Конспект урока на тему: «Соединение деталей из древесины гвоздями, шурупами и саморезами».

Урок по технологии на тему: "Соединение деталей из древесины гвоздями, шурупами и саморезами" предназначен для учащихся 5 классов. К учебнику В.Д. Симоненко "Технология"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: «Соединение деталей из древесины гвоздями, шурупами и саморезами».»

Лежнев Виктор Николаевич,

учитель технологии

МБОУ «Средняя общеобразовательная

школа №4» г. Калуги




Предмет: технология 5 Класс, учебник В.Д. Симоненко. «Технология»


Тема урока: Соединение деталей из древесины с помощью гвоздей и шурупов


Тип урока: комбинированный


Оборудование: образцы гвоздей и шурупов, шило, молотки, клещи, плоскогубцы, отвёртки, мультимедийные средства обучения.


Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

предметные результаты –строение древесины, понятие волокна, размеры, форма гвоздей, саморезов, шурупов.


Адаптация учеников: в связи с тем, что учащиеся 5 класса только вышли из начальной школы, то в процессе урока материал не должен идти сплошным потоком информации, а перемешиваться с разгрузочными темами, в процессе урока будет показан художественный фильм на надлежащую тему, что отвлечет учащихся от нагрузки. В течение урока будут проводиться физкультминутки, для того, чтобы у учеников не снижался порог восприятия информации в процессе изучения нового материала.


Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

овладение алгоритмами решения организационных задач и технологических операций.

2 уровень — понимание, обоснованное применение операций.

Регулятивные

определение последовательности завершающих операций с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

2 уровень — самостоятельное выполнение действий по алгоритму.

Познавательные

выбор наиболее оптимальных средств и способов решения задачи (зачистки поверхностей)

2 уровень — совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

Коммуникативные

умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе.

1 уровень — выполнение действий по алгоритму под управлением учителя.

Личностные

Умение провести самооценку, организовать взаимную оценку и взаимопомощь в группе.

2 уровень — самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм.


Практическая работа

Этап урока

Приемы и методы обучения

Взаимодействие ученик-ученик, ученик-учитель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия


Мотивационно-целевой этап

Задачи этапа:

Организовать самоопределение детей к деятельности на уроке.

Организационный момент - 2 мин.

Учитель проверяет готовность к уроку, выдаёт индивидуальные задания к уроку.

Ученики контролируют свою готовность к уроку.

Личностные: самоорганизация.

Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке.

Актуализация знаний.

Целеполагание и постановка задач.

Систематизация имеющихся у учащихся знаний: строение древесины, направление волокон, приёмы разметки, инструмент для разметки.

Беседа с целью конкретизировать знания, примеры из личного жизненного опыта.

Фронтальная и групповая.

Предлагает ответить на вопросы:

- каким образом можно соединить детали из древесины (клей, гвозди, шурупы)?

- какое из соединений будет прочнее?

Демонстрирует образцы гвоздей и шурупов и предлагает ответить на следующий вопрос:

- по какому принципу можно подобрать гвозди или шурупы?

Подводит учащихся к цели занятия: «научиться соединять детали из древесины с помощью гвоздей и шурупов в единое изделие» и ставит задачи:

- научится делать разметку для гвоздей и шурупов;

- научиться подбирать гвозди и шурупы, соответствующие деталям и их функциональности;

- овладеть безопасными приёмами работы молотком и отвёрткой.

Отвечают на задаваемые вопросы и формулируют вывод о прочности соединений.

Рассматривают образцы, обсуждают, выявляют достоинства и недостатки гвоздей и шурупов с точки зрения прочности соединения, функциональности, эстетичности.

Личностные:

осознание своих возможностей.

Регулятивные:

умение регулировать свои действия,

взаимодействовать в группе.

Познавательные:

Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание.


Поисково-исследовательский этап

Выбор гвоздей и шурупов, инструмента для выполнения поставленной задачи

Анализ и обсуждение вариантов применяемых инструментов. Сравнение гвоздей и шурупов по величине соединяемых деталей.

Учитель объясняет приёмы соединения деталей на гвоздях и шурупах.

Предлагает ответить на вопрос: куда легче забить гвоздь вдоль или поперёк волокон? Можно ли забивать шуруп?

Контролирует деятельность, консультирует учащихся в выборе инструмента и корректирует их действия.

Ученикивыбирают гвозди и шурупы (по длине и диаметру стержня) соразмерно соединяемым деталям, подбирают инструмент, анализируют и объясняют свой выбор,формулируют критерии подбора используемого инструмента.

Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.

Регулятивные:

умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль результата деятельности.

Познавательные: умение рационально использовать технологическую информацию; оценивать технологические свойства материалов, ориентироваться в средствах и технологиях обработки материалов; умение подбирать инструменты и оборудование.


Практический этап

Умение анализировать полученную информацию и применять на практике,умение сотрудничать на уроке с учителем, одноклассниками, в группе и коллективе.

Практическая работа.

Работают в парах и группе.

Учитель организует работу пар и групп, следит за правильным выполнением операций, контролирует и корректирует действия учеников.

Подводит учащихся к выявлению причин и способов устранения возможного брака.

Демонстрирует возможные искривления, угла вхождения гвоздя, шурупа в древесину.

Привлекает к обсуждению причин и способов устранения брака.

Определяют и выполняют технологические операции, осуществляют самоконтроль выполнения операции.

Личностные: применение на практике норм и правил научной организации труда;

развитие трудолюбия и ответственности за качество личной и коллективной деятельности.

Регулятивные:

умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль результата деятельности.

Познавательные: умение выделять необходимую информацию; умение ориентироваться в средствах и технологиях обработки материалов; умение планировать личную трудовую деятельность; умение обосновывать показатели качества промежуточных операций.


Рефлексивно-оценочный этап

Умение построить алгоритм действия, составить технологическую цепочку,умение сотрудничать на уроке с учителем, одноклассниками, в группе и коллективе.

Учитель комментирует и объясняет допущенные ошибки, демонстрируя работы учеников. Сравнивает качество работы бригад.

Предлагает ответить на вопросы:

- доступно и понятно ли данный способ соединения деталей?

- где его можно применить?

- объясняет о целесообразности работы в бригаде.

- фиксирует оценки учащихся.

Ученики сравнивают работы, оценивают свою работу и работы членов группы, отвечают на вопросы учителя.

Делают вывод о значимости сложности и трудоёмкости операции; необходимости декорирования изделия.

Проговаривают последовательность своих действий при выполнении соединения деталей на гвоздях и шурупах, отмечают возникшие трудности, причины, пути их устранения.

Личностные: умение провести самооценку и организовать взаимную оценку (прогнозирование и контроль).

Регулятивные: построение логической цепочки рассуждений, доказать их правильность

Познавательные: умение составить алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления, обосновывать показатели качества конечных результатов.

Итог урока.

Учитель оценивает  качество выполненной практической работы, указывает на характерные ошибки, допущенные учащимися.


Ход урока


- Здравствуйте, ребята! Начнём наш урок.

Сегодня вы будете работать в бригадах.

- Бригадиры, представьте, пожалуйста, свои команды.

У каждой бригады на столе «карточка успеха» Впишите в них номер бригады и название бригады.

За правильные ответы вам на бригаду будут выдаваться смайлики, которые вы будете наклеивать на карточку. Победит та команда, которая наберёт больше смайликов.

- Девизом урока будет

пословица, но её вы должны составить из слов, которые находятся в конверте.

Откройте конверт «Девиз урока» и извлеките раздаточный материал.

Как только какая-то бригада сложит пословицу, поднимает руку.

(Вручается смайлик победившей бригаде)



СЛАЙД-1(пословица)


«С мастерством люди не родятся,а добытым ремеслом гордятся»

- Полученная пословица будет девизом нашего урока

Наклейте девиз урока на индивидуальные листы бригады

- А как вы понимаете эту пословицу?

(ученики отвечают)

- Вы все знаете такие изделия, табуретка, скворечник, полочка, шкаф.

-Скажите, какая операция является общей при изготовлении этих изделий?

Правильно, сборка.

- А как бы вы сформулировали определение операции «сборка изделий из древесины»?

Соединение деталей в одно целое изделие.

- А вот чем соединяются изделия из древесины, мы узнаем, разгадав ребусы



(Шуруп) (Саморез)






(Гвоздь)


Ребусы (гвоздь, шуруп, саморез)

(Вручается смайлик победившей бригаде)

-Все эти детали называют одним словом «крепёж»

- Представьте следующую ситуацию:

Сценка:

- Представьте, что к вам пришёл друг и попросил посоветовать выбрать в магазине крепёж для сборки:

1 бригада – стола;

2 бригада – скворечника;

3 полки для книг.


