Урок 3.
Богатырские образы в искусстве.
Цель:
показать, как музыка и изобразительное искусство разными путями идут к созданию богатырских образов.
Развивать певческие навыки, умение слушать музыку.
Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину, интерес к разным видам искусства.
Музыкальный материал: А. Бородин «Богатырская симфония». Фрагмент; А. Бородин. Романс «Спящая княжна»; Прослушивание песни «Богатырская наша сила».
Дополнительный материал: репродукции В.М. Васнецова «Три богатыря»,
И. Глазунова «Два князя».
Х о д у р о к а
Слайд 1
Слушание и разучивание шведской народной песни «Богатырская наша сила»
Урок начинается со звучания песни «Богатырская наша сила»
В о п р о с ы и з а д а н и я:
Какое настроение вызывает у вас песня «Богатырская наша сила»?
Что выражает и изображает мелодия?
Как надо развивать мелодию песни? Составьте план исполнительского развития песни в соответствии с содержанием куплетов.
Какие картины помогает увидеть нам песня? Опишите словами из песни.
Какой должна быть музыка, чтобы мы могли представить себе богатырей?
Р а з у ч и в а н и е п е с н и.
Слайд 2.
II.Слушание и анализ романса А. Бородина «Спящая княжна».
В о п р о с ы и з а д а н и я:
Слайд 2
Вспомните композитора, который написал эти стихи и музыку к ним.
Спит. Спит в лесу глухом,
Спит княжна волшебным сном,
Спит под кровом темной ночи,
Сон сковал ей крепко очи.
Спит. Спит.
Вот и лес глухой очнулся,
С диким смехом вдруг проснулся
Ведьм и леших шумный рой
И промчался над княжной.
Лишь княжна в лесу глухом
Спит все тем же мертвым сном,
Спит, спит.
Слайд 3
Слух прошел, что в лес дремучий
Богатырь придет могучий,
Чары силой сокрушит,
Сон волшебный победит
И княжну освободит, освободит.
Но проходят дни за днями,
Годы идут за годами…
Ни души живой кругом,
Все объято мертвым сном.
Так княжна в лесу глухом
Тихо спит глубоким сном;
Сон сковал ей крепко очи.
Спит она и дни, и ночи
Спит, спит.
И никто не знает, скоро ль
Час ударит пробужденья.
Слайд 4-6
\Если бы вы были композиторами, в какой форме написали бы музыку к сказке о спящей княжне?
Слайд 7
Слушание фрагмента «Спящая княжна» А. Бородина.
Как музыкальный язык романса помогает увидеть нам сказку? (Форма рондо. Богатырский характер эпизодов)
«Богатырская тема» с давних пор звучала в русском искусстве. Мы часто встречаемся с ней в народном творчестве, в поэзии, литературе, музыке, живописи, театре, кино. Это оттого, что с древних времен со всех концов на Русь наступали враги, пытаясь завладеть нашими землями, богатствами, поработить наш народ. Образ богатыря и родился в русском искусстве как образ могучего защитника Родины.
Слушание и анализ фрагмента из 2-й симфонии А. Бородина.
Cлушание. Вторая симфония А.П. Бородина
В о п р о с ы:
Есть что-нибудь общее между прозвучавшей музыкой и эпизодами в романсе «Спящая княжна»?
Как музыкальный язык симфонии передает ее русский характер?
А. П. Бородин не дал названия своей Второй симфонии. Какое название могли бы вы предложить?
Какую картину в вашем воображении рисует музыка Богатырской симфонии?
Слайд 8 - 9
Демонстрация слайдов, репродукций картин В. Васнецова «Богатыри» и И. Глазунова «Два князя».
Какая картина наиболее созвучна музыке А.П. Бородина?
Слайд 10
Произведения разных видов искусства появились независимо друг от друга. Хотя и кажется, что «Богатырская симфония» навеяна «Богатырями», но это не так, создатели этих произведений при жизни никогда не встречались. Картина В.М. Васнецова была закончена в 1900 году, а А.П. Бородин умер в 1887 году. Мы не случайно в своем восприятии объединяем эти произведения, так как они оба связаны общей идеей прославления силы и могущества нашей Родины.
Этот замысел никогда не покидал художника, что бы он не делал. Браться за него мастер не спешил, наверное, потому, что своим тонким чутьем художника и человека, глубоко любящего Родину, предвидел, что эта его работа станет самым важным, самым значительным этапом в его жизни. В суровом вятском краю, где он родился и провел детство, люди знали и рассказывали множество старинных преданий. Совсем маленьким будущий художник вслушивался в героические сказания, исторические пени, богатырские былины. Эти яркие впечатления остались с ним на всю жизнь.
Слайд 11
Когда Васнецов завершил свою долгую и трудную работу, он говорил, что ему хотелось написать так, чтобы картина «звучала как музыка, пелась как былина, волновала, как родная песня…»
Однако, не только о далеком прошлом напоминает картина. Она о сегодняшней жизни. Все, кто ее видел, понимают, что хотел сказать художник: со злом надо бороться! Бороться так, как Илья Муромец, не убоявшийся Соловья-разбойника, как Добрыня Никитич, вступивший в бой со Змеем Горынычем, как Алеша Попович, уничтоживший злое чудище Тугарина… Крепко сидят в седле богатыри. И мы не сомневаемся: несдобровать тем, на кого они обрушат свой справедливый гнев.
Итог урока.
Слайд 12
Вторая симфония А.П. Бородина – одно из лучших произведений русской и мировой симфонической музыки. Величественным и мощным передает она образ русского народа. Музыка А.П. Бородина полна контрастных и неуловимо похожих образов, то могучей силы, твердости духа, то душевной мягкости, ласковой нежности. Так по-разному, но с огромной любовью передает композитор черты русского национального характера. Несомненно, что в воспевании русской богатырской мощи А.П. Бородину виделось не только славное прошлое нашего народа, но и его более славное будущее. Наш современник, ученый и композитор Б.Астафьев писал: «Часто, часто возвращаясь ко Второй симфонии Бородина, я с каждым разом все сильней понимаю ее величие: словно каждый раз заново открываешь в себе чувство родной страны – жизнеутверждение Родины от наших дней в глубину к Игоревой Руси.
Слайд 13
Это произведение было современным не только сто с лишним лет назад, когда создавалось, но и теперь, в наше время оно поражает свежестью и новизной музыкальной мысли, яркостью образов, их красотой»
Незлобливость и добродушие Александр Порфирьевич считал лучшими качествами русского человека. «О, если б Бородин разозлиться мог!» - воскликнул однажды М.П. Мусоргский. Но А.П. Бородин не мог разозлиться – это было невозможно для его мощной и сильной души, которая так ярко проявлялась в его музыке. Мы слышим в ней не только эпическое величие, всепобеждающую мощь и могущество, но и чарующую красоту, которые свидетельствуют о физической и духовной могучести, о высокой моральной силе русского человека.
Слайд 14
Поэтому в мировой музыке А.П. Бородин занимает ему одному надлежащее место – богатыря русской музыки.