МБОУ «Колонтаевская СОШ»
Льговский район Курская область
Конспект урока на тему: «А.А.Блок.
«На поле Куликовом», «Россия»:
история и современность
Учитель русского языка
и литературы Курбатова Г.Н.

Основное содержание урока:
Краткий рассказ о поэте.
Историческая тема в стихотворном цикле, ее современное звучание и смысл.
Стихотворения в актерском исполнении.
Основные виды деятельности:
Составление тезисов статьи учебника.
Устный рассказ о поэте и истории создания стихотворений.
Чтение и обсуждение глав из книги Д.С.Лихачева о Куликовской битве и статьи «Россия Александра Блока».
Восприятие и выразительное чтение стихотворений.
Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актеров.
Устный или письменный ответ на вопрос.
Участие в коллективном диалоге.
Определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе Родины в творчестве поэта.
Анализ различных форм выражения авторской позиции.
Работа со словарем литературоведческих терминов.
Поиск примеров, иллюстрирующих понятие лирический цикл.
Планируемые результаты:
Личностные: | Метапредметные: | Предметные: |
Воспитание уважения к Отечеству и его прошлому, чувства ответственности и долга перед Родиной; Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русской поэзии. | Развитие навыков смыслового чтения и умения работать в группе, определять понятия, выбирать основания для классификации, делать выводы и обобщения, составлять таблицы для решения учебных задач. | Понимание литературы как особого способа познания жизни; Воспитание читателя, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного. |
Ход урока.
Краткий рассказ о поэте.
Актуализация имеющихся знаний об А.А.Блоке:
Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Проверьте себя».
Прочитайте наизусть стихотворения А.А.Блока «Летний вечер» и «О, как безумно за окном…». Какие мысли и чувства выражены в этих стихах?
Рассказ учителя о страницах жизни и творчества Блока, теме России в его творчестве, портретах, памятниках поэту с включением сообщений учащихся об истории создания цикла «На поле Куликовом».
Составление тезисов статьи учебника «Александр Александрович Блок»:
Вопрос | Тезис |
Почему литературовед В.Орлов назвал А.А.Блока «самым историческим поэтом в литературе 20 века»? | |
Как развивался интерес поэта к истории в его детстве и юности? | |
Почему Блок воспринимал Россию «в двух лицах»? | |
Какова тема цикла «На поле Куликовом»? | |
Каковы мысли Блока о народе и России? | |
Историческая тема в стихотворном цикле «На поле Куликовом», ее современное звучание и смысл.
Чтение и обсуждение глав «Чужеземное иго» и «Битва» из книги Д.С.Лихачева:
- Какие произведения древнерусской литературы помогали сохранить духовное единство Русской земли в период татаро-монгольского ига?
- Почему русским воинам было трудно победить войска мамая?
- Какие набеги на Москву совершала Золотая Орда после Куликовской битвы7
- Какой перелом в сознании народа ознаменовала Куликовская битва?
Выразительное чтение учителем и учащимися цикла «На поле Куликовом».
Чтение и обсуждение главы «Похвала и жалость» из книги Д.С.Лихачева:
Почему цикл «На поле Куликовом» назван народным и национальным?
Какое настроение объединяет древнерусские повести о Куликовской битве и цикл стихов Блока?
Какие произведения древнерусской литературы стали откликом на Куликовскую битву? Какие мысли являются в них главными?
Групповая работа:
Группа 1. |
«Река раскинулась. Течет, грустит лениво…». Какие образы стихотворения являются неожиданными, а какие созвучны образам русской литературы 19 века? Какой символический смысл приобретают в стихотворении слова покой, путь, бой, кобылица? Найдите в 4 строфе звукопись и объясните ее роль. Объясните роль изобразительно-выразительных средств языка и синтаксических особенностей (инверсий, анафор, повторов, риторических восклицаний и др.). Какие цветочные образы создает поэт? Как нарастает экспрессия текста от его начала к финалу? Определите роль стихотворного размера и изменения длины стихотворных строк. Какое настроение придает стихотворению его ритмический рисунок? |
Группа 2. |
«Мы, сам-друг, над степью в полночь стали…». Прокомментируйте слова и выражения сам-друг, Непрядва, стяг, горючий. Как меняется настроение в этом стихотворении по сравнению с первым? Какие звуковые образы создает поэт? С какой целью? Какую роль играет повторение частицы не? Какие образы стихотворения можно считать символами? Обоснуйте свой ответ. Объясните роль изобразительно-выразительных средств языка и синтаксических особенностей (инверсий, повторов и др.). Какой смысл приобретает мотив павших за Родину? Определите смысловую роль стихотворного размера и рифм стихотворения. |
Группа 3. |
