СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Н.А. Некрасов "Кому на Руси жить хорошо". история создания, сюжет и композиция"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект Урока " Н.А.Некрасов "Кому на Руси жить хорошо"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Н.А. Некрасов "Кому на Руси жить хорошо". история создания, сюжет и композиция"»

«Кому на Руси жить хорошо»

История создания, сюжет и композиция произведения.


« Народ освобожден, но счастлив ли народ?..»

Н.А. Некрасов.


Цели и задачи
Цель:
• проанализировать многообразие типов, характеров и судеб крестьян в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
Задачи:
• рассмотреть положительные и отрицательные стороны народной жизни (в изображении Некрасова);
• определить значение понятия счастья для разных героев поэмы.

Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Слово учителя.

Сегодня мы продолжаем разговор о творчестве Н.А. Некрасова. На прошлом уроке мы говорили о лирике Некрасова, сегодня будем говорить о его поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Во все времена вопрос о том, что такое счастье, волновал умы людей. Одни пытались дать определение этому понятию, а другие искали рецепт хорошей жизни. Французский писатель Гюстав Флобер говорил: «Счастье — выдумка, искание его — причина всех бедствий в жизни». Тем не менее, Н. А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» отправляет героев странствовать, чтобы найти ответ на вечный вопрос.

Цели и задачи
Цель:
• проанализировать многообразие типов, характеров и судеб крестьян в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
Задачи:
• рассмотреть положительные и отрицательные стороны народной жизни (в изображении Некрасова);
• определить значение понятия счастья для разных героев поэмы.

Сегодня на уроке мы:

– Узнаем, как создавалась поэма Николая Алексеевича Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

– Поговорим о композиции и проблеме жанра поэмы.

– Увидим, как Некрасов рисует образ пореформенной Руси.


На уроках литературы уже не раз говорили о том, что крестьянский вопрос был одним из самых острых в русской литературе. О чудовищном положении крепостных крестьян говорил Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву».

К этой теме обращались Пушкин и Грибоедов, Лермонтов, Гоголь, Тургенев.


Величайшее произведение Некрасова – поэма «Кому на Руси жить хорошо» создавалась в 1865-1877 годах, в эпоху острых социальных конфликтов. Поэт задумал её как «народную книгу». Он мечтал, чтобы его книга дошла до крестьянства: «Я задумал изложить в связном рассказе всё, что я знаю о народе, всё, что мне привелось услыхать из уст его, и я затеял «Кому на Руси жить хорошо». Это будет эпопея современной крестьянской жизни».

Перед нами действительно эпопея – художественное произведение, в котором отражаются великие исторические события, целые эпохи в жизни страны.


  1. Словарь:

ПОЭМА – лиро-эпический жанр большого объёма.

ЭПОПЕЯ – художественное произведение, в котором отражаются целые эпохи в жизни страны и народа.


  1. Историческая справка.

19 февраля 1861 г. Александр II издал Манифест и Положение, отме­нявшие крепостное право. Что же получили мужики от господ?

Крестьянам обещали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом. Земля признавалась собственностью помещиков. Помещикам вменялось в обязанность выделить крестьянам приусадебный участок и поле­вой надел.

Крестьяне должны были выкупать у помещика землю. Переход к вы­купу земельного надела зависел не от желания крестьян, а от воли помещика. Крестьяне, перешедшие с его разрешения к выкупу земельных наделов, назы­вались собственниками, а не перешедшие на выкуп - временнообязанными. За право пользоваться полученным от помещика наделом земли до перехода на выкуп они должны были исполнять обязательные повинности (платить оброк или отрабатывать барщину).

Установление временнообязанных отношений сохраняют феодаль­ную систему эксплуатации на неопределенный срок. Стоимость надела опре­делялась не действительной рыночной стоимостью на землю, а доходами, получаемыми помещиком с имения при крепостном праве. При выкупе земли крестьяне платили за нее вдвое и втрое выше действительной стоимости. По­мещикам же выкупная операция давала возможность сохранить в полном размере тот доход, который они получали до реформы.

Нищенский надел не мог прокормить крестьянина, и ему приходи­лось идти к тому же господину с просьбой принять на испольщину: обраба­тывать господскую землю своими орудиями и получать за труд половину урожая. Закончилось это массовое закабаление крестьян массовым разорени­ем старой деревни. Ни в одной стране мира крестьянство не переживало и после «освобождения» такого разорения, такой нищеты, таких унижений и такого надругательства, как в России. Вот почему первой реакцией на Мани­фест и Положение стало открытое сопротивление основной массы крестьян­ства, выразившееся в отказе принять эти документы.

Как же воспринял Н.А. Некрасов реформу, которая не дала народу желаемого освобождения? Поэт переживал события тех лет трагически, о чем свидетельствуют, в частности, воспоминания Н.Г. Чернышевского: «В день объявления воли я пришел к нему и застал его в кровати. Он был крайне по­давлен; кругом на кровати лежали разные части «Положения» о крестьянах». «Да разве это настоящая воля! - говорил Некрасов. - Нет, это чистый обман, издевательство над крестьянами». Так что мне пришлось успокаивать даже его». Итак, Н.А. Некрасов еще в день опубликования Манифеста понял, что народ обманут.


Свою работу над поэмой, писатель начал после реформы 1861 года. Развитие тяжелой болезни на некоторое время приостановило труд писателя. Потом он продолжил создание произведения, но развитие недуга снова мешало закончить поэму. В 1876 году, уже будучи в тяжелом состоянии, писатель закончил главу «Пир на весь мир». «Кому на Руси жить хорошо» – неоконченное повествование, о чём очень сожалел автор в разговоре с сестрой, незадолго до своей кончины. Изначальный замысел автора предполагал 7 или 8 частей, но болезнь внесла свои коррективы, и поэт успел создать лишь четыре части, предположительно, они следуют одна за другой не в том порядке, как задумывал сам писатель.




Порвалась цепь великая,

Порвалась – расскочилася:

Одним концом по барину,

Другим по мужику!..

Именно тогда – в начале шестидесятых – Некрасов задумал большую поэму о жизни народа после реформы.

По воле поэта отправились в странствие семь мужиков, решивших узнать, кому живется весело, вольготно на Руси.

5. Особенности композиции поэмы.

1. Что представляет собой «Пролог»?

Фольклорный, сказочный зачин со всей его атрибутикой: и любимое в народе число семь, и чудная затея обойти всю страну в поисках счастливых, и появление говорящей птички, которая снабдила мужичков скатертью-самобранкой, - все это пришло в поэму из русского фольклора. Кто как не сказочный герой совершает путешествие на край света, захватив с собой волшебных помощников.

Зачем Некрасов в реалистической поэме прибегает к сказочному зачину?

Некрасов использовал сказочные мотивы своеобразно, иронично переосмыслив их. Его мужички мало похожи на добрых молодцев и от говорящей птички требовали в качестве выкупа за птенчика водки, кваса, огурцов, да чтобы не сносились лапти, да не досаждала вошь. Все это забавно сочеталось с присказками («По вашему хотению, по моему велению»). Никакого противоречия здесь нет: сама народная сказка улыбчива и лукава, не случайно самым умным в ней оказывается дурак.

2. А в чем состоял замысел автора относительно поисков счастливого?

По замыслу Некрасова, семь мужичков должны были пройти немалый путь, добраться до столицы, увидеть не только помещиков, но и самого государя-императора. Но работа над поэмой, длившаяся 14лет, так и не была завершена. Некрасов успел написать пролог и четыре главы. Уже после смерти поэта исследователи и издатели его наследия решили расположить части «Кому на Руси жить хорошо» в том порядке, который известен сегодня каждому:

Пролог.

Часть первая.

Поп.

Сельская ярмонка.

Пьяная ночь.

Счастливые.

Помещик.

Крестьянка (из третьей части ).

Последыш (из второй части)

Пир – на весь мир (из третьей части).

3. К чему привело такое расположение глав помимо воли самого автора?

При такой композиции, завершающей оказалась глава, одним из главных героев которой был сын дьячка, народный заступник и поэт, Гриша Добросклонов. И именно его мы, читатели, воспринимаем как истинно счастливого человека.

4. Соответствует ли это замыслу Некрасова? Попробуем разобраться.


6. «Счастливые» в поэме.

1)Почему проблема счастья у Некрасова почти изначально не связана с деньгами и властью?

Общение с попом и помещиком (до министра и царя дело не дошло) доказало: сытый не всегда счастлив. Что ж завидовать барину, который, едва заговорив о своей нынешней жизни, ударяется в горькие слезы.

2)А кто сам объявляет себя счастливым? В чем парадокс глав «Пьяная ночь», «Счастливые»?

Сами себя объявляют счастливыми как раз те, кого странники и не вспомнили, когда спорили, кому лучше всех живется на Руси: рябая одноглазая старуха-крестьянка, солдат, каменотес и другие люди из народа. У этих и в помине нет покоя, богатства и чести. Старуха не нарадуется на уродившуюся репу,солдат счастлив, что не убит в двадцати сраженьях, не умер под палками, каменотес доволен тем, что справляется с тяжелой работой. Каждый из них по-своему прав, потому что в данный момент им действительно хорошо. Но такое счастье недолговечно. Урожай репы будет съеден, солдат в любую минуту может погибнуть или стать инвалидом. Понимая это, странники прогоняют тех, кто рассказал им о своем убогом счастье:

Эй, счастье мужицкое!

Дырявое с заплатами,

Горбатое с мозолями,

Проваливай домой!

Все эти претенденты на звание счастливого и бесплатный стаканчик вина остаются безымянными.

3)Почему же таких «мужиков»: Якима Нагого, Ермилу Гирина, Матрену Тимофеевну Некрасов наделяет именами?

Эти люди незаурядные, непохожие на других, поэтому занимают в поэме особое место. Некрасов в художественной форме в очередной раз высказал свою мысль о том, что крестьяне могут быть благороднее, талантливее господ. К числу условных, выдуманных фигур относится честный мельник, сельский правдолюбец Ермила Гирин. Он до такой степени совестлив, что чуть не повесился, когда единственный раз совершил дурной поступок (спас от рекрутчины младшего брата, из-за чего в солдаты пошел другой крестьянин, вне очереди).рассказывая с восторгом о Гирине, крестьяне вскользь упоминают, что тот сидит в остроге, смешно называть заключенного счастливым.

4)Почему же именно его называют крестьяне, когда узнали о цели поисков семи странников?

Счастлив, потому что честен? Счастлив, потому что любим и уважаем народом? Возможно, Некрасов не дает больше подсказок.

Другая «счастливая» Матрена Тимофеевна Корчагина , женщина лет тридцати восьми, которая называет себя старухой. Может ли вызвать ее судьба зависть?

Крестьянка рассказывает о бесконечном тяжком труде, о том, как унижает женщину свекровь и бьет муж, о том, как потеряла любимого старшего сына и как легла под розги, чтобы защитить младшего.

Мужчинам три дороженьки:

Кабак, острог да каторга,

А бабам на Руси

Три петли: шелку белого,

Вторая – шелку красного,

А третья – шелку черного,

Любую выбирай!..

В любую полезай…

5)Среди любимых крестьян Некрасова есть один, ничуть не похожий на правдолюбца Ермилу Гирина, народного философа Якима Нагого. О ком идет речь и почему он особый?

«Богатырь святорусский» Савелий – старик, дед мужа Матрены Тимофеевны. Он единственный в поэме бунтарь, только он, бывший каторжник, говорит о себе: «Клейменный, да не раб!» когда-то Савелий столкнул в яму досадившего крестьянам управляющего, немца Фогеля, и с товарищами живьем закопал его в землю. Мужики выместили на Фогеле злость, которая накопилась в них за годы притеснений и издевательств со стороны помещиков и их управляющих.

6)Какую роль, какую функцию несет в композиции этот столетний старик?

