«Географическое положение и история исследования Африки»
Цели и задачи урока
Обучающие:
Сформировать у обучающихся навыки составления характеристики географического положения материка; познакомить с этапами истории изучения материка; формирование у обучающихся представлений о уникальности и неповторимости природы Африки.
Развивающие:
Совершенствование умения применять теоретические знания для приобретения новых знаний. Продолжить формирование умения работать с картой.
Воспитательные:
Воспитание чувства любви и интереса к путешествиям
и открытиям через демонстрацию храбрости, отваги, мужества путешественников и исследователей.
Планируемые результаты
Личностные: Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования.
Метапредметные: Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; владение элементарными практическими умениями работы с атласом и другими источниками.
Регулятивные: Принимать и формулировать учебную проблему.
Познавательные: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия.
Коммуникативные: Уметь общаться и взаимодействовать друг с другом.
Методы: Проблемно-поисковый и самоконтроля, практические.
Приемы: Сопоставление двух карт, найди ошибку.
Ключевые понятия: Физико-географическое положение, путешественники и исследователи Африки, уникальность природы материка.
Ход урока
Сегодня мы приступаем к изучению первого из южных материков – материка Африка. Проблемный вопрос: почему Африку никто не открывал?
Африка – первый изучаемый материк, и мы должны определить последовательность изучения материка. Пользуясь оглавлением в учебнике, попробуйте самостоятельно определить эту последовательность.
Вопросы на репродукцию знаний
1.Что такое физико-географическое положение материка?
2.Чем Африка отделена от Европы?
3. Как Африка расположена относительно экватора и тропиков?
4.Назовите крайние точки материка.
5.Какие путешественники изучали материк?
6.Что вы знаете о чудесах природы Африки?
Мы уже говорили, что природа материка зависит от одного фактора, и называется - географическое положение.
Наша цель – научится определять географическое положение, а для этого необходимо знать план описания географического положения материка. (См. приложение в конце учебника стр№225 Е.М.Домогатских, Н.И.Алексеевский.)
Выполните практическую работу
«Определение географического положения Африки»
Африку почти посередине пересекает ___________________, поэтому материк расположен в ___________________ и ________________ полушариях.
Крайние точки:
- северная – м. _____________________
- южная – м. _____________________
- западная – м. _____________________
- восточная – м. _____________________
Протяженность с севера на юг по 20˚в.д. - _____________ км.
с запада на восток по экватору - ____________ км.
3. Африка расположена в климатических поясах:
- ______________________
- ______________________
- ______________________
- ______________________
4. Западные берега Африки омывает ________________________ океан,
а восточные - _______________________ океан.
5. Африка ближе всего расположена к материку ______________________, они разделены ______________________ каналом и ____________________
_____________, ______________________ проливами.
Обучающиеся озвучивают ГП материка
Следующую часть урока мы посвятим знакомству с историей исследования материка. Обучающиеся получают дополнительный материал и работают с ним.
Древнее название материка – Ливия, было известно за 6 веков до н.э. Финикийцы в древние времена совершалидалекие плаванья – обогнули всю Африку от Красного моря до Гибралтарского пролива. В 6-5 в. до н.э.греками были установлены прочные торговые и культурные связи с Египтом и Карфагеном. Ученые Геродот, Аристотель, Эратосфен изучали Африку в древности.
В середине 2 в. до н.э.Африка стала известна и римлянам, которые вели завоевательные войны, но только север материка.И только к 7 в. н.э. началось продвижение в глубь – в Центральную и Западную Африку.
«Африка» (по-арабски «Ифрикия») от слова «фарака» - разделять -Красное море отделяет Африку от Азии.
«Африги» - коренные племена
«Африа» - «безморозная».
Африка изучается европейцами. В 15 в. – поиск путей в Индию, огибая Африку, проплыл– Васко да Гама. Диегу Кан (открыл устье Конго), Бартоломеу Диаш (обогнул южный крайний мыс Африки, назвав его мысом Бурь).
В Россию сведения об Африке проникли в середине 15-16в.в. Первый русский путешественник – Василий Поздняков – посетил Египет и оставил об этом письменное свидетельство (1559).
- середина 17 в. казанский купец Василий Гагара посетил Египет, плавал по Нилу.
- конец 17 в. книга флотского офицера Матвея Коковцева
«Достоверные известия об Алжире».
Это показывает, что контакты России с Африкой начались давно. В конце 18 в. начинается географическое исследование Африки с научной точки зрения. Но эти открытия становились на службу колониальных держав. С местным населением жестоко расправлялись.
Немного имен европейцев-исследователей можно назвать, которые бы свои научные открытия сочетали с гуманизмом и дружеским отношением к африканцам.
