Тема урока: « Изложение текста по вопросам».
занятиям русским языком.
1. ориентация на понимание предложений и оценок учителя и товарищей;
2. ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи.
1. учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, в сотрудничестве с учителем, классом;
2. выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
1. устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
2. проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
1. воспринимать другое мнение и позицию;
2. формулировать собственное мнение и позицию;
3. строить понятные для партнёра высказывания.
Этапы урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методы, формы и приёмы деятельности |
1.Вступительная беседа. | 5 мин | 1.Проверяет готовность к уроку: создаёт настрой на предстоящую работу: – Ребята, сегодня нам предстоит выполнить непростую работу. А какую, вы мне скажите сами, отгадав такой ребус. 8 3 5 6 4 2 9 1 7 И Л Ж Е О З Е И Н – Какое же слово у нас получилось? – Как вы думаете, что значит изложить текст? – Посмотрите на слайд и проверьте, правильно ли вы определили, что такое изложение. 2.Предлагает познакомиться с памяткой «Как готовиться к изложению»: – Как мы будем работать над изложением? – Что значит определить тему и основную мысль? Что такое тема текста? А основная мысль? – Ребята, а что такое опорные слова? – О чём говорится в третьем пункте памятки? – Как вы думаете, зачем нужен план текста? – В четвёртом пункте нашей памятки говорится о том, что важно найди слова, которые нужно проверить. Объяснить, почему так пишутся слова. Как вы считаете, зачем это нужно? – Какое действие нужно выполнить в соответствии с пятым пунктом плана? – А как вы думаете, зачем после написания текста нужно обязательно проверить свою работу? | 1.Показывают готовность к уроку. Отгадывают ребус. Отвечают на вопросы учителя. Изложение. Это значит пересказать содержание текста, передать его кому-то точно, полно и последовательно, так, чтобы собеседник понял, о чём и о ком идёт речь. 2.Работают с памяткой. Отвечают на вопросы учителя. Тема – это то, о ком или о чём говорится в тексте. Основная мысль – это то главное, о чём хотел сказать читателю автор. Опорные слова – это слова, которые отражают основную мысль текста. 3 пункт – Необходимо разделить текст на части. Озаглавить их. Составить план. Он помогает нам точно, полно и правильно передавать содержание текста. 4 пункт – чтобы не допустить ошибок при написании текста. 5 пункт – ещё раз прочитать текст. Еще раз прочитать нужно, чтобы исправить ошибки и неточности, которые там появились. | Беседа. Слайд №1 «Русский язык 2Д класс» Презентация слайд № 2 «Ребус». Решение логической задачи (ребус). Слайд №3 «Что такое изложение» Слайд №4 Работа с памяткой «Как подготовиться к изложению» |
2.Знакомство с текстом. Постановка учебной задачи. | 3 мин | 1.Организует работу с текстом. Предлагает открыть учебник: – Ребята, откройте учебник на стр. 127 и внимательно прочитайте текс упр. 208. 2.Предлагает сформулировать цель и задачи деятельности на уроке: – Внимательно рассмотрите материалы учебника на стр. 127. Чем мы будем заниматься сегодня на уроке? – Какие задачи мы перед собой поставим? | 1.Работают с учебником. Читают текст упражнения 208 2.Рассматривают материалы. Формулируют цель и задачи своей деятельности. | Работа по учебнику. Беседа. |
3.Анализ содержания текста. | 5 мин | 1.Организует беседу по содержанию текста: – Где происходило действие? – Кто лежал на льдине? – Почему он там лежал? – Как выглядел белек? Найдите и прочитайте. – Чем занимался белек? – Кто и когда приплыл к бельку? Зачем? 2.Предлагает выяснить тему текста и основную мысль: – Скажите, о ком говорится в тексте? – А какова основная мысль текста? Что хотел сказать нам автор? – А теперь посмотрите на слайд с возможными заголовками нашего текста. Прочитайте их. Выберите тот, который подходит к тексту. – Кто автор данного текста? – Ребята, подумайте, а на что хотел обратить наше внимание автор? В каком предложении текста об этом говорится? 3.Предлагает определить тип текста: – Рассмотрите иллюстрацию к тексту. Как вы думаете, к какому типу речи относится данный текст? Почему вы так решили? – А что ещё указывает на описание? | 1.Отвечают на вопросы учителя. 2.Формулирует тему и основную мысль текста. 3.Определяют тип текста. Высказывают своё мнение. | Беседа. Фронтальная работа. Работа по учебнику. «Заголовки к тексту». |
4.Анализ структуры текста. | 5 мин | 1.Предлагает детям ещё раз прочитать текст и выделить в нём составные части: – Ребята, прочитайте текст ещё раз. На какие части можно разделить текст? Сколько будет таких частей? Обратите внимание на количество картинок. Они помогут вам ответить на данный вопрос. 2.Организует работу по выявлению микротем и составлению плана текста: – Найдите и прочитайте ту часть текста, которая соответствует 1 рис. О чём в ней говорится? – Как можно озаглавить первую часть? – В какой части говорится о том, как выглядит Белек? – А теперь прочитайте последнюю часть текста. О чём говорится в этой части? – Озаглавьте эту часть. – Сколько пунктов получилось в нашем плане? Прочитайте наш план. | 1.Читают текст. Выясняют, сколько частей будет иметь текст. В тексте будет три части. 2.Выявляют микротемы и составляют план текста. Отвечают на вопросы учителя. Читают получившийся план. | Беседа. Фронтальная работа. Работа по учебнику. |
5.Физкультминутка. | 2 мин | Предлагает выполнить упражнения по образцу | Выполняют упражнения по образцу. | Имитация движений. Презентация слайд № 5 «Физминутка» |
6.Языковой анализ текста. | 3 мин | Организует работу по уточнению лексического значения слова: – Прочитайте 2 предложение в тексте. Какие слова вам показались незнакомыми? – Кто такой белек? Обратите внимание на слайд. Это отрывок из словарной статьи. Прочитайте толкование этого слова и выберете подходящее нам по смыслу. Почему именно это значение слова нам подходит? – Обратите внимание на слово глыба. Что означат это слово? – Выясните значение слова «глыба» по толковому словарю. Как вы думаете, почему автор употребил именно это слово? | Определяют лексическое значение слов. Высказывают своё мнение. | Беседа. Фронтальная работа. Активизация словаря учащихся. |
7.Орфографическая подготовка. | 3 мин | Организует орфографическую работу: – Ребята, посмотрите на доску. Здесь вам предлагаются слова, в написании которых можно легко допустить ошибки. Давайте выделим орфограммы в них. Подбирая, где это возможно, проверочные слова. Покрыта, снегом, ледяной, шерстка, черные, смотрел, утром, покормила, молоком. – Почему слово «белек» пишется с маленькой буквы? | Называют орфограммы. Подбирают проверочные слова. Отвечают на вопросы учителя. | Беседа. Фронтальная работа. Записи на доске. |
8.Чтение текста повторно. | 5 мин | Организует повторное чтение текста: – Ребята, каждый из вас должен прочитать данный текст ещё раз. | Читают текст по учебнику. | Работа по учебнику. |
9.Запись текста. | 10 мин | Организует подготовку к записи текста: – Ребята, закройте учебники. Отложите их на край стола. Посмотрите внимательно на слайд. Здесь для вас есть вопросы по прочитанному тексту. – Где происходило действие? – Кто лежал на льдине? – Почему он там лежал? – Как выглядел белек? – Чем занимался белек? – Кто и когда приплыл к бельку? Зачем? Зная ответы на данные вопросы, вы сможете написать изложение. Приступайте. | Записывают изложение в тетрадь, отвечая на вопросы, предложенные на слайде. | Оказание индивидуальной помощи. |
10.Самопроверка работ. | 5 мин | Организует самопроверку работ: – А теперь, ребята, откройте учебники. Сравните тексты. Правильно ли вы всё написали? Ничего не забыли? | Проверяют выполненную работу. | Самопроверка. |
11.Рефлексия. подведение итогов урока-изложения. | 2 мин | 1.Акцентирует внимание учащихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке: – Понравился ли вам урок? Чему мы научились сегодня на уроке? 2.Предлагает оценить свою деятельность на уроке: – Поднимите руки те, кто считает, что хорошо справился с работой, у кого всё получилось? – А теперь встаньте те, кто активен был сегодня на уроке? – Ребята, спасибо вам за урок! Вы все молодцы! | 1.Отвечают на вопросы учителя. Подводят итоги урока. - Мы научились озаглавливать текст, составлять план, писать изложение. 2.Оценивают свою деятельность на уроке. Встают. | |