». Их тоже три. Ну вы, наверное, догадались, что это сравнение условное, образное. А ещё точнее, существуют три основных жанра музыки. Попробуем их отгадать.


  1. Учитель наигрывает инструментальный фрагмент «Марша малышат».


- Ответьте все вместе, какая эта была музыка? Что хотелось делать? Какие движения, линии?

Ответы детей.

- Приходим к выводу, что это - марш (появляется табличка со словом «марш»).

- А теперь послушайте весь марш и скажите, что изменилось?


  1. Слушание всего Марша (учитель поет).

- В первом варианте звучала только инструментальная музыка, а при повторении эта же музыка звучала с голосом.

- Значит, мы можем сказать, что здесь встретились два «кита». Какие?

- Марш и песня. (Появляется табличка со словом «песня»).

- Повлияло ли это на характер самой музыки?

- Нет. Она стала даже интереснее.

Разучивание песенки «Марш малышат» (1 куплет с движениями).


3) Учитель наигрывает фрагмент хоровода «Заплетися, плетень».

- Какая эта была музыка?

- Неторопливая, песенная, льющаяся, танцевальная.

- Что хотелось делать? Какие движения, линии?

- Линии плавные. Под неё хочется петь, танцевать.

- Какой характер передает эта интонация?

- Характер спокойный.

- Подведём итог: в этой музыке встретились два кита – «Танец» и «Песня».

(Появляется табличка со словом «танец»).

«Заплетися, плетень» - незатейливая и на первый взгляд детская песенка, которую мы сегодня разучим, — это одна из форм древних народных хороводных песен, игравшаяся сельской молодёжью с весны и до страдной поры. «Плести плетень» — это и работа, и танец, и игра, но принцип плетения общий. Он заложен и в мелодии — круговое движение. Песня может играться сколько угодно долго по времени и множество раз, пока участники хоровода не устанут или не собьются. «Завиваясь» и «развиваясь», мелодия и хоровод создают иллюзию непрерывного, бесконечного движения.

4) Разучивание хороводной песни «Заплетися, плетень». Исполнение с движениями.

Задачи: постепенное выяснение сущностного содержания простой песенки в процессе её разучивания и игры. Процесс разучивания происходит целостно: мелодическое и движенческое начала рождаются в синкретике, таким образом, пение и танцевание-плетение создают единый «узор» в единой деятельности.

5) Звучит Прелюдия Баха (до мажор, 1-й т. «ХТК»)

- Какое настроение передает эта музыкальная интонация?

(Создаём ситуацию, в которой становится необходимым погружение в другую проблему — отсутствие такого звучания, как отсутствие человека и человеческой красоты. Подчеркнём: ожидание, поиск музыки и красоты — это становится лейтмотивом каждого урока: «Давайте слушать».)

- Музыка светлая, солнечная, добрая, лучистая, неторопливая.

- Маршевая она, песенная или танцевальная? Что хочется делать под нее?

- Песенная. Хочется ее напеть.

- Прозвучала «Прелюдия» немецкого композитора Баха, жившего в 17 веке. Подумайте, скажите, какая же связь между Прелюдией Баха и русской народной хороводной песней?

- В хороводе встречался «кит» «песня» и в этой музыке мы встретили такого же «кита».

- Совершенно верно. Но что еще интересно: музыка едина, в ней присутствует ощущение и понимание бесконечности всего сущего и в круговороте природы (солнцевороте, хороводе), и в баховском бесконечном течении до-мажорной лучезарной музыкальной ткани. И в этом потоке может обозначиться каждый из вас. Пристроиться к общей народной песне — попасть в унисон и складность общих движений; проникнуть в баховскую струящуюся фактуру голосом — нащупать её опорные точки и обозначить себя частью баховского моления о благодати.

Давайте вместе с И.С. Бахом найдем секрет художественной игры в совместном прелюдировании - поищем скрытую в текучей аккомпанементной фактуре мелодию, попытаемся отыскать эту мелодию голосом. Подумайте, какими будут звуки в вашей мелодии: высокими, тонкими или низкими, густыми? Долгими, тянущимися или короткими, отрывистыми? Громкими или не очень? А может быть, совсем тихими?

