СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему "Географическое положение и история исследования Африки"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока на тему "Географическое положение и история исследования Африки"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Географическое положение и история исследования Африки"»

«Географическое положение и история исследования Африки»

Цели и задачи урока

Обучающие:

Сформировать у обучающихся навыки составления характеристики географического положения материка; познакомить с этапами истории изучения материка; формирование у обучающихся представлений о уникальности и неповторимости природы Африки.

Развивающие:

Совершенствование умения применять теоретические знания для приобретения новых знаний. Продолжить формирование умения работать с картой.

Воспитательные:

Воспитание чувства любви и интереса к путешествиям

и открытиям через демонстрацию храбрости, отваги, мужества путешественников и исследователей.

Планируемые результаты

Личностные: Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования.

Метапредметные: Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; владение элементарными практическими умениями работы с атласом и другими источниками.

Регулятивные: Принимать и формулировать учебную проблему.

Познавательные: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия.

Коммуникативные: Уметь общаться и взаимодействовать друг с другом.

Методы: Проблемно-поисковый и самоконтроля, практические.

Приемы: Сопоставление двух карт, найди ошибку.

Ключевые понятия: Физико-географическое положение, путешественники и исследователи Африки, уникальность природы материка.

Ход урока

Сегодня мы приступаем к изучению первого из южных материков – материка Африка. Проблемный вопрос: почему Африку никто не открывал?

Африка – первый изучаемый материк, и мы должны определить последовательность изучения материка. Пользуясь оглавлением в учебнике, попробуйте самостоятельно определить эту последовательность.

Вопросы на репродукцию знаний

1.Что такое физико-географическое положение материка?

2.Чем Африка отделена от Европы?

3. Как Африка расположена относительно экватора и тропиков?

4.Назовите крайние точки материка.

5.Какие путешественники изучали материк?

6.Что вы знаете о чудесах природы Африки?

Мы уже говорили, что природа материка зависит от одного фактора, и называется - географическое положение.

Наша цель – научится определять географическое положение, а для этого необходимо знать план описания географического положения материка. (См. приложение в конце учебника стр№225 Е.М.Домогатских, Н.И.Алексеевский.)

Выполните практическую работу

«Определение географического положения Африки»


  1. Африку почти посередине пересекает ___________________, поэтому материк расположен в ___________________ и ________________ полушариях.

  2. Крайние точки:

- северная – м. _____________________

- южная – м. _____________________

- западная – м. _____________________

- восточная – м. _____________________

Протяженность с севера на юг по 20˚в.д. - _____________ км.

с запада на восток по экватору - ____________ км.

3. Африка расположена в климатических поясах:

- ______________________

- ______________________

- ______________________

- ______________________

4. Западные берега Африки омывает ________________________ океан,

а восточные - _______________________ океан.

5. Африка ближе всего расположена к материку ______________________, они разделены ______________________ каналом и ____________________

_____________, ______________________ проливами.

Обучающиеся озвучивают ГП материка

Следующую часть урока мы посвятим знакомству с историей исследования материка. Обучающиеся получают дополнительный материал и работают с ним.

Древнее название материка – Ливия, было известно за 6 веков до н.э. Финикийцы в древние времена совершалидалекие плаванья – обогнули всю Африку от Красного моря до Гибралтарского пролива. В 6-5 в. до н.э.греками были установлены прочные торговые и культурные связи с Египтом и Карфагеном. Ученые Геродот, Аристотель, Эратосфен изучали Африку в древности.

В середине 2 в. до н.э.Африка стала известна и римлянам, которые вели завоевательные войны, но только север материка.И только к 7 в. н.э. началось продвижение в глубь – в Центральную и Западную Африку.

«Африка» (по-арабски «Ифрикия») от слова «фарака» - разделять -Красное море отделяет Африку от Азии.

«Африги» - коренные племена

«Африа» - «безморозная».

Африка изучается европейцами. В 15 в. – поиск путей в Индию, огибая Африку, проплыл– Васко да Гама. Диегу Кан (открыл устье Конго), Бартоломеу Диаш (обогнул южный крайний мыс Африки, назвав его мысом Бурь).

В Россию сведения об Африке проникли в середине 15-16в.в. Первый русский путешественник – Василий Поздняков – посетил Египет и оставил об этом письменное свидетельство (1559).

- середина 17 в. казанский купец Василий Гагара посетил Египет, плавал по Нилу.

- конец 17 в. книга флотского офицера Матвея Коковцева

«Достоверные известия об Алжире».

Это показывает, что контакты России с Африкой начались давно. В конце 18 в. начинается географическое исследование Африки с научной точки зрения. Но эти открытия становились на службу колониальных держав. С местным населением жестоко расправлялись.

Немного имен европейцев-исследователей можно назвать, которые бы свои научные открытия сочетали с гуманизмом и дружеским отношением к африканцам.

