СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки в 4 классе по теме: "Зимнее утро. Зимний вечер"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раздел: День, полный событий

Тип урока: изучение нового материала

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки в 4 классе по теме: "Зимнее утро. Зимний вечер"»

Конспект урока музыки в 4 классе по теме: «Зимнее утро. Зимний вечер»

УМК: «Музыка» Критская Е.Д, Сергеева Г.П, Шмагина Т.С

Раздел: «День, полный событий»

Тема: «Зимнее утро. Зимний вечер»

Тип урока: изучение нового материала

Технологии: здоровьесберегающие, ИКТ

Форма проведения урока: урок-путешествие

Цель: дать обучающимся первоначальное и общее представление о возможных взаимосвязях музыки, живописи и литературы, в передачи образа зимы через произведения урока: стихи А.С.Пушкина, П.Чайковский «Зимнее утро», М.Яковлев «Зимний вечер»

Задачи урока:

Обучающие: знакомство с новыми значениями: лирика в поэзии и в музыке, сведения об М.Яковлеве

Развивающие: развитие художественного воображения, умение содержательно и лаконично излагать свои мысли об искусстве

Воспитательные: представить искусство музыки, живописи и слова – как выражение мысли и чувства человека, средство общения людей

Формирование УУД:

Личностные действия:  формировать и развить у обучающихся представления о красоте окружающего мира через произведения искусства, развивать ассоциативно-образного мышления.

Регулятивные действия: формировать умение выбирать действия в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные действия: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. 

Коммуникативные действия: формировать умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные: развить художественный вкус и интерес к музыкальному искусству, и музыкальной деятельности.

Метапредметные: умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания содержания музыкальных образов.

Личностные: развивать эмоциональное восприятие произведений искусства.

Устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки, литературы изобразительного искусства.

Выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем).

Оборудование: компьютер, проектор, доска.

Музыкальный материал: П.Чайковский «Зимнее утро», М.Яковлев «Зимний вечер»


Ход урока:

1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Тут затеи и рисунки

Игры, песни, все для вас!

Пожелаем всем удачи –

За работу! В добрый час!



2. Подведение к теме урока

Учитель: Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышные природы увяданье…


Учитель: Ребята! Какому русскому поэту принадлежат эти строки?

(Ответы детей)

Учитель: О каком времени года идет речь?

(Ответы детей)

Учитель: Давайте и мы попрощаемся с осенью, и приготовимся к встрече зимы.

(снимают листья с доски)

Учитель: С чего начинается зимний день? День каждого человека? В чём особенности этого времени суток?

Дети: С утра. Все просыпаются. Начинается новый день, и люди отправляются на работу, мы идём в школу. Это утро каждого человека.

Учитель: - А как заканчивается день?

Дети: Вечером. Все возвращаются домой.

- Подумайте и скажите, какая же будет тема нашего урока?

Дети: Утро. Вечер.

- Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим тему: зимнее утро, зимний вечер. Ребята, как вы думаете, с помощью чего можно описать красоту зимней природы, зимнего дня?

Дети: С помощью музыки, красок, поэзии.

- Как же композиторы, художники, поэты изображали образ зимы в своих произведениях? Можем ли мы ответить на этот вопрос?

Дети: Нет

Учитель: Сегодня на уроке мы рассмотрим образ зимы в поэзии А.С.Пушкина, произведениях русских композиторов – П.И.Чайковского, М. Яковлева.

У вас на столах лежит таблица, и в течение урока мы с вами будем заполнять её.

3. Изучение нового материала:

Учитель: Когда вы утром просыпаетесь, то, наверное, подбегаете к окошку и смотрите, какая погода на улице, светит ли солнышко, идёт ли снег или дождь. И, конечно, вы сразу хотите как-то передать свои чувства, эмоции, настроения от утренней природы, рассказать об этом, правда?

Учитель: Посмотрите на картину художника.  Что вы видите?

Дети:  Красивое морозное утро

Учитель: Какие краски использовал художник, изображая зиму?

Дети: Светлые, жизнерадостные.

Учитель: Художник изобразил белые снега, покрытые мягкими пушистыми шапками. Снег блестит на солнце и радует глаз, переливаясь всеми цветами радуги. Но одно, что бросается в глаза, - это ослепительная чистота и белизна снежного покрова. Кажется, что зима предстоит перед нами чистым листом бумаги, на котором можно писать. Давайте и мы возьмем таблицу и запишем, какая зима на картине.

Учитель: А сейчас определим, какой образ зимы в стихотворении «Зимнее утро» А.С. Пушкина и сравним с картиной природы.


Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный —

Пора, красавица, проснись:

Открой, сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Дети: Утро чудесное, морозное, солнечное, прекрасное.

Учитель: Стихи А. Пушкина очень музыкальны. Каждая строка звучит какой-то своей, особой, удивительно прекрасной мелодией. «Слова, уложенные в форму стиха,- писал П.Чайковский,- уже перестают быть просто словами: они омузыкалились».

