СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему: "А.А.Блок. "На поле Куликовом", "Россия": история и современность

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературы в 8 классе. По программе Коровиной В.Я.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "А.А.Блок. "На поле Куликовом", "Россия": история и современность»

МБОУ «Колонтаевская СОШ»

Льговский район Курская область





Конспект урока на тему: «А.А.Блок.

«На поле Куликовом», «Россия»:

история и современность

Учитель русского языка

и литературы Курбатова Г.Н.











Основное содержание урока:

  • Краткий рассказ о поэте.

  • Историческая тема в стихотворном цикле, ее современное звучание и смысл.

  • Стихотворения в актерском исполнении.

Основные виды деятельности:

  • Составление тезисов статьи учебника.

  • Устный рассказ о поэте и истории создания стихотворений.

  • Чтение и обсуждение глав из книги Д.С.Лихачева о Куликовской битве и статьи «Россия Александра Блока».

  • Восприятие и выразительное чтение стихотворений.

  • Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актеров.

  • Устный или письменный ответ на вопрос.

  • Участие в коллективном диалоге.

  • Определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе Родины в творчестве поэта.

  • Анализ различных форм выражения авторской позиции.

  • Работа со словарем литературоведческих терминов.

  • Поиск примеров, иллюстрирующих понятие лирический цикл.

Планируемые результаты:

Личностные:

Метапредметные:

Предметные:

  • Воспитание уважения к Отечеству и его прошлому, чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русской поэзии.

  • Развитие навыков смыслового чтения и умения работать в группе, определять понятия, выбирать основания для классификации, делать выводы и обобщения, составлять таблицы для решения учебных задач.

  • Понимание литературы как особого способа познания жизни;

  • Воспитание читателя, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного.



Ход урока.

  1. Краткий рассказ о поэте.

Актуализация имеющихся знаний об А.А.Блоке:

Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Проверьте себя».

Прочитайте наизусть стихотворения А.А.Блока «Летний вечер» и «О, как безумно за окном…». Какие мысли и чувства выражены в этих стихах?

Рассказ учителя о страницах жизни и творчества Блока, теме России в его творчестве, портретах, памятниках поэту с включением сообщений учащихся об истории создания цикла «На поле Куликовом».

Составление тезисов статьи учебника «Александр Александрович Блок»:

Вопрос

Тезис

Почему литературовед В.Орлов назвал А.А.Блока «самым историческим поэтом в литературе 20 века»?


Как развивался интерес поэта к истории в его детстве и юности?


Почему Блок воспринимал Россию «в двух лицах»?


Какова тема цикла «На поле Куликовом»?


Каковы мысли Блока о народе и России?




Историческая тема в стихотворном цикле «На поле Куликовом», ее современное звучание и смысл.

Чтение и обсуждение глав «Чужеземное иго» и «Битва» из книги Д.С.Лихачева:

- Какие произведения древнерусской литературы помогали сохранить духовное единство Русской земли в период татаро-монгольского ига?

- Почему русским воинам было трудно победить войска мамая?

- Какие набеги на Москву совершала Золотая Орда после Куликовской битвы7

- Какой перелом в сознании народа ознаменовала Куликовская битва?

Выразительное чтение учителем и учащимися цикла «На поле Куликовом».

Чтение и обсуждение главы «Похвала и жалость» из книги Д.С.Лихачева:

  • Почему цикл «На поле Куликовом» назван народным и национальным?

  • Какое настроение объединяет древнерусские повести о Куликовской битве и цикл стихов Блока?

  • Какие произведения древнерусской литературы стали откликом на Куликовскую битву? Какие мысли являются в них главными?

Групповая работа:







Группа 1.

«Река раскинулась. Течет, грустит лениво…».


  1. Какие образы стихотворения являются неожиданными, а какие созвучны образам русской литературы 19 века?

  2. Какой символический смысл приобретают в стихотворении слова покой, путь, бой, кобылица?

  3. Найдите в 4 строфе звукопись и объясните ее роль.

  4. Объясните роль изобразительно-выразительных средств языка и синтаксических особенностей (инверсий, анафор, повторов, риторических восклицаний и др.).

  5. Какие цветочные образы создает поэт?

  6. Как нарастает экспрессия текста от его начала к финалу?

  7. Определите роль стихотворного размера и изменения длины стихотворных строк.

  8. Какое настроение придает стихотворению его ритмический рисунок?






Группа 2.

«Мы, сам-друг, над степью в полночь стали…».


  1. Прокомментируйте слова и выражения сам-друг, Непрядва, стяг, горючий.

  2. Как меняется настроение в этом стихотворении по сравнению с первым?

  3. Какие звуковые образы создает поэт? С какой целью?

  4. Какую роль играет повторение частицы не?

  5. Какие образы стихотворения можно считать символами?

  6. Обоснуйте свой ответ.

  7. Объясните роль изобразительно-выразительных средств языка и синтаксических особенностей (инверсий, повторов и др.).

  8. Какой смысл приобретает мотив павших за Родину?

  9. Определите смысловую роль стихотворного размера и рифм стихотворения.



Группа 3.

«В ночь, когда Мамай залег с ордою…».

  1. К кому поэт обращается в стихотворении, на чью помощь надеется?

  2. Как вы объясните, что в стихотворении повторяются сквозные образы цикла: лебеди, Непрядва, тучи, кони и др.?

