СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки в 4 классе "«Не молкнет сердце чуткое Шопена…»"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок музыки № 19 в 4 классе "«Не молкнет сердце чуткое Шопена…»"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки в 4 классе "«Не молкнет сердце чуткое Шопена…»"»

4 класс

19 урок


Тема: «Не молкнет сердце чуткое Шопена…»

Цель урока: знакомство с биографией и творчеством польского композитора Ф. Шопена, определять в звучании особенности музыкального жанра «полонез», «мазурка» , «вальс».

Задачи:

  1. Дать представление о новых жанрах в творчестве Ф.Шопена, подчеркнуть жизненность искусства прошлого, которое обогащает культуру современности.

  2. Развивать представление учащихся о средствах выразительности.

  3. Расширить кругозор учащихся, пробудить желание слушать музыку классического строя, совершенствовать речь учащихся.

Планируемые результаты:

Личностные:

целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур;

уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

Метапредметные:

умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение анализировать собственную учебную деятельность,

Предметные:

расширение общего и музыкального кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к классическому и современному музыкальному наследию;

овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;

сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);


Тип урока – урок открытие новых знаний.

ХОД УРОКА:

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

- Назовите два направления в музыке. (инструментальная и вокальная).

- Давайте вспомни термины и понятия, которые вы узнали на прошлых уроках. - Что такое романс, сюита, квартет, вариации, рококо?


3. Определение темы урока.

Звучит Вальс№10 Ф. Шопена


  • Какой музыкальный жанр прозвучал ?

  • Как вы думаете, это произведение принадлежит русскому или зарубежному композитору?

-А что такое вальс?

Вальс (франц. valse, немецкого Walzen, от walzen - "кружиться в танце") Музыкальный размер обычно 3/4, темп умеренно быстрый. Танец австрийского происхождения.

-Где можно увидеть людей танцующих вальс.

-Сегодня двери в концертный зал нам отворила музыка выдающегося польского композитора, исполнителя танцевальной музыки Фредерика Шопена.

-Тема нашего урока :«Не молкнет сердце чуткое Шопена…». И сегодня мы попробуем найти объяснение этим словам.


4. Изучение нового материала.

О композиторе:

Родина замечательного композитора 19 века Ф. Шопена – Польша. Судьба распорядилась так, что долгие годы композитор провёл на чужбине.

Судьба Шопена очень схожа с судьбой русского композитора С. В. Рахманинова. Ему так же пришлось закончить свою жизнь в дали от Родины, но сохранить свою трепетную любовь к ней и выразить её в своих музыкальных произведениях.

Свои музыкальные послания Отчизне, своему народу Шопен наполнял любовью и страданием, восторгами, отчаянием. Умер композитор во Франции, но завещал похоронить своё сердце на родине. В Варшаве, в костёле Святого Креста, поляки трепетно хранят умолкнувшее сердце Ф. Шопена.

Любимым инструментом Шопена было фортепиано. «Душа фортепиано» - так называли польского гения. Будучи прекрасным пианистом, он написал для фортепиано множество сочинений. Среди них вальсы, полонезы, мазурки, прелюдии, этюды.

- Сегодня мы подробно разберем каждый жанр танцев.

Полонез.

-А знаете ли вы, что это за танец–полонез?

-В старину (16 -17 века) полонез называли «великим пешим танцем». Поначалу он исполнялся только мужчинами – польскими рыцарями, затем рыцарями его оруженосцами, наконец, стал парным бальным танцем. Старинный полонез был парадным танцем-шествием торжественного, даже мужественного характера. Блестящая пышная одежда польской знати сверкала золотом, драгоценными камнями, мехами и бархатом (причём мужской костюм не уступал женскому в роскоши и обилии украшений). Именно полонезом хозяин дома в паре с самой уважаемой дамой открывал бал.

Шаг полонеза степенный и изящный, сопровождается неглубокими плавным приседанием на третьей доле.

Подлинной вершиной развития жанра полонеза стало, как раз таки творчество Ф. Шопена. В 16 полонезах для фортепиано он воспел героическую историю своей страны.

