СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки в 1 классе по теме: "Музыкальный оркестр. Динамика в музыке. Тембр в музыке"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раздел: "Звучащий образ Родины"

Тип урока: получение новых знаний

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки в 1 классе по теме: "Музыкальный оркестр. Динамика в музыке. Тембр в музыке"»

Конспект урока музыки в 1 классе по теме: «Музыкальный оркестр. Динамика в музыке. Тембр в музыке»


Раздел: «Звучащий образ Родины»

Тема: «Музыкальный оркестр. Динамика в музыке. Тембр в музыке»

Тип урока: получение новых знаний

Форма организации учебной деятельности: работа всего класса, в группах, парах, индивидуально.

Виды деятельности обучающихся:

Слушание музыки, пение, музыкально-пластическое движение

Технологии: здоровьесберегающие, ИКТ

Цель: дать определение терминов «оркестр», «дирижер», «динамика», «тембр»

Задачи урока:

Обучающие: рассмотреть виды оркестров – симфонический и шумовой; отметить особую роль дирижера; особенности звучания оркестра в создании музыкальных картин; дать понятие о тембрах инструментов оркестра; о динамике в музыке

Развивающие: развитие компонентов музыкального слуха (звуковысотный, тембровый), творческих способностей, умения анализировать музыкальные образы

Воспитывающие: воспитание чувства партнерства, умение работать коллективно, воспитание слушательской культуры

Музыкальный материал:

Соло флейты, виолончели, трубы, барабана; фотография оркестра и дирижера крупным планом; песня «Что мы Родиной зовем?» сл. В.Степанова; «Песенка про оркестр» С.Важов, М.Яснов



Ход урока

1. Организационный момент.

Музыкальное приветствие

2. Введение в тему урока.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сейчас мы с вами послушаем очень необычную песню, а вы попробуйте отгадать ее название. Именно так будет звучать тема нашего урока (звучит музыка «Песенка про оркестр»)

Учитель: Ребята! Кто догадался, о чем мы будем сегодня говорить на занятии?

Ответы детей

Учитель: Правильно, оркестр! И что же такое оркестр?


3. Углубление темы урока.

Учитель: Оркестр – это когда много музыкантов (примерно от 20 до 120) играют вместе на разных инструментах (слайд №1)

Посмотрите на эту картинку (показать изображение оркестра и дирижера)

Учитель: Как вы думаете, эти исполнители сидят кто как хочет, или есть определенный порядок? (есть определенный порядок, исполнители с одинаковыми инструментами сидят рядом). Такое размещение необходимо, чтобы исполнители одной группы инструментов хорошо слышали своих соседей и играли одновременно. Всего у оркестра 4 группы инструментов.

Учитель: Давайте еще раз посмотрим видео Большого симфонического оркестра. А задание такое: посмотреть каким образом музыканты извлекают звуки из инструментов. И сколько же разных способов звукоизвлечения мы насчитаем?

(Звучит, например, фрагмент симфонии №40 В.А.Моцарта)

Вместе с детьми учитель выясняет, что звуки издавались:

  1. При помощи смычка (скрипки)

  2. С помощью выдувания потока воздуха (труба)

  3. При помощи удара (барабан)

Учитель:

Взгляните, какой большой оркестр, как много разных инструментов, интересно, как им удается играть так согласованно? Как вы думаете, кто в оркестре самый главный? (Музыкант, который стоит перед оркестром, отдельно) Обратите внимание, у этого музыканта в руках не инструмент, а … палочка.

Учитель: Самый главный музыкант в оркестре и называется особо – дирижер. При помощи дирижерской палочки он объединяет всех исполнителей в единое целое. Дирижер должен всех видеть, всех слышать, показывать музыкантам время вступления и следить за качеством исполнением. Дирижер стоит перед оркестром на возвышении – кафедре, помогая музыкантам и певцам выступать согласованно, иначе невозможно добиться желаемого эффекта.

 Учитель: Давайте посмотрим на работу дирижера  (видеофрагмент звучания симфонического оркестра).

- А теперь представим себе, что наш класс – это оркестр.

И г р а  « Д и р и ж е р». ( Выбирается один ученик – дирижер. Весь класс мерно хлопает в ладоши, а тот, на кого укажет дирижер, поднимается и четко проговаривает : «Я солист, пою один, сам себе я господин».)

Учитель: Посмотрите еще раз на оркестр, много ли в нем инструментов? (много) А зачем столько? (чтобы было громко) И не только. Мир музыкальных инструментов достаточно широк. Звучание симфонического оркестра, самое разнообразное по тембрам и звуковым краскам, где каждый инструмент обладает своим характером. 

Учитель: В оркестре симфонического оркестра 4 группы: - Струнно-смычковые группа - группа деревянных духовых - группа медных духовых - группа ударных.

У каждого инструмента своя окраска голоса – тембр, который играет в музыке ту же роль, что и краски в изобразительном искусстве. Послушайте голоса четырех инструментов – флейты, виолончели, трубы и барабана – и выберите для каждого инструмента свой цвет. Учтите, что цвет одного и того же инструмента у каждого из вас будет своим, не похожим на тот, что выбрали другие. Это потому, что мы с вами тоже непохожи друг на друга.

   И н д и в и д у а л ь н а я   р а б о т а  на альбомных листах ( можно вместо надписей поместить изображения инструментов (для раскрашивания)).

4. Физкультминутка. «Буря»

Затишье перед бурей. Поднимается ветер. Застучали первые капельки дождя. Дождь усиливается. Еще сильнее. Гром. Гром. Дождь идет. Дождь все тише. Тише. Дождь перестал. И выглянуло солнышко.


5. Углубление темы урока (продолжение)

Учитель: Ребята! Кто-нибудь из вас слышал раньше слово «динамика»?

(Ответы детей)

- А зачем проигрывателю динамики? Значит динамика – громкость звука.

(Сравнить два рисунка) Чем они отличаются? (один рисунок черно-белый, а другой раскрашен цветными красками)

Учитель: Так и в музыке, можно в черно-белых красках изобразить, а можно сделать более красочным.

-Какой вариант вам больше нравиться? (Ответы детей)

-Значит динамика в музыке - как будто музыкальные краски.

Динамические оттенки – музыкальные краски

Форте-пиано (громко-тихо)

Учитель: Есть две главные краски в музыке громко, ее зовут красивым итальянским именем Форте, и тихо - Пиано

Игра «Найди ноту»

Учитель: Искать ноту нам поможет динамика. Мы прячем ноту. А водящий должен ее найти но не глазами, а ушами. Если нота рядом музыка будет звучать громко, а если далеко – тихо. Будь внимателен, если слышите песню тихую – уходи в другое место, слушай, где музыка звучит громко.


6. Вокально-хоровая работа.

Работа над песней «Что мы Родиной зовем?» сл.В.Степанова


7. Рефлексия:

Учитель: Что вы узнали сегодня в результате нашего урока? (Ответы детей)

Оцените каждый себя. Кому понравилось наше занятие и кому было все понятно возьмите «громкую» ноту – красную. Кто не совсем понял новые термины берет ноту «потише» - зеленую. А кому не понравилось наше занятие возьмет самую «тихую» ноту – белую.

8. Итог урока:

Учитель: Сегодня мы с вами узнали много нового о симфоническом оркестре. Эти знания нам пригодятся, чтобы ещё лучше понимать язык музыки.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!