«В ночь, когда Мамай залег с ордою…». К кому поэт обращается в стихотворении, на чью помощь надеется? Как вы объясните, что в стихотворении повторяются сквозные образы цикла: лебеди, Непрядва, тучи, кони и др.? С какой целью в стихотворении противопоставлены образы тьмы и света? Найдите звукописные образы и прокомментируйте их. Докажите, что по ходу текста звуки гаснут, а свет усиливается. Какие слова создают древнерусский колорит? Какие изобразительно-выразительные средства языка и синтаксические особенности (антитезы, инверсии, повторы, вопросы и др.) являются ключевыми? Объясните их роль. Определите смысловую роль стихотворного размера и изменения длины стихотворных строк. |
Группа 4. |
«Опять с вековою тоскою…». Кого в стихотворении поэт обозначает местоимением ты? В чем находит духовную опору лирическое я? Как в стихотворении противопоставлены образы тьмы и света? Какие образы имеют символическое звучание? Обоснуйте свое мнение? Найдите звукописные и цветовые образы и объясните их роль. Какие изобразительно-выразительные средства языка и синтаксические особенности (антитезы, анафоры, инверсии, повторы, восклицания и др.) являются ключевыми? Объясните их роль. Определите смысловую роль стихотворного размера и рифм стихотворения. |
Группа 5. |
«Опять над полем Куликовым…». Как понять эпиграф к стихотворению? Какие образы являются сквозными для всего цикла? Почему настроение лирического я полно тревоги? На какие связи между временем Куликовской битвы и современной Блоку действительностью указывает поэт? Какими словами передается течение времени, исторический процесс? Почему поэт называет грядущие дни высокими и мятежными? Объясните роль изобразительно-выразительных средств языка и синтаксических особенностей (антитез, анафор, инверсий, повторов, восклицаний и др.). Определите смысловую роль стихотворного размера и рифм стихотворения. Прокомментируйте его финал. |
Обобщающая беседа:
Ответ на вопрос из раздела учебника «Учимся читать выразительно». Объяснение понятия лирический цикл.
Ответы на вопросы 1-4, 6 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
О чем цикл «На поле Куликовом»: о прошлом, настоящем или будущем России? Обоснуйте свой ответ.
Как цикл «На поле Куликовом» связан с исторической судьбой России в начале 20 века?
Стихотворения в актерском исполнении
Прослушивание и обсуждение стихотворения «Россия» в актерском исполнении:
- Ответы на вопросы 1-3 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актерское чтение».
- Объясните слова и словосочетания из раздела учебника «Развиваем дар слова».
- Как понять выражения: годы золотые, прекрасные черты, крест свой бережно несу, тоска острожная? Какие ассоциации с русской поэзией они вызывают?
- какие образы создаются в стихотворении звукописью?
- Найдите эпитеты, метафоры и сравнения и объясните их роль.
Объясните роль синтаксических фигур (антитез, анафор, инверсий, повторов, восклицаний, вопросов и др.).
Почему, несмотря на нищету России, поэт верит в ее великое будущее?
- Рассмотрите репродукцию картины А.П. Бубнова «Утро на Куликовом поле».
- Какие мысли и чувства она вызывает? В чем ее современное звучание?
Практическая работа.
Составление цитатной таблицы «Образ прошлой, настоящей и будущей России в стихотворении А.А.Блока «Россия»:
Прошлое | Настоящее | Будущее |
Годы золотые | Три стертых треплются шлеи, И вязнут спицы Расписные В расхлябанные колеи. | Отдай разбойную красу |
Слезы первые любви | Нищая Россия, серые избы, песни ветровые | Пускай заманит и обманет, Не пропадешь, не сгинешь ты, И лишь забота затуманит Твои прекрасные черты… |
А ты всё та же… |
Сопоставьте стихотворения «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» А.Блока и «И вечный бой…» И.Бродского.
Какие события истории стали в них темой для поэтических размышлений?
Найдите и прокомментируйте переклички на уровне лексики, образов, интонаций.
И.Бродский
***
И вечный бой.
Покой нам только снится.
И пусть ничто
Не потревожит сны.
Седая ночь,
И дремлющие птицы
Качаются от синей тишины.
И вечный бой.
Атаки на рассвете.
И пули,
Разучившиеся петь,
Кричали нам,
Что есть еще Бессмертье…
… А мы хотели просто уцелеть.
Простите нас.
Мы до конца кипели
И мир воспринимали,
Как бруствер.
Сердца рвались,
Метались и храпели,
Как лошади,
Попав под артобстрел.
… Скажите… там…
Чтоб больше не будили.
Пускай ничто
Не потревожит сны.
…Что из того,
Что мы не победили,
Что из того.
Что не вернулись мы?..
Прослушайте фрагмент из симфонии-кантаты Ю.А.Шапорина «Куликово поле».
Какие новые оттенки добавляет к стихам Блока музыка Шапорина?
Итоговый вопрос:
В чем современное звучание стихов Блока об истории России?
Домашнее задание.
Подготовить выразительное чтение одного из стихотворений цикла наизусть. Письменно ответить на итоговый вопрос урока. Подготовиться к чтению по ролям фрагментов из драматической поэмы С.А.Есенина «Пугачев» (по выбору учителя).
Приложение
Картина А.П.Бубнова «Утро на Куликовом поле»
