СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Н.В. Гоголь "Заколдованное место". Фантастика и реальность." (5 класс)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Н.В. Гоголь "Заколдованное место". Фантастика и реальность.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Н.В. Гоголь "Заколдованное место". Фантастика и реальность." (5 класс)»

Дата Урок № Класс

Тема: Н.В. Гоголь "Заколдованное место". Фантастика и реальность.

Вид урока: изучение нового материала.

Тип урока: комбинированный -практический)

Цели:

1.Образовательные:

  • формировать читательские интересы учащихся; обогатить представления школьников о художественном мире ранней прозы Н. В. Гоголя,

  • прививать интерес к чтению,

  • объяснить особенности сюжета: два параллельно развивающихся плана, реальный и фантастический
    2.Развивающие: 

  • развитие речи через монологические полные ответы,  через умение объяснять свою позицию,

  • развитие логического мышления учащихся, их аналитических способностей,

3. Воспитательные: 

  • воспитание любви к предмету, к чтению,

  • воспитание уважительного отношения к одноклассникам через прослушивание монологических ответов учеников, совместную работу в парах.

Оборудование: иллюстрации к повести «Заколдованное место»



Ход урока

Организационный момент. Приветствие учителя.

Подготовка к восприятию.

Учитель: Скажите, ребята, любите ли вы страшные истории? А известны ли вам книги о таинственных и жутких событиях?
Почему вам нравятся такие истории?

Этап определения темы урока.

Кто изображён на слайде? (слайд № 1)

Какие произведения этого автора вы знаете?

Послушайте стихотворение:

«Ах, вот где ты, голубчик!» -
Воскликнул птичий нос,
Баран мычал покруче
Слова не без угроз.
Медведь рычал,  с приветом
Скрываясь за стволом: 
«Ах, вот, голубчик, где ты!..»
Почтенья нет ни в ком!
Не видно голубятни –
Тогда видать гумно.
Конечно,  непонятно, 
Но дед-то не в кино!
Дед отошёл обратно –
В висках шумит вино:
Увидел голубятню –
Вмиг спряталось гумно…
Видать, нечиста сила
Тут закопала клад
И свечку погасила,
И дед тому не рад.
«Чужого нам не надо!» -
Дед докопал до дна:
Котёл тяжелый – с кладом?
Вмешалась сатана…
Помои, грязь как тесто…
Как страшно это место!
Место, нечистью облюбованное,
Называется… (заколдованное)

Определите, пожалуйста, тему урока. На слайде № 2 вы видите сборник, в который вошло это произведение.

Целеполагание.

Учитель: А теперь постарайтесь убедить товарищей, что изучение этого рассказа нам необходимо (приём «мозговой штурм»).

-Читая, мы получаем новую информацию.
Читая, мы наслаждаемся самим текстом.
Читая, мы проникаем в тайну.
Читая, мы общаемся с автором, пославшим из своего времени некое сообщение.

Целями урока может быть понимание авторского замысла, получение новой значимой информации.

Запишите тему урока

Этап открытия нового знания. 

Вопросы:

1. Что такое заколдованное место? Помните ли вы такие места? (слайд № 3)  Заколдованное место – это пространство, в котором происходят различныенеобычные события. Это может быть заколдованный замок, тридевятое царство, сказочный лес. 

2. Какие эпизоды повести вам особенно запомнились, понравились? На слайдах презентации вы видите иллюстрации к повести. Найдите, пожалуйста, в тексте соответствующие отрывки и прочитайте.  (слайды №8 и 9).

3. Перескажите произведение очень кратко. Что у вас получилось? (фабула)

4. Кто является главным героем? Кто рассказывает эту историю? (Слайд № 4) Главным героем является дед Максим. Фома Григорьевич – герой-рассказчик.

5. Определите жанр произведения. Повесть.

6. Были ли сложности с прочтением? Все ли слова были понятны?

Тема нашего урока: Н.В. Гоголь «Заколдованное место». Реальность и фантастика.

Фантастическое для Николая Васильевича – одна из важнейших сторон народного мировоззрения. Реальность и фантастика причудливо переплетаются в представлениях народа о прошлом и настоящем, о добре зле. У Гоголя очень много произведений, содержащих мистику и фантастику.

В этом произведении использованы народные легенды и сказки о заколдованных местах (т.е. «обманных местах»).

Обратимся к тексту

- С чего начинается произведение, прочитайте.

(«Быль рассказанная дьячком ***ской церкви)

- Кто такой дьячок? Посмотрите словарь? (ответы)

- А что такое быль? по-другому реальность (попробуйте дать определение, посоветуйтесь). Быль – рассказ о действительном происшествии.

- А что такое фантастика? Как бы вы определили? (попробуйте поработать в парах)

2 (экран) Фантастика – (гр. способность воображать, - разновидность художественной литературы, в которой авторский замысел простирается до создания вымышленного, нереального «чудесного» мира) прочитайте!