И первое место можно по праву отдать Давиду Ливингстону.Давид Ливингстон родился 19 марта 1813 года в деревеньке Блантайр (графство Ланарк, Шотландия). Уже с десяти лет он пошел на работу на ткацкую фабрику. Давид самостоятельно обучился латинскому и греческому языкам, выучил математику. Это помогло ему при поступлении в Университет Глазго. Там Ливингстон в течение двух лет обучался теологии и медицине, а потом получил степень доктора. В 1838 году он стал священником. В этом же году Давид был принят в миссионерское общество. В 1840 году он уехал в Китай с религиозной миссией. С ноября того же года на протяжении 15 лет Ливингстон путешествовал по Африке. В 1856 году он вернулся в Великобританию, став национальным героем. В 1857 году вышла книга Ливингстона «Путешествия и исследование миссионера в Южной Африке «Правительство Англии воспользовалось его авторитетом у африканцев и назначило Давида консулом в Замбези. В 1858 году Ливингстон с женой и детьми уезжает в Африку. В 1864 году, вернувшись в Англию, Ливингстон совместно с братом Чарльзом написал вторую книгу под названием: «Повесть об экспедиции к Замбези и ее притокам». 1 мая 1873 года Давид Ливингстон умер в Читамбо (сегодня Замбия). Его сердце было похоронено там же. А тело отправлено и захоронено в Великобритании. В 1874 году были изданы «Последние дневники Давида Ливингстона». 

А о себе Ливингстон писал так:«Я сделал много открытий, но самое главное из этих открытий заключалось в том, что я открыл хорошие качества у людей, которые цивилизованными людьми считались племенами, стоящими на низкой ступени культуры».

Большой вклад в изучение природы и жизни народов внесли русские ученые: Василий Васильевич Юнкер, Николай Иванович Вавилов.

Теперь мы работаем с текстом учебника стр.150-154. Е.М.Домогатских Н.И.Алексеевский и заполняем таблицу

ДАТА

ИССЛЕДОВАТЕЛЬ

СОБЫТИЕ







Сейчас мы просмотрим презентацию о чудесах Африки и узнаем, что и кому больше всего понравилось.

А сейчас поработаем с текстом учебника стр.148 и сделаем визитную карточку материка Африка - нарисуем контур материка.


Рекорды


1. Самая большая пустыня мира, «королева пустынь» - Сахара, с севера на юг 2 тыс. км.

2. г. Триполи – самое жаркое место в мире t +58 С.

3. Самая длинная в мире река – Нил 6671 км.

4. р. Конго-Заир дважды пересекает экватор.


2 место по многоводности в мире – Конго (Заир).

3 место по площади – оз. Виктория, 69 тыс. км.

2 место по глубине – оз. Танганьика.

Давайте постараемся запомнить рекорды материка- Африка, и поработаем с дополнительным материалом- По материкам и странам,

стр.5-15.

И еще немного информации

Что дал миру материк Африка:

- бронза – сплав меди и олова, 3 тыс. до н.э.;

- земледелие, 6 в. до н.э.;

- искусство прядения и ткачества;

- техника изготовления бумаги из папируса;

- египетские жрецы – первые в мире составители звездных карт;

- создание календаря;

- основные правила арифметики, действия с дробями;

- способ вычисления объемов полушария, шара, усеченной пирамиды;

- открыли фаянс и стекло;

- в Александрии – Эратосфен измерил дугу меридиана, Птолемей составил астронометрические таблицы;

- первая хирургия, бальзамация, пломбирование зубов;

- египетские пирамиды.

Рефлексия

Выполните тест в тетради:

1.Африка омывается океанами?

А) Тихим и Индийским;

Б) Индийским и Атлантическим;

В) Атлантическим и Тихим.

2.Более высоко приподнятымичастями Африки являются:

А) северная и западная;

Б) южная и восточная;

В) северная и южная.

3.Какой мыс Африки является ее крайней западной точкой?

А) Игольный;

Б) Альмади;

В) Рас-Хафун.

4.Как называется самый крупный остров у берегов Африки?

А) Гренландия;

Б) Новая Гвинея;

В) Мадагаскар.

5.Самый большой полуостров Африки?

А) Аравийский;

Б) Сомали;

В) Индостан.

6.Какой канал является условной границей между Африкой и Евразией?

А) Суэцкий;

Б) Панамский;

В) Каракумский.

7.Какой океан оказывает наибольшее влияние на природу Африки?

А) Атлантический;

Б) Индийский;

В) Тихий.

8.Какой исследователь завершил открытие берегов материка при своем плавании вокруг Африки?

А) Ливингстон;

Б) Васко да Гама;

В) Вавилов.

9.Какой исследователь пересек Южную Африку, открыл верховья реки Конго, водопад Викторию?

А) Ливингстон;

Б) Васко да Гама;

В) Вавилов.

10.Как называется крупный залив у брегов Африки?

А) Мексиканский;

Б) Персидский;

В) Гвинейский.

Домашнее задание


    1. П.20 стр. 148-155.

    2. Оформить к/к Африки.

    3. План описания ФГП материка выучить.

Итог урока. Оценочная деятельность.

Ребята, чтобы дать оценку своей работы и уроку предлагаю вам закончить предложения:

– Я чувствовал себя в процессе учения … – Свою работу на уроке я оцениваю … – Мне этот материал нужен для … – Я ухожу с … настроением!

У нас осталось 3 минуты до звонка, давайте послушаем музыкальную композицию: « Бой тамтанов». Можно сказать, что это музыка Африки.

Звонок. Урок окончен.

До свидания. До встречи на материке Африка.


.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!