Эта ситуация могла возникнуть и у вас. Где бы вы оказались в данной ситуации?

Перед вами лежат сигнальные карточки зелёно-жёлто-красного цвета.

Прикрепите флажок к нужному цвету.

Решением этой проблемы мы и займёмся на этом уроке.

5)Итак, какая будет тема нашего урока?

Ученики называют тему урока



СЛАЙД-2(Тема урока)


  1. Тема урока: «Соединение деталей из древесины гвоздями, шурупами и саморезами».



- Впишите тему урока на индивидуальные листы бригады (А4)


- Чтобы решить эти задания как выдумаете, что нужно знать и уметь?

Ученики называют цели урока



СЛАЙД-3 (Цели урока)



2. Цели урока:

(Чему научимся на уроке?)

-НЕ отрезать заготовки из древесины;

- НЕ определять пороки древесины;



-Разложите на столе те цели, с которыми вы согласны. Поднимите руку, кто первый это сделает.(Вручается смайлик победившей бригаде)



-Проверьте, у всех эти цели?

Один представитель бригады наклеивает на индивидуальные листы бригады цели урока.



- Сегодня мы познакомимся со способами соединения деталей из древесины, будем отрабатывать приёмы выполнения соединений.

- Нам предстоит большая работа, я желаю успехов в сегодняшней работе, чтобы вы гордились своим мастерством!



3.Изучение нового материала



- Большинство столярных изделий состоит из нескольких частей. Они соединяются между собой гвоздями (шурупами, саморезами). Сегодня мы и будем учиться делать это.



- Я познакомлю вас с новым материалом. Моими соавторами будут представители бригад. По окончании теоретической части урока члены бригад должны будут оценить информацию, которую нам представят члены других бригад. Лучшие ученики заработают смайлик для бригады.

Слушайте внимательно, после объяснения пройдёт блиц-турнир (опрос) по новой теме.

Критерии оценивания выступающих с информацией вы найдёте на своих столах



Про гвозди расскажет нам Кочемиров Илья


(ВИДЕО-1) (1,5 мин.)

- Скажите, изготовление гвоздей на холодно-высадочных станках – вредное производство?

Постоянный шум оказывает отрицательное влияние на слуховой аппарат, поэтому рабочие используют для защиты слуха специальную защиту (беруши)


- Я предложу на слайдах различные виды гвоздей. Подумайте, что их объединяет (Гвоздь имеет шляпку, стержень, остриё), и какие можно заметить отличия(по назначению, размерам, формой шляпки).



СЛАЙД-4-12 (Виды гвоздей по назначению)



- Вы рассмотрели различные виды гвоздей. Предлагаю вам выполнитьЗАДАНИЕ №1

Раздать бригадам по 3 образца гвоздейс номерами(один комплект оставить себе)

Посмотрите на образцы гвоздей и ответьте на вопрос: «Какой это гвоздь по назначению?)

Ответ запишите в таблицу 1 индивидуального листа бригадыпод заголовком «гвозди».



Бригадиры, проверьте себя по слайду:

СЛАЙД-13 (ответ на задание-1)



Поставьте «плюсы» на правильных ответах смайлик

У кого 3 «плюса»

У кого 2«плюса»



СЛАЙД-14(Общие правила забивания гвоздей)



Полезными советами при забивании гвоздей с нами поделится

Сухотинский Никита (Полезные советы при забивании гвоздей)


СЛАЙД-15(Полезными советами при забивании гвоздей)


СЛАЙД-16 (Обозначение гвоздей по ГОСТу)


- Работы по соединению деталей гвоздями в основном выполняетплотник.

Об этой профессии расскажет Соколовский Андрей.


СЛАЙД-17-18 (ПЛОТНИК)

а)Шуруп

А теперь я познакомлю вас с соединением деталей шурупами.

Так и хочется сказать: в старые добрые времена, когда гвоздь уже был солидным мужчиной, папа и мама шурупа еще ходили в садик!



О шурупах собрал информацию Щука Иван


- Сейчас посмотрите слайд шурупов, затем ответьте на вопросы: что эти шурупы имеют общего (шуруп имеет головку, стержень на конус, винтовую нарезку), в чём их отличие (по назначению, размерам, форме головки, шлице).



