Конспект урока по программе «Музыка 5 класс» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой.
Тема урока «Музыка в весенних красках»
Тип урока: формирование новых знаний на основе полученных ранее знаний.
Форма урока- интегрированный
Цель урока: раскрытие взаимообогащающих связей между различными видами искусств на примере синтеза классической музыки, поэзии и живописи.
Задачи урока.
Учебные:
- учить пониманию взаимодействия музыки с другими видами искусства (живопись, поэзия);
- сформировать понятие об интонации;
-сформировать понятие о синтезе искусств музыки. Поэзии и живописи;
- сформировать представление об элементах выразительности в музыке, литературе (поэзии), изобразительном искусстве (живописи);
-закрепить знания о музыке композитора А.Вивальди, Г.В.Свиридова, С.В.Рахманинова;П.И.Чайковского;
- познакомить с творчеством певца Д.Хворостовского на примере романса С.В.Рахманинова и Ф.И.Тютчева «Весенние воды»,
-познакомить с творчеством русских художников : И.И.Левитана, С.Ю.Жуковского , В.Н.Бакшеева, Панина Ю.Н. и др.
- разучить романс П.И.Чайковского «Подснежник» на стихи А. Майкова.
Развивающие:
- развивать умение слушать музыку;
- размышлять и иметь личностное отношение к прослушиваемым и исполняемым музыкальным произведениям;
- развивать умение сопереживать характеру произведения;
- развивать творческие способности;
- развивать умения и навыки индивидуального и коллективного сотрудничества ( в пении, рисовании картины под музыку, игра на клавишном инструменте);
Воспитательные:
- воспитывать уважение к произведениям русского классического искусства: музыки, живописи, поэзии;
- воспитывать устойчивый интерес к музыке и музыкальным занятиям.
Планируемые результаты.
Предметные:
-понимать значение музыки и связь её с другими видами искусства;
- овладение навыками слушать музыку и определять характер музыкальных произведений;
-уметь пользоваться ранее полученными знаниями о музыкальных произведениях и творчестве композиторов (С.Рахманинова, Г.Свиридова, А.Вивальди, П.Чайковского);
- знакомиться с новыми музыкальными произведениями, авторами и исполнителями, (с творчеством певца Дмитрия Хворостовского);
-применять вокально-технические навыки в коллективном пении;
-применять навыки пения в разучивании новых мелодиий;
- разучить романс Петра Ильича Чайковского «Подснежник» из цикла «Времена года» на стихи Апполона Майкова.
Межпредметные связи: литература(поэзия), изобразительное искусство(живопись).
отражают :
- применение на уроках музыки знаний литературного творчества и навыков изобразительного искусства;
- умение находить сравнения в раскрытии взаимообогащающих связей музыки, живописи и поэзии;
- усвоение понятий: синтез, интонация, элементы музыкальной и художественной выразительности в музыке, живописи, поэзии;
-умение сравнивать элементы выразительности музыки и поэзии; музыки и живописи;
- умение воспринимать и оценивать красоту произведений искусства музыки, поэзии, живописи;
- понимать важность интонации в поэзии, музыке, живописи;
- понимать выражение «звучащие картины»;
-познакомиться с творчеством русских художников: Жуковского Станислава Юлиановича, Левитана Исаака Ильича, Бакшеева Василия Николаевича, Репиной Натальи, Куликова Ивана Семёновича, Панина Сергея, Панцирева Юрия Николаевича и др.
- учиться уважать русскую классическую культуру, знать авторов известных произведений музыки, живописи, поэзии;
-участвовать в беседе урока.
Личностные:
отражают:
-сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
- сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества;
- развитие общих музыкальных способностей (музыкальной памяти, слуха, творческого воображения);
- сформированность мотивационной направленности на продуктивную творческую деятельность (слушание музыки, пение, рисование под музыку, музицирование, драматизация музыкального произведения и т.д.);
- расширение музыкального и общего культурного кругозора, воспитание музыкального вкуса;
- овладение основами музыкальной грамотности, ключевыми понятиями музыкального искусства;
-приобретение устойчивых навыков к самостоятельной музыкально-учебной деятельности;
-развитие логического мышления и сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов решения различных музыкально-творческих задач;
- проявляение самостоятельности эмоционально откликаться на произведения искусств музыки, поэзии, живописи;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей;
- умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
- развивать умение слушать музыку; размышлять и иметь личностное отношение к прослушиваемым и исполняемым музыкальным произведениям;
- развивать умение сопереживать характеру произведения;
- развивать умения и навыки индивидуального и коллективного сотрудничества (в пении, рисовании картины под музыку, музицировании);
-воспитывать устойчивый интерес к музыке и музыкальным занятиям;
чувство гордости за Родину, свой народ и историю России, осознание своей национальной принадлежности, знание культуры своего народа.
Метапредметные –
отражают характерный уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся.
-Регулятивные УУД:
– умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– высказывать своё предположение (версию) на основе работы с полученной информацией;
- планировать своё действие ;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять роли контролера, исполнителя.
Познавательные УУД:
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: определять понятия, обобщать знание, отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке, а также в средствах информационно-коммуникационных технологий;
- стремиться к самостоятельному общению с искусством и творческому самообразованию;
– делать выводы о результатах совместной работы.
Методы обучения – наглядный, практический, словесный, метод сравнения.
Оборудование :
Мультимедиа проектор, экран, компьютер, колонки, синтезатор, заготовки для раскраски учащимся; карточки со словами : ДИНАМИКА, ИНТОНАЦИЯ, ГАРМОНИЯ, ЛАД,ЦВЕТОВАЯ ГАММА,КОЛОРИТ, ТЕМБР,ОКРАСКА, ТОН, ТЕМП, ЗВУК, ЦВЕТ,СЛОВО.
Интернет-ресурсы:
Презентация «Портреты» : А.Вивальди,Г.В.Свиридова,С.В.Рахманинова, П.И.Чайковского, Ф.И.Тютчева, А.Майкова, С.Ю.Жуковского, и др.
Музыкальный материал: А. Вивальди «Времена года. Весна», Г.В.Свиридов, «Весна» из муз. иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Метель»; муз. произведения С.В.Рахманинова: романс «Сирень», фортепианная пьеса «Весенние воды», фортепианная пьеса «Светлый праздник. Колокольные звоны»; П.И.Чайковский «Времена года.Апрель. Подснежник»; «Подснежник» в исполнениии детского хора; нотный текст и текст стиха «Подснежник» А.Майкова.
Видеоролик «Весенние воды» в исполнении Дм. Хворостовского, музыка С.Рахманинова, стихи Ф.Тютчева.
Видеоролик «Подснежник» в исполнениии детского хора.
Презентация « Картины художников»:
Левитан Исаак Ильич «Весна. Большая вода» ; Жуковский Станислав Юлианович «Подснежники»,«Первые предвестники весны», «Май. Старая усадьба; Бакшеев Василий Николаевич: «Голубая весна» 1930,Панцырев Юрий Николаевич «Искрящийся май», Панин Сергей «Ласковый май. Царицино», Репина Наталья «Майская сирень», Куликов Иван Семёнович, «Весна»1912.