-Музыкальное приветствие -На прошлых уроках вы познакомились с разными музыкальными жанрами. Давайте их вспомним. Сегодня на урок я пришла не одна. Со мной – таинственный господин, имени которого мы не знаем. Кто он? Откуда явился к нам? Каков его характер? Для нас это пока загадка. Но я предлагаю по музыкальному письму, которое он адресовал Вам, определить его имя (Звучит ярко выраженный джазовый музыкальный фрагмент) «Хелло, Долли» Луи Армстронг Помогите отгадать имя таинственного незнакомца(Джаз) Что натолкнуло Вас на эту мысль? С помощью каких средств музыкальной выразительности Вы определили, что этот господин Джаз? ( Характерный сбивчивый (синкопированный) ритм, акцент не на сильную, а на слабую долю, преобладание ударных и духовых музыкальных инструментов) Тема нашего урока « Чудо музыка. Острый ритм - джаза звуки» Как вы думаете, о чём мы должны узнать в течение этого урока? Но чтобы лучше представить образ Джаза, попробуем проследить историю его жизни. Перенесёмся в 20-е г. XX столетия. Тогда Новый и Старый Свет (так тогда любили называть Америку и Европу) бурлил разговорами о каком-то джаз-банде. - Какое странное имя? - Кличка какая-то? - Кто он? – возмущались одни. - Кто он!!! – восхищались другие. - Этот дикарь с бандитским именем не знает правил приличия! – кипятились первые. - Вы слышали, какой шум от него? - Вы видели, как он развязан в движениях? - И потом, он же неуч, читать по нотам не умеет!!! - Он парень что надо! – больше первых горячились другие. – А ведёт себя так потому, что притворяться не умеет! Зато говорит, что чувствует. И уж поинтереснее иных грамотеев! Друзья и враги Джаза сходились в одном: все знать хотели, откуда взялась эта скандальная личность. А было Джазу в ту пору лет 20, не больше. Родился он на юге США и любовно звал свой край Диксиленд. Здесь, как и по всему югу Америки, жило много негров, бывших рабов с плантаций. - Небольшие оркестры разъезжали на грузовиках и устраивали настоящие музыкальные сражения. Судила собравшаяся толпа. Вопрос: А знаете ли Вы, какая участь ожидала побеждённый оркестр? - С шумным весельем толпа привязывала один грузовик к другому – побеждённые тащили победителей. Вот такое уличное воспитание получил в детстве наш Джаз. Сорванец с улицы подрос, и лет приблизительно в 15 отправился из родного города на людей посмотреть и себя показать. Да к тому же время пришло и о заработке подумать. Больше всего работы оказалось в двух городах Америки – Чикаго и Нью-Йорке. Работа пришлась ему по вкусу – развлекать публику музыкой и танцами в клубах и увеселительных заведениях. Так прошла ранняя юность нашего Джаза… А через несколько лет у Джаза уже была мировая слава. Джаз разъезжал по Америке и Европе. Побывал и в нашей стране. И везде умудрился завести верных друзей. Талантливые люди в разных странах не просто подражали Джазу, а делали это по-своему. РАБОТА С ТЕРМИНАМИ Когда Джаз сделался совсем знаменитым, все вокруг стали спрашивать, откуда он свои таланты унаследовал. И убедились – от серьёзного дядюшки Спиричуэлса, грустного дядюшки Блюза, весёлого дядюшки Регтайма. Спиричуэлс – песни северо-американских негров религиозного содержания. Их пели хором ещё рабы плантаций, подражая духовным гимнам белых переселенцев. Блюз – народная песня американских негров с грустным, печальным оттенком. Регтайм – танцевальная музыка особого ритмического склада. Первоначально создавалась как фортепианное произведение. И ещё. Когда Джаз сделался очень знаменитым, настоящим героем дня, многие пытались запечатлеть его необыкновенный облик. “Похож, - соглашались люди, глядя на его портреты, - но что-то очень важное никак “схватить” не удаётся. В жизни он гораздо