Конспект урока музыки в 4 классе по теме: «Зимнее утро. Зимний вечер»
УМК: «Музыка» Критская Е.Д, Сергеева Г.П, Шмагина Т.С
Раздел: «День, полный событий»
Тема: «Зимнее утро. Зимний вечер»
Тип урока: изучение нового материала
Технологии: здоровьесберегающие, ИКТ
Форма проведения урока: урок-путешествие
Цель: дать обучающимся первоначальное и общее представление о возможных взаимосвязях музыки, живописи и литературы, в передачи образа зимы через произведения урока: стихи А.С.Пушкина, П.Чайковский «Зимнее утро», М.Яковлев «Зимний вечер»
Задачи урока:
Обучающие: знакомство с новыми значениями: лирика в поэзии и в музыке, сведения об М.Яковлеве
Развивающие: развитие художественного воображения, умение содержательно и лаконично излагать свои мысли об искусстве
Воспитательные: представить искусство музыки, живописи и слова – как выражение мысли и чувства человека, средство общения людей
Формирование УУД:
Личностные действия: формировать и развить у обучающихся представления о красоте окружающего мира через произведения искусства, развивать ассоциативно-образного мышления.
Регулятивные действия: формировать умение выбирать действия в соответствии с поставленными задачами.
Познавательные действия: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
Коммуникативные действия: формировать умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Планируемые результаты:
Предметные: развить художественный вкус и интерес к музыкальному искусству, и музыкальной деятельности.
Метапредметные: умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания содержания музыкальных образов.
Личностные: развивать эмоциональное восприятие произведений искусства.
Устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки, литературы изобразительного искусства.
Выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем).
Оборудование: компьютер, проектор, доска.
Музыкальный материал: П.Чайковский «Зимнее утро», М.Яковлев «Зимний вечер»
Ход урока:
1. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Тут затеи и рисунки
Игры, песни, все для вас!
Пожелаем всем удачи –
За работу! В добрый час!
2. Подведение к теме урока
Учитель: Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышные природы увяданье…
Учитель: Ребята! Какому русскому поэту принадлежат эти строки?
(Ответы детей)
Учитель: О каком времени года идет речь?
(Ответы детей)
Учитель: Давайте и мы попрощаемся с осенью, и приготовимся к встрече зимы.
(снимают листья с доски)
Учитель: С чего начинается зимний день? День каждого человека? В чём особенности этого времени суток?
Дети: С утра. Все просыпаются. Начинается новый день, и люди отправляются на работу, мы идём в школу. Это утро каждого человека.
Учитель: - А как заканчивается день?
Дети: Вечером. Все возвращаются домой.
- Подумайте и скажите, какая же будет тема нашего урока?
Дети: Утро. Вечер.
- Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим тему: зимнее утро, зимний вечер. Ребята, как вы думаете, с помощью чего можно описать красоту зимней природы, зимнего дня?
Дети: С помощью музыки, красок, поэзии.
- Как же композиторы, художники, поэты изображали образ зимы в своих произведениях? Можем ли мы ответить на этот вопрос?
Дети: Нет
Учитель: Сегодня на уроке мы рассмотрим образ зимы в поэзии А.С.Пушкина, произведениях русских композиторов – П.И.Чайковского, М. Яковлева.
У вас на столах лежит таблица, и в течение урока мы с вами будем заполнять её.
3. Изучение нового материала:
Учитель: Когда вы утром просыпаетесь, то, наверное, подбегаете к окошку и смотрите, какая погода на улице, светит ли солнышко, идёт ли снег или дождь. И, конечно, вы сразу хотите как-то передать свои чувства, эмоции, настроения от утренней природы, рассказать об этом, правда?
Учитель: Посмотрите на картину художника. Что вы видите?
Дети: Красивое морозное утро
Учитель: Какие краски использовал художник, изображая зиму?
Дети: Светлые, жизнерадостные.
Учитель: Художник изобразил белые снега, покрытые мягкими пушистыми шапками. Снег блестит на солнце и радует глаз, переливаясь всеми цветами радуги. Но одно, что бросается в глаза, - это ослепительная чистота и белизна снежного покрова. Кажется, что зима предстоит перед нами чистым листом бумаги, на котором можно писать. Давайте и мы возьмем таблицу и запишем, какая зима на картине.
Учитель: А сейчас определим, какой образ зимы в стихотворении «Зимнее утро» А.С. Пушкина и сравним с картиной природы.
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой, сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Дети: Утро чудесное, морозное, солнечное, прекрасное.
Учитель: Стихи А. Пушкина очень музыкальны. Каждая строка звучит какой-то своей, особой, удивительно прекрасной мелодией. «Слова, уложенные в форму стиха,- писал П.Чайковский,- уже перестают быть просто словами: они омузыкалились».
Учитель: Какое же зимнее утро?
Учитель: Утро действительно чудесное, благодаря гармоничному существованию мороза и солнечного тепла. Какая же зима в стихотворении?
- А сейчас послушаем пьесу «Зимнее утро» из «Детского альбома» П. Чайковского, который написал для своего племянника. Какие чувства передаёт музыка?
- Ребята, вам знаком этот композитор?
Петр Ильич Чайковский (1840-1893) – знаменитый русский композитор, дирижер. Один из величайших композиторов мира, автор более 80 музыкальных произведений.
-Давайте повторим ФИО композитора вслух
- Перед тем, как начать слушать произведение, давайте правильно сядем, выпрямим спинки. Представьте, что вы находитесь в концертном зале. Слушаем внимательно.
Слушание и анализ музыкального произведения «Зимнее утро» П.Чайковского
Учитель: Какие у вас возникли ощущения?
Дети: Музыка хмурая, вьюжная, тревожная
Учитель: Когда вы слушали «Зимнее утро» П.И.Чайковского, какая возникла картина?
Дети: Возникает картина ненастного зимнего утра – темного, метельного, холодного неприветливого. Музыка звучит то жалобно, то неуверенно, то встревожено.
Учитель: А в каком темпе исполняется это произведение и почему?
Учитель: Давайте запишем образ зимнего утра в таблицу
Учитель: Какая же зима у нас получилось?
Дети: Разная. Морозная и вьюжная, красивая и пушистая.
Учитель: Вслед за утром наступает бурный день! Зима нас радует и дарит нам множество забав и развлечений.
4. Физкультминутка
Учитель: Ребята, давайте с вами отдохнем и проведем небольшую физкультминутку.
Как зимой нам поиграть?
Будем мы снежки кидать.
(Игра в снежки) кидая снежок, учитываем темп музыки.
Наверное, у вас замёрзли ручки давайте их погреем (греют ручки, дуют на них)
5. Слушание
Вокально-хоровая работа над песней
Учитель: Проходит день, наступает вечер. В доме тепло, уютно, горит камин, а за окном…..
Чтение стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер»
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя…
Эти стихи – одни из самых известных в творчестве поэта. Давайте и мы сейчас представим такой зимний вечер.
Учитель: Какой вечер предстал перед нами?
Дети: Холодный, метельный.
Учитель: Поэт словно смотрит в тёмное окно, за которым ничего не видно, и прислушивается, что делается там, в открытом снежном поле.
Что делает вьюга? Какие глаголы использует поэт?
Дети: Она «кроет небо», «крутит вихри», «воет», «плачет», «шумит соломой», «стучит в окно».
Учитель: Ударения в словах падают, на какие звуки?
Дети: о, а, у, е, и.
Учитель: Что они изображают?
Дети: Завывание вьюги.
Учитель: Давайте изобразим, завывание вьюги.
Дети: на гласные изображают завывание вьюги
Учитель: Музыкально ли это стихотворение? Как вы думаете, можно ли на текст этого стихотворения написать музыку?
Ответы детей
Учитель: Попробуем и мы стать композиторами и написать свою музыку к первым четырем строкам стихотворения. Я предлагаю вам подобрать средства музыкальной выразительности для своей музыки. Для этого возьмите карточку и подчеркните нужное.
Карточка
ТЕМП (быстрый, умеренный, медленный)
ДИНАМИКА (громко,
не очень громко, тихо)
ИСПОЛНИТЕЛЬ (хор, солист)
ЛАД (мажор, минор)
Учитель: Что выбрали – прочитайте.
Дети: Дети зачитывают различные варианты ответов.
Дети по желанию напевают четверостишие вслух
Учитель: Вы побывали в роли настоящего композитора и сумели передать настроение и характер стихотворения в музыке, а теперь давайте послушаем как это стихотворение «услышал» профессиональный композитор, лицейский друг поэта М. Яковлев
Звучит фонограмма музыкального произведения М. Яковлева
Учитель: Что общего между произведениями, исполненными вами и романсом Яковлева?
Дети: Медленный темп, сольное исполнение, минорный лад.
6. Итог урока.
Учитель: Какая общая тема объединила музыку, поэзию, живопись сегодняшнего урока?
Дети: Тема зимы.
Учитель: Так с помощью чего же мы описали красоту зимней природы
Дети: С помощью музыки, красок, поэзии.
7. Домашнее задание. Рефлексия
Учитель: Изобразить зимнее утро.
Учитель: Ребята, у вас на столах лежат карточки красного и зеленого цветов.
Если вы усвоили материал урока, он показался вам легким, поднимите карточку с зеленым цветом.
Если вы не всё усвоили, остались какие-либо вопросы, то поднимите карточку с красным цветом.
Учитель: Вы сегодня были очень активны. Молодцы. Спасибо за урок!