Конспект урока музыки в 5 классе по теме: «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь…»
УМК: «Музыка» Критская Е.Д, Сергеева Г.П.
Раздел: «Музыка и литература»
Тема: «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь…»
Тип урока: урок изучения нового материала
Технологии: здоровьесберегающие, ИКТ
Цель: обогатить представление обучающихся о жизни и творчестве великого австрийского композитора В.А.Моцарта
Задачи урока:
Обучающие: формирование знаний об этапах жизни и творчества В.А.Моцарта
Развивающие: развитие творческого мышления; развитие умения обобщать, анализировать, сравнивать на примере биографии композитора и музыкальных произведений Моцарта
Воспитательные: воспитание эмоциональной отзывчивости на восприятие классической музыки; воспитание сплоченности и сотрудничества в групповых и индивидуальных формах работы
Оборудование: учебник, ноутбук, проектор, экран, презентация
Музыкальный материал:
- Симфония №40 (I и III части)
- Реквием «Lacrimosa»
- Маленькая ночная серенада
Ход урока:
1. Организационный момент.
Приветствие
2. Введение в тему урока.
Учитель: Сейчас прозвучит фрагмент музыкального произведения. Чтобы лучше определить фамилию композитора, перед вами на партах лежит задание, в котором зашифрована фамилия этого композитора. Послушайте внимательно музыку и выполните задание.
Задание №1.
1 | М | е | л | о | д | и | я |
2 | О | п | е | р | а | | |
3 | Ц | и | ф | р | ы | | |
4 | А | р | и | я | | | |
5 | Р | о | я | л | ь | | |
6 | Т | е | м | п | | | |
Благодаря ее звучанию мы запоминаем песню или музыкальное произведение.
Это музыкальное произведение мы можем услышать в театре.
С помощью них мы записываем годы жизни композитора
Её можно услышать в операх (она дает характеристику героя)
Инструмент клавишной группы (концертный вариант)
Скорость музыки
Дети: Это произведение Моцарта.
3.Изучение нового материала.
Учитель: Музыка Моцарта – праздник для хора, Прошлых столетий бесценный привет, Сколько в ней солнца, огня и простора, Сколько надежды на новый рассвет.
Но не только о Моцарте у нас пойдёт речь на уроке, но и как писатели поэты отзывались о музыкальном искусстве в целом, и, конечно же, о музыке Моцарта.
Тема нашего урока: Писатели и поэты о музыке и музыкантах. «Ты Моцарт-Бог и сам того не знаешь…». Эти строки принадлежат перу Александра Сергеевича Пушкина из трагедии «Моцарт и Сальери". Вот как отзывается о В.А.Моцарте Сальери.
(после исполнения Моцартом музыкального произведения, Сальери произносит следующие слова:
Какая глубина!
Какая смелость и какая стройность!
Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь;
Я знаю, я.
Учитель: Этот удивительный композитор родился в– Австрии в г.Зальцбург в 1756 году. Что выдаёт, что этот композитор жил в XVIII веке?
Портрет композитора
Дети: У Моцарта белый парик, старинный костюм.
Учитель: Вольфганг Амадей Моцарт родился в музыкальной семье: его отец-Леопольд Моцарт играл на скрипке, старшая сестра – Наннерль прекрасно пела. Эту талантливую австрийскую семью знала вся Европа, так как когда будущему композитору исполнилось 5 лет, семья стала гастролировать, давать концерты. Публика восхищалась маленьким гением, так как Моцарт играл так, как будто бы взрослый музыкант. Будучи ребёнком Моцарта называли вундеркинд (что означает «гениальный ребёнок»).
Учитель: В 13 лет в жизни юного музыканта происходит поистине удивительные события. Отец везет музыканта в концертную поездку по Италии. Академия искусств, пораженная талантом и мастерством чудо-мальчика, решает избрать его академиком. 13-ти летний академик!
Учитель: Творческая жизнь Моцарта началась счастливо. Его принимают при всех дворах. Его осыпают почестями. Однако, со временем интерес к нему угас. Но он пишет непрерывно и много, пробуя свои силы во всех музыкальных жанрах: практически не было ни одного музыкального жанра, к которому не прикоснулся Моцарт. Моцарт прожил всего 35 лет, а музыкальные произведения созданные и собранные в полные собрания, оказались в 70 томах. Он автор 20 опер, около 50 симфоний, 35 сонат для фортепиано и скрипки, 19 месс и многочисленных серенад
Учитель: Давайте послушаем одну из них, называется она - «Маленькая ночная серенада»
Учитель: В Вене в VIII веке было принято организовывать концерты, особенно ночью, под окнами особы, которой хотели оказать знак внимания (песня в честь возлюбленной). Смысл музыки был забавным и чуть озорным. Поэтому в таком ночном концерте участвовало несколько человек (небольшой оркестр или ансамбль виртуозов) – ведь радость объединяет людей! Часто музыку для таких случаев заказывали композиторам. Эта ночная музыка называлась серенадой.
