Тема: « Звук С ».
«Рассеянный покупает посуду ».
Ход занятия
Оргмомент. Сообщение темы занятия.
Знакомство с Рассеянным с улицы Бассейной.
Рассеянный сегодня в магазине
Выбирал себе корзины,
Ничего он не купил,
Только на пол уронил
Семь кастрюль, стакан, солонку,
Сковородку и маслёнку,
Сахарницу, скалку,
Соковыжималку.
Что упало – повторите,
Одним словом назовите. (Посуда).
Психогимнастика.
Что натворил несчастный Рассеянный!
Нарочно это сделал он?
Первый раз задать этот вопрос с осуждением, поругать Рассеянного; второй раз – с сочувствием, сожалением, пожалеть его.
Выразить мимикой, движением отношение к случившемуся.
II. Основная часть.
Вот оно: « П…м…г…те мне к…п…ть п…с…д….».
- Какие буквы пропустил Рассеянный? Наверное, очень спешил отправить письмо.
- Это гласные буквы. Что же написал Рассеянный: «Помогите мне купить посуду».
1. Выделение звука С из слов.
Дети, а вы запомнили названия посуды, которую уронил Рассеянный? (кастрюли, скалка, стакан, солонка …)
Какой общий звук слышится во всех этих словах? Звук С.
Выставляется посуда или рисунки посуды: стакан, сковорода, кастрюля, сухарница, соусник, маслёнка, супница, миска, самовар, термос, поднос ( салфетница, солонка, судок, сито).
2. Определение позиции звука С.
Игра « Сложим посуду в пакетики».
Разложить картинки в пакетики в зависимости от позиции звука С в словах: начало, середина и конец слова.
Начало слова: стакан, сковорода, сухарница, супница, самовар, соусник, сахарница, сливочник; сито.
Середина слова: кастрюля, маслёнка, миска, соусник.
Конец слова: термос, поднос.
3. Словообразование. Падежное управление. Звук С в словосочетаниях.
Кто мне сможет дать ответ:
Что разбилось, а что – нет?
Только на пол уронил
Семь кастрюль, стакан, солонку,
Сковородку и маслёнку,
Сахарницу, скалку,
Соковыжималку.
Ответы детей.
Семь кастрюль, сковородка, соковыжималка – не разбились, потому что они металлические ( сделаны из металла).
Скалка не разбилась, потому что она деревянная.
Стакан, солонка, маслёнка, сахарница разбились, потому что они стеклянные (или фаянсовые, фарфоровые).
4. Физкультминутка.
Диалог ( игрушки-ёжики для самомасажа).
- Остатки еды стёр?
Стаканы, прости, не донёс!
5. Игра « Из чего сделана посуда ».
Подскажите Рассеянному, какая бывает посуда.
Как назвать посуду, сделанную из фаянса? Фаянсовая.
Из стекла? Стеклянная.
Из хрусталя? Хрустальная.
Из пластмассы? Пластмассовая.
Из металла? Металлическая.
6. Игра с мячом.
Рассеянный путает материалы, называя их неправильно.
Стакан, наверное, металлический? Стеклянный.
Кастрюля, наверное, стеклянная? Металлическая.
Сахарница, наверное, стеклянная? Фаянсовая.
Самовар, наверное, пластмассовый? Металлический.
Маслёнка, наверное, фаянсовая? Пластмассовая.
7. Падежное управление.
Расскажем Рассеянному о назначении разной посуды.
Игра « Где живут продукты?»
Куда Рассеянный положит сахар? В сахарницу.
Куда он положит соль? В солонку.
В чём он будет хранить масло? В маслёнке.
Куда нальёт сливки? В сливочник.
« Какие это интересные слова!» - говорит Рассеянный.
Суп нальём в …супницу, а соус в …соусник. Сухари положим в …сухарницу.
Ребёнок идёт к мольберту и соединяет продукт с соответствующей посудой, сопровождая свои действия речью.
8. Игра “Подумай, не торопись”.
Подобрать название посуды, которое начинается на последний звук слова мак (кастрюля).
Подобрать название посуды,которое начинается на последний звук слова укроп (поднос).
Подобрать название посуды, чтобы первый звук был С, последний звук – Н (стакан).
Подобрать название посуды, чтобы первый звук был С, последний звук – А (сковорода, скалка).
Подобрать название посуды, которое заканчивается на первый звук слова рыба (самовар).
9. Игра “Угостим Рассеянного”.
- Угадайте, что хочет съесть Рассеянный. Сейчас я налью ему “пус”. Ой, перепутались буквы в названии этого блюда. Что я хочу налить? (Суп).
Чем ещё мы можем угостить Рассеянного и его друзей? Нужно правильно составить названия блюд из букв: салат, сыр, сок, морс, квас, соус.
10. Физкультминутка.
Игра “Где мы были мы не скажем” – имитация действий с посудой.
Мы тесто месили, мы тесто месили:
Нас тщательно всё промесить попросили,
Но сколько ни месим и сколько ни мнём,
Комочки опять и опять достаём.
Ребёнок, запустив руки в кастрюлю с горохом или фасолью, делает движения, имитирующие работу рук при замешивании теста, приговаривая, затем достаёт “комочек” 1-2, 1-3, 1-4, 1-5 пальцами.
“Лакомка”: пальчиковая гимнастика.
11. Игра “Разложи салфетки”.
Поможем Рассеянному разложить салфетки для гостей. Он вместо салфеток разложил картинки с продуктами. Подберём к данным картинкам-словам графические схемы (кружочки).
Дети дают характеристику предложенного звука в слове: третий звук в слове масло – С – согласный, твёрдый, глухой; последний звук в слове сыр – Р – согласный, твёрдый, звонкий и т.д.
Кто же придёт в гости к Рассеянному ? Это Мальвина, Буратино, бабушка Федора, Карлсон, Малыш и Чебурашка.
Продукты: сахар, сухари, масло, сыр, (колбаса), салат, морс.
12. Игра «Страшилки».
Рассеянный страшилки сочиняет!
Хитрость Рассеянному не нова:
Просто Рассеянный переставляет
В предложениях слова.
Ребята, переделайте «страшилку» в «хорошилку»!
Сушка съела старушку.
Салатом посолили соль.
Колбаса ест Серёжу.
Сок налили в стакан – (да!).
Стол постелили на скатерть.
Сосна села на сороку.
Съел ненасытный Носорог
У разных слов их первый слог.
Сказать скорее нужно вам,
Какими были те слова.
Словарь: боль - …(соболь). Кол - …(сокол). Ус - …(соус). Ты - …(соты). Вы - …(совы). Да - …(сода).
III. Заключительная часть
13. Игра « Пирамида».
Дети разбирают картинки и определяют количество звуков в словах:
Сахар – 5 звуков
Масло – 5 звуков
Квас – 4 звука
Сыр – 3 звука
Сок – 3 звука
У кого самое длинное слово? 5 звуков – сахар, масло.
У кого короче на один звук? 4 звука – квас.
У кого короткие слова? 3 звука – сыр, сок.
- Дети, найдите «домики» для своих слов: сколько звуков, столько и окошек в «домике».
Дети прикрепляют «домики» на ковролин в виде « пирамиды», затем переворачивают «домики» и видят «торт».
- Вот это главное угощение!
14. Игра «Живые звуки».
Какое волшебное слово должны знать все дети. И Рассеянный тоже. Этим словом мы можем поблагодарить друг друга.
Послушайте меня! Я скажу это слово только гласными: А-И-О
Это слово: спасибо.
Назовите гласные звуки: а, и, о.
Какой первый звук в слове – с, второй – п, третий – а, четвёртый – с”, пятый – и, шестой – б, седьмой – о.
Найдите буквы, которые соответствуют данным звукам, и будем играть.
Прибежали дружно звуки и друг другу дали руки!
Какое слово получилось: спасибо.
IV. Итог занятия.
Кому мы сегодня помогали? Рассеянному с улицы Бассейной.
Что мы покупали? Посуду. Где? В посудном магазине.
Какую посуду покупали?
Какой звук мы сегодня вспоминали? Звук С.
Все молодцы, очень дружные ребята. Обнимите друг друга и поблагодарите.
Занятие: « Рассеянный ждёт гостей».
Тема: « Развитие фонематического анализа и синтеза у детей подготовительной группы».
Цели занятия:
Логопедические:
Развивать фонематическое восприятие, анализ и синтез.
Развивать фонематические представления.
Продолжать работу по развитию звукобуквенных процессов.
Развивать навыки слогового анализа и синтеза.
Упражнять в образовании относительных прилагательных.
Упражнять в образовании существительных с суффиксами
–ниц-, -ник-.
Упражнять в образовании сложноподчинённых предложений с союзом потому что.
Развивать мимическую мускулатуру, правильное интонирование высказывания.
Неречевые психические функции:
Психолого – педагогические:
Развивать внимание, память, словесно – логическое мышление.
Воспитывать умение выслушивать ответы товарищей, отвечать полным ответом, проявлять самоконтроль при выполнении заданий.
Учитель – логопед: Ленкова Наталия Витальевна
ГДОУ № 43
2006 год
Ленкова Н.В,
учитель-логопед высшей категории
ГБС (к )ОУ VII вида школы №59
Приморского р-на СПб
Конспект логопедического занятия по лексической теме «Буковкин ждёт гостей»
для учащихся 1-А (речевого) класса
( Логопедическое заключение: Общее недоразвитие речи (3 уровень речевого развития). Дизартрия стёртой формы. Полиморфное нарушение звукопроизношения.
Логопедическая тема: автоматизация звука С в словах и словосочетаниях, развитие фонематического анализа и синтеза.
Лексическая тема: посуда.
Цель: учить называть предметы посуды и продукты питания.
Задачи:
Образовательные:
Коррекционные:
развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза.
развивать фонематических представлений.
продолжение работы по развитию звукобуквенных процессов.
автоматизация звука С в словах.
расширение словарного запаса по лексической теме «Посуда».
Упражнение в образовании относительных прилагательных.
Упражнение в образовании существительных с суффиксами -ниц-, -ник-.
Упражнение в образовании сложноподчинённых предложений с союзом потому что.
развитие слухоречевого внимания и памяти.
развитие зрительного внимания и памяти.
развитие интонационной выразительности речи.
развитие мимической мускулатуры.
развитие связной речи.
развитие словесно-логического мышления.
развитие мелкой ручной моторики.
Воспитательные:
формирование умения работать в коллективе.
воспитание навыка самоконтроля.
воспитание желания учиться.
Оборудование: картинки посуды, в названии которых есть звук С: кастрюля, стакан, солонка, сковородка, маслёнка, сахарница, скалка, термос и далее по выбору; картинки продуктов и посуды для игры «Где живут продукты?», звуковые домики для игры «Сложим посуду в корзинки», ёжики для диалога, карточки Буковкина с заданиями «Из чего сделана посуда», «Подумай – не торопись», «Умный кубик», мяч, буквы для составления слов-угощений, звуковые схемы, мисочки с фасолью, муляжи продуктов, ковролин, цветные карандаши, карточки «Эмоции».
Ход занятия:
Деятельность логопеда | Деятельность детей |
I Организационный этап Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе, друг другу. Что нам необходимо для успешной работы на уроке? Покажите своей посадкой, что вы готовы работать. II Развитие неречевых высших психических функций. Встреча с Буковкиным. Буковкин сегодня в магазине Выбирал себе корзины, Ничего он не купил, Только на пол уронил Семь кастрюль, стакан, солонку, Сковородку и маслёнку, Сахарницу, скалку, Соковыжималку. Что упало – повторите, Одним словом назовите. (Посуда). Психогимнастика. Что натворил несчастный Буковкин! Нарочно это сделал он? Первый раз задать этот вопрос с осуждением, поругать Буковкина; второй раз – с сочувствием, сожалением, пожалеть его. Выразить мимикой, движением отношение к случившемуся. III Основная часть Актуализация знаний учащихся. Повторение изученного материала. - Ребята, я совсем забыла! Ведь Буковкин прислал нам записку. Вот оно: « П…м…г…те мне к…п…ть п…с…д….». - Какие буквы пропустил Буковкин? Наверное, очень спешил в магазин. - Это гласные буквы. Что же написал Буковкин: «Помогите мне купить посуду». В каком магазине продаётся посуда? (в посудном). Почему так назвали этот магазин? Картинный материал: предметы посуды. Сообщение темы занятия. 1. Выделение звука С из слов. Дети, а вы запомнили названия посуды, которую уронил Буковкин? (кастрюли, скалка, стакан, солонка …) Какой общий звук слышится во всех этих словах? Звук С. Выставляется посуда или рисунки посуды: стакан, сковорода, кастрюля, сухарница, соусник, маслёнка, супница, миска, самовар, термос, поднос, солонка. 2. Определение позиции звука С. Игра « Сложим посуду в корзинки». Разложить картинки в корзинки в зависимости от позиции звука С в словах: начало, середина и конец слова. Начало слова: стакан, сковорода, сухарница, супница, самовар, соусник, сахарница, сливочник. Середина слова: кастрюля, маслёнка, миска, соусник. Конец слова: термос, поднос. 3. Упражнение в образовании сложноподчинённых предложений с союзом потому что. Звук С в словосочетаниях. Кто мне сможет дать ответ: Что разбилось, а что – нет? Только на пол уронил Семь кастрюль, стакан, солонку, Сковородку и маслёнку, Сахарницу, скалку, Соковыжималку. Семь кастрюль, сковородка, соковыжималка – не разбились, потому что они металлические (сделаны из металла). Скалка не разбилась, потому что она деревянная. Стакан, солонка, маслёнка, сахарница разбились, потому что они стеклянные (или фаянсовые, фарфоровые). 4. Физкультминутка. Диалог ( игрушки-ёжики для самомассажа). - Остатки еды стёр? - Стаканы, прости, не донёс! Работа по теме занятия. - Расскажем Буковкину о назначении разной посуды. Игра «Где живут продукты?» (падежное управление). Куда Буковкин положит сахар? В сахарницу. Куда он положит соль? В солонку. В чём он будет хранить масло? В маслёнке. Куда нальёт сливки? В сливочник. « Какие это интересные слова!» - говорит Буковкин. Суп нальём в …супницу, а соус в …соусник. Сухари положим в …сухарницу. Ребёнок идёт к мольберту и соединяет продукт с соответствующей посудой, сопровождая свои действия речью. Игра «Подумай, не торопись ». 1. Подобрать название посуды, которое начинается на последний звук слова мак (кастрюля). 2. Подобрать название посуды,которое начинается на последний звук слова укроп (поднос). 3. Подобрать название посуды, чтобы первый звук был С, последний звук – Н (стакан). 4. Подобрать название посуды, чтобы первый звук был С, последний звук – А (сковорода, скалка). 5. Подобрать название посуды, которое заканчивается на первый звук слова рыба (самовар). Игра «Угостим Буковкина ». - Угадайте, что хочет съесть Буковкин. Сейчас я налью ему “пус”. Ой, перепутались буквы в названии этого блюда. Что я хочу налить? (Суп). Чем ещё мы можем угостить Рассеянного и его друзей? Нужно правильно составить названия блюд из букв: салат, сыр, сок, морс, квас, соус. Физминутка. Мы тесто месили, мы тесто месили: Нас тщательно всё промесить попросили, Но сколько ни месим и сколько ни мнём, Комочки опять и опять достаём. Ребёнок, запустив руки в кастрюлю с горохом или фасолью, делает движения, имитирующие работу рук при замешивании теста, приговаривая, затем достаёт “комочек” 1-2, 1-3, 1-4, 1-5 пальцами. 4. Продолжение работы по теме занятия. Игра “Разложи салфетки”. Поможем Рассеянному разложить салфетки для гостей. Он вместо салфеток разложил картинки с продуктами. Подберём к данным картинкам-словам графические схемы (кружочки). Дети дают характеристику предложенного звука в слове: третий звук в слове масло – С – согласный, твёрдый, глухой; последний звук в слове сыр – Р – согласный, твёрдый, звонкий и т.д. Кто же придёт в гости к Рассеянному ? Это Мальвина, Буратино, бабушка Федора, Карлсон, Малыш и Чебурашка. Продукты: сахар, сухари, масло, сыр, салат, морс. Игра «Страшилки». Буковкин страшилки сочиняет! Хитрость Буковкину не нова: Просто Буковкин переставляет В предложениях слова. IY. Заключительная часть Игра « Пирамида». Дети разбирают картинки и определяют количество звуков в словах: Сухари – 6 звуков Сахар – 5 звуков Масло – 5 звуков Квас – 4 звука Сыр – 3 звука Сок – 3 звука У кого самое длинное слово? 6 звуков – сухари. У кого короче на один звук? 5 звуков – сахар, масло. У кого короче ещё на один звук? 4 звука – квас. У кого короткие слова? 3 звука – сыр, сок. - Дети, найдите «домики» для своих слов: сколько звуков, столько и окошек в «домике». Дети прикрепляют «домики» на ковролин в виде «пирамиды», затем переворачивают «домики» и видят «торт». - Вот это главное угощение! Игра «Живые звуки». Какое волшебное слово должны знать все дети. И Рассеянный тоже. Этим словом мы можем поблагодарить друг друга. Послушайте меня! Я скажу это слово только гласными: А-И-О Это слово: спасибо. Назовите гласные звуки: а, и, о. Какой первый звук в слове – с, второй – п, третий – а, четвёртый – с”, пятый – и, шестой – б, седьмой – о. Найдите буквы, которые соответствуют данным звукам, и будем играть. Прибежали дружно звуки и друг другу дали руки! Какое слово получилось: спасибо. IV. Итог занятия. Рефлексия. Дети встают, взявшись за руки, легонько пожимают руки друг другу. Кому мы сегодня помогали? Буковкину. Что мы покупали? Посуду. Где? В посудном магазине. Какую посуду покупали? Какой звук мы сегодня вспоминали? Звук С. Все молодцы, очень дружные ребята. А сейчас оцените свое настроение на занятии – выберите соответствующую рожицу. Молодцы, ребята! Спасибо за работу! | Мы должны внимательно слушать учителя, думать и правильно отвечать на вопросы, говорить красиво и чётко. Буковкин с запиской. Учащиеся «ругают» и «сочувствуют» Буковкину. Записка от Буковкина. Ответы детей. Корзинки для посуды. Ученики выбирают по две картинки, определяют позицию звука в слове. Ответы детей. Ученики сжимают «ёжиков» правой и левой рукой. Ученики соединяют предметы посуды и продукты питания. «Умный кубик» получай, на вопросы отвечай. Набор букв для составления слов – названий продуктов. Мисочки с фасолью. Картинки – названия продуктов. Мяч. Продукты – муляжи. «Домики» для слов – звуковые схемы. |
Литература:
Арефьева Л.Ню Лексические темы по развитию речи 4-8 лет. Методическое пособие. М., 2005г.
Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. М., 1999г.
Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. СПб, 2005г.
Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М., 2001г.
Смирнова Л. Н. Логопедия для дошкольников и младших школьников, М., Мозаика-синтез, 2005г.
Османова Г.А., «Загадки и отгадки в картинках на все лексические темы». СПб, Каро, 2008г.
Османова Г.А. «Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: картотека пальчиковых игр». СПб, КАРО, 2008г.
Ленкова Н.В,
учитель-логопед
ГБС (к )ОУ VII вида школы№59
Приморского р-на СПб
Конспект логопедического занятия по лексической теме «Профессии все важны»
для учащихся 1-В (диагностического) класса
( логопедическое заключение: Общее недоразвитие речи (3 уровень речевого развития). Дизартрия. Полиморфное нарушение звукопроизношения.
Логопедическая тема: автоматизация звука л в словах, деление слов на слоги.
Лексическая тема: профессии.
Цель: учить называть основные профессии и предметы-помощники.
Задачи:
Образовательные:
Коррекционные:
развитие фонематического восприятия,
совершенствование навыка деления слов на слоги,
расширение словарного запаса по лексической теме «Профессии»,
развитие связной речи,
развитие слухоречевого внимания и памяти,
развитие зрительного внимания и памяти,
развитие выразительности речи,
развитие мышления,
развитие мелкой ручной моторики.
Воспитательные:
формирование умения работать в коллективе,
воспитание навыка самоконтроля,
воспитание желания учиться.
Оборудование: таблица для игры «Внимательные глазки» (профессии), картинки: пила, лопата, лампа, игла, кран, большие картинки: врач, водитель, пожарный, повар, парикмахер, учитель, строитель, карточки Буковкина с заданиями « Исправь ошибку», «Цветик-семицветик», игра «Кому принадлежит фраза?», «Умные домики», «Кому это нужно?», «Умный кубик», мяч, картинки овощей: помидор, огурец, баклажан, лук, капуста, морковь, цветные карандаши, карточки «Эмоции».
Ход занятия:
Деятельность логопеда | Деятельность детей |
I Организационный этап Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе, друг другу. Что нам необходимо для успешной работы на уроке? Покажите своей посадкой, что вы готовы работать. II Развитие неречевых высших психических функций. Игра «Внимательные глазки». Посмотрите внимательно на картинку. Подумайте и скажите, кто держит инструмент в левой руке? III Основная часть Актуализация знаний учащихся. Повторение изученного материала. Расскажите о том, кем работают люди, изображённые на картинках. Картинный материал: повар, врач, водитель, пожарный, парикмахер, строитель, учитель. Дети читают стихотворения, находят картинку с соответствующей профессией. Встаём мы очень рано, Ведь наша забота – Всех отвозить по утрам на работу. (Водитель) С огнём бороться мы должны – С водою мы напарники. Мы очень людям всем нужны, Так кто же мы? – (Пожарные) Скажи-ка, кто так вкусно Готовит щи капустные, Пахучие котлеты, салаты, винегреты, Все завтраки, обеды? (Повар) Сообщение темы занятия. О чем мы будем говорить на занятии? О профессиях. Игровое упражнение «Кто что делает?» - Мяч волшебный получай, на вопросы отвечай! Врач – лечит, ставит градусник, выписывает лекарства, назначает уколы. Повар – готовит завтрак, обед, ужин, вкусную еду. Водитель – водит машину, перевозит грузы. Учитель – учит детей читать, писать, считать. Строитель – строит здания: школы, больницы, магазины. Пожарный – тушит пожары, спасает людей. Работа по теме занятия. Игровое упражнение « Кому это нужно?». Классификация картинок по тематическим признакам. - Выберите себе профессию и найдите инструменты, которые нужны для работы. Что нужно для работы повару? (Повару для работы нужна плита, посуда, продукты, халат, колпак). Что нужно для работы врачу? ( Врачу нужны лекарства, градусник, статоскоп, халат и шапочка). Что нужно для работы водителю? ( Водителю для работы нужен руль, насос, гаечный ключ, комбинезон). Что нужно для работы пожарному? ( Пожарному для работы нужна каска, защитный костюм, пожарная машина, огнетушитель, рукав с водой). Что нужно для работы строителю? ( Строителю для работы нужна каска, кирпичи, бетон, мастерок, подъёмный кран). Игровое упражнение « Исправь ошибку! (игра с Буковкиным). Повар лечит, а врач готовит. Лётчик ездит, а водитель летает. Портной строит, а строитель шьёт. Продавец стрижёт, а парикмахер продаёт. Физминутка. «Много у людей работы»: пальчиковая гимнастика. Кто-то учит Кто-то варит Кто-то нам бельё стирает Кто-то лечит Кто метёт Кто-то сказочку прочтёт Не кончаются заботы Много у людей работы. Продолжение работы по теме занятия. Игровое упражнение « Четвёртый лишний». - Я буду называть инструменты, которые используют люди определенной профессии. Один из этих инструментов к этой профессии не относится. Назовите это слово. Кому нужны эти инструменты? Ножницы, весы, зеркало, расчёска. (парикмахер) Пила, таблетки, градусник, шприц. (врач) Сковорода, нож, половник, краски. (повар) - Определите на слух самое короткое слово? - Как вы определили? Посчитали количество слогов в каждом слове. Игровое упражнение « Кому принадлежит фраза?» (игра с «умным» кубиком). - Человек какой профессии может так сказать: - Несите кирпич, цемент! - Как вас подстричь? Чёлку сделать покороче? - Откройте рот и скажите: «А-А-А!» - Сколько килограммов картошки вам взвесить? - По какому адресу привезти вам мебель? Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика: А сейчас мы отдохнём, И профессии назовём. - Соединяем пальцы левой и правой руки, на каждое соединение называем профессию. 7.Продолжение работы по теме занятия. Игровое упражнение « Овощной салат для всех». - Кто же нам приготовит салат? (Повар). Рецепт салата: взять овощи, приготовить их, нарезать на мелкие кусочки и сложить в салатницу. Сколько в слове-названии овоща слогов, столько будет и кусочков для салата. Словарь: помидор, огурец, свёкла, перец, лук, баклажан, капуста. IV Итог занятия. Рефлексия. Дети встают, взявшись за руки, легонько пожимают руки друг другу. - Мы сегодня говорили о профессиях. А вы кем хотите стать, когда подрастёте? Почему? Профессии все важны, Профессии все нужны, Надо только браться за дело Очень старательно и смело. Итак, что нового мы узнали сегодня на занятии? Продолжите предложения: Я понял, что… Было интересно… Было трудно… Мне захотелось… У меня получилось… На следующем занятии мы… А сейчас оцените свое настроение на занятии – выберите соответствующую рожицу. Молодцы, ребята! Спасибо за работу! | Мы должны внимательно слушать учителя, думать и правильно отвечать на вопросы. Карточки. Профессии все важны, Профессии все нужны, Надо только браться за дело Очень старательно и смело. Мы учим детишек читать и писать. Природу любить, стариков уважать. (Учитель ) Кто у постели больного сидит, И как лечиться он всем говорит. Кто болен, он капли предложит принять, Тому, кто здоров, разрешит погулять. (Врач) Игра с мячом. Умные домики: дети раскладывают картинки-инструменты в кармашки. Буковкин Пальчик вверх Кастрюля Трём кулачки Гладим руку Смахиваем кистями Книга Вращение кистями Врач. Умный кубик. . Дети выбирают картинки овощей для салата, называют их и делят слова на слоги. |
Литература:
Арефьева Л.Ню Лексические темы по развитию речи 4-8 лет. Методическое пособие. М., 2005г.
Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. М., 1999г.
Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. СПб, 2005г.
Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М., 2001г.
Смирнова Л. Н. Логопедия для дошкольников и младших школьников, М., Мозаика-синтез, 2005г.
Османова Г.А., «Загадки и отгадки в картинках на все лексические темы». СПб, Каро, 2008г.
Османова Г.А. «Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: картотека пальчиковых игр». СПб, КАРО, 2008г.
Ленкова Н.В,
учитель-логопед высшей категории
ГБС (к )ОУ VII вида школы №59
Приморского р-на СПб
Конспект логопедического занятия по лексической теме «Птицы»
для учащихся 1-А (речевого) класса.
Логопедическое заключение: Общее недоразвитие речи (3 уровень речевого развития). Дизартрия стёртой формы. Полиморфное нарушение звукопроизношения.
Логопедическая тема: «Дифференциация звуков Р – Р”».
Лексическая тема: «Птицы».
Грамматическая тема: «Согласование существительных с прилагательными в роде, числе и падеже».
Цель: учить правильно называть птиц и их действия.
Задачи:
Образовательные:
Активизировать и расширить словарь по теме «Птицы».
Обогащать и активизировать предикативный словарь.
Коррекционные:
Развивать фонематическое восприятие, анализ, синтез и представления.
Закреплять навык по дифференциации согласных Р – Р”. Определять наличие и место звука в слове (начало, конец, середина).
Развивать умение придумывать слова на заданный слог, определять количество слогов в словах.
Развивать умение согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже (вин., твор., предлож. падежи).
Развивать умение подбирать слова – родственники.
Развивать связную речь.
Развивать общую и мелкую моторику.
Воспитательные:
Воспитывать умение слушать речь логопеда и сверстников.
Развивать зрительное и слуховое внимание, память детей.
I Организационный этап.
- Кар! – вопит ворона, - Кража!
Караул! Грабёж! Пропажа!
Вор прокрался утром рано,
Грош украл он из кармана,
Карандаш, картонку, пробку
И красивую коробку! (Ворона. В. Орлов).
Тает снег. Течёт ручей.
На ветвях полно…(грачей).
На шесте дворец,
Во дворце певец,
А зовут его…(скворец).
-Какой знакомый звук слышится в слове грачей (грач)? Звук Р.
-Какой звук слышится в слове скворец? Звук Р”.
II Развитие неречевых высших психических функций.
- Ребята! Слушайте внимательно и хлопайте в ладоши, когда услышите в словах звук Р – твёрдый, сердитый; поднимайте руку, когда услышите в словах звук Р” – мягкий, нежный.
Слова: ворона, воробей, скворец, журавль, стриж, снегирь, сорока, глухарь, куропатка, рябчик.
III Основная часть.
Дети садятся за стол.
2. Кто-то стучит в дверь. Входит Гном Грамотейка. Игра «Помоги птицам».
Сколько птиц прилетело! На каких деревьях они сидят? На рябине и боярышнике. (Охарактеризовать звуки Р и Р”). Обратите внимание, что-то случилось! Птицы прячутся от коршуна и ястреба. Посмотрите внимательно и скажите, кто прячется на рябине, а кто – на боярышнике?
Воробей прячется на боярышнике.
Скворец прячется на рябине.
Куропатка прячется на боярышнике.
Стриж прячется на рябине.
Два хищника кружат над деревьями. Как вы думаете, за какими птицами охотятся коршун и ястреб?
В слове коршун какой звук мы слышим: твёрдый, сердитый или нежный, мягкий? Твёрдый звук Р.
В слове ястреб какой звук мы слышим? Мягкий звук Р”.
Значит, коршун охотится за: вороной, сорокой, воробьём, журавлём, куропаткой, тетёркой. В названиях этих птиц мы слышим твёрдый звук Р.
Ястреб охотится за: стрижом, рябчиком, снегирём, тетеревом, глухарём. Скворец тоже прячется от ястреба. В названиях этих птиц мы слышим мягкий звук Р”.
Физкультминутка.
3. Динамическая пауза. Импровизация движений.
Воробей. А.Барто.
Воробей по лужице
Прыгает и кружится.
Пёрышки взъерошил он,
Хвостик распушил.
Погода хорошая!
Чик-чирик, чик-чирик!
4. Игра «Покупки в магазине». Помоги сороке и снегирю сделать покупки в магазине.
С чем прилетел снегирь? С рюкзаком.
С чем прилетела сорока? С корзинкой.
Наполни рюкзак снегиря и корзину сороки. Для снегиря – покупки со звуком Р”, а для сороки – со звуком Р.
Слова-картинки: арбуз, перчатки, сыр, пирамидка, карандаш, расчёска, ведро, краски; грибы, огурец, пряники, кастрюля, погремушка, варежки, серьги.
Сорока положит в корзину сыр, …
Снегирь положит в рюкзак огурец, …
5.Игра «Загадочные слова».
Логопед по три раза повторяет каждый слог и составляет из них неправильное слово. Дети должны найти ошибку и исправить её.
Во-во-во, ро-ро-ро, на-на-на –ворота! (Верно-неверно?). Ворона.
Во-во-во, ро-ро-ро, бей-бей-бей – ворона! (Верно-неверно?). Воробей.
Жа-жа-жа, во-во-во, ро-ро-ро, нок-нок-нок – жарко! (Верно-неверно?). Жаворонок.
Физкультминутка.
Упражнения для пальчиков.
Скворечник.
Скворец в скворечнике живёт Ладошки вертикально поставить друг к
И песню звонкую поёт. другу. Мизинцы прижать (как лодочка),
а большие пальцы загнуты вовнутрь.
С.51 Крупенчук.
Слоговые цепочки.
Так вот, один грачонок выглянул из гнезда и удивился: «Кра-кро-кру!».
(Произносится тоненьким голосом). Грач пригрозил ему: «Кра-кру-кро-кры!». (Произносится низким, сердитым голосом).
Дети пальцами показывают «гнездо» и «птенцов».
Игра «Исправь Грамотейку».
Незнайка говорит, что воробей чёрный. Вы согласны с ним? (Воробей серый, пёстрый). Какой он ещё? (Быстрый, шустрый, юркий, задиристый).
О ком это говорится? Серая, хитрая…(Ворона). Чёрный…(грач, скворец).
Длиннолапый…(журавль). Длиннокрылый….(стриж).
Угадайте птицу, в названии которой четыре звука, второй звук Р? (Грач).
Угадайте птицу, в названии которой есть слог РА (Ро): воробей, куропатка, журавль; слог РЕ: скворец, ястреб, слог РИ: стриж.
Угадайте птицу, в названии которой три слога: ворона, сорока, тетёрка, воробей, тетерев.
Начало, середина, конец слова: разные птицы.
А теперь назовите птиц, в названии которых звук Р стоит в середине слова (грач, воробей, сорока, ворона, дрозд, журавль); звук Р” стоит в середине слова (трясогузка, стриж, скворец).
Звуковой анализ слова.
- Давайте разложим слово стрижи на слоги (два слога) и звуки:
«Подбери слово к схеме»: сорока (ворона).
9. Игра «Чья птица?».
Мой: стриж, скворец, рябчик, тетерев, коршун, глухарь.
Моя: ворона, сорока, тетёрка, куропатка.
10. Игра «Доскажи словечко». Образование приставочных глаголов: слетел, улетел, влетел, прилетел, подлетел, отлетел, перелетел.
Дети играют с птичкой-игрушкой, показывают направление движения птицы.
Узнай слово по первым звукам-буквам: синица (стриж), грач, весна.
12. Слова-родственники.
-Соберём семью слов: грач - грачиха, грачонок, грачата, грачище, грачиные.
Стриж – стрижиха, стрижонок, стрижата, стрижиный.
IV Итог занятия. Рефлексия.
13. «Узнай птиц по тени».
Птицы испугались и улетели, но остались их тени. Попробуйте угадать птиц!
Я узнал журавля.
Я угадал скворца, трясогузку, свиристель, ласточку.
Теперь все птицы обязательно к нам прилетят!
Каким одним словом можно назвать всех этих птиц? Перелётные.
14. Упражнение «Оживи птичку»: соединение точек, раскрашивание контуров птиц.
Литература:
Арефьева Л.Ню Лексические темы по развитию речи 4-8 лет. Методическое пособие. М., 2005г.
Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. М., 1999г.
Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. СПб, 2005г.
Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М., 2001г.
Смирнова Л. Н. Логопедия для дошкольников и младших школьников, М., Мозаика-синтез, 2005г.
Османова Г.А., «Загадки и отгадки в картинках на все лексические темы». СПб, Каро, 2008г.
Османова Г.А. «Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: картотека пальчиковых игр». СПб, КАРО, 2008г.
Ленкова Н.В,
учитель-логопед высшей категории
ГБС (к )ОУ VII вида школы №59
Приморского р-на СПб
Конспект логопедического занятия по теме « Звуки /л/ и /р/,
буквы Л и Р»
для учащихся 1-А (речевого) класса.
Логопедическое заключение: Общее недоразвитие речи (3 уровень речевого развития). Дизартрия стёртой формы. Полиморфное нарушение звукопроизношения.
Логопедическая тема: звуки /л/ и /р/; буквы Л и Р.
Цель: учить дифференцировать звуки /л/ и /р/ и буквы Л и Р на слух, в произношении и на письме, делить слоав на слоги.
Задачи:
Образовательные:
Коррекционные:
развитие фонематического восприятия,
совершенствование навыка деления слов на слоги,
расширение словарного запаса,
развитие связной речи,
развитие слухоречевого внимания и памяти,
развитие зрительного внимания и памяти,
развитие выразительности речи,
развитие мышления,
развитие мелкой ручной моторики.
Воспитательные:
формирование умения работать в коллективе,
воспитание навыка самоконтроля,
воспитание желания учиться.
Литература:
Арефьева Л.Ню Лексические темы по развитию речи 4-8 лет. Методическое пособие. М., 2005г.
Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. М., 1999г.
Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. СПб, 2005г.
Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М., 2001г.
Смирнова Л. Н. Логопедия для дошкольников и младших школьников, М., Мозаика-синтез, 2005г.
Османова Г.А., «Загадки и отгадки в картинках на все лексические темы». СПб, Каро, 2008г.
Османова Г.А. «Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: картотека пальчиковых игр». СПб, КАРО, 2008г.
I Организационный этап.
1. Сядет тот, кто правильно повторит ряд слов:
Шар-пар-жар, вор-хор-сор, топор-забор-мотор, мир-пир-тир, рыба-рыжик-рысь.
2.Назовите согласный, который находится в середине имени Юра.
Ребята! Угадайте, какой звук играет с вами в прятки? Звук Р.
Назовите звук, который стоит третьим в имени Володя. Звук Л.
Сегодня мы с вами различаем звуки /р/ и /л/ -согласные, звонкие, твёрдые.
Когда мы произносим /р/, кончик языка дрожит, воздух направлен вверх.
Когда мы произносим /л/, язык похож на парус, воздух выходит с правой и левой стороны языка.
II Развитие неречевых высших психических функций.
Юра и Володя отправились в лес. Навстречу им шли лесорубы с пилой и топором у каждого. Если услышишь звук /л/ в слове, то закрась пилу. Если услышишь звук /р/ в слове, то закрась топор.
Слова: лом, ром, стол, двор, смола, труба.
Сколько лесорубов шло из леса? (3).
Посмотрим, что с собой в лес взяли Юра и Володя. Разложи картинки в корзинки для Юры и Володи.
Картинки: сыр, расчёска, карандаш, ведро, рукавицы, градусник; ложка, вилка, лук, молоток, одеяло, мыло, хлопушка, соль.
5. На дереве в лесу сидели белка и сорока. Найди, где кто. Выполни звуковой анализ этих слов.
Физкультминутка.
6.Динамическая пауза. Развитие плавного выдоха.
Подул ветерок – зашевелился цветок. (“трубочки – цветочки”).
Клювов длиннее не видывал я,
Чем клювы у аиста и журавля.
(Дети собирают счётные палочки подушечками пальцев).
III Основная часть.
7.Разгадывание ребусов из слов.
Возьмите первые звуки из слов - картинок и соедините в новое слово. Какое слово получилось?
Словарь: весна, синица, радуга, река, школа.
Собери слова из слогов.
В лесу Юра сумел сфотографировать птиц со звуком /р/ и состоящих из трёх слогов. Володя – сфотографировал животных со звуком /л/ и состоящих из одного слога. Что сфотографировали мальчики?
Словарь: сорока, ворона, коршун, воробей; лось, волк, белка.
“Опиши птицу”.
Надо помочь Буратино вспомнить, какую он сфотографировал птицу.
У птицы чёрная голова – какая она? Черноголовая.
У птицы чёрный бок – какая она? Чернобокая.
У птицы чёрный хвост – какая она? Чернохвостая.
У птицы серое брюхо – какая она? Серобрюхая.
У птицы серая грудь – какая она? Серогрудая.
Что же это за птица? Грач.
10. Помоги Юре и Володе описать всё, что они увидели в лесу. Подбери слова – признаки, отвечающие на вопрос ы какой? какая? какие? ( со звуками /р/ и /л/).
Солнце - небо - земля –
Волк - лиса - камни в ручье -
IV Итог занятия.
Пройди по камешкам. Зачеркни букву Р, подчеркни букву Л.
Пройди по тропинке. Допиши слоги РА или ЛА. Прочитай слова.
Но…, пи…, го…, зо…, ды…, жа….
12. Прочитай текст. Подчеркни букву Р коричневым карандашом, Л – жёлтым карандашом.
Пришла весна. Ворона и сорока в лесу. У вороны рыбка. У сороки соломка. Ворона рыбку даст воронятам. Сорока соломку положит в свой домик для сорочат.
СО РО КА
ВО РО НА
ВО РО БЕЙ
КОР ШУН
ДЯ ТЕЛ
ВОЛК ЛОСЬ
БЕЛ КА
Задания для детей средней группы.
Тема «Птицы».
«Расскажи о птичке».
Что у неё есть? У вороны есть голова, глаза, клюв, хвост, лапки, крылья, грудка, пёрышки.
«Ответь на вопросы». Согласование числительных с существительными.
Сколько у вороны лапок? (У вороны две лапки).
Сколько у воробья крыльев?
Сколько у совы хвостов?
Сколько у дятла голов?
Сколько у синицы клювиков?
Сколько у птицы глаз?
«Покажи пальчик (выложи кружочки)»: сколько птиц на наборном полотне, столько и кружочков.
«Исправь ошибку». Развитие пространственного восприятия.
У вороны впереди хвост.
У воробья сзади клюв.
У совы вверху лапы.
У дятла внизу крылья.
У синицы сбоку хвост.
Рассказ по серии сюжетных картинок «Собака и вороны».
Работа над звуковой стороной речи. Игра «Вороны».
Дети- «вороны» произносят «кар», логопед заканчивает слово.
Кар…тошка, кар..тинка, кар..ман, кар..тон, кар…лик, кар…куша.
«Повтори слова». Игра со словами.
Повторение рифмующихся слов: птичка – синичка, сорока – белобока, сова – голова, птичка – невеличка, воробьишка – трусишка.
«Села птичка на окошко». Физкультминутка.
Села птичка на окошко,
Посиди у нас немножко!
Посиди, не улетай.
Улетела. –Ай!
«Где сидит птица?» Употребление в речи категории предложного падежа с предлогом НА (используются картинки).
Ворона сидит на заборе.
Воробей сидит на траве.
Сова сидит на ветке.
Ленкова Н.В,
учитель-логопед высшей категории
ГБС (к )ОУ VII вида школы №59
Приморского р-на СПб
Конспект логопедического занятия по лексической теме «Приключение звуков С и Ш» для учащихся 1-А (речевого) класса.
Логопедическое заключение: Общее недоразвитие речи (3 уровень речевого развития). Дизартрия стёртой формы. Полиморфное нарушение звукопроизношения.
Логопедическая тема: слухо – произносительной дифференциация звуков С – Ш.
Лексическая тема: ««Приключение звуков С и Ш».
Грамматическая тема: образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
Цель: учить различать звуки С –Ш в слогах, словах и фразах, сравнивать звуки по артикуляционным и акустическим признакам.
Задачи:
Образовательные:
Коррекционные:
развитие фонематического восприятия,
совершенствование навыка деления слов на слоги,
расширение словарного запаса,
развитие связной речи,
развитие слухоречевого внимания и памяти,
развитие зрительного внимания и памяти,
развитие выразительности речи,
развитие мышления,
развитие мелкой ручной моторики.
Воспитательные:
формирование умения работать в коллективе,
воспитание навыка самоконтроля,
воспитание желания учиться.
Подробные задачи.
Приключение звуков С и Ш.
Коррекционно – развивающие задачи.
Учить слухо – произносительной дифференциации звуков С – Ш, сравнивать звуки по артикуляционным и акустическим признакам.
Формировать умение различать звуки С –Ш в слогах, словах и фразах, делить слова на слоги.
Продолжать учить определять последовательность звуков в слове, совершенствовать навыки аналитико – синтетической деятельности.
Учить образованию существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
Развивать фонематический слух, память, мышление.
Учить разгадывать ребусы из слов.
Развивать мелкую моторику пальцев рук, с помощью потешек создавать образ буквы (расположение буквы в пространстве).
I Организационный этап.
Садится тот, кто соединит одинаковые по форме шарики и прочтёт слова.
Шарики: со-ва, ли-са, ша-ры, ка-ша, шу-ба.
II Развитие неречевых высших психических функций.
«Найди два звука». Дети повторяют слова вслед за логопедом, но хлопают в ладоши только тогда, когда услышат слово, в котором одновременно два звука –с и ш: сынишка, душ, солнышко, суп, сушка, веснушка, шуба, сумка, смешинка, душистый, пустышка.
Сравнение звуков с и ш по артикуляционным и акустическим признакам:
С – язычок лежит за нижними зубами, губы улыбаются, воздушная струйка холодная, идёт по центру язычка;
Ш – широкий язычок наверху в виде «чашечки», губы вытянуты вперёд «квадратиком», тёплая воздушная струйка идёт по центру язычка.
III Основная часть.
Решили звуки С и Ш совершить путешествие. Мы отправляемся вместе с ними. Подошли звуки С и Ш к Красному домику. Какие звуки в нём живут? Гласные звуки. Давайте подружим звуки С и Ш с гласными звуками. Звук С подружился со звуком А. Что получилось? Слог СА. Звук Ш подружился со звуком А. Что получилось? Слог ША.
Познакомились слоги: са-ша су-шу со-шо.
Потом решили поговорить друг с другом: «Са-са, ша-ша». (Удивлённо, с оживлением). «Су-су! Шу-шу!» (С восхищением). «Со-со-со. Шо-шо-шо!». (Грустно).
Пошли звуки С и Ш дальше и пригласили с собой гласные звуки. Пришли они вместе к нам в детский сад. Давайте поиграем с этими звуками.
Игра «Разложи вещи»: положи вещи в «шкаф» и «сумку» и прокомментируй свои действия: « Я положу мишку в шкаф», « Я положу сыр в сумку».
Словарь: самолёт, сапоги, шишки, кактус, суп, шахматы, шапка, санки.
Физкультминутка.
Физкультминутка. Упр с прищепками ( прищемляем ногтевые фаланги пальцев, кроме большого, на каждый ударный слог).
Левая рука. Вот проснулся, встал гусёнок,
Пальцы щиплет он спросонок.
Правая рука. – Дай, хозяйка, корма мне
Раньше, чем моей родне!
7. Игра « Найди предмет». Дети должны найти предметы по заданной позиции звука в их названии.
Выбери картинку, в которой звук С в начале слова: санки; в конце слова: кактус; в середине слова: миска.
Выбери картинку, в которой звук Ш в начале слова: шкаф; в конце слова: камыш; в середине слова : башмак.
Игра «Подбери слово к схеме». Детям предлагаются схемы (кружочки) и слова.
Словарь: шуба, суп, шар, сушка, лиса.
Произношение звуков С и Ш в чистоговорках. Захотелось звукам посмеяться вместе с нами. И придумали они чистоговорки – небылицы со словами слон, лиса, душ (картинки).
Лон-лон-лон, на лопате едет слон. Са-са-са, на луне сидит лиса. Уш-уш-уш, слон с лисою съели душ.
Словообразование. Рифмовки – путаницы. Сейчас прилетит птица, в названии которой есть слог куш. Кто это? Кукушка. Она сообщила нам, что наш Карлсон опять шалит. Он перепутал в словах не только звуки С и Ш, но и целые слова. Давайте посмотрим.
Кошка ловит миску,
Мама моет мышку.
На виду у детворы
Крысу красят маляры.
Пожарный носит кашку,
Саша ела каску.
Танцует Миша в машке
Конфету дали маске.
Чтобы Карлсон вернул звуки С и Ш на место, скажите ему добрые слова от слов, которые я назову: ласка-ласковый, слава-славный, послушание-послушный, смелость-смелый. Ура! Карлсон вернул перепутанные звуки на место и отдал правильные слова. Дети повторяют рифмовку правильно.
Разгадывание ребусов из слов.
Карлсон благодарит нас за помощь и предлагает интересное задание. Возьмите первые звуки из слов сумка, осень, куст и соедините в слово. Какое слово получилось? Сок. Возьмите первые звуки из слов шуба, утка, мак. Какое слово получилось? Шум.
Игра с мячом. Поймать мяч и назвать слово ласково.
Словарь: стих-стишок, пастух-пастушок, солнце-солнышко, стекло-стёклышко, соловей-соловушка.
Сколько слогов, столько раз и присядь: душ, суп, Саша, шуба, камыш.
IV Итог занятия.
Игра «Почини буквы». Карлсон принёс вам волшебные яблоки с буквами С и Ш. Но пока он летел, от букв отлетели детальки. «Почините», пожалуйста, эти буквы чёрным карандашом, а буквы справа обведите красным карандашом. Тогда вы сможете прочитать, что написано на яблоках.
Слоги: ша, шо, ши, су, сы.
Ш Одна палочка лежит, Значит, это буква Ш.
Три на ней стоят. Смотрит на ребят
С – от бублика кусок
Кто- то съел в нём правый бок.
14. Работа в тетради. Обведи в кружок все буквы Ш, а все буквы С подчеркни.
О Ю С Б О С Ю Р Ц И Ш Щ Ч Н П С Э С Э О С Ш П Щ И Ш
15. Давайте подарим Карлсону яблоки и повторим пары слов:
Сутки-шутки каска-кашка миска-мишка касса-каша басня-башня.
Су-су-су, я носки себе сушу.
Шу-шу-су, сушки Саше я несу.
Ше-ше-сэ, Саша вышел на шоссе.
Сы-сы-ши, я спешу, и ты спеши.
Ши-ши-си, выпускает самолёт шасси.
О Ю С Б О С Ю Р Ц И Ш Щ Ч Н П С Э С Э О С Ш П Щ И О Ю С Б О С Ю Р Ц И Ш Щ Ч Н П С Э С Э О С Ш П Щ И Ш
О Ю С Б О С Ю Р Ц И Ш Щ Ч Н П С Э С Э О С Ш П Щ ИО Ю С Б О С Ю Р Ц И Ш Щ Ч Н П С Э С Э О С Ш П Щ И Ш
О Ю С Б О С Ю Р Ц И Ш Щ Ч Н П С Э С Э О С Ш П Щ И Ш
Кошка ловит миску,
Мама моет мышку.
На виду у детворы
Крысу красят маляры.
Пожарный носит кашку,
Саша ела каску.
Танцует Миша в машке
Конфету дали маска
Многозначность глаголов
От прилагательных –
к рассказам – описаниям
От глаголов – к предложениям
Делим слова на слоги Грамматика в картинках:
Весна Осень
Зима Зимние забавы
День защитника Отечества
Овощи Фрукты
Грибы Ягоды
Цветы
Домашние животные
Животные наших лесов
Животные жарких стран
Домашние птицы
Перелётные и зимующие птицы
Космос
Скоро в школу
Формирование и
развитие связной речи
Схемы для составления описательных и сравнительных рассказов Дидактические игры и задания
по формированию словоизменения
Единственное и множественное
число существительных
Дифференциация муж и жен рода сущ-х
с флексией –а (-я)
Родительный падеж
Дательный падеж
Творительный падеж
Изменение глаголов прошедшего времени
по родам (числам)
Изменение глаголов настоящего
времени по числам
Согласование прилагательного
с существительным
Согласование существительных
с числительными
Изменение глаголов по лицам
Совершенный и несовершенный вид
Предлоги
Дидактические игры и задания
по формированию словообразования
Суффиксальный способ образования Образование прилагательных от существительных Префиксальный способ образования образования сложных слов Родственные слова и общая морфема
Дидактические игры и задания
Дидактические игры и задания
Дидактические игры и задания
по формированию лексики
Обогащение словаря и уточнение значения слова
Многозначность слова
Страничка для взрослых.
Заботливые родители всегда хотят знать, насколько хорошо развита речь их ребёнка, хотят выявить его словарный запас. Данные речевые игры и упражнения помогут пополнить активный словарь дошколят существительными. Эти игры и упражнения можно проводить с детьми дома, на прогулке и во время путешествий.
Как ты думаешь, какие слова обозначают вещи, которые возникли в природе сами по себе, а какие – сделанные руками человека? (Например, гора, башня, река, канал, порт, бассейн, озеро, море, плотина, скамейка, пригорок, поле, луг, грядка, полянка, клумба, лес, парк, газон, опушка, холм, тротуар, тропинка, шоссе, просека, роща, лужа, фонтан, песочница, пляж, палатка, шалаш, остров).
Как назвать вещь или предмет большого размера: книгу – книжища, сапог – сапожище, руку – ручища, ногу?..
Каких врачей ты знаешь? Какие бывают продукты питания? Какие есть виды транспорта? Какие телепередачи ты смотришь? Какие болезни ты знаешь? Какие у людей бывают увлечения? Какие развлечения ты знаешь?
С какими словами сочетается слово друг? (Верный, добрый, преданный, старый, новый, славный, лучший). Какие слова произошли от него? (Дружеский, дружелюбный, дружный).
Что общее, а что различное у слов: высь, вышина, вышка, высота; ширь, ширина, широта; глубь, глубина; даль, дальность, далеко, дальний; цена, ценность; звук, звучность.
Придумай названия реке, озеру, горе, городу и улице. Учти, когда придумывают географические названия, то ищут именем какого человека или вещи их можно назвать ( море Лаптевых, океан Ясный, деревня Чашки, проспект Будущего, улица Прямая). Иногда дают названия по тому, какими делами прославилось это место, какое оно по виду, рядом с какими другими достопримечательностями расположено.
Названия газетам и журналам дают по их содержанию. Придумай, с каким названием журнал или газету ты хотел бы выпускать.
Как называется житель Москвы? Санкт-Петербурга? Европы? Азии? Африки? Америки? Австралии? Вашего города?
Страничка для взрослых.
Индивидуальная работа по развитию связной речи ребёнка в семье поможет развить у ребёнка умение создавать воображаемые ситуации и сочинять необыкновенные истории. При этом родители должны знать, что знает и умеет их ребёнок-дошкольник:
насколько полно даёт описание предметов, умеет ли по характерным признакам определить предмет, подобрать близкие по значению слова;
умеет ли пользоваться голосовым аппаратом (повышать и понижать силу голоса), ускорять и замедлять скорость своей речи в зависимости от содержания высказывания;
умеет ли внятно и чётко отвечать на вопросы взрослых, какими ответами чаще всего пользуется: краткими или развёрнутыми;
может ли по картинке самостоятельно составить рассказ, сказку достаточно ли ясно, последовательно передаёт их содержание;
какие допускает грамматические ошибки в речи – правильно ли согласовывает существительные с другими частями речи (в роде, числе, падеже), правильно ли употребляет предлоги, верно ли ставит ударение в словах;
насколько чисто и отчётливо произносит звуки родного языка.
В дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности дошкольника узнавать что-то новое и рассказывать об этом.
Речь включается во все виды детской деятельности. Изменение стоящих перед дошкольником задач, появление новых видов деятельности, усложнение общения со взрослыми и сверстниками, расширение круга жизненных связей и отношений, в которые включён ребёнок, приводит к интенсивному развитию речи.
Логопедическое занятие по теме « Профессии все важны! »
для учащихся 1-В класса (диагностический).
1.А. Покажи и назови картинки, в названии которых есть звук Л.
Картинки: лопата, лампа, игла, пила, кран.
2.Б. Придумай несколько слов, которые начинаются со звуков Л и Л”.
Охарактеризуй каждый звук в слове: кирпич.
3. Посмотри внимательно на картинку. Подумай и скажи, кто держит инструмент в левой руке? (стр.124)
Игровое упражнение « Кто кем работает?».
Расскажите о том, кем работают люди, изображённые на картинках.
Картинный материал: повар, врач, водитель, пожарный, парикмахер, строитель, учитель.
Дети читают стихотворения, находят картинку с соответствующей профессией.
Профессии все важны, Профессии все нужны, Надо только браться за дело Очень старательно и смело. | Встаём мы очень рано, Ведь наша забота – Всех отвозить по утрам на работу. (Водитель) |
Профессии все важны, Профессии все нужны, Надо только браться за дело Очень старательно и смело. | С огнём бороться мы должны – С водою мы напарники. Мы очень людям всем нужны, Так кто же мы? – (Пожарные) |
Профессии все важны, Профессии все нужны, Надо только браться за дело Очень старательно и смело. | Я расту, расту, расту, А когда я подрасту,- Буду поваром, танкистом, Клоуном и машинистом. |
Профессии все важны, Профессии все нужны, Надо только браться за дело Очень старательно и смело. | Скажи-ка, кто так вкусно Готовит щи капустные, Пахучие котлеты, салаты, винегреты, Все завтраки, обеды? (Повар) |
Прочитать рассказ (ребёнок или родитель). Повторить рассказ самостоятельно (родитель помогает наводящими вопросами). По аналогии составить рассказ « Повар». Врач. Профессия врача очень важна. Врач лечит детей и взрослых. Он работает в поликлинике и больнице. Врачу нужны: халат, шапочка, градусник, шприц, лекарства, рецепты. Больной приходит к врачу, рассказывает о своей болезни. Доктор помогает больному. |
Мы учим детишек читать и писать. Природу любить, стариков уважать. (Учитель ) |
Кто у постели больного сидит, И как лечиться он всем говорит. Кто болен, он капли предложит принять, Тому, кто здоров, разрешит погулять. (Врач) |
5.Игровое упражнение «Кто что делает?» ( игра с мячом).
- Мяч волшебный получай, на вопросы отвечай!
Врач – лечит, ставит градусник, выписывает лекарства, назначает уколы.
Повар – готовит завтрак, обед, ужин, вкусную еду.
Водитель – водит машину, перевозит грузы.
Учитель – учит детей читать, писать, считать.
Строитель – строит здания: школы, больницы, магазины.
Пожарный – тушит пожары, спасает людей.
6. Игровое упражнение « Кому это нужно?».
Классификация картинок по тематическим признакам.
- Выберите себе профессию и найдите инструменты, которые нужны для работы.
Что нужно для работы повару? (Повару для работы нужна плита, посуда, продукты, халат, колпак).
Что нужно для работы врачу? ( Врачу нужны лекарства, градусник, статоскоп, халат и шапочка).
Что нужно для работы водителю? ( Водителю для работы нужен руль, насос, гаечный ключ, комбинезон).
Что нужно для работы пожарному? ( Пожарному для работы нужна каска, защитный костюм, пожарная машина, огнетушитель, рукав с водой).
Что нужно для работы строителю? ( Строителю для работы нужна каска, кирпичи, бетон, мастерок, подъёмный кран).
7. Физкультминутка.
«Лётчик»: координация речи с движением, развитие общих речевых навыков.
«Много у людей работы»: пальчиковая гимнастика.
Кто-то учит Кто-то варит Кто-то нам бельё стирает Кто-то лечит Кто метёт Кто-то сказочку прочтёт Не кончаются заботы Много у людей работы. | Пальчик вверх Кастрюля Трём кулачки Гладим руку Смахиваем кистями Книга Вращение кистями |
8. Игровое упражнение « Исправь ошибку!» (игра с Буковкиным).
Повар лечит, а врач готовит.
Лётчик ездит, а водитель летает.
Портной строит, а строитель шьёт.
Продавец стрижёт, а парикмахер продаёт.
9. Игровое упражнение « Четвёртый лишний».
- Я буду называть инструменты, которые используют люди определенной профессии. Один из этих инструментов к этой профессии не относится. Назовите это слово.
Кому нужны эти инструменты?
Ножницы, весы, зеркало, расчёска. (парикмахер)
Пила, таблетки, градусник, шприц. (врач)
Сковорода, нож, половник, краски. (повар)
- Определите на слух самое короткое слово?
- Как вы определили? Посчитали количество слогов в каждом слове.
10. Игровое упражнение « Кому принадлежит фраза?» (игра с «умным» кубиком).
- Человек какой профессии может так сказать:
- Несите кирпич, цемент!
- Как вас подстричь? Чёлку сделать покороче?
- Откройте рот и скажите: «А-А-А!»
- Сколько килограммов картошки вам взвесить?
- По какому адресу привезти вам мебель?
11. Физкультминутка.
Пальчиковая гимнастика:
А сейчас мы отдохнём,
И профессии назовём.
- Соединяем пальцы левой и правой руки, на каждое соединение называем профессию.
12. Игровое упражнение « Овощной салат для всех».
- Кто же нам приготовит салат? (Повар).
Рецепт салата: взять овощи, приготовить их, нарезать на мелкие кусочки и сложить в салатницу.
Сколько в слове-названии овоща слогов, столько будет и кусочков для салата.
Словарь: помидор, огурец, свёкла, перец, лук, баклажан, капуста.
13. Итог занятия.
Дети встают, взявшись за руки, легонько пожимают руки друг другу.
- Мы сегодня говорили о профессиях. А вы кем хотите стать, когда подрастёте? Почему?
Профессии все важны,
Профессии все нужны,
Надо только браться за дело
Очень старательно и смело.
Ленкова Н.В,
учитель-логопед
ГБС (к )ОУ VII вида школы№59
Приморского р-на СПб
Конспект логопедического занятия по лексической теме «Профессии все важны»
для учащихся 1-В (диагностического) класса
( логопедическое заключение: Общее недоразвитие речи (3 уровень речевого развития). Дизартрия. Полиморфное нарушение звукопроизношения).
Логопедическая тема: автоматизация звука л в словах, деление слов на слоги.
Лексическая тема: профессии.
Цель: учить называть основные профессии и предметы-помощники.
Задачи:
Образовательные:
Коррекционные:
развитие фонематического восприятия,
совершенствование навыка деления слов на слоги,
расширение словарного запаса по лексической теме «Профессии»,
развитие связной речи,
развитие слухоречевого внимания и памяти,
развитие зрительного внимания и памяти,
развитие выразительности речи,
развитие мышления,
развитие мелкой ручной моторики.
Воспитательные:
формирование умения работать в коллективе,
воспитание навыка самоконтроля,
воспитание желания учиться.
Оборудование: таблица для игры «Внимательные глазки» (профессии), картинки: пила, лопата, лампа, игла, кран, большие картинки: врач, водитель, пожарный, повар, парикмахер, учитель, строитель, карточки Буковкина с заданиями « Исправь ошибку», «Цветик-семицветик», игра «Кому принадлежит фраза?», «Умные домики», «Кому это нужно?», «Умный кубик», мяч, картинки овощей: помидор, огурец, баклажан, лук, капуста, морковь, цветные карандаши, карточки «Эмоции».
Ход занятия:
Деятельность логопеда | Деятельность детей |
I Организационный этап Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе, друг другу. Что нам необходимо для успешной работы на уроке? Покажите своей посадкой, что вы готовы работать. II Развитие неречевых высших психических функций. Игра «Внимательные глазки». Посмотрите внимательно на картинку. Подумайте и скажите, кто держит инструмент в левой руке? III Основная часть Актуализация знаний учащихся. Повторение изученного материала. Расскажите о том, кем работают люди, изображённые на картинках. Картинный материал: повар, врач, водитель, пожарный, парикмахер, строитель, учитель. Дети читают стихотворения, находят картинку с соответствующей профессией. Встаём мы очень рано, Ведь наша забота – Всех отвозить по утрам на работу. (Водитель) С огнём бороться мы должны – С водою мы напарники. Мы очень людям всем нужны, Так кто же мы? – (Пожарные) Скажи-ка, кто так вкусно Готовит щи капустные, Пахучие котлеты, салаты, винегреты, Все завтраки, обеды? (Повар) Сообщение темы занятия. О чем мы будем говорить на занятии? О профессиях. Игровое упражнение «Кто что делает?» - Мяч волшебный получай, на вопросы отвечай! Врач – лечит, ставит градусник, выписывает лекарства, назначает уколы. Повар – готовит завтрак, обед, ужин, вкусную еду. Водитель – водит машину, перевозит грузы. Учитель – учит детей читать, писать, считать. Строитель – строит здания: школы, больницы, магазины. Пожарный – тушит пожары, спасает людей. Работа по теме занятия. Игровое упражнение « Кому это нужно?». Классификация картинок по тематическим признакам. - Выберите себе профессию и найдите инструменты, которые нужны для работы. Что нужно для работы повару? (Повару для работы нужна плита, посуда, продукты, халат, колпак). Что нужно для работы врачу? ( Врачу нужны лекарства, градусник, статоскоп, халат и шапочка). Что нужно для работы водителю? ( Водителю для работы нужен руль, насос, гаечный ключ, комбинезон). Что нужно для работы пожарному? ( Пожарному для работы нужна каска, защитный костюм, пожарная машина, огнетушитель, рукав с водой). Что нужно для работы строителю? ( Строителю для работы нужна каска, кирпичи, бетон, мастерок, подъёмный кран). Игровое упражнение « Исправь ошибку! (игра с Буковкиным). Повар лечит, а врач готовит. Лётчик ездит, а водитель летает. Портной строит, а строитель шьёт. Продавец стрижёт, а парикмахер продаёт. Физминутка. «Много у людей работы»: пальчиковая гимнастика. Кто-то учит Кто-то варит Кто-то нам бельё стирает Кто-то лечит Кто метёт Кто-то сказочку прочтёт Не кончаются заботы Много у людей работы. Продолжение работы по теме занятия. Игровое упражнение « Четвёртый лишний». - Я буду называть инструменты, которые используют люди определенной профессии. Один из этих инструментов к этой профессии не относится. Назовите это слово. Кому нужны эти инструменты? Ножницы, весы, зеркало, расчёска. (парикмахер) Пила, таблетки, градусник, шприц. (врач) Сковорода, нож, половник, краски. (повар) - Определите на слух самое короткое слово? - Как вы определили? Посчитали количество слогов в каждом слове. Игровое упражнение « Кому принадлежит фраза?» (игра с «умным» кубиком). - Человек какой профессии может так сказать: - Несите кирпич, цемент! - Как вас подстричь? Чёлку сделать покороче? - Откройте рот и скажите: «А-А-А!» - Сколько килограммов картошки вам взвесить? - По какому адресу привезти вам мебель? Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика: А сейчас мы отдохнём, И профессии назовём. - Соединяем пальцы левой и правой руки, на каждое соединение называем профессию. 7.Продолжение работы по теме занятия. Игровое упражнение « Овощной салат для всех». - Кто же нам приготовит салат? (Повар). Рецепт салата: взять овощи, приготовить их, нарезать на мелкие кусочки и сложить в салатницу. Сколько в слове-названии овоща слогов, столько будет и кусочков для салата. Словарь: помидор, огурец, свёкла, перец, лук, баклажан, капуста. IV Итог занятия. Рефлексия. Дети встают, взявшись за руки, легонько пожимают руки друг другу. - Мы сегодня говорили о профессиях. А вы кем хотите стать, когда подрастёте? Почему? Профессии все важны, Профессии все нужны, Надо только браться за дело Очень старательно и смело. Итак, что нового мы узнали сегодня на занятии? Продолжите предложения: Я понял, что… Было интересно… Было трудно… Мне захотелось… У меня получилось… На следующем занятии мы… А сейчас оцените свое настроение на занятии – выберите соответствующую рожицу. Молодцы, ребята! Спасибо за работу! | Мы должны внимательно слушать учителя, думать и правильно отвечать на вопросы. Карточки. Профессии все важны, Профессии все нужны, Надо только браться за дело Очень старательно и смело. Мы учим детишек читать и писать. Природу любить, стариков уважать. (Учитель ) Кто у постели больного сидит, И как лечиться он всем говорит. Кто болен, он капли предложит принять, Тому, кто здоров, разрешит погулять. (Врач) Игра с мячом. Умные домики: дети раскладывают картинки-инструменты в кармашки. Буковкин Пальчик вверх Кастрюля Трём кулачки Гладим руку Смахиваем кистями Книга Вращение кистями Врач. Умный кубик. Дети выбирают картинки овощей для салата, называют их и делят слова на слоги. |
Литература:
Арефьева Л.Ню Лексические темы по развитию речи 4-8 лет. Методическое пособие. М., 2005г.
Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. М., 1999г.
Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. СПб, 2005г.
Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М., 2001г.
Смирнова Л. Н. Логопедия для дошкольников и младших школьников, М., Мозаика-синтез, 2005г.
Османова Г.А., «Загадки и отгадки в картинках на все лексические темы». СПб, Каро, 2008г.
Османова Г.А. «Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: картотека пальчиковых игр». СПб, КАРО, 2008г.