интереснее. Попробуйте передать, о чём и как он говорит, его взгляд, походку. Может быть, тогда поймёте, в чём тайна этой удивительной личности”. Джаз повзрослел. Надоела ему слава неугомонного весельчака и танцора. Он хотел, чтобы к нему относились внимательно и серьёзно, чтобы любили его не только в минуты шумных развлечений. Характер его становился переменчивым. Прежде его хвалили за горячий нрав, теперь его видели чересчур уж спокойным, порой даже холодным. А бывало каким-то дёрганым, нервным. И благородного общества перестал чураться – его стали видеть в филармонии и оперном театре. Но Джаз оставался Джазом, и преданные друзья узнавали его во всяком виде, любили во всяком настроении. Джаз – ровесник XX века и одна из самых больших его знаменитостей. Ему уже более 100 лет. По человеческим понятиям – старик. А по музыкальным, его возраст – сущий пустяк. Ведь очень многое в музыке живет столетиями и даже тысячелетиями. А сейчас познакомимся с инструментами, звучащими в джазовом оркестре. Работа по учебнику (стр. 118-119) - Какова главная отличительная особенность джаза? (Чтение текста сопровождается слайдами). А в России есть тоже известные певцы, которые исполняли и исполняют джазовую музыку. Это Федор Шаляпин, Лариса Долина, Ирина Отиева. ГЕРШВИН Джордж (1898— 1937) — американский композитор, пианист. Систематического образования не получил. В музыкальном стиле Гершвина органически сочетаются черты импровизации, джаза, элементы афро-американского фольклора, американской эстрадной музыки. Вершина творчества — опера «Порги и Бесс», первая национальная опера, отмеченная глубоким проникновением в духовный мир и музыкальный фольклор негритянского народа. Драматургия оперы связана с реалистическими традициями американского театра 20—30-х г. для неё характерно сочетание трагического и жанрово-комедийного начала ; важную роль в раскрытии образа играет диалог. В мелодике оперы ощутимы ладово-гармоническое и ритмическое своеобразие спиричуэлса , блюзов, регтаймов. «Порги и Бесе» получила признание в США и за рубежом, ныне ставится ведущими театрами мира. Порги - обыкновенный бедняк, а Бесс - юная девушка. Опера состоит из 3 действий, в которых рассказывается об истории любви двух сердец, на пути которых встречаются опасности и приключения. Прослушайте колыбельную Клары из оперы «Порги и Бесс» (видеофрагмент) -Как звучала мелодия? Схожа ли она с другими колыбельными? А теперь попробуем создать образ Джаза с помощью музыкальных красок. ИГРА “Выбери инструменты” На карточках перечислены музыкальные инструменты, вам нужно подчеркнуть инструменты, характерные лишь для джаза. Вывод: излюбленные инструменты Джаза: труба, тромбон, кларнет, рояль, контрабас, саксофон, гитара, ударные – барабаны, тарелки. Итак, попробуем нарисовать музыкальный портрет Джаза. Какими чертами характера он обладает? (Синкопированный ритм, акцент не на сильную, а на слабую долю, преобладание ударных и духовых музыкальных инструментов). - Когда и где появился джаз? - Назовите имена джазовых музыкантов. -Сегодня я познакомлю Вас с новой песней. Ваша задача – определить стиль, в котором она написана. Разучивание песни “Мистер Жук” Муз. Г.Гладкова, сл. Дж. Чиарди 1) Распевка 2) Слушание Анализ: - Итак, в каком стиле прозвучала песня? С помощью каких музыкальных средств Вы так быстро определили музыкальный стиль? Ритм синкопированный, акцент на слабую долю, игривость. - разучивание по фразам; - первый куплет со словами; -Какова главная особенность музыкального языка джаза? -Назовите имена известных джазовых исполнителей. -За что бы вы себя похвалили сегодня? А Мистер Джаз прощается с Вами. До новых встреч, юные ценители искусства! |