К числу таких произведений относится «Маленькая ночная серенада», которую иногда называют «Маленькой ночной музыкой». Первая часть сюиты – рондо. Послушайте её. Обратите внимание на характер музыки.
Звучит «Маленькая ночная серенада»
Учитель: Какие чувства вызвала у вас музыка? (Радость, счастье, свет)
Для каких инструментов эта музыка написана? (Для струнных)
«Маленькая ночная серенада» - настоящий шедевр. Думаю, каждый из нас мечтал бы сочинить нечто подобное», - так отозвался об этом произведении Й. Гайдн.
4. Физкультминутка.
«Земля, воздух, огонь, вода»
Цель: повысить уровень энергии в классе
5. Изучение нового материала (продолжение)
Учитель: Также сегодня я хочу остановиться на одной из симфоний, это – 40 симфония. Которая была создана летом 1788года. Музыка симфонии воспевает самое драгоценное, из того, что дано человеку – жизнь.
Звучит симфония №40
Учитель: Какие чувства вызвала у вас музыка? (Ответы детй)
Учитель: Сейчас, мы познакомимся с музыкальным произведением, которое Моцарт сочинял незадолго до своей смерти и так и не успел закончить до конца. Реквием дописывал ученик Моцарта- Зюсмайер. Это музыкальное произведение окутано тайной. Вот как пишет об этом А.С.Пушкин в «Моцарт и Сальери».
Моцарт Признаться
Мой Requiem меня тревожит.
Но странный случай.
Не сказывал тебе я?
Так слушай.
Недели три тому, пришёл я поздно
Домой. Сказали мне, что заходил
За мною кто-то. Отчего - не знаю,
Всю ночь я думал: кто бы это был?
И что ему во мне? Назавтра тот же
Зашёл и не застал опять меня.
На третий день играл я на полу
С моим мальчишкой. Кликнули меня;
Я вышел. Человек, одетый в чёрном,
Учтиво поклонившись, заказал
Мне Requiem и скрылся. Сел я тотчас
И стал писать - и с той поры за мною
Не приходил мой чёрный человек;
А я и рад: мне было б жаль расстаться
С моей работой, хоть совсем готов
Уж Requiem. Но между тем…
Мне совестно признаться в этом.
Мне день и ночь покоя не даёт
Мой чёрный человек. За мною всюду
Как тень, он гонится. Вот и теперь
Мне кажется, он с нами сам-третий
Сидит.
Учитель: Моцарт задумал в «Реквиеме» 12 частей, но не закончил 7 часть «Лакримозу» - умер. «Лакримоза», в переводе с латинского означает «слезная, рыдающая, скорбная»
Послушаем её.
Звучит «Лакримоза»
Учитель: Трудно говорить после этой музыки. Я предлагаю вам выполнить задание у доски: определить, какими словами можно охарактеризовать музыку «Лакримозы»?
Слова выписаны на доске в столбик: мягкая, взволнованная, нежная, глубокая, строгая, тоскливая, трагичная, тяжелая, успокаивающая, светлая, тревожная.
Учитель: В день похорон великого музыканта, из-за непогоды провожать в последний путь пошли только несколько друзей, но и они не дошли до самого кладбища: у городских ворот все повернули обратно. Тело Моцарта похоронили в общей могиле для бедняков. До сегодняшнего дня никто не знает, где покоятся останки великого гения, лишь на кладбище в Вене, рядом с могилами Бетховена, Шуберта, Брамса, Штрауса и др. великих музыкантов, стоит небольшой обелиск, на белом камне которого можно прочитать В.А.Моцарт. Но это - только памятник.
Учитель: Вспыхнув на музыкальном небосклоне подобно ярчайшей комете, гений Моцарта рано угас…
П.И.Чайковский говорил: «Тем, что я посвятил свою жизнь музыке, я обязан Моцарту. Он есть высшая кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки. Но никто не заставлял меня плакать, трепетать от восторга, от сознания близости своей к чему-то, что мы называем идеал, как он»
6. Итог урока.
Учитель: Закончить наш урок хотелось бы такими словами:
В жизни от каждого след остается,
Надо стараться лишь правильно жить.
Душу любовью наполнить, как Моцарт,
И своим ближним её подарить.
Учитель: Я желаю вам всего доброго и хочу, чтобы вы в своей жизни научились понимать, ценить и уважать друг друга, так как это умел делать великий Моцарт. Об этом нам рассказывает его необыкновенная, таинственная музыка.