СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки в 5 классе по теме: "Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь..."

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раздел: Музыка и литература

Тип урока: урок изучения нового материала

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки в 5 классе по теме: "Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь..."»

Конспект урока музыки в 5 классе по теме: «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь…»

УМК: «Музыка» Критская Е.Д, Сергеева Г.П.


Раздел: «Музыка и литература»

Тема: «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь…»

Тип урока: урок изучения нового материала

Технологии: здоровьесберегающие, ИКТ

Цель: обогатить представление обучающихся о жизни и творчестве великого австрийского композитора В.А.Моцарта

Задачи урока:

Обучающие: формирование знаний об этапах жизни и творчества В.А.Моцарта

Развивающие: развитие творческого мышления; развитие умения обобщать, анализировать, сравнивать на примере биографии композитора и музыкальных произведений Моцарта

Воспитательные: воспитание эмоциональной отзывчивости на восприятие классической музыки; воспитание сплоченности и сотрудничества в групповых и индивидуальных формах работы


Оборудование: учебник, ноутбук, проектор, экран, презентация

Музыкальный материал:

- Симфония №40 (I и III части)

- Реквием «Lacrimosa»

- Маленькая ночная серенада


Ход урока:


1. Организационный момент.


Приветствие


2. Введение в тему урока.


Учитель: Сейчас прозвучит фрагмент музыкального произведения. Чтобы лучше определить фамилию композитора, перед вами на партах лежит задание, в котором зашифрована фамилия этого композитора. Послушайте внимательно музыку и выполните задание.


Задание №1.

1

М

е

л

о

д

и

я

2

О

п

е

р

а



3

Ц

и

ф

р

ы



4

А

р

и

я




5

Р

о

я

л

ь



6

Т

е

м

п





  1. Благодаря ее звучанию мы запоминаем песню или музыкальное произведение.

  2. Это музыкальное произведение мы можем услышать в театре.

  3. С помощью них мы записываем годы жизни композитора

  4. Её можно услышать в операх (она дает характеристику героя)

  5. Инструмент клавишной группы (концертный вариант)

  6. Скорость музыки


Дети: Это произведение Моцарта.

3.Изучение нового материала.



Учитель: Музыка Моцарта – праздник для хора, Прошлых столетий бесценный привет, Сколько в ней солнца, огня и простора, Сколько надежды на новый рассвет.

Но не только о Моцарте у нас пойдёт речь на уроке, но и как писатели поэты отзывались о музыкальном искусстве в целом, и, конечно же, о музыке Моцарта.

Тема нашего урока: Писатели и поэты о музыке и музыкантах. «Ты Моцарт-Бог и сам того не знаешь…». Эти строки принадлежат перу Александра Сергеевича Пушкина из трагедии «Моцарт и Сальери". Вот как отзывается о В.А.Моцарте Сальери.

(после исполнения Моцартом музыкального произведения, Сальери произносит следующие слова:

Какая глубина!

Какая смелость и какая стройность!

Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь;

Я знаю, я.

Учитель: Этот удивительный композитор родился в– Австрии в г.Зальцбург в 1756 году. Что выдаёт, что этот композитор жил в XVIII веке?


Портрет композитора



Дети: У Моцарта белый парик, старинный костюм.

Учитель: Вольфганг Амадей Моцарт родился в музыкальной семье: его отец-Леопольд Моцарт играл на скрипке, старшая сестра – Наннерль прекрасно пела. Эту талантливую австрийскую семью знала вся Европа, так как когда будущему композитору исполнилось 5 лет, семья стала гастролировать, давать концерты. Публика восхищалась маленьким гением, так как Моцарт играл так, как будто бы взрослый музыкант. Будучи ребёнком Моцарта называли вундеркинд (что означает «гениальный ребёнок»).

Учитель: В 13 лет в жизни юного музыканта происходит поистине удивительные события. Отец везет музыканта в концертную поездку по Италии. Академия искусств, пораженная талантом и мастерством чудо-мальчика, решает избрать его академиком. 13-ти летний академик!

Учитель: Творческая жизнь Моцарта началась счастливо. Его принимают при всех дворах. Его осыпают почестями. Однако, со временем интерес к нему угас. Но он пишет непрерывно и много, пробуя свои силы во всех музыкальных жанрах: практически не было ни одного музыкального жанра, к которому не прикоснулся Моцарт. Моцарт прожил всего 35 лет, а музыкальные произведения созданные и собранные в полные собрания, оказались в 70 томах. Он автор 20 опер, около 50 симфоний, 35 сонат для фортепиано и скрипки, 19 месс и многочисленных серенад

Учитель: Давайте послушаем одну из них, называется она - «Маленькая ночная серенада»

Учитель: В Вене в VIII веке было принято организовывать концерты, особенно ночью, под окнами особы, которой хотели оказать знак внимания (песня в честь возлюбленной). Смысл музыки был забавным и чуть озорным. Поэтому в таком ночном концерте участвовало несколько человек (небольшой оркестр или ансамбль виртуозов) – ведь радость объединяет людей! Часто музыку для таких случаев заказывали композиторам. Эта ночная музыка называлась серенадой.

