СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки во 2 классе по теме: "Плясовые наигрыши. Разыграй песню"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: получение новых знаний

Форма организации учебной деятельности: работа всего класса, в группах, парах, индивидуально

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки во 2 классе по теме: "Плясовые наигрыши. Разыграй песню"»

Конспект урока музыки во 2 классе по теме: «Плясовые наигрыши. Разыграй песню»

УМК: «Музыка» Критская Е.Д, Сергеева Г.П, Шмагина Т.С


Раздел: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло»

Тема «Плясовые наигрыши. Разыграй песню»

Тип урока: получение новых знаний

Форма организации учебной деятельности: работа всего класса, в группах, парах, индивидуально.

Технологии: здоровьесберегающие, ИКТ

Цель: расширение знаний о музыке русского народа посредством знакомства с русскими народными инструментами. Развитие творческих способностей обучающихся в различных видах музыкальной деятельности при знакомстве с народными песнями.

Задачи урока:

Обучающие: формирование знаний о русском народном оркестре

Развивающие: развивать механизмы игровой деятельности, опираясь на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, саморегуляции, самореализации

Воспитывающие: воспитывать у детей чувство гордости за свою Родину, российский народ на основе изучения русского фольклора

Музыкальное оборудование: народные инструменты, шумовые инструменты, иллюстрации народных инструментов.

Прогнозируемые предметные результаты:

  • приобретение новых знаний в исполнительской и творческой деятельности;

  • развитие эмоционального отклика на исполняемые произведения;

  • овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

  • знать русские музыкальные инструменты;

  • уметь различать тембры инструментов русского народного оркестра;

  • приобретение навыков инструментального музицирования на материале фольклорных наигрышей и мелодий как факт представления о музыкальном наследии;

  • приобретение умений осознанно и эмоционально в музицировании относиться к музыкальному фольклору;

  • приобретение навыков и умений в воплощении музыкального образа в импровизации, сочинении.

Музыкальный материал: 

«Светит месяц», «Камаринская» русские народные плясовые;

«Калинка" русская народная песня 



П.Чайковский "Камаринская"

М.Глинка "Камаринская",

Ю.Чичков сл. К.Ибряева "Здравствуй, Родина моя".

"Во Кузнице", "Как под яблонькой", "Былинные наигрыши".

Ход урока

1. Музыкальное приветствие учащихся и учителя.

Учитель: "Здравствуйте, ребята!" (звукоряд вверх - до, ре, ми, фа, соль первой октавы)

Дети: "Здравствуйте" (вниз по мажорному трезвучию от ноты "соль" - соль -ми-до)

Учитель: "Прозвенел звонок"

Дети: "Начался урок"

2. Музыкальная разминка.

Правильная осанка. Дети повторяют правило - сяду прямо не согнусь и за пение возьмусь.

Учащиеся выполняют упражнения на дыхание "Паровозик" - работа носом. Делаем вдох - выдох, затем темп постепенно ускоряем, как будто поезд набирает скорость.

Следующее упражнение: давайте представим, что дуем на горящую свечу так, чтобы пламя не погасло. Вдох, затем выдыхаем через рот, произнося, пропевая поочередно гласные И,Э,А,О,У, небо при этом приподнято наверх.

Следующее упражнение "Я пою - хорошо пою" (вверх до-ми-соль, вниз с опорой на квинтовый тон - соль-фа-ми-ре-до). Добиваемся чистого унисона.

3. Актуализация знаний.

Звучит песня: "Песня о России", "Здравствуй, Родина моя".

Учитель: как вы думаете, о чем поется в этих песнях?

Дети: о нашей Родине.

Учитель: что эти песни объединяет?

Дети: светлое радостное настроение.

Учитель: как вы думаете, а что их отличает?

Дети: разный характер исполнения, в "Песни о России" есть запев и припев, а в песне "Здравствуй, Родина моя" только запев.

Учитель: да, песни очень отличаются по характеру исполнения.

Учитель: как вы будите исполнять эти песни? Что значит петь выразительно?

Учащиеся: "Песню о России" - плавно, мелодию вести к опорным звукам, в припеве тянуть длинные нотки, правильно брать дыхание между фразами. А песню "Здравствуй, Родина моя!" - поем в более быстром темпе, следим за дикцией, длинные нотки - тянем, слушаем, и в последнем куплете ярко поем "Здравствуй, Родина моя!".

4. Определение темы урока. Постановка проблемы.

На столе у учителя представлены инструменты: баян, балалайка, шумовые инструменты. На доске вывешены иллюстрации народных инструментов.

Учитель: как вы думаете, как будет называться новая тема урока?

Дети: наверно русские народные инструменты, может быть разучивание народных песен.

Учитель: назовите эти инструменты?

Учащиеся перечисляют названия инструментов.

Учитель: тема сегодняшнего урока посвящена оркестру русских народных инструментов, разыгрыванию и разучиванию русских народных песен.

5. Новые знания. Формулирование проблемы. Оркестр народных инструментов.

Слушание (восприятие) музыки.

Звучит плясовая русская народная песня "Светит месяц".

Учитель: композиторская эта музыка или народная?

Дети: народная.

Учитель: как вы думаете, какой оркестр звучит симфонический или русский?

Дети: оркестр русских народных инструментов.

Учитель: почему вы так решили?

Дети: мы услышали голоса балалаек, баяна, домр, трещоток.

Учитель: в каком характере звучит музыка?

Дети: в радостном, веселом.

Учитель: какие народные инструменты вы еще знаете?