  3. С какой целью в стихотворении противопоставлены образы тьмы и света?

  4. Найдите звукописные образы и прокомментируйте их.

  5. Докажите, что по ходу текста звуки гаснут, а свет усиливается.

  6. Какие слова создают древнерусский колорит?

  7. Какие изобразительно-выразительные средства языка и синтаксические особенности (антитезы, инверсии, повторы, вопросы и др.) являются ключевыми?

  8. Объясните их роль.

  9. Определите смысловую роль стихотворного размера и изменения длины стихотворных строк.






Группа 4.

«Опять с вековою тоскою…».

  1. Кого в стихотворении поэт обозначает местоимением ты?

  2. В чем находит духовную опору лирическое я?

  3. Как в стихотворении противопоставлены образы тьмы и света?

  4. Какие образы имеют символическое звучание?

  5. Обоснуйте свое мнение?

  6. Найдите звукописные и цветовые образы и объясните их роль.

  7. Какие изобразительно-выразительные средства языка и синтаксические особенности (антитезы, анафоры, инверсии, повторы, восклицания и др.) являются ключевыми? Объясните их роль.

  8. Определите смысловую роль стихотворного размера и рифм стихотворения.




Группа 5.

«Опять над полем Куликовым…».

  1. Как понять эпиграф к стихотворению?

  2. Какие образы являются сквозными для всего цикла?

  3. Почему настроение лирического я полно тревоги?

  4. На какие связи между временем Куликовской битвы и современной Блоку действительностью указывает поэт?

  5. Какими словами передается течение времени, исторический процесс?

  6. Почему поэт называет грядущие дни высокими и мятежными?

  7. Объясните роль изобразительно-выразительных средств языка и синтаксических особенностей (антитез, анафор, инверсий, повторов, восклицаний и др.).

  8. Определите смысловую роль стихотворного размера и рифм стихотворения. Прокомментируйте его финал.




Обобщающая беседа:

  • Ответ на вопрос из раздела учебника «Учимся читать выразительно». Объяснение понятия лирический цикл.

  • Ответы на вопросы 1-4, 6 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

  • О чем цикл «На поле Куликовом»: о прошлом, настоящем или будущем России? Обоснуйте свой ответ.

  • Как цикл «На поле Куликовом» связан с исторической судьбой России в начале 20 века?

Стихотворения в актерском исполнении

Прослушивание и обсуждение стихотворения «Россия» в актерском исполнении:

- Ответы на вопросы 1-3 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актерское чтение».

- Объясните слова и словосочетания из раздела учебника «Развиваем дар слова».

- Как понять выражения: годы золотые, прекрасные черты, крест свой бережно несу, тоска острожная? Какие ассоциации с русской поэзией они вызывают?

- какие образы создаются в стихотворении звукописью?

- Найдите эпитеты, метафоры и сравнения и объясните их роль.

Объясните роль синтаксических фигур (антитез, анафор, инверсий, повторов, восклицаний, вопросов и др.).

Почему, несмотря на нищету России, поэт верит в ее великое будущее?

- Рассмотрите репродукцию картины А.П. Бубнова «Утро на Куликовом поле».

- Какие мысли и чувства она вызывает? В чем ее современное звучание?



Практическая работа.

Составление цитатной таблицы «Образ прошлой, настоящей и будущей России в стихотворении А.А.Блока «Россия»:

Прошлое

Настоящее

Будущее

Годы золотые

Три стертых треплются шлеи,

И вязнут спицы

Расписные

В расхлябанные колеи.

Отдай разбойную красу

Слезы первые любви

Нищая Россия, серые избы, песни ветровые

Пускай заманит и обманет,

Не пропадешь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты…

А ты всё та же…



Сопоставьте стихотворения «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» А.Блока и «И вечный бой…» И.Бродского.

Какие события истории стали в них темой для поэтических размышлений?

Найдите и прокомментируйте переклички на уровне лексики, образов, интонаций.

И.Бродский

***

И вечный бой.

Покой нам только снится.

И пусть ничто

Не потревожит сны.

Седая ночь,

И дремлющие птицы

Качаются от синей тишины.



И вечный бой.

Атаки на рассвете.

И пули,

Разучившиеся петь,

Кричали нам,

Что есть еще Бессмертье…

… А мы хотели просто уцелеть.



Простите нас.

Мы до конца кипели

И мир воспринимали,

Как бруствер.

Сердца рвались,

Метались и храпели,

Как лошади,

Попав под артобстрел.



… Скажите… там…

Чтоб больше не будили.

Пускай ничто

Не потревожит сны.

…Что из того,

Что мы не победили,

Что из того.

Что не вернулись мы?..

Прослушайте фрагмент из симфонии-кантаты Ю.А.Шапорина «Куликово поле».

Какие новые оттенки добавляет к стихам Блока музыка Шапорина?

Итоговый вопрос:

В чем современное звучание стихов Блока об истории России?

Домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение одного из стихотворений цикла наизусть. Письменно ответить на итоговый вопрос урока. Подготовиться к чтению по ролям фрагментов из драматической поэмы С.А.Есенина «Пугачев» (по выбору учителя).









































Приложение

Картина А.П.Бубнова «Утро на Куликовом поле»






Скачать

© 2019 7979 224

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя