Дата Урок № Класс
Тема: Н.В. Гоголь "Заколдованное место". Фантастика и реальность.
Вид урока: изучение нового материала.
Тип урока: комбинированный -практический)
Цели:
1.Образовательные:
формировать читательские интересы учащихся; обогатить представления школьников о художественном мире ранней прозы Н. В. Гоголя,
прививать интерес к чтению,
объяснить особенности сюжета: два параллельно развивающихся плана, реальный и фантастический
2.Развивающие:
развитие речи через монологические полные ответы, через умение объяснять свою позицию,
развитие логического мышления учащихся, их аналитических способностей,
3. Воспитательные:
воспитание любви к предмету, к чтению,
воспитание уважительного отношения к одноклассникам через прослушивание монологических ответов учеников, совместную работу в парах.
Оборудование: иллюстрации к повести «Заколдованное место»
Ход урока
Организационный момент. Приветствие учителя.
Подготовка к восприятию.
Учитель: Скажите, ребята, любите ли вы страшные истории? А известны ли вам книги о таинственных и жутких событиях?
Почему вам нравятся такие истории?
Этап определения темы урока.
Кто изображён на слайде? (слайд № 1)
Какие произведения этого автора вы знаете?
Послушайте стихотворение:
«Ах, вот где ты, голубчик!» -
Воскликнул птичий нос,
Баран мычал покруче
Слова не без угроз.
Медведь рычал, с приветом
Скрываясь за стволом:
«Ах, вот, голубчик, где ты!..»
Почтенья нет ни в ком!
Не видно голубятни –
Тогда видать гумно.
Конечно, непонятно,
Но дед-то не в кино!
Дед отошёл обратно –
В висках шумит вино:
Увидел голубятню –
Вмиг спряталось гумно…
Видать, нечиста сила
Тут закопала клад
И свечку погасила,
И дед тому не рад.
«Чужого нам не надо!» -
Дед докопал до дна:
Котёл тяжелый – с кладом?
Вмешалась сатана…
Помои, грязь как тесто…
Как страшно это место!
Место, нечистью облюбованное,
Называется… (заколдованное)
Определите, пожалуйста, тему урока. На слайде № 2 вы видите сборник, в который вошло это произведение.
Целеполагание.
Учитель: А теперь постарайтесь убедить товарищей, что изучение этого рассказа нам необходимо (приём «мозговой штурм»).
-Читая, мы получаем новую информацию.
Читая, мы наслаждаемся самим текстом.
Читая, мы проникаем в тайну.
Читая, мы общаемся с автором, пославшим из своего времени некое сообщение.
Целями урока может быть понимание авторского замысла, получение новой значимой информации.
Запишите тему урока
Этап открытия нового знания.
Вопросы:
1. Что такое заколдованное место? Помните ли вы такие места? (слайд № 3) Заколдованное место – это пространство, в котором происходят различныенеобычные события. Это может быть заколдованный замок, тридевятое царство, сказочный лес.
2. Какие эпизоды повести вам особенно запомнились, понравились? На слайдах презентации вы видите иллюстрации к повести. Найдите, пожалуйста, в тексте соответствующие отрывки и прочитайте. (слайды №8 и 9).
3. Перескажите произведение очень кратко. Что у вас получилось? (фабула)
4. Кто является главным героем? Кто рассказывает эту историю? (Слайд № 4) Главным героем является дед Максим. Фома Григорьевич – герой-рассказчик.
5. Определите жанр произведения. Повесть.
6. Были ли сложности с прочтением? Все ли слова были понятны?
Тема нашего урока: Н.В. Гоголь «Заколдованное место». Реальность и фантастика.
Фантастическое для Николая Васильевича – одна из важнейших сторон народного мировоззрения. Реальность и фантастика причудливо переплетаются в представлениях народа о прошлом и настоящем, о добре зле. У Гоголя очень много произведений, содержащих мистику и фантастику.
В этом произведении использованы народные легенды и сказки о заколдованных местах (т.е. «обманных местах»).
Обратимся к тексту
- С чего начинается произведение, прочитайте.
(«Быль рассказанная дьячком ***ской церкви)
- Кто такой дьячок? Посмотрите словарь? (ответы)
- А что такое быль? по-другому реальность (попробуйте дать определение, посоветуйтесь). Быль – рассказ о действительном происшествии.
- А что такое фантастика? Как бы вы определили? (попробуйте поработать в парах)
2 (экран) Фантастика – (гр. способность воображать, - разновидность художественной литературы, в которой авторский замысел простирается до создания вымышленного, нереального «чудесного» мира) прочитайте!
- Близки мы были в определении?
- А сейчас давайте разберемся, что здесь было в повести реально?
- Мог ли дьячок рассказывать быль? Найдите момент в тексте, когда он начинает свой рассказ, прочитайте.
