II. Актуализация знаний (6 мин) | - Начнём устный счёт, повторим всё то, что прошли на предыдущих уроках. 1) 4 уменьшить на 2 2) 5 увеличить на 4 3) Какое число больше 6 на 2 (8) 4) Назовите соседей числа 3? 5) На сколько 5 меньше 7? 6) В одной корзине 8 груш, а в другой на 2 груши меньше. Сколько груш во 2 корзине? 7)Сколько надо прибавить к 5, чтобы получилось 9? 8) Назовите соседей числа 9? 9)10 уменьшить на 5? 10)3 увеличить на 7? (вывешиваю на доску 1, 3, 5,7,10) - Ребята, посмотрите на доску, какое число лишнее? - Правильно, 10 . - Как вы думаете какая тема нашего урока сегодня? - Верно, сегодня мы познакомимся с числом 10 и его составом. | Выполняют устный счёт. Анализируют и отвечают на вопрос. | Фронтальная Фронтальная | Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; Познавательные УУД: отвечать на поставленные вопросы; |
III. Изучение нового материала (20 мин) | - Дети, а почему вы назвали число 10 лишним. - Верно, оно двузначное. - Почему оно двузначное? - Правильно, число 10 состоит из 2х цифр. - Из каких цифр состоит число 10? (из единицы и нуля). - Ребята, а кто мне скажет, где находится число 10 в натуральном ряду чисел? (после числа 9). - Молодцы, мы определили, что число 10 - двузначное число, т.к состоит из двух знаков, т.е цифр (единицы и нуля) и находится в натуральном ряду чисел. - Где в жизни нам встречается число 10? - Ребята, откройте учебник на стр. 40 . Рассмотрим содержимое в фиолетовой рамке. Все нашли? - Отлично, тогда приступим. - Посмотрите на числовой ряд. - А перед тем как приступим к его изучению, скажите, что такое числовой ряд? - Числовой ряд - это ряд чисел, которые расставлены один за другим, т.е числа идут по порядку. - В нашем числовом ряду число 10 занимает, какое место по счету? (10-е место). - Число 10 следующее за числом 9. - Обратите внимание на числовой отрезок, расположенный ниже. На нём мы видим все числа до 10. - Как же мы можем получить число 10? (к 9 прибавить 1). Сделав всего 1 шаг от 9 вперёд, мы получим число 10. - Число 10 показывает кол-во 10-ти предметов. - Посмотрите на рисунок и посчитайте кол-во рыбок? (10) - 10 рыб мы можем записать цифрой 10. - Римская цифра 10, выглядим в виде крестика, похожа на латинскую букву х, с которой мы уже знакомы. - Число 10 называют треугольным числом. Потому что 10 точек хорошо складываются в треугольник. Проверим: один, два… В схемах мы будем использовать данный треугольник для обозначения 10. - На костяшках домино число 10 можно изобразить следующим образом – 5 точек и ещё 5 точек. Или 4 точки и 6 точек. (вывешиваю домик 10) - Познакомимся с составом числа 10, прежде чем мы перейдем к заданиям. - Число 10 состоит из : 1 и 9 2 и 8 3 и 7 4 и 6 5 и 5 - Перейдём к №1. а) На какие две части можно разбить число 10, используя счётные палочки. Мы с вами уже только что назвали, а теперь покажем. (раздаю счётные палочки) На две части: 1 и 9 2 и 8 3 и 7 4 и 6 5 и 5 На 3 части 1+2+7=10 1+3+6=10 1+4+5=10 2+2+6=10 2+4+4=10 2+5+3=10 3+3+4=10 - Отлично, умнички! №1 б) 3+7=10 10-3=7 10-4=6 4+6=10 9+1=10 10-9=1 10-8=2 8+2=10 - Посмотрите на №2 а). - Читаем условие. - По каким признакам можно разбить на части группу фигур? Первая группа нам дана. Прочтите какая? (размер) (если не могут ответить помогаю:) - Посмотрим на 1 столбик под названием «Размер» 1+9=10 ,т.е 1 большой круг и 9 маленьких фигур в сумме дадут число 10. - Переходим на второй столбик пока что без названия. 4+6=10, т.е 4 синих геом. фигур и 6 красных. - Значит признак, какой? (цвет) - Переходим на третий столбик пока что без названия. 3+7=10, т.е 2 треугольника и 7 кругов. - Значит какой здесь признак ? (форма) - Вернёмся к столбику под названием «Размер» - Можем ли мы составить ещё одно подобное равенство, чтобы узнать, сколько всего больших и маленьких фигур? - Как? - Вспомним правило : от перестановки слагаемых сумма не меняется, т.