Он отражает , а вернее выражает позицию самого автора. Некрасов по взглядам, убеждениям принадлежал к революционерам. И потому Савелий для него не преступник, не убийца – богатырь. А все преступления народа против угнетателей не только можно простить, но и оправдать, как у Макиавелли: «Цель оправдывает средства».

7)Найдите в тексте поэмы подтверждение авторской позиции, какой эпизод иллюстрирует авторскую мысль, что ради высокой цели можно прибегнуть к самым страшным средствам?

Иллюстрацией может служить включенная в текст поэмы притча «О двух великих грешниках». Атаман Кудеяр, сотворивший много грехов, раскаялся и стал просить у Бога прощения, в ответ Господь велел ему срезать ножом вековой дуб. Немощному старику век бы не справиться с непосильной задачей, но все разрешилось по-другому. Проезжавший мимо пан Глуховской стал хвастать своей безнаказанностью:

…сколько холопов гублю,

Мучу, пытаю и вешаю,

А поглядел бы как сплю!

Возмущенный Кудеяр бросился на пана и вонзил тот самый нож ему в сердце. Рухнуло дерево, и Бог простил бывшему разбойнику все грехи…Простил, благодаря тому, что тот совершил новое преступление – убил человека. Как революционер Некрасов не сомневался, что кровь, насилие может привести к справедливости, свободе народа. Сам поэт никогда не видел воочию революции, и может, поэтому и не отшатнулся от нее в ужасе и идеалом для него был бунтарь, боец, революционер.


7.Гришины песни.

Но вернемся к главе, которая (по воле издателей) оказалась последней, завершающей: «Пир – на весь мир», а ее центральной фигурой стал юноша-революционер, сын сельского дьячка Гриша Добросклонов, к тому же, как и Некрасов, он поэт, сочиняет песенки, которые с удовольствием поют крестьяне, герои поэмы.

1)Зачем Некрасов придумал талантливого поэта Григория Добросклонова? Можем ли мы считать Гришу, наконец, счастливым человеком?

Гриша Добросклонов – «второе я» Некрасова, воплощение того, что сам автор не смог реализовать в своей жизни. Гриша живет среди мужиков, они его любят и признают его талант, его песни звучат на деревенском пиру. А Николай Алексеевич живет в Петербурге, в деревню приезжает поохотиться и отдохнуть. Он тоже популярен, но не среди мужиков, его с восторгом читают студенты, простой же народ его не знает. Гриша бесконечно счастлив: «Удалась мне песенка! –молвил Гриша, прыгая…».

2)Что делает Гришу счастливым? Ведь дорога, которую он выбрал, трагична:

Григорий твердо знал уже,

Кому отдаст он жизнь

И за кого умрет…

Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь.

Можно ли радостно идти навстречу такой судьбе?

Гриша Добросклонов счастлив, потому что испытывает творческий восторг, подъем. Ему удалась песенка! Не случайно автор пишет (как бы вскользь): «Быть бы нашим странникам под родною крышею, если б знать могли они, что творилось с Гришею». Они, сами того не ведая, нашли счастливого.

3)Им оказался…Кто?

-поэт, охваченный радостью творчества;

-борец за свободу народа;

-очень молодой человек, полный веры в будущее;

-а может, если бы Некрасов успел закончить поэму, его странники прошли бы мимо ликующего Гриши и отправились дальше – продолжать поиск того, «кому живется весело, вольготно на Руси». И были бы по-своему правы: счастье всегда мимолетно.


Вывод: поэма «Кому на Руси жить хорошо» задумывалась поэтом как рассказ о пореформенной Руси; в задачу автора входило показать изменения в жизни различных социальных слоев; однако со временем содержание поэмы оказалось значительно шире первоначального замысла: Некрасов стал размышлять над вопросом о счастье; социальная проблематика уступила место философской. Может поэтому в заглавии поэмы отсутствует знак вопроса, ибо вопрос о счастье всегда субъективен и неоднозначен.

Домашнее задание:

подготовить письменно ответ на вопрос

Кого Н.А.Некрасов считает истинно счастливым и почему?





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!