Конспект урока музыки в 3 классе по теме: «Природа и музыка. Романс «Жаворонок» М.Глинка
УМК: «Музыка» Критская Е.Д, Сергеева Г.П, Шмагина Т.С
Раздел: «Россия-Родина моя»
Тема: «Природа и музыка. Романс «Жаворонок» М.Глинка
Тип урока: изучение нового материала
Технологии: здоровьесберегающие, ИКТ
Цель: узнать о взаимосвязи между музыкой и природой на примере музыкальных произведений
Обучающие: знать определение романс и его отличие от песни; уметь приводить примеры романсов
Развивающие: развивать умение работать с музыкальными терминами; развивать творческое воображение; развивать внутренний интонационный слух, коммуникативные способности, ассоциативное мышление
Воспитательные: воспитание уважение к традициям своего народа; воспитание эстетического чувства; способствовать патриотическому воспитанию обучающихся.
Оборудование: компьютер, проектор, доска.
Музыкальный материал:
- Романс Чайковского «Благославляю вас леса»
- «Жаворонок» М.И.Глинки.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Вход под музыку.
Музыкальное приветствие.
-Мы продолжаем с вами путешествие в мир музыки.
-Ребята мы с вами знаем, что песня относиться к вокальному искусству. А какие отличительные особенности песен вы знаете? (Исполняет хор, певцы. Аккомпанирует пианино. Веселые, грустные, о маме, о Родине, о жизни. Народные, композиторские).
- Сегодня мы познакомимся с еще одним видом вокального искусства… Каким? В этом нам поможет кроссворд, разгадав его, мы узнаем, Слайд 2
1. Высокий женский или детский голос? (Сопрано)
2. громко, тихо.
Кто наигрывает мне?
Без ошибки, без изъяна,
Ну, конечно... (фортепиано)
3 Птичьи трели это-…
И капели это-… (музыка)
4. Шаляпин всем на зависть пел,
Талант огромный он имел,
Всё потому, что изучал
Искусство, что зовут... (вокал)
5. Нужно, чтобы меня спеть,
Музыкальный слух иметь.
Чтобы лучше прозвучало,
Выучи слова сначала (песня)
6. Низким голосом медведь может громко зареветь.
Слышно льва, хоть он не близко. Его голос тоже низкий.
Назовите мне сейчас самый низкий голос... (бас).
- Наверно вы уже догадались, что речь сегодня пойдет? (о РОМАНСЕ)
2. Изучение нового материала:
Сегодня я нисколько не боюсь,
С двадцатым веком временно расстаться,
Позвольте, я в любви вам объяснюсь
Высоким слогом русского романса.(Слайд 3)
- Ребята! Давайте все вместе вспомним, что такое мелодия?
(Ответы детей)
- Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с творчеством великого русского композитора П.И. Чайковским и послушаем его романс «Благословляю вас, леса» на стихи русского поэта А. Толстого (слайд 4)
Чайковский писал романсы на протяжении всей своей творческой жизни. Первые вокальные пьесы, и среди них романс "Мой гений, мой ангел, мой друг» на слова А.Фета, вышли из-под пера юноши Чайковского - ученика Училища Правоведения во второй половине 50-х, и это были первые известные нам опыты композиции. Всего композитор написал 103 романса и песни, семь вокальных ансамблей (дуэтов и трио).
Романсом называют сольную песню с инструментальным сопровождением. Слово это испанское, и первоначально оно обозначало песню, исполняемую по-романски, то есть по-испански. В старину романс пели под аккомпанемент гитары, лютни, клавесина, позднее- в сопровождении фортепиано. В романсе особенно тонко и глубоко раскрываются чувства человека, его душевный мир, отношение к жизни, к природе. Романсами называют и инструментальные пьесы с выразительной песенной мелодией.
3. Слушание.
Слушаем романс Чайковского «Благословляю вас, леса»
- О чем поется в романсе?
- Кто исполняет романс?
- Какая по характеру мелодия романса?
- О чем нам рассказала музыка этого романса?
- О какой природе мы сегодня слушали романс?
- Как он называется?
- Кто написал этот романс?
-Как вы думаете, чем песня отличается от романса? (Песня связана с жизнью, с настроением, а романсы-с чувствами. Романс отличает более тонкий поэтический текст. Обязательно сольное исполнение с инструментальным сопровождением).
- а по звучанию, исполнению? (Плавные, лиричные, красивые, мелодичные, трепетные)
4. Физкультминутка «Земля, воздух, огонь, вода»
Цель: повысить уровень энергии в классе
5. Слушание.
- Давайте ближе познакомимся с романсом.
Романс - это вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, (часто на тему любви) для голоса с инструментальным сопровождением. Слайд 5-7.
-Слово «романс» пришло из Испании
-Романсом называли народную песню лирического или героического содержания.
Музыкальные поэты. Огромное влияние на развитие русского романса оказала поэзия. Обратите внимание на музыкальных поэтов. Слайд 8
Композиторы. Для композиторов романс стал тем жанром, в котором они могли выразить новые образы, картины, настроения Слайд 9
-Давайте послушаем еще один романс всем нам известного композитора М.И.Глинки
- Слушаем романс «Жаворонок» Слайд 10-11
Слушание музыки
- О чем этот романс, кто исполнял, инструмент? Какие изобразительные моменты вы услышали в романсе? (о птице, которая должна улететь, грустная, красивая мелодия, сопрано, фортепьяно)
- Посмотрите на репродукции картин, и скажите, какая картина больше всего подходит именно к романсу «Жаворонок»? Почему? Слайд 12-13
6. Разучивание музыкального произведения.
Песня «Осень в лесу» муз. Л.А.Хисматуллина
7. Подведение итогов урока.
Блиц-опрос: что такое романс? Слайд 14
Вывод на экране Жанровые признаки романса: Слайд 15
-Каким цветом вы бы изобразили свои ощущения, после прослушивания романсов? (Дети рисуют на листочках и в конце урока прикрепляют на доску).
Ответы ребят…
8. Домашнее задание.
Домашним заданием будет следующее: нарисовать иллюстрацию к романсу М.Глинки «Жаворонок». Слайд 16