Дети: гармонь, свирель, рожок, ложки.

Учитель: на развороте учебника стр.54-55 вы видите изображения музыкальных инструментов, назовите их?

Дети: бубен, балалайка, гармонь, рожок, жалейка, гусли.

Учитель: как вы думаете, повторяется ли мелодия в русской народной песне "Светит месяц"? Изменяется ли она?

Дети: мелодия повторяется, но каждый раз звучит по новому.

Раздел 4-5 Формулируемые УУД:

Познавательные УУД

  • Самостоятельно находить и формулировать тему урока.

  • Формировать и развивать интерес к народной музыки через ее восприятие.

Коммуникативные УУД

  • Вступать в диалог со сверстниками и учителем при изучении темы "Оркестр русских народных инструментов".

Личностные УУД

  • Формирование чувства сопричастности к культуре своего народа.

6. Вариационное развитие. Решение проблемы. Практическое задание.

Учитель: вы правильно заметили, что мелодия повторяется несколько раз, но всякий раз изменяется, звучит по-разному изменение в инструментах, в подголосках, такое построение называется вариационным.

Выполним практическое задание. Играем в народном оркестре.

Работаем по группам, предположим, что 1-я группа - балалайки, 2-я группа -бас балалайки, 3-я группа- ксилофоны, 4-я группа - домры, 5-я - гусли, 6-я бубны, 7 - трещотки, 8-я - баяны. Тему исполняет первая группа, она имитирует балалайки, первую вариацию ведет вторая группа, это басы балалайки, третью вариацию исполняют ксилофоны и балалайки четвертую вариацию исполняют балалайки и домры, пятую вариацию - балалайки басы и балалайки, шестую - домры, седьмую - гусли и бубны, восьмую весь оркестр.

Учитель: чтоб слаженно играл оркестр, кого надо пригласить?

Дети: руководителя, дирижера.

Проводится игра в дирижера. Учащиеся выбирают дирижера.

Учитель: вот вы выбрали руководителя оркестра, что он должен делать, просто махать руками или:

Дети: он должен показывать, когда надо вступить тому или иному инструменту, группе инструментов, громче или тише сыграть, показать темп, характер музыки и т.д.

Итак, звучит запись "Светит месяц" и вы под руководством дирижера "исполняете" это произведение. Отдельно на нотном листе для дирижера, а для исполнителей расписана партитура инструментальных голосов.

Учащиеся имитируют исполнение народных инструментов.

Учитель: итак, если мелодия темы постоянно изменяется, то как называется такое развитие?

Дети: вариационное развитие.

7. Ритмическая партитура. Музицирование по партитуре.

Учитель: Что же такое партитура? Это особая нотная запись, которая объединяет голоса инструментов оркестра.

Учитель раздает шумовые инструменты.

Работаем по принципу от простого к сложному.

На доске заранее записана ритмическая партитура. В процессе разучивания партий детского оркестра четко выделяем первую долю (размер4/4).

Распределяем шумовые инструменты в партитуре:

  • верхняя строка - ложки,

  • средняя - равномерный пульс у маракас (ученики сами сделали из красивых баночек и бутылочек и насыпали горох, крупу),

  • нижняя - бубны.

Разучиваем каждую партию всем классом, затем класс делится на группы, обозначенные в партитуре и с каждой группой проходим партию, и только после этого пробуем все соединить.

Озвучивание ритмической партитуры, как и разучивание партий, происходит на фоне исполнения учителем голосом или на фортепиано "Светит месяц". Можно выбрать ученика - солиста.

Текст "Светит месяц" в приложении.

Учитель: слушание русской плясовой "Камаринская".

Раздел 6-7. Инструментальное музицирование.

Формулируемые УУД:

Познавательные УУД

  • Формирование новых знаний о вариационном развитии через пластическое и инструментальное музицирование.

Регулятивные УУД

  • Учащиеся учатся понимать цель выполняемых действий.

Коммуникативные УУД

  • Формирование и развитие ритмического и тембрового слуха, чувства ансамбля в процессе коллективного музицирования русской народной песни "Светит месяц".

Личностные УУД

  • Формирование и приобретение опыта в процессе индивидуального музицирования.

8. Проводится игра "Угадай инструмент". Работа с карточками.

Звучат записи: "Во Кузнице", "Как под яблонькой", "Былинные наигрыши".

Раздать карточки трех цветов.

Красная карточка - гусли, если звучат гусли - дети поднимают красную карточку, если рожок -синию, если свирелька -оранжевая.

9. Проверка знаний. Рефлексия.

Звучит в записи фрагмент "Камаринской" М.Глинки. Учитель: какой оркестр исполняет это произведение, русский народный или симфонический? (симфонический)

Найди ошибку. Слова заранее выписаны на доске.

а) Русские народные инструменты - это балалайка, гармонь, ложки, скрипка, гусли.

б) "Светит месяц" украинская песня - пляска, русская народная песня - пляска, французская песня - пляска.

в) шумовые инструменты - это ложки, бубен, трещотки, домра, балалайка, свирель?

С какими русскими народными песнями познакомился на уроке? ("Светит месяц", "Камаринская")

В какой песне используется вариационное развитие? ("Светит месяц")

Аргументируй свой ответ (изменяется динамика, появляются подголоски, инструменты меняются и т.д.).

10. Домашнее задание.

Учитель: Ребята, нарисуйте в тетради, полюбившиеся вам русские народные инструменты.

Спасибо, за урок. Вы были все молодцы! До свидания!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!