- Найдите отрывок, где дьячок (рассказчик) обиделся на своих слушателей? А почему? Что нужно рассказчику, чтобы он смог начать свое повествование?
- А найдите в тексте момент, в котором рассказывается о чумаках? Кто это такие? Реально это?
- Посмотрите внимательно, что я вам показываю (огурец, лук). А как лук назван в повести? Найдите, прочитайте, какое выражение автор использует, чтобы описать состояние человека, когда он наестся за целый день этих овощей?
- Посмотрите на экран, какое выражение иллюстрирует эта картинка? Что это значит? (уши развешивать)
- Что я сейчас взяла в руки? Найдите эпизод, в котором бы говорилось об этом (кухоль) предмете? Как он называется??? Найдите в словарях. Прочитайте в тесте.
Все, о чем мы сейчас говорили, это все реально!
- А что еще реально? А эпизод с танцем? Давайте найдем, прочитаем?
- АС. Пушкин называл жителей Украины того времени: «Племя поющее и пляшущее». Вот мы в тексте и прочитали с вами, что «ноги у деда не месте не стояли». Для того. Чтобы яснее понять это, я предлагаю вам прослушать украинскую народную песню (песня)
- Кому захотелось поплясать?
Украинская полька. (запись)
- С какого момента начинается фантастика? Прочитали весь фрагмент, а реально ли то, что дед в определенном месте не смог танцевать?
- Почему у деда не получилось танцевать? Как автор назвал это место? (заколдованное) а что значит заколдованное?
- Значит, с этого момента в повесть вплетается фантастика?
- Так теперь поищем что фантастического в произведении, прочитайте в тексте. (ответы) (перемещение, эпизод со свечкой)
- А к какому месту в повести вы бы отнесли слова «жуть берет», т.е. очень страшно? (где головы) Как бы вы его прочитали? С какой интонацией? (посмотрите на экран, иллюстрация этого фрагмента).
- Прочитаем по ролям (Стал копать – земля мягкая)
Обращаю внимание на авторские реплики, которые дают нам понять, как нужно прочитать текст.
Первичное закрепление.
-Ребята, с каким автором мы сегодня с вами познакомились? Как называется произведение, с которым мы работали? Из какого сборника оно?
Итоги:
- Какой наказ (найдите в тексте) дает дед своим внукам? (читают)
Закончите предложения:
Дед не получил богатства, потому что…
Не ищи в нечистой силе проку, потому что…(свяжешься с нечистью, хорошего не жди).
Так какой мы можем сделать вывод? Идея: нечистым путем добытое богатство счастья не принесет.
Найдите последний абзац, где говорится о том, что росло на «заколдованном месте», прочитайте. Нарисуйте сейчас картинку???
Ребята, мы сегодня с вами очень хорошо поработали, было интересно, и не последнюю роль в этом сыграло оформление класса. Это помогало нам в работе. Благодарю вас. За то, что помогали мне.
Д/З
1) последний абзац (прочитайте), рассказывает нам о том, что же росло на этом месте, нарисуйте иллюстрацию (затем мы составим сборник иллюстраций к этому произведению).
2) Напишите сами в тетрадь, что такое быль, фантастика, как вы запомнили.
Словарь к повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место»
Баштан | место, засеянное арбузами и дынями |
Бурьян | высокие сорные травы |
Вечерять | ужинать |
Галушки | клецки – кусочки теста, сваренные в бульоне, молоке |
Гетьман, гетман | верховный правитель Украины в XVII – XVIII вв. |
Гумно | огороженный участок земли, предназначенный для хранения и обработки зерна |
Дерн | верхний слой травы, густо заросший травянистыми растениями, скрепленный корнями. |
Дьячок, дьякон | помощник священника |
Жупан | вид кафтана, мужская верхняя одежда |
Заступ | большая металлическая лопата |
Иноходец | лошадь, которая бегает иноходью, т.е. одновременно выносятся вперед или обе правые ноги, или обе левые |
Кавун | арбуз |
Комора | амбар-строение для хранения зерна, муки, припасов |
Курень | соломенный шалаш |
Кухва | кадка, бочка |
Кухоль | кружка |
Левада | поле, окопанное рвом |
Люлька | трубка для курения |
Нечистый дух | дьявольская сила, сатана, черт, собачий сын |
Обморочить | обмануть, одурачить |
Пан | хозяин, господин |
Пищик | специальный инструмент, издающий звуки для подманивания птиц |
Рожок | музыкант или сигнальный инструмент |
Свитка | верхняя длинная распашная одежда, разновидность кафтана |
Сопилка | украинский духовой музыкальный инструмент |
Хустка | платок |
Цибуля | лук |
Чумаки (чумаковать) | обозники, едущие в Крым за солью и рыбой |