И первое место можно по праву отдать Давиду Ливингстону.Давид Ливингстон родился 19 марта 1813 года в деревеньке Блантайр (графство Ланарк, Шотландия). Уже с десяти лет он пошел на работу на ткацкую фабрику. Давид самостоятельно обучился латинскому и греческому языкам, выучил математику. Это помогло ему при поступлении в Университет Глазго. Там Ливингстон в течение двух лет обучался теологии и медицине, а потом получил степень доктора. В 1838 году он стал священником. В этом же году Давид был принят в миссионерское общество. В 1840 году он уехал в Китай с религиозной миссией. С ноября того же года на протяжении 15 лет Ливингстон путешествовал по Африке. В 1856 году он вернулся в Великобританию, став национальным героем. В 1857 году вышла книга Ливингстона «Путешествия и исследование миссионера в Южной Африке «Правительство Англии воспользовалось его авторитетом у африканцев и назначило Давида консулом в Замбези. В 1858 году Ливингстон с женой и детьми уезжает в Африку. В 1864 году, вернувшись в Англию, Ливингстон совместно с братом Чарльзом написал вторую книгу под названием: «Повесть об экспедиции к Замбези и ее притокам». 1 мая 1873 года Давид Ливингстон умер в Читамбо (сегодня Замбия). Его сердце было похоронено там же. А тело отправлено и захоронено в Великобритании. В 1874 году были изданы «Последние дневники Давида Ливингстона».
А о себе Ливингстон писал так:«Я сделал много открытий, но самое главное из этих открытий заключалось в том, что я открыл хорошие качества у людей, которые цивилизованными людьми считались племенами, стоящими на низкой ступени культуры».
Большой вклад в изучение природы и жизни народов внесли русские ученые: Василий Васильевич Юнкер, Николай Иванович Вавилов.
Теперь мы работаем с текстом учебника стр.150-154. Е.М.Домогатских Н.И.Алексеевский и заполняем таблицу
ДАТА | ИССЛЕДОВАТЕЛЬ | СОБЫТИЕ |
| | |
| | |
Сейчас мы просмотрим презентацию о чудесах Африки и узнаем, что и кому больше всего понравилось.
А сейчас поработаем с текстом учебника стр.148 и сделаем визитную карточку материка Африка - нарисуем контур материка.
Рекорды
1. Самая большая пустыня мира, «королева пустынь» - Сахара, с севера на юг 2 тыс. км.
2. г. Триполи – самое жаркое место в мире t +58 С.
3. Самая длинная в мире река – Нил 6671 км.
4. р. Конго-Заир дважды пересекает экватор.
2 место по многоводности в мире – Конго (Заир).
3 место по площади – оз. Виктория, 69 тыс. км.
2 место по глубине – оз. Танганьика.
Давайте постараемся запомнить рекорды материка- Африка, и поработаем с дополнительным материалом- По материкам и странам,
стр.5-15.
И еще немного информации
Что дал миру материк Африка:
- бронза – сплав меди и олова, 3 тыс. до н.э.;
- земледелие, 6 в. до н.э.;
- искусство прядения и ткачества;
- техника изготовления бумаги из папируса;
- египетские жрецы – первые в мире составители звездных карт;
- создание календаря;
- основные правила арифметики, действия с дробями;
- способ вычисления объемов полушария, шара, усеченной пирамиды;
- открыли фаянс и стекло;
- в Александрии – Эратосфен измерил дугу меридиана, Птолемей составил астронометрические таблицы;
- первая хирургия, бальзамация, пломбирование зубов;
- египетские пирамиды.
Рефлексия
Выполните тест в тетради: 1.Африка омывается океанами? А) Тихим и Индийским; Б) Индийским и Атлантическим; В) Атлантическим и Тихим. 2.Более высоко приподнятымичастями Африки являются: А) северная и западная; Б) южная и восточная; В) северная и южная. 3.Какой мыс Африки является ее крайней западной точкой? А) Игольный; Б) Альмади; В) Рас-Хафун. 4.Как называется самый крупный остров у берегов Африки? А) Гренландия; Б) Новая Гвинея; В) Мадагаскар. 5.Самый большой полуостров Африки? А) Аравийский; Б) Сомали; В) Индостан. 6.Какой канал является условной границей между Африкой и Евразией? А) Суэцкий; Б) Панамский; В) Каракумский. 7.Какой океан оказывает наибольшее влияние на природу Африки? А) Атлантический; Б) Индийский; В) Тихий. 8.Какой исследователь завершил открытие берегов материка при своем плавании вокруг Африки? А) Ливингстон; Б) Васко да Гама; В) Вавилов. 9.Какой исследователь пересек Южную Африку, открыл верховья реки Конго, водопад Викторию? А) Ливингстон; Б) Васко да Гама; В) Вавилов. 10.Как называется крупный залив у брегов Африки? А) Мексиканский; Б) Персидский; В) Гвинейский. |
Домашнее задание
П.20 стр. 148-155.
Оформить к/к Африки.
План описания ФГП материка выучить.
Итог урока. Оценочная деятельность.
Ребята, чтобы дать оценку своей работы и уроку предлагаю вам закончить предложения:
– Я чувствовал себя в процессе учения … – Свою работу на уроке я оцениваю … – Мне этот материал нужен для … – Я ухожу с … настроением!
У нас осталось 3 минуты до звонка, давайте послушаем музыкальную композицию: « Бой тамтанов». Можно сказать, что это музыка Африки.
Звонок. Урок окончен.
До свидания. До встречи на материке Африка.
.