СЛАЙД-19(разные шурупы)





СЛАЙД-20 (по форме головки)


- В зависимости от назначения шурупы изготавливают:

- с различной формой головки: полукруглой (рис. 1, а), потайной (рис. 1, б) и полупотайной (рис. 1, в);




СЛАЙД-21 (по шлицу)











Чаще всего используют шурупы с потайной головкой,



Раздать бригадам образцы.

- Ребята, посмотрите на образцы. Головка выступает над поверхностью детали.

- А теперь аккуратно вытащите саморез (остриё очень острое!)и вставьте в другое отверстие.

Объясните, в чём отличие.

   Для потайной и полупотайной головок шурупов отверстия производят зенковку сверлом большого диаметра или специальным    инструментом — зенковкой расширяют входное отверстие (« Зенковать»- от немецкого «углублять»).



СЛАЙД-24



   

Диаметры сверла и зенковки должны быть равны диаметру головки шурупа (или больше)


После  подготовки деталей шуруп вставляют в отверстие и завинчивают отверткой по часовой стрелке.



СЛАЙД-25(Обозначение шурупов по ГОСТу)


Шуруп 3 х 20 ГОСТ 1146—80

Где 3 — диаметр, 20 — длина шурупа.

в)Саморез


В настоящее время наряду с шурупами всё чаще используют саморезы.


О саморезе проинформирует Короходкин Никита


СЛАЙД-26-31



Вы рассмотрели различные виды шурупов и саморезов. Предлагаю вам выполнить ЗАДАНИЕ №2



Раздать бригадам по 1 образцу шурупа и по 2 образцасаморезов с номерами (один комплект оставить себе)



Посмотрите на образцы шурупа и саморезов и ответьте на вопросы:

- какой это шуруп по форме головки и виду шлица?

- какие это саморезы по назначению, форме головки и виду шлица



Ответ запишите в таблицу 2 («шурупы») индивидуального листа бригадыпод заголовком «гвозди»



Бригадиры, проверьте себя по слайу:

СЛАЙД-32 (ответ на задание-2)



Поставьте «плюсы» на правильных ответахсмайлик

У кого 3 «плюса»

У кого 2«плюса»


Собрать задания


- Как и гвозди, шурупы и саморезы – стандартные детали

Их изготавливают также с помощью холодно - высадочных автоматов.


(ВИДЕО-2)


А сейчас сделаем динамическую паузу.

Бригады должны собрать фигуры со стен и наклеить на листы, лежащие на столе. Начиная с 1, бригады будут двигаться по часовой стрелке.

1 бригада – общие правила забивания гвоздей;

2 бригада - правила завинчивания шурупов;

3 бригада – техника безопасности при забивании гвоздей и завинчивании шурупов

-На стене прикреплены листы, они вам помогут при выполнении практической работы

Поверить правильно ли собрали

Прямоугольные – общие правила забивания гвоздей;

Округлые- правила завинчивания шурупов;

Треугольные- техника безопасности при забивании гвоздей и завинчивании шурупов

-Посмотрите на слайд и попытайтесь назвать общие признаки и отличия между саморезами и шурупами (длина, диаметр).


СЛАЙД-33«Чем отличается шуруп от самореза»

СЛАЙД-34 Правильный ответ



-Теперь в бригадах оцените информацию, но только представителей других бригад, используя критерии оценки, лежащие у вас на столе, назовите кто был лучший.

(смайлик)



-Сборкой деталей из древесины шурупами и саморезами занимается столяр-сборщик.

Об этой специальности расскажет Кузюков Александр


СЛАЙД-36-37(столяр-сборщик)


4.Рефлексия

1 бригада – что вы узнали сегодня на уроке?

2 бригада – что хотели бы узнать?

3 бригада – что хотели бы применить на практике?


5.Первичное закрепление знаний

- Сейчас проверим, как вы усвоили материал.Я раздам карточки с заданиями, которые вы выберете.Они двух видов: с базовым и повышенным уровнем.Поднимите руки, кто выбирает базовый уровень.

Раздать карточки (базовый (14 шт.) и повышенный уровень (14 шт.).

Запишите фамилию на карточке.

Обведите кружочком правильные ответы

СЛАЙД-38 (правильные ответы)

Проверьте друг друга в бригадах, пустив карточки по часовой стрелке.



Сколько ошибок?

У кого 2 «плюса» смайлик

У кого3 «плюса»


5.Практическая работа


- А теперь полученные теоретические знания мы закрепим на практике.