- Близки мы были в определении?

- А сейчас давайте разберемся, что здесь было в повести реально?

- Мог ли дьячок рассказывать быль? Найдите момент в тексте, когда он начинает свой рассказ, прочитайте.

- Найдите отрывок, где дьячок (рассказчик) обиделся на своих слушателей? А почему? Что нужно рассказчику, чтобы он смог начать свое повествование?

- А найдите в тексте момент, в котором рассказывается о чумаках? Кто это такие? Реально это?

- Посмотрите внимательно, что я вам показываю (огурец, лук). А как лук назван в повести? Найдите, прочитайте, какое выражение автор использует, чтобы описать состояние человека, когда он наестся за целый день этих овощей?

- Посмотрите на экран, какое выражение иллюстрирует эта картинка? Что это значит? (уши развешивать)

- Что я сейчас взяла в руки? Найдите эпизод, в котором бы говорилось об этом (кухоль) предмете? Как он называется??? Найдите в словарях. Прочитайте в тесте.

Все, о чем мы сейчас говорили, это все реально!

- А что еще реально? А эпизод с танцем? Давайте найдем, прочитаем?

- АС. Пушкин называл жителей Украины того времени: «Племя поющее и пляшущее». Вот мы в тексте и прочитали с вами, что «ноги у деда не месте не стояли». Для того. Чтобы яснее понять это, я предлагаю вам прослушать украинскую народную песню (песня)

- Кому захотелось поплясать?

Украинская полька. (запись)

- С какого момента начинается фантастика? Прочитали весь фрагмент, а реально ли то, что дед в определенном месте не смог танцевать?

- Почему у деда не получилось танцевать? Как автор назвал это место? (заколдованное) а что значит заколдованное?

- Значит, с этого момента в повесть вплетается фантастика?

- Так теперь поищем что фантастического в произведении, прочитайте в тексте. (ответы) (перемещение, эпизод со свечкой)

- А к какому месту в повести вы бы отнесли слова «жуть берет», т.е. очень страшно? (где головы) Как бы вы его прочитали? С какой интонацией? (посмотрите на экран, иллюстрация этого фрагмента).

- Прочитаем по ролям (Стал копать – земля мягкая)

Обращаю внимание на авторские реплики, которые дают нам понять, как нужно прочитать текст.

Первичное закрепление.

-Ребята, с каким автором мы сегодня с вами познакомились? Как называется произведение, с которым мы работали? Из какого сборника оно?

Итоги:

- Какой наказ (найдите в тексте) дает дед своим внукам? (читают)

Закончите предложения:

Дед не получил богатства, потому что…

Не ищи в нечистой силе проку, потому что…(свяжешься с нечистью, хорошего не жди).

Так какой мы можем сделать вывод? Идея: нечистым путем добытое богатство счастья не принесет.

Найдите последний абзац, где говорится о том, что росло на «заколдованном месте», прочитайте. Нарисуйте сейчас картинку???

Ребята, мы сегодня с вами очень хорошо поработали, было интересно, и не последнюю роль в этом сыграло оформление класса. Это помогало нам в работе. Благодарю вас. За то, что помогали мне.

Д/З

1) последний абзац (прочитайте), рассказывает нам о том, что же росло на этом месте, нарисуйте иллюстрацию (затем мы составим сборник иллюстраций к этому произведению).

2) Напишите сами в тетрадь, что такое быль, фантастика, как вы запомнили.































Словарь к повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место»

Баштан

место, засеянное арбузами и дынями

Бурьян

высокие сорные травы

Вечерять

ужинать

Галушки

клецки – кусочки теста, сваренные в бульоне, молоке

Гетьман, гетман

верховный правитель Украины в XVII – XVIII вв.

Гумно

огороженный участок земли, предназначенный для хранения и обработки зерна

Дерн

верхний слой травы, густо заросший травянистыми растениями, скрепленный корнями.

Дьячок, дьякон

помощник священника

Жупан

вид кафтана, мужская верхняя одежда

Заступ

большая металлическая лопата

Иноходец

лошадь, которая бегает иноходью, т.е. одновременно выносятся вперед или обе правые ноги, или обе левые

Кавун

арбуз

Комора

амбар-строение для хранения зерна, муки, припасов

Курень

соломенный шалаш

Кухва

кадка, бочка

Кухоль

кружка

Левада

поле, окопанное рвом

Люлька

трубка для курения

Нечистый дух

дьявольская сила, сатана, черт, собачий сын

Обморочить

обмануть, одурачить

Пан

хозяин, господин

Пищик

специальный инструмент, издающий звуки для подманивания птиц

Рожок

музыкант или сигнальный инструмент

Свитка

верхняя длинная распашная одежда, разновидность кафтана

Сопилка

украинский духовой музыкальный инструмент

Хустка

платок

Цибуля

лук

Чумаки (чумаковать)

обозники, едущие в Крым за солью и рыбой






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!