Учитель: Какое же зимнее утро?

Учитель: Утро действительно чудесное, благодаря гармоничному существованию мороза и солнечного тепла. Какая же зима в стихотворении?

- А сейчас послушаем пьесу «Зимнее утро» из «Детского альбома» П. Чайковского, который написал для своего племянника. Какие чувства передаёт музыка? 

- Ребята, вам знаком этот композитор?

Петр Ильич Чайковский (1840-1893) – знаменитый русский композитор, дирижер. Один из величайших композиторов мира, автор более 80 музыкальных произведений.

-Давайте повторим ФИО композитора вслух

- Перед тем, как начать слушать произведение, давайте правильно сядем, выпрямим спинки. Представьте, что вы находитесь в концертном зале. Слушаем внимательно.


Слушание и анализ музыкального произведения «Зимнее утро» П.Чайковского


Учитель: Какие у вас возникли ощущения?

Дети: Музыка хмурая, вьюжная, тревожная

Учитель: Когда вы слушали «Зимнее утро» П.И.Чайковского, какая возникла картина?

Дети: Возникает картина ненастного зимнего утра – темного, метельного, холодного неприветливого. Музыка звучит то жалобно, то неуверенно, то встревожено.

Учитель: А в каком темпе исполняется это произведение и почему?

Учитель: Давайте запишем образ зимнего утра в таблицу

Учитель: Какая же зима у нас получилось?

Дети: Разная. Морозная и вьюжная, красивая и пушистая.

Учитель: Вслед за утром наступает бурный день! Зима нас радует и дарит нам множество забав и развлечений.


4. Физкультминутка

Учитель: Ребята, давайте с вами отдохнем и проведем небольшую физкультминутку.

Как зимой нам поиграть?

Будем мы снежки кидать.

(Игра в снежки) кидая снежок, учитываем темп музыки.

Наверное, у вас замёрзли ручки давайте их погреем (греют ручки, дуют на них)

5. Слушание

Вокально-хоровая работа над песней

Учитель: Проходит день, наступает вечер. В доме тепло, уютно, горит камин, а за окном…..

Чтение стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер»


Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя…

Эти стихи – одни из самых известных в творчестве поэта. Давайте и мы сейчас представим такой зимний вечер.

Учитель: Какой вечер предстал перед нами?

Дети: Холодный, метельный.

Учитель: Поэт словно смотрит в тёмное окно, за которым ничего не видно, и прислушивается, что делается там, в открытом снежном поле.
Что делает вьюга? Какие глаголы использует поэт?

Дети: Она «кроет небо», «крутит вихри», «воет», «плачет», «шумит соломой», «стучит в окно».

Учитель: Ударения в словах падают, на какие звуки?

Дети: о, а, у, е, и.

Учитель: Что они изображают?
Дети: Завывание вьюги.

Учитель: Давайте изобразим, завывание вьюги.

Дети: на гласные изображают завывание вьюги

Учитель: Музыкально ли это стихотворение? Как вы думаете, можно ли на текст этого стихотворения написать музыку?
Ответы детей

Учитель: Попробуем и мы стать композиторами и написать свою музыку к первым четырем строкам стихотворения. Я предлагаю вам подобрать средства музыкальной выразительности для своей музыки. Для этого возьмите карточку и подчеркните нужное.


Карточка

ТЕМП (быстрый, умеренный, медленный)
ДИНАМИКА (громко,

не очень громко, тихо)
ИСПОЛНИТЕЛЬ (хор, солист)
ЛАД (мажор, минор)


Учитель: Что выбрали – прочитайте.
Дети: Дети зачитывают различные варианты ответов.
Дети по желанию напевают четверостишие вслух

Учитель: Вы побывали в роли настоящего композитора и сумели передать настроение и характер стихотворения в музыке, а теперь давайте послушаем как это стихотворение «услышал» профессиональный композитор, лицейский друг поэта М. Яковлев


Звучит фонограмма музыкального произведения М. Яковлева
Учитель:
Что общего между произведениями, исполненными вами и романсом Яковлева?

Дети: Медленный темп, сольное исполнение, минорный лад.


6. Итог урока.

Учитель: Какая общая тема объединила музыку, поэзию, живопись сегодняшнего урока?
Дети: Тема зимы.

Учитель: Так с помощью чего же мы описали красоту зимней природы

Дети:  С помощью музыки, красок, поэзии.


7. Домашнее задание. Рефлексия

Учитель: Изобразить зимнее утро.

Учитель: Ребята, у вас на столах лежат карточки красного и зеленого цветов.

Если вы усвоили материал урока, он показался вам легким, поднимите карточку с зеленым цветом.

Если вы не всё усвоили, остались какие-либо вопросы, то поднимите карточку с красным цветом.

Учитель: Вы сегодня были очень активны. Молодцы. Спасибо за урок!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!