е если в 1м равенстве, к большому прибавляли маленькие фигуры. То мы сделаем наоборот. 9+1=10. - А можем ли мы составить равенство по нахождению маленьких фигур. - Как? (сколько всего фигур -10, сколько больших фигур -1, так как нам узнать сколько маленьких?) 10-1=9 - Какое мы еще можем составить равенство? (по нахождению крупной фигуры) - Как? 10-9=1 Молодцы. - Переходим к столбику под названием «Цвет» - Нам уже дано 1е равенство. ( к 4-м синим прибавили 6 красных и получили всего 10 фигур) - Вспоминая правило о перестановки слагаем, какое равенство можем написать? 6+4=10(к+с) - Смотря на фигуры, какое ещё равенство мы можем составить.(по нахождению кр. фигур) - Как? (из ц-ч=ч) 10-4=6 -Какое ещё равенство составим ( по нахождению син. фигур) 10-6=4 . - Перейдём к последнему столбику (Форма) - Составьте 2-е равенство самостоятельно. Жду ответ. 7+3=10 - Если мы здесь говорим о формах, то какие равенства можем составить (по нахождению треугольников и кругов.) - Как мы найдём сколько треугольников? 10-7=3 - Как мы найдём сколько кругов? 10-3=7 - Отлично, молодцы. Запишите один столбик самостоятельно. - Переходим к №3. - Решим уравнение. - Назовите компоненты уравнения (х-ч,4-ч,10-ц) - Отлично. Что нам неизвестно? (неизвестная часть) - Кто мне скажет правило нахождения неизвестной части? - Верно, чтобы найти неизвестную часть, необходимо из целого вычесть известную часть. - Кто хочет поработать у доски? А остальные у себя в тетради. - Работая у доски, комментируем. - Что делаем первым делом? (обозначаем компоненты) - Делая проверку, подставляем полученный корень вместо х. Х+4=10 Х=10-4 Х=6 6 +4=10 10=10 Ответ: 6. - Отступите клетку и запишите №4. Прочтите, что нам необходимо сделать? - Посмотрите что изображено? - Мы должны составить выражения и найти их значения. - Найдите красную точку и поставьте под ней пальчик. Красная точка обозначает начало нашего будущего выражения. - На какой цифре стоит красная точка? (2) - От неё мы и будем шагать. - Обратите внимание на направление стрелки, куда она идёт? (вправо). - Значит, будем выполнять операцию «сложение». - Также кол-во стрелочек говорит нам, сколько операций сложения мы будем выполнять. - Вернёмся к цифре 2 . Над 1-ой стрелочкой что написано? (+5). - Значит к 2м мы что делаем?(прибавляем 5) - Что получится? (7) - Переносим пальчик на цифру 7 и смотрим на 2ю стрелочку, что она показывает ( +3), - Значит что мы делаем, к 7 прибавляем 3. - Что у нас получится? (10) -Переходим к следующему числовому отрезку. - Где здесь будет начало выражения? (на цифре 10) - Куда направлены стрелочки ?(назад/влево) - Значит мы будем вычитать, - Вернёмся к 10. Что нам нужно сделать? (отшагать на 2 назад 10-3) - Сколько получится ? (8) - Что будем делать ? (отнимать от 8 5) - Что получится ? (3) - Составьте 2 подобных выражения и вычислите. - Запишем в тетрадь. | Отвечают на вопросы. Работают с учебником. Отвечают на вопросы. Знакомятся с составом числа 10. Думают, отвечают на вопрос. Работают с №2. Анализируют. Отвечают на вопросы. Составляют равенства. Называют компоненты уравнения. Решают уравнение. Делают проверку . Работают с числовым отрезком. Делают шаги/прибавляют Делают шаги назад/вычитают | Фронтальная Фронтальная Фронтальная Фронтальная Фронтальная Фронтальная Индивидуальная Фронтальная Индивидуальная. Фронтальная Индивидуальная | Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; Регулятивные УУД: высказывать своё предположение; Познавательные УУД:: отличать новое от уже известного с помощью учителя; Познавательные УУД: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; Регулятивные УУД: умение высказывать своё предположение; Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний; Регулятивные УУД: умение работать по коллективно составленному плану; Регулятивные УУД: умение оценивать правильность выполнения действия; Познавательные УУД: умение находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; |