СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему: "Н.В.Гоголь. "Ревизор" как социально-историческая комедия. 8 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по программе В.Я.Коровиной. Данный конспект имеет приложение.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "Н.В.Гоголь. "Ревизор" как социально-историческая комедия. 8 класс»

МБОУ «Колонтаевская СОШ»

Льговский район Курская область











План-конспект урока на тему:

Н.В.Гоголь. «Ревизор» как

социально-историческая комедия»

8 класс







Учитель русского языка и литературы Курбатова Г.Н.



2018 год

Основное содержание урока:

  • Краткий рассказ о писателе, его отношении к истории, исторической теме в художественном произведении.

  • Исторические произведения в творчестве Гоголя (с обобщением изученного в 5-7 классах).

  • История создания и постановки комедии.

  • Поворот русской драматургии к социальной теме.

  • Отношение к комедии современной писателю критики, общественности.

  • Развитие представление о комедии. Фрагменты комедии в актерском исполнении

  • Основные виды деятельности:

  • Составление тезисов статей учебника.

  • Устный рассказ о писателе и истории создания комедии.

  • Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве писателя.

  • Восприятие и выразительное чтение фрагментов пьесы (по ролям).

  • Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников.

  • Составление лексических и историко-культурных комментариев.

  • Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования).

  • Участие в коллективном диалоге.

  • Работа со словарем литературоведческих терминов.

  • Подбор примеров, иллюстрирующих понятие комедия.

Планируемые результаты.

Личностные:

Метапредметные:

Предметные:

Воспитание уважения к Отечеству, его истории; развитие морального сознания и формирование нравственных чувств.

Умение самостоятельно ставить для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, работать в группе, создавать таблицы и схемы для решения учебных задач; развитие навыков смыслового чтения.

Развитие умения участвовать в обсуждении прочитанного, аргументировать свое мнение, оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях, делать выводы и обобщения.





  1. Краткий рассказ о писателе, его отношении к истории. Исторической теме в художественном произведении. Исторические произведения в творчестве писателя (с обобщением ранее изученного).

Актуализация имеющихся знаний о Н.В.Гоголе и воплощении исторической темы в его творчестве:

  • Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Проверьте себя» (перед текстом комедии). 1. Что вы можете сказать об интересе Гоголя к истории? В каких произведениях писателя идет речь об истории или исторических событиях?

  • Какие события истории России и Украины отразились в произведениях Гоголя? Какие реальные исторические личности являются героями этих произведений?

  • Предположите, каково отношение писателя к исторической теме. Обоснуйте ответ.

Рассказ учителя о страницах жизни и творчества Гоголя, связанных с исторической темой, местах в Москве, связанных с именем писателя, его портретах и памятниках с включением подготовленных учащимися сообщений.

Чтение и составление тезисов статьи учебника «Николай Васильевич Гоголь».

Вопрос

Тезис

Какие необычные формы принимала любовь Гоголя к истории?

Н.В.Гоголь с детства испытывал глубокий интерес к истории. Он хорошо знал не только русскую и украинскую, но и всемирную историю, был сведущ в истории мировой культуры, изобразительного искусства, европейской архитектуры. Любовь к истории и к искусству принимала подчас необычные формы. Гоголь, например, мечтал о том, чтобы в одном из городов отвести улицу, на которой затем разместить образцы архитектуры на протяжении всего исторического развития человеческого общества – от памятников первобытной архитектуры и образцов зодчества Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Рима, Средних веков, Возрождения вплоть до архитектурных ансамблей Нового времени.

Каких исторических событий касается Гоголь в своих произведениях?

В собственных сочинениях Гоголь часто обращался к любимой им истории. В сборниках «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», в «Петербургских повестях», поэме «Мертвые души» у Гоголя встречается множество исторических событий. Он касается в этих произведениях и царствования Екатерины 2, и событий Отечественной войны 1812 года, вспоминает народные песни, предания, исторические анекдоты.

Как отразилась историческая тема в повествовании о Запорожской Сечи?

Историческая тема (повесть «Тарас Бульба») становится главной в рассказе о Запорожской Сечи. В изложении Гоголя Запорожская Сечь – это особый мир, особая вселенная, со своим укладом, обычаями, отношениями между людьми и в семье – между мужем и женой, детьми и отцом, детьми и матерью.

Что лежит в основе гоголевского понимания национальной истории?

В основе гоголевского понимания национальной истории лежит представление о том, что история сохраняется в фольклоре, в языке, в народных легендах. Герои легенд – богатыри, сила которых была непомерной, но потом, со временем, стала исчезать. И вот уже пропала Запорожская Сечь, не слышно веселых песен, не смеются девушки и парубки. В центре Миргорода расположилась вечная лужа, а обитатели городка измельчали и теперь спорят друг с другом из-за пустяков. Причины Гоголь увидел в том, что современные люди не исполняют свой долг граждан, радеющих о благе Отечества, что они поддались корыстным соблазнам и ради них готовы на обман ближних.

Какую историческую опасность видел Гоголь в России и как стремился ее предотвратить?

Эту историческую опасность Гоголь видел в России и стремился ее предотвратить. Он надеялся смехом потрясти до основания человеческое сердце, чтобы, увидев себя в зеркале юмора, иронии, насмешки, - иногда и сатиры, оно, человеческое сердце, ужаснулось бы тому, что де с ним стало, и, ужаснувшись, затрепетало бы, желая иной, лучшей судьбы.

Что хотел показать читателю Гоголь в пьесе «Ревизор»? В чем он видел исторический путь к спасению России?

Пока же, считал Гоголь, надо показать русским людям, в какой мерзости они живут, как обнищали их души. С этой целью писатель вывел в комедии «Ревизор» вымышленный город, одновременно и похожий и непохожий на провинциальные города России, в котором царит пошлость, все чиновники погрязли в пороках. Их души омертвели, сами они неожиданно для самих себя превратились в глупцов, хотя по природе вовсе и не глупы. Все заняты сплетнями, мелочными, корыстными интересами. На этом фоне душевно и духовно ничтожных людишек появляется незначащий чиновник из Петербурга, который всего боится. Провинциальные чиновники страшатся его и неожиданно воображают ванным и таинственным ревизором, прибывшим из столицы. Страх становится у Гоголя следствием нравственной пустоты, морального уродства и приводит городничего и городских чиновников к полному духовному краху. Вместо живых лиц внезапно обнаружились какие-то свиные рыла, непохожие на лица людей. Лица людей искажены до неузнаваемости и напоминают самых грязных животных. Но это не грязь внешняя, легко смываемая, а грязь душевная. Для того чтобы ее смыть и очистить свою душу, надо много и упорно трудиться, нравственно воспитывая себя. К этому и призывал Гоголь, в этом видел исторический путь России к спасению.



История создания и постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение к комедии современной писателю критики, общественности.

Чтение и обсуждение статьи учебника «О замысле, написании и постановке «Ревизора»:

  • Какую роль в общественной жизни Гоголь отводил театру?

  • Почему писателя более всего привлекал жанр комедии?

  • Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Литература и другие виды искусства». 1. О каком театре мечтал Гоголь? Когда был поставлен «Ревизор» в театре (в Петербурге, в Москве)? Какова была реакция зрителей и императора? Что изменилось в окончательном варианте 1842 года?

  • Какую роль в замысле «Ревизора» сыграл Пушкин?

  • Какие общественные пороки обличал Гоголь в лице провинциальных властей?

  • Как была воспринята зрителями первая постановка «Ревизора»?

  • В чем видел Белинский историческую заслугу Гоголя?

  • Почему Гоголь продолжал дорабатывать пьесу уже после первой постановки спектакля? Какие рекомендации он давал актерам?

  • Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Литература и другие виды искусства». 2. Какую оценку пьесе дал В.Г.Белинский? какую «развязку» впоследствии придумал Н.В.Гоголь к «Ревизору»?

  • Какое аллегорическое толкование пьесы дает Гоголь в «Развязке «Ревизора»?

  • Ответ на вопрос 3 из раздела учебника «Литература и другие виды искусства». 3. Против чего восстали все сословия? Как это воспринимал автор?

Чтение и комментирование списка действующих лиц пьесы «Ревизор» и замечаний для господ актеров «Характеры и костюмы».

  • Какие из фамилий можно назвать говорящими? Почему? Какие детали в облике героев подчеркивает автор?

Просмотр и обсуждение начала спектакля «Ревизор» в Московском театре сатиры с вступительным словом В.Н.Плучека (см. видеофрагмент по ссылке: http://video.mail.ru/mail/losin54/392/393.html)

- Как пьеса становится спектаклем?

- Какие детали облика персонажей в постановке Театра сатиры совпадают с замечаниями Гоголя, а какие сценические эффекты придуманы режиссером? С какой целью?

- Перескажите кратко сюжет комедии «Ревизор». Какова тема этого произведения?

Групповая работа

Группа 1.

Прочитайте по ролям явление 1 действия 1.

Почему приезд ревизора поверг в ужас городничего и чиновников?

Какие реалии жизни в уездном городе высмеивает Гоголь?

Какие детали прочитанного фрагмента вызывают смех у читателя и зрителя? Почему?

Что можно сказать о каждом из чиновников после первого знакомства с ними?

Выполните задание из раздела учебника «Обогащаем свою речь».

Приведите примеры ремарок, диалога, монолога из прочитанного фрагмента.



Группа 2.

Перескажите от 3-го лица явления 2-3 действия 1.

Дайте оценку действиям городничего и почтмейстера.

Почему Бобчинский и Добчинский приняли Хлестакова за ревизора?

Почему этот факт взволновал Городничего? Как относятся к своим служебным обязанностям чиновники? Приведите примеры.

Какую характеристику Хлестакову дают Бобчинский и Добчинский?

Какие детали фрагмента вызывают смех у читателя и зрителя? Почему?

На что направлена авторская ирония?




Группа 3.

Перескажите от 3-го лица явление 4 действия 1.

Прочтите по ролям явления 5-6 действия 1 –го.

Какими способами автор передает волнение городничего?

Как его характеризует тот факт, что он сам видит беспорядки в городе, но не смех спешит их исправлять?

Какие детали фрагмента вызывают смех у читателя и зрителя? Почему?

Дайте оценку характерам жены и дочери городничего после первого знакомства с ними.




Развитие представлений о комедии

Практическая работа

Выявление признаков драматического рода в комедии.

Работа со словарем литературоведческих терминов. Толкование понятий: драма, комедия.



Составление цитатной таблицы «Комедия как жанр драматургии»

Признаки драматического рода в комедии

Примеры из комедии

Действие пьесы происходит в настоящем

Городничий. Я как будто предчувствовал: сегодня мне всю ночь снились какие-то две необыкновенные крысы.

Пьеса имеет диалогическую форму

Аммос Федорович. Вот-те на!

Артемий Филиппович. Вот не было заботы, так подай!

Отсутствует авторская повествовательная речь, автор скрыт и проявляется в ремарках

Хлестаков (громким, но не столь решительным голосом). Ты ступай туда.

Осмеяние общественного и человеческого несовершенства

Хлестаков. Какой у вас прекрасный платочек!

Марья Антоновна. Вы насмешники, лишь бы только посмеяться над провинциальными.

Хлестаков. Как бы я желал, сударыня, быть вашим платочком, чтобы обнимать вашу лилейную шейку.

«Положительный герой» комедии – смех как особая, «эмоционально окрашенная критика»


Используются разнообразные оттенки смеха: юмор, ирония, сатира, сарказм, гипербола и гротеск


Обобщающая беседа:

  • Ответ на вопрос 8 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

  • Какие произведения Гоголя посвящены историческим темам?

  • Сам Гоголь внимательно изучал историю, читал лекции по истории. Расскажите об одном из произведений писателя, связанных тематически с историей Украины или России.

  • Ответ на вопрос 7 из раздела учебника «Проверьте себя».

  • Н.В.Гоголь огорчался, когда зрителям было лишь смешно во время просмотра спектакля. Почему? «Миражность» возвышения Хлестакова в том, что он играет роль, к которой меньше всего способен, меньше всего достоин и которой, в известном смысле, меньше всего добивался… С раскрытия обмана Хлестакова мы все более чувствуем, что комедия переходит… в трагедию…» читаем мы в книге Ю.Манна «Поэтика Гоголя». Как вы воспринимаете пьесу Гоголя – в большей степени комической, смешной или трагической, сатирической, грустной?

  • Можно ли отнести пьесу «Ревизор» к историческим произведениям? Обоснуйте свой ответ.

Итоговые вопросы:

- Почему Театр сатиры и другие российские театры до сих пор включают в свой репертуар комедию «Ревизор»? Чем она современна?

Домашнее задание.

Подготовить выборочный пересказ эпизодов, связанных со злоупотреблениями чиновников (д.1, явления 1-5; д.4 явл.3-6, 10-11). Выписать из пьесы цитаты, говорящие о беспорядках в городе (по 1 и 4 действиям комедии). Письменно ответить на вопрос «Какую общественную задачу ставил перед собой Гоголь в комедии «Ревизор»?

Приложение



Слово учителя о создании «Ревизора».

Известно, что в одну из встреч в октябре 1835 года Пушкин передал Гоголю сюжет «Ревизора». Первая черновая редакция была написана очень быстро: письмо Гоголя к Погодину от 6 декабря 1835 года говорит о том, что к этому времени были завершены две редакции пьесы. Черновые наброски всегда делались Гоголем быстро, много времени уходило на «оттачивание произведения.

Всего над текстом комедии Гоголь работал 17 лет. За год до смерти, в 1851 году, он внес последние изменения в одну из реплик 4 действия. Окончательной редакцией считается текст 1842 года. Прижизненных редакций комедии было три: 1836, 1841 и 1842 года.

Наверное, ни одна вещь Гоголя не вызывала такого количества авторских дополнений, разъяснений, комментариев: «Театральный разъезд после представления новой комедии» (1842), «Отрывок из письма, писанного автором вскоре после первого представления «Ревизора» к одному литератору» (опубликован в 1841), «Предуведомление для тех, кто пожелали бы сыграть как следует «Ревизора» (около 1846, опубликовано в 1856), «Развязка «Ревизора», причем финал представлен двумя редакциями (1846, опубликован в 1856). Главная просьба всех разъяснений: не принимать произведение за водевиль и карикатуру.

Хотя исходным импульсом комедии послужило желание «собрать в одну кучу все дурное в России... и за одним разом посмеяться над всем», ее художественный смысл гораздо шире и глубже.

Работая над текстом, Гоголь мечтал вернуть комедии утраченное ею общественное значение, о чем говорится в статье «Петербургская сцена в 1835/36 году».

Сюжет, который Гоголь использовал для своей комедии, не был столь оригинален. История про мелкого чиновника, которого городничий и другие чиновники маленького уездного городка приняли за ревизора, легла в основу комедии Квитки-Основьяненко «Приезжий из столицы, или Суматоха в уездном городе», написанной в 1827 году. Та же история описывалась в повести Александра Вельтмана «Провинциальные актеры», позже название было изменено на «Неистовый Роланд». Вельтман даже упрекнул Гоголя в плагиате. Однако это был несправедливый упрек. При внешнем сходстве фабулы сюжеты произведений были разными. Принципиальная новизна комедии Гоголя состоит в том, что лицо, которое было принято чиновниками за важную персону, и не собиралось никого обманывать.

Тема «Ревизора» взята Гоголем из самой действительности. Ситуация в России была такой, что полным хозяином губернии был губернатор, а уездного города — городничий. Всюду царили произвол и беспорядки. Единственным, что сдерживало местные власти, был страх перед ревизором из Петербурга. Гоголь взял как будто бы старую, давно бытовавшую в литературе тему (должностные злоупотребления) и создал произведение, оказавшееся обвинительным актом против всей российской государственности Николая I. Вот почему все происходящее на сцене зрители восприняли необыкновенно остро.

Побываем и мы на первых представлениях комедии «Ревизор» в столичных театрах.





Карточка1

О постановке «Ревизора» в Ленинградском Большом

драматическом театре имени Горького

О спектакле Товстоногова... много написано. Пишут, что главный герой его — страх (так считает и сам режиссер), что черная кукла мистического «ревизора», которая висит над сценой и то и дело выхватывается светом прожектора и иногда сходит на землю, дублируя Хлестакова, и есть удача, гвоздь всего. Это черный страх в черном небе, который спускается, наконец, под руку с жандармом.

Не сатиру я видел… а «смех, родившийся от любви... Я видел это в Хлопове (Н. Трофимов), в Шпекине (М. Волков), в Добчинском (Г. Штиль), Бобчинском (М. Данилов), в городничем (К. Лавров) и даже в Осипе, когда он гладит Хлестакова по голове и говорит ему, как дядька дитяти: Ей-богу, поедем».

Правда, этот жест циничный, жест насмешки, но и Осипу делается жаль своего барина, а с ним и себя.

Осипа играет Сергей Юрский... С первого появления Осипа в спектакле мы чувствуем, что он не тень Хлестакова, а нечто большее, чем тень. Кровать, на которой валяется Осип, выдвинута на острие сцены, в первый ряд зала. Осип потягивается на ней, перевертывается, мучается ленью. С. Юрский играет не просто лены, а разврат и мизантропию лени (человеконенавистничество), и когда он поворачивается в зал и говорит: «кажись теперь... весь свет съел бы», мы верим: съел бы, если бы мог. Он всех нас слопал бы, дай ему волю.

Осип-Юрский и внешне не похож на других осипов. Он в пенсне, в жилетке, на одной руке у него белая перчатка... он значителен в этом наряде... напоминает федотовского «свежего кавалера»...

События «Ревизора» — звездный час Хлестакова, минута его воплощения. У Гоголя он все время спешит, лихорадочно торопит часовую стрелку... Обман Хлестакова не его вина, это гипербола, которой он вознаграждает себя за ничтожную цену обыкновенного «жребия». Хлестаков — генерал, Хлестаков — главнокомандующий, Хлестаков — гроза Государственного совета — не плуг на вершине своего успеха, а человек, которому можно сочувствовать.

Таким и играет его Олег Басилашвили...

Он внутренне преодолевает искус играть плуга, потому что играется, потому что Хлестаков как будто и плутует на деле, но Хлестаков-мальчишка, Хлестаков-дитя выскакивает из него, из его дежурных улыбок, шарканий ножкой, рисовки.

Хлестаков в спектакле в железных клещах Осипа. Осип вышивает из-за его спины, как фигура первой величины, как сила, которая руководит Хлестаковым... Городу кажется, что он дурачит «ревизора», но дурачит всех Осип, он торжествует в финале, а не Хлестаков...

«Ревизор» в БДТ это спектакль стихии, спектакль-организм, где все вихрь и все целое, все мысль и капля к общей мысли, даже голос И. Смоктуновского, который произносит... несколько фраз, тоже действующее лицо. Он звучит в прологе, когда читает эпиграф к пьесе, и он завершает ее тем же эпиграфом. Только теперь он не таинственен, не злорадно-насмешлив, как вначале, — это смех, переходящий в рыдание по героям. В голосе Смоктуновского дрожит сострадание — нерв голоса Гоголя.

«На зеркало неча пенять, коли рожа крива... Ха-ха-ха!..» — смеется он, и смех переходит в кашель, в захлебывающийся звук. Он раздается тогда, когда гроза возмездия уже грянула и все онемели в ее вспышке. У Товстоногова три немых сцены, а не одна. Первый удар грома сражает бедного смотрителя училищ. Все кидаются к нему и окаменевают. Второй — призыв к спасению. Толпа бросается врассыпную. Третий — покаяние. Никто никуда не бежит. Все упали на землю, на колени, закрыв головы от гнева Божия.

Но... не раскаты грома остаются в душе... Остается звон бубенцов и видение тройки — той тройки, что унесла Хлестакова. Хлестаков... всегда уезжал где-то за сценой. Звенел колокольчик, раздавался крик ямщика... и он уносился, как будто его и не было.

Здесь он мчится прямо на вас.

Вертлявость, ребячество, воздушность жестов О. Басилашвили к концу пьесы гаснут, как бы в недоумении, овладевающем героем. Сначала это краткие паузы среди веселья... потом окаменение с выражением вопроса и грусти на лице. Уже в момент сватовства и счастливого благословения на брак Хлестаков... вдруг, как ребенок, прижимает палец к губам. Его глаза начинают растерянно бегать. Что же это с ним?.. ему не дано постигнуть...

И вот последние реплики, прощание... И тут О. Басилашвили делает паузу и обращается к залу: «...признаюсь, от всего сердца... мне нигде не было такого хорошего приема...» Скорбное лицо только что вертящегося мальчишки взросло. У него даже губы дрожат... Никогда и нигде не будет ему уже такого хорошего приема...

И вот Хлестаков уже в бричке... и тройка трогает... набирает скорость, и вот подскакивают и валятся на Хлестакова бутафорские сахарные головы, вот уже прежнее недоумение появляется на его лице, и оно вытягивается, улыбка превращается в вопрос. Он робчее машет и по инерции раздает воздушные поцелуи...

На лице Осипа наглая улыбка... Славно повеселились, славно и доедем. А что впереди? Да ничего впереди!

Музыка отвечает темпу скачки. Она уже стучит копытами лошадей по проселочной дороге, она торжественно удала, она почти эпична. И только пассажир тройки, все еще механически машущий кому-то, уже не смеется и не радуется. Горькие слезы текут по щекам Хлестакова, и гримаса боли искажает его лицо. «Эй вы, залетные!»



1 Использована книга: Золотусский И. Очная ставка с памятью. М.: Современник, 1983. О постановке в Ленинградском Большом драматическом театре имени Горького.

7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!