К числу таких произведений относится «Маленькая ночная серенада», которую иногда называют «Маленькой ночной музыкой». Первая часть сюиты – рондо. Послушайте её. Обратите внимание на характер музыки.

Звучит «Маленькая ночная серенада»

Учитель: Какие чувства вызвала у вас музыка? (Радость, счастье, свет)

Для каких инструментов эта музыка написана? (Для струнных)

«Маленькая ночная серенада» - настоящий шедевр. Думаю, каждый из нас мечтал бы сочинить нечто подобное», - так отозвался об этом произведении Й. Гайдн.

4. Физкультминутка.

«Земля, воздух, огонь, вода»

Цель: повысить уровень энергии в классе



5. Изучение нового материала (продолжение)

Учитель: Также сегодня я хочу остановиться на одной из симфоний, это – 40 симфония. Которая была создана летом 1788года. Музыка симфонии воспевает самое драгоценное, из того, что дано человеку – жизнь.

Звучит симфония №40

Учитель: Какие чувства вызвала у вас музыка? (Ответы детй)

Учитель: Сейчас, мы познакомимся с музыкальным произведением, которое Моцарт сочинял незадолго до своей смерти и так и не успел закончить до конца. Реквием дописывал ученик Моцарта- Зюсмайер. Это музыкальное произведение окутано тайной. Вот как пишет об этом А.С.Пушкин в «Моцарт и Сальери».

Моцарт Признаться

Мой Requiem меня тревожит.

Но странный случай.

Не сказывал тебе я?

Так слушай.

Недели три тому, пришёл я поздно

Домой. Сказали мне, что заходил

За мною кто-то. Отчего - не знаю,

Всю ночь я думал: кто бы это был?

И что ему во мне? Назавтра тот же

Зашёл и не застал опять меня.

На третий день играл я на полу

С моим мальчишкой. Кликнули меня;

Я вышел. Человек, одетый в чёрном,

Учтиво поклонившись, заказал

Мне Requiem и скрылся. Сел я тотчас

И стал писать - и с той поры за мною

Не приходил мой чёрный человек;

А я и рад: мне было б жаль расстаться

С моей работой, хоть совсем готов

Уж Requiem. Но между тем…

Мне совестно признаться в этом.

Мне день и ночь покоя не даёт

Мой чёрный человек. За мною всюду

Как тень, он гонится. Вот и теперь

Мне кажется, он с нами сам-третий

Сидит.

Учитель: Моцарт задумал в «Реквиеме» 12 частей, но не закончил 7 часть «Лакримозу» - умер. «Лакримоза», в переводе с латинского означает «слезная, рыдающая, скорбная»

Послушаем её.


Звучит «Лакримоза»

Учитель: Трудно говорить после этой музыки. Я предлагаю вам выполнить задание у доски: определить, какими словами можно охарактеризовать музыку «Лакримозы»?


Слова выписаны на доске в столбик: мягкая, взволнованная, нежная, глубокая, строгая, тоскливая, трагичная, тяжелая, успокаивающая, светлая, тревожная.


Учитель: В день похорон великого музыканта, из-за непогоды провожать в последний путь пошли только несколько друзей, но и они не дошли до самого кладбища: у городских ворот все повернули обратно. Тело Моцарта похоронили в общей могиле для бедняков. До сегодняшнего дня никто не знает, где покоятся останки великого гения, лишь на кладбище в Вене, рядом с могилами Бетховена, Шуберта, Брамса, Штрауса и др. великих музыкантов, стоит небольшой обелиск, на белом камне которого можно прочитать В.А.Моцарт. Но это - только памятник.


Учитель: Вспыхнув на музыкальном небосклоне подобно ярчайшей комете, гений Моцарта рано угас…


П.И.Чайковский говорил: «Тем, что я посвятил свою жизнь музыке, я обязан Моцарту. Он есть высшая кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки. Но никто не заставлял меня плакать, трепетать от восторга, от сознания близости своей к чему-то, что мы называем идеал, как он»


6. Итог урока.

Учитель: Закончить наш урок хотелось бы такими словами:


В жизни от каждого след остается,

Надо стараться лишь правильно жить.

Душу любовью наполнить, как Моцарт,

И своим ближним её подарить.


Учитель: Я желаю вам всего доброго и хочу, чтобы вы в своей жизни научились понимать, ценить и уважать друг друга, так как это умел делать великий Моцарт. Об этом нам рассказывает его необыкновенная, таинственная музыка.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!