4 класс
19 урок
Тема: «Не молкнет сердце чуткое Шопена…»
Цель урока: знакомство с биографией и творчеством польского композитора Ф. Шопена, определять в звучании особенности музыкального жанра «полонез», «мазурка» , «вальс».
Задачи:
Дать представление о новых жанрах в творчестве Ф.Шопена, подчеркнуть жизненность искусства прошлого, которое обогащает культуру современности.
Развивать представление учащихся о средствах выразительности.
Расширить кругозор учащихся, пробудить желание слушать музыку классического строя, совершенствовать речь учащихся.
Планируемые результаты:
Личностные:
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
Метапредметные:
умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение анализировать собственную учебную деятельность,
Предметные:
расширение общего и музыкального кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к классическому и современному музыкальному наследию;
овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
Тип урока – урок открытие новых знаний.
ХОД УРОКА:
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний.
- Назовите два направления в музыке. (инструментальная и вокальная).
- Давайте вспомни термины и понятия, которые вы узнали на прошлых уроках. - Что такое романс, сюита, квартет, вариации, рококо?
3. Определение темы урока.
Звучит Вальс№10 Ф. Шопена
Какой музыкальный жанр прозвучал ?
Как вы думаете, это произведение принадлежит русскому или зарубежному композитору?
-А что такое вальс?
Вальс (франц. valse, немецкого Walzen, от walzen - "кружиться в танце") Музыкальный размер обычно 3/4, темп умеренно быстрый. Танец австрийского происхождения.
-Где можно увидеть людей танцующих вальс.
-Сегодня двери в концертный зал нам отворила музыка выдающегося польского композитора, исполнителя танцевальной музыки Фредерика Шопена.
-Тема нашего урока :«Не молкнет сердце чуткое Шопена…». И сегодня мы попробуем найти объяснение этим словам.
4. Изучение нового материала.
О композиторе:
Родина замечательного композитора 19 века Ф. Шопена – Польша. Судьба распорядилась так, что долгие годы композитор провёл на чужбине.
Судьба Шопена очень схожа с судьбой русского композитора С. В. Рахманинова. Ему так же пришлось закончить свою жизнь в дали от Родины, но сохранить свою трепетную любовь к ней и выразить её в своих музыкальных произведениях.
Свои музыкальные послания Отчизне, своему народу Шопен наполнял любовью и страданием, восторгами, отчаянием. Умер композитор во Франции, но завещал похоронить своё сердце на родине. В Варшаве, в костёле Святого Креста, поляки трепетно хранят умолкнувшее сердце Ф. Шопена.
Любимым инструментом Шопена было фортепиано. «Душа фортепиано» - так называли польского гения. Будучи прекрасным пианистом, он написал для фортепиано множество сочинений. Среди них вальсы, полонезы, мазурки, прелюдии, этюды.
- Сегодня мы подробно разберем каждый жанр танцев.
Полонез.
-А знаете ли вы, что это за танец–полонез?
-В старину (16 -17 века) полонез называли «великим пешим танцем». Поначалу он исполнялся только мужчинами – польскими рыцарями, затем рыцарями его оруженосцами, наконец, стал парным бальным танцем. Старинный полонез был парадным танцем-шествием торжественного, даже мужественного характера. Блестящая пышная одежда польской знати сверкала золотом, драгоценными камнями, мехами и бархатом (причём мужской костюм не уступал женскому в роскоши и обилии украшений). Именно полонезом хозяин дома в паре с самой уважаемой дамой открывал бал.
Шаг полонеза степенный и изящный, сопровождается неглубокими плавным приседанием на третьей доле.
Подлинной вершиной развития жанра полонеза стало, как раз таки творчество Ф. Шопена. В 16 полонезах для фортепиано он воспел героическую историю своей страны.
-Сегодня прозвучит один из самых знаменитых полонезов Шопена
ПОЛОНЕЗ ля мажор.
-Этот полонез стал музыкальным символом Польши.
Звучит Полонез №3 ля мажор
Какими чувствами наполнена музыка?
Как вы думаете, почему этот полонез стал музыкальным символом Польши?
В музыке создан образ гордой, независимой, блестящей и величественной Польши.
Итак, бал открывался полонезом.
«Танцы, танцы, танцы…», именно так продолжается тема нашего урока и посвящён он вальсу и мазурке.
Мазурка.
Ну, с вальсом мы довольно таки часто встречаемся в жизни, и вначале урока прозвучал Вальс Ф. Шопена. А вот что за танец МАЗУРКА?
В 19 веке наряду с вальсами, полонезами была широко распространена в Европе и мазурка. Родина мазурки – Польша, а точнее, её область – Мазовия. Это подвижный прыжковый танец был любим и крестьянами, и горожанами, и аристократами.
Шопен сочинил около 60 мазурок. Он называл мазурки «obrazki» - «картинки». В них даны зарисовки и сельских вечеринок, и картины блестящих балов польской знати.
-Мы сегодня послушаем три мазурки, и попробуем определить, в какой из них мы услышим незатейливый крестьянский танец, а в какой блистательный бальный танец. А может это просто пьеса–воспоминание.
Звучит Мазурка №1 си-бе моль мажор
Как прозвучал танец? ( быстро, резко, стремительно, сакцентами, изящно)
Музыка танца вводит нас в атмосферу праздничного, приподнятого настроения.
А вот другая мазурка:
Звучит Мазурк а№3 фамажор
Звучит скромнее, незатейливая мелодия, по сравнению с предыдущей.
Звучит Мазурка №2 ля минор
Музыка звучит задумчиво, мечтательно, как воспоминание, размышление- грустно, проникновенно, задушевно, поэтично, лирично.
Сохраняется ли этот характер звучания до конца?
Какие новые черты появляются в средней части?
Ускоряется темп, звучит громче, минор сменяется мажором.
Повторение главной темы мазурки возвращает нас в первоначальное душевное состояние.
Наш урок подходит к концу. Думаю, что вы сегодня сможете дать объяснение словам «Не молкнет сердце чуткое Шопена…»
Пока звучит музыка Шопена, в которой он выразил всю свою любовь Родине, его сердце не умолкнет!!!
5. Вокально – хоровая работа.
Разучивание песни «Это моя семья».
6.Итог урока. Рефлексия.
-Так о каких танцах мы сегодня говорили?
-Кто такой Шопен?
- Что вас сегодня удивило?
- Что нужно запомнить из сегодняшнего урока?
«Это — моя семья»
Припев:
Детство лучистое,
Знамя Росийское
Это моя семья
Радуга светлая, армия смелая
Это моя семья
Школа любимая, родина сильная
Это моя семья
Звёзды Кремлёвские, храмы Московские
Это моя семья
1.Семья- это детские песни.
Семья-это дружеский круг.
Семья- это море созвездий.
Семья-это то, чем живут.
Семья- это вечные споры.
Семья- это искренний смех.
Семья- это важные роли.
Семья- это важно для всех.
Припев.
2.Семья- это мамины руки.
Семья - это дом и уют.
Семья - это детство без скуки.
И праздника яркий салют!
Семья - это мама и папа.
Семья - это брат и сестра.
Истории наши этапы,
Источник любви и добра.
Припев 2 раза.