Через некоторое время, ребята, вы познакомитесь с мелодией, сочинённой Ш. Гуно. Авторами вокального произведения, получившего название «Ave Maria», так и стали считаться двое — Бах и Гуно. И сегодня мы лучшую вашу импровизацию в классе выделим таким же образом, соединив имя великого композитора с фамилией того ученика, который лучше всех раскрыл секрет прелюдии.

6) Вокальные импровизации

(Учитель направляет вокальные пробы-импровизации детей. Во время этой работы дети экспериментируют с основными характеристиками музыкального звука — высотой, силой (громкостью), длительностью, тембром — уже как композиторы, в конкретных обстоятельствах, когда эти качества музыкального звука становятся необходимостью для достижения художественных целей. Идёт поиск своего звучания.)

- Сейчас каждый из вас, ребята, попробовал совместно с баховской мелодией сочинить и напеть свою, собственную. Мы с вами делали это голосом. К какому же выводу мы можем придти? Конечно, же то, что человеческий голос является одним из самых важных музыкальных инструментов именно потому, что он живой, подвижный и подвластен воле и мысли человека.

А теперь подумайте: почему вообще человек запел, заиграл на инструментах, затанцевал, взял в руки кисть? Может быть, этим человек-творец отличается от всего остального живого мира?


  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

  1. Рефлексия. Обобщение изученного материала

– Для кого пишется музыка?

- Для всех.

– Кто создает музыку?

- Композитор.

– На чем держится музыка?

- На трех «китах»: марш, танец, песня.

- Откройте учебник на с. 4-5. Рассмотрите изображение.

Здесь представлены рисунки детей, на которых они изображают музыку такой, какой её видят, слушая: ноты разных разме­ров, девочка — сквозной персонаж учебника, указывающая на окно — окно в музыку, каракули, солнце, хоровод и др. Ваш учебник - тоже будто музыка своего рода, которую можно не только услышать, но и «увидеть».

Здесь также представлены вопросы проблемы, которые может (и должен) задавать себе любой маленький школьник-музыкант в свете возникающей у него образности, возникающих неординарных образных выражений об услышанном. Ответьте на вопросы учебника:

- Как вы думаете, что такое музыка? Как это понять – музыка?

- Может быть, это…

- Она живая?

- Она существует? Зачем?

- Она похожа на…

Дети отвечают, разглядывая изображения в учебнике.

(Неправильных ответов на вопросы здесь быть не может, потому что для детей содержание музыки пока не конкретизировано. Они реагируют на неё целостно, что и необходимо в самом начале занятий.)


Домашнее задание. Рассмотрите этот разворот учебника ещё раз дома, попробуйте рассказать о своих собственных ощущениях, о своих ассоциациях-воспоминаниях о прозвучавшей на уроке музыке.

2. Итог урока


Что же может музыка? Музыка может течь, стоять, шествовать, кружиться, светить, огибать, мерцать, объединять, приютить, разъединить, озадачить, быть странной, парить, повисать, вбирать, шуршать, рассыпаться, дышать, нависать, обрушиваться и многое-многое другое.

Какая музыка – Человеком быть!

Стремиться ввысь…- и мерить жизнь шагами,

Мечтать, парить, как ветер, и солнцем греть,

И вдаль мерцать звездами… - но просто говорить,

Смотреть, дышать и взмахивать руками…

Какая муза – Человеком быть!

Но все-таки, когда же все случается? -

Ответа нет. Здесь тайна начинается.

Но точно знает мир: такое тут случается!

Неведомая птица приземляется

И выбирает – душу, руку, взгляд…

И это много лет, веков, тысячелетий происходит!

«Нас мало избранных…», и все ж она находит!

Давайте ждать и слушать!


Наша сегодняшняя встреча с музыкой была необычной. Интересно, нашла ли музыка «душу, руки, взгляд» своего человека? Говорила ли по-человечьи?

Давайте ждать и слушать. До новых встреч с музыкой!

Выход из класса под музыку «Марш малышат».








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!