-Сегодня прозвучит один из самых знаменитых полонезов Шопена

ПОЛОНЕЗ ля мажор.

-Этот полонез стал музыкальным символом Польши.

  • Какими чувствами наполнена музыка?

Звучит Полонез №3 ля мажор

  • Какими чувствами наполнена музыка?

  • Как вы думаете, почему этот полонез стал музыкальным символом Польши?

В музыке создан образ гордой, независимой, блестящей и величественной Польши.

Итак, бал открывался полонезом.

  • А какие танцы ещё звучали на балах?

«Танцы, танцы, танцы…», именно так продолжается тема нашего урока и посвящён он вальсу и мазурке.

Мазурка.

Ну, с вальсом мы довольно таки часто встречаемся в жизни, и вначале урока прозвучал Вальс Ф. Шопена. А вот что за танец МАЗУРКА?

В 19 веке наряду с вальсами, полонезами была широко распространена в Европе и мазурка. Родина мазурки – Польша, а точнее, её область – Мазовия. Это подвижный прыжковый танец был любим и крестьянами, и горожанами, и аристократами.

Шопен сочинил около 60 мазурок. Он называл мазурки «obrazki» - «картинки». В них даны зарисовки и сельских вечеринок, и картины блестящих балов польской знати.

-Мы сегодня послушаем три мазурки, и попробуем определить, в какой из них мы услышим незатейливый крестьянский танец, а в какой блистательный бальный танец. А может это просто пьеса–воспоминание.


Звучит Мазурка №1 си-бе моль мажор

  • Как прозвучал танец? ( быстро, резко, стремительно, сакцентами, изящно)

Музыка танца вводит нас в атмосферу праздничного, приподнятого настроения.

А вот другая мазурка:

Звучит Мазурк а№3 фамажор

  • Отличается этот танец от предыдущего?

  • В чем разница?

Звучит скромнее, незатейливая мелодия, по сравнению с предыдущей.

  • А что вы скажете о звучании вот этой мазурки? Предназначена она для танца?

Звучит Мазурка №2 ля минор

  • Какими чувствами наполнена музыка Мазурки?

Музыка звучит задумчиво, мечтательно, как воспоминание, размышление- грустно, проникновенно, задушевно, поэтично, лирично.

  • Сохраняется ли этот характер звучания до конца?

  • Какие новые черты появляются в средней части?

Ускоряется темп, звучит громче, минор сменяется мажором.

Повторение главной темы мазурки возвращает нас в первоначальное душевное состояние.

  • Какая мазурка вам понравилась больше других?

  • Почему?

Наш урок подходит к концу. Думаю, что вы сегодня сможете дать объяснение словам «Не молкнет сердце чуткое Шопена…»

  • Почему же оно не молкнет?

Пока звучит музыка Шопена, в которой он выразил всю свою любовь Родине, его сердце не умолкнет!!!


5. Вокально – хоровая работа.

Разучивание песни «Это моя семья».


6.Итог урока. Рефлексия.

-Так о каких танцах мы сегодня говорили?

-Кто такой Шопен?

- Что вас сегодня удивило?

- Что нужно запомнить из сегодняшнего урока?



«Это — моя семья»


Припев:

Детство лучистое,

Знамя Росийское

Это моя семья

Радуга светлая, армия смелая

Это моя семья

Школа любимая, родина сильная

Это моя семья

Звёзды Кремлёвские, храмы Московские

Это моя семья


1.Семья- это детские песни.

Семья-это дружеский круг.

Семья- это море созвездий.

Семья-это то, чем живут.

Семья- это вечные споры.

Семья- это искренний смех.

Семья- это важные роли.

Семья- это важно для всех.




Припев.


2.Семья- это мамины руки.

Семья - это дом и уют.

Семья - это детство без скуки.

И праздника яркий салют!

Семья - это мама и папа.

Семья - это брат и сестра.

Истории наши этапы,

Источник любви и добра.


Припев 2 раза.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!