Эта работа будет звучать так:

«Соединение деталей из древесины при помощи гвоздей, шурупов, саморезов»

-При работе вы будете пользоваться молотком, клещами, шилом.

- молоток нужно держать так, чтобы рука была на расстоянии 20-30 мм от края рукоятки.

- вначале гвоздь придерживают большим и указательным пальцем, наносят по шляпке несильные удары.

- как только гвоздь прочно войдёт в древесину, руку убирают и наносят более сильные удары.

При сборке деталей из древесины необходимо соблюдать правила безопасности:

Техника безопасности при забивании гвоздей

1.При забивании гвоздей работать только исправным молотком.

2.Нельзя стоять за спиной работающего молотком.

3.Подбирать для работы гвозди только нужного диаметра.

4.ударять по шляпке гвоздя строго вертикально;

5.Не пытаться забивать изогнутые гвозди.

6.Не класть молоток на край верстака.

7.Шило класть на верстак, передавать остриём к себе.



Техника безопасности при завинчивании шурупов, саморезов
1. Не пользоваться шурупами со сбитым шлицем.
2. Пользоваться исправной отверткой, которая соответствует прорези шурупа.
3. Шуруп ввинчивать под прямым углом к поверхности древесины.
4. При закручивании не трогать шуруп рукой.
5. После вворачивания шурупа заусенец на головке обязательно удалить шлифовальной шкуркой или напильником.


В работе вам поможет эта информация. И помните о пословице «С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся»(Выдать на пару учеников пакет (7 пакетов)

- Прежде чем забить гвоздь, закрутить шуруп, саморез, как вы думаете, какую операцию необходимо сделать? Да, деталь размечают и накалывают шилом. (Учитель демонстрирует приём выполнения этой операции)

- А теперь получите задания на каждую пару.


(Учитель демонстрирует приём выполнения этой операции)

Если гвоздь вошёл криво или согнулся, его необходимо выдернуть. Для этого применяют специальный инструмент – клещи. Губками клещей захватывают гвоздь за шляпку или стержень и поворотом вниз вытаскивают из древесины. Чтобы не повредить поверхность детали под губки клещей подкладывают фанерную или деревянную подкладку.





СЛАЙД-10



Если концы выступают, их подгибают на оправке и забивают обратно в древесину.

Это повышает прочность соединения.

СЛАЙД-11



(Учитель демонстрирует приём выполнения этой операции)

Забитый гвоздь отгибают так: отгибают стамеской загнутый конец гвоздя, выравнивают его плоскогубцами, выбивают конец гвоздя молотком, затем выдёргивают за головку клещами.



(Учитель демонстрирует приём выполнения этой операции)

Картинки(рис.32,33) – раздаточный материал

- Вы должны работать по инструкционным картам-заданиям в парах, осуществляя самоконтроль и взаимоконтроль, в конце работы поставить оценки друг другу. Не забывайте обращаться к информации, которую вы добыли своим трудом.Помните о нашем девизе:«С мастерством люди не родятся,а добытым ремеслом гордятся»



Вернемся к заданиям, которые мы с вами не смогли решить в начале урока.

Получив знания, вы сможете ответить на вопрос, который был поставлен в вашем задании (стол, скворечник, полка)



Теперь, после этого урока вы сможете помочь другу посоветовать выбрать в магазине крепёж для сборки кормушки.


Какие гвозди вы выберете?

Сколько на 1 кормушку?

Сколько на 14 кормушек?


-Давайте пошлём представителя в магазин «Самоделкин»


Магазин «Самоделкин»



Покупатель: - Здравствуйте! Я бы хотел купить 50 грамм строительных гвоздей 1,2х25 ГОСТ 4028-63

Продавец:(Считает на калькуляторе) С вас 5 рублей!

Покупатель: Вот деньги!

Продавец:Возьмите гвозди!

Покупатель: Спасибо. Досвидания!


Оценка результатов работы учащихся, выбор лучших работ, разбор допущенных ошибок, анализ их вызвавших причин.

Выставление отметок за работу.


Домашнее задание:

- Выписать в тетрадь новые термины.

Полученные на уроке новые знания и умения я предлагаю вам применить на практике, в творческом задании. Скоро зима. Птицам будет голодно. Объединившись в группы, вы можете смастерить кормушку для птиц. Проявите фантазию и выдумку. Готовое изделие принесёте в класс, и мы вместе повесим их в школьном саду.


«С мастерством люди не родятся,а добытым ремеслом гордятся»













Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас