СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему Высшая нервная деятельность.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

. Организационный момент.

II. Проверка и закрепление знаний.

1. Проверка задания в рубрике «Подумайте» на с. 224 учебника.

2. Выполнение заданий 192–194 в рабочей тетради.

III. Изучение нового материала, систематизация ранее полученных знаний и поэтапное закрепление.

1. Актуализация знаний о рефлексах, рефлекторной дуге, рефлекторном принципе работы нервной системы, анализаторов.

– Какая система органов играет ведущую роль в обеспечении связи организма с окружающей средой?

(Нервная система.)

– Какой принцип лежит в основе нервной деятельности?

(Рефлекторный.)

– Что такое рефлекс?

(Рефлекс – ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая и контролируемая нервной системой.)

– Что такое рефлекторная дуга?

(Рефлекторная дуга – это путь, по которому приходит нервный импульс во время осуществления рефлекса.)

– Из каких структурных элементов состоит рефлекторная дуга?

(Рефлекторная дуга состоит из чувствительного, вставочных и двигательного нейронов.)

– Что следует понимать под анализатором?

(Анализатор – это сложная система, обеспечивающая анализ раздражений. Она состоит из трех частей: рецептора, пути передачи возбуждения и соответствующей зоны коры полушарий большого мозга.)

2. Самостоятельная работа учащихся над текстом, рисунками и схемами, данными в учебнике на с. 225–231 с последующим обсуждением по вопросам.

– Что следует понимать под высшей нервной деятельностью?

(В настоящее время под высшей нервной деятельностью понимают деятельность мозга, связанную с его психикой.)

Примечание. Психика (от греч. – душевный) – системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъективной неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности. (Краткий психологический словарь / сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Пролитиздат, 1985.)

– Каковы заслуги И. М. Сеченова и И. П. Павлова в развитии учения о высшей нервной деятельности?

3. Заслушивание сообщения учащегося на тему «И. М. Сеченов – отец русской физиологии».

И. М. Сеченов родился 1829 году. Окончил военно-инженерное училище, которое дало ему хорошую подготовку в области физики, химии, математики. Затем поступил на медицинский факультет Московского университета. Окончив его, И. М. Сеченов посвящает себя изучению физиологии.

Многосторонняя научная деятельность И. М. Сеченова привела его к многим открытиям в области физиологии дыхания, кровообращения, мышечной деятельности. Но самыми замечательными из всех его исследований были работы по физиологии нервной системы.

И. М. Сеченов показал, что в основе всех функций мозга человека и животных лежат рефлексы. «Все без исключения психические акты… развиваются путем рефлекса», – писал он в своей книге «Рефлексы головного мозга» (1963 г.). Вся деятельность человека осуществляется рефлекторным путем: она начинается вследствие воздействия предметов и явлений внешнего мира на органы чувств и кончается каким-либо двигательным актом.

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему Высшая нервная деятельность.»

8 класс.

Тема. Высшая нервная деятельность.

Цели: познакомить учащихся с особенностями высшей нервной деятельности человека, ее значением в восприятии окружающей среды. Рассмотреть заслуги И. М. Сеченова и И. П. Павлова в изучении высшей нервной деятельности; рефлекс – основа нервной деятельности. Раскрыть суть рефлекторной теории поведения, особенности врожденных и приобретенных форм поведения. Формировать умения: работать с текстом учебника, извлекая из него нужную информацию; отвечать на вопросы; логически мыслить; оформлять результаты мыслительной деятельности в устной и письменной форме.

Оборудование: таблицы «Рефлекс. Рефлекторная дуга», «Строение головного мозга человека»; портрет И. М. Сеченова, И. П. Павлова; модель головного мозга; схема безусловного слюноотделительного рефлекса.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка и закрепление знаний.

1. Проверка задания в рубрике «Подумайте» на с. 224 учебника.

2. Выполнение заданий 192–194 в рабочей тетради.

III. Изучение нового материала, систематизация ранее полученных знаний и поэтапное закрепление.

1. Актуализация знаний о рефлексах, рефлекторной дуге, рефлекторном принципе работы нервной системы, анализаторов.

– Какая система органов играет ведущую роль в обеспечении связи организма с окружающей средой?

(Нервная система.)

– Какой принцип лежит в основе нервной деятельности?

(Рефлекторный.)

– Что такое рефлекс?

(Рефлекс – ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая и контролируемая нервной системой.)

– Что такое рефлекторная дуга?

(Рефлекторная дуга – это путь, по которому приходит нервный импульс во время осуществления рефлекса.)

– Из каких структурных элементов состоит рефлекторная дуга?

(Рефлекторная дуга состоит из чувствительного, вставочных и двигательного нейронов.)

– Что следует понимать под анализатором?

(Анализатор – это сложная система, обеспечивающая анализ раздражений. Она состоит из трех частей: рецептора, пути передачи возбуждения и соответствующей зоны коры полушарий большого мозга.)

2. Самостоятельная работа учащихся над текстом, рисунками и схемами, данными в учебнике на с. 225–231 с последующим обсуждением по вопросам.

– Что следует понимать под высшей нервной деятельностью?

(В настоящее время под высшей нервной деятельностью понимают деятельность мозга, связанную с его психикой.)

Примечание. Психика (от греч. – душевный) – системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъективной неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности. (Краткий психологический словарь / сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Пролитиздат, 1985.)

– Каковы заслуги И. М. Сеченова и И. П. Павлова в развитии учения о высшей нервной деятельности?

3. Заслушивание сообщения учащегося на тему «И. М. Сеченов – отец русской физиологии».

И. М. Сеченов родился 1829 году. Окончил военно-инженерное училище, которое дало ему хорошую подготовку в области физики, химии, математики. Затем поступил на медицинский факультет Московского университета. Окончив его, И. М. Сеченов посвящает себя изучению физиологии.

Многосторонняя научная деятельность И. М. Сеченова привела его к многим открытиям в области физиологии дыхания, кровообращения, мышечной деятельности. Но самыми замечательными из всех его исследований были работы по физиологии нервной системы.

И. М. Сеченов показал, что в основе всех функций мозга человека и животных лежат рефлексы. «Все без исключения психические акты… развиваются путем рефлекса», – писал он в своей книге «Рефлексы головного мозга» (1963 г.). Вся деятельность человека осуществляется рефлекторным путем: она начинается вследствие воздействия предметов и явлений внешнего мира на органы чувств и кончается каким-либо двигательным актом.

И. М. Сеченов установил, что под влиянием внешних раздражений в центральной нервной системе возникает не только возбуждение, но и торможение. Вследствие этого и головной, и спинной мозг не только вызывают деятельность органов, но и тормозят ее: ослабляют, замедляют и даже вовсе прекращают.

В 1866 году выходит в свет работа И. М. Сеченова «Физиология нервной системы», в 1901 г. – «Очерки рабочих движений человека», которые положили начало изучению гигиены труда. Умер И. М. Сеченов в 1905 г., оставив богатое научное наследие, и заслуженно считается основоположником учения о высшей нервной деятельности.

Вопросы для слушателей:

1) Назовите основные научные труды И. М. Сеченова в физиологии нервной системы. Когда они вышли в свет?

2) Что, по И. М. Сеченову, лежит в основе всех функций мозга человека и животного?

3) Какие два противоположных процесса могут возникать в центральной нервной системе под влиянием внешних раздражителей?

4. Заслушивание сообщения учащегося на тему «И. П. Павлов – великий физиолог».

Продолжатель идей И. М. Сеченова – Иван Петрович Павлов – внес неоценимый вклад в важнейшие разделы физиологии. Жемчужиной его научного творчества явилась созданная им «настоящая физиология коры больших полушарий головного мозга».

Решающее значение для жизненного пути Ивана Петровича сыграла книга И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга», прочитав которую, он решил: «Не буду священником!». Павлов покидает духовную семинарию и поступает на естественное отделение Петербургского университета. Здесь он начал работать у Д. М. Менделеева, затем увлекся физиологией, отдав ей все свои силы, всю страсть. Двадцать пять лет И. П. Павлов плодотворно занимался изучением кровообращения и пищеварения. Главная цель его работ – выяснение нервной регуляции органов, логическим завершением которой было изучение И. П. Павловым функций коры большого мозга.

Непосредственным поводом перехода И. П. Павлова к изучению головного мозга послужили опыты по отделению желудочного сока у собаки не только при еде, но и при виде пищи. Это явление называлось тогда в науке «психическим возбуждением» или просто желанием животного поесть. Считалось, что желание, воля животного пускают в работу железы. И. П. Павлов задумался над этим фактом и после «нелегкой умственной борьбы», как он писал, решил стать на путь физиологического изучения психических явлений.

Начиная с 1901 г., более 35 лет своей жизни он посвятил разработке новой, созданной им физиологии больших полушарий. «Дело вышло на широкую дорогу» сразу же, как только были открыты условные рефлексы. Это дало мощный толчок в исследованиях. Условные рефлексы – главное открытие Павлова. Они стали инструментом для многих других научных свершений великого ученого и его последователей. Методом условных рефлексов, точно ключом, открывались скрытые от человека высшие тайны мозга. Павлов пришел к выводу: как важно для натуралиста иметь надежный метод исследования.

До теории условных рефлексов поведение животных очеловечивали. Если, например, прекращалось отделение слюны у собаки, которой не дали пищу по определенному сигналу, то «говорили, что собака «догадалась», ее «дурачили», и она «решила не поддаваться на удочку». Такие объяснения искажают и туманят истинный смысл явления.

И. П. Павлов показал, что мозг работает по принципу временных связей. Он раскрыл постоянную смену возбуждения и торможения коры.

В коре может возникать мощный очаг возбуждения, привлекая и поглощая все другие, менее сильные. Этим объясняется способность человека быть поглощенным своей идеей. Так, знаменитый Архимед, сосредоточившись на изобретении механизма для защиты Сиракуз от римлян, настолько увлекся вычислениями, что не заметил врага и был убит.

И. П. Павлов развил нервную теорию утомления, объяснил сущность сна, сновидений, гипноза, заложил научные основы понимания и лечения некоторых болезней мозга. Павловское учение позволило правильно понять психологические явления: память, речь, мышление, воображение и т. д. Современная психология развивается на базе павловского учения о высшей нервной деятельности.

Трудно переоценить колоссальное значение работ И. П. Павлова для современной науки. Они были признаны и высоко оценены еще при его жизни. Иван Петрович получил 132 награды, столько, сколько не имел ни один ученый мира. Павловское наследие, особенно учение о физиологии мозга, успешно развивает современная наука.

Вопросы для слушателей:

1) Что является, по образному выражению, жемчужиной научного творчества И. П. Павлова?

2) Что явилось непосредственным поводом перехода И. П. Павлова к изучению головного мозга?

3) Что явилось главным открытием И. П. Павлова при изучении физиологии коры больших полушарий головного мозга?

5. Продолжение беседы по тексту учебника на с. 225–231.

Учитель. Итак, мы уяснили, что в основе нервной деятельности лежит рефлекс – ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая и контролируемая нервной системой.

– Вспомните, на какие две группы подразделяются рефлексы.

(Рефлексы бывают безусловные и условные.)

Попытаемся сравнить два этих явления и отразим результаты в таблице.

Рефлексы, их сравнение


п/п

Сравниваемые признаки

Рефлексы

безусловные

условные

1

Каким образом у человека (животного) появляются рефлексы

· с ними человек
(животное) рождается;

· они передаются по наследству из поколения в поколение

· приобретаются
в течение жизни;

· для образования требуются определенные условия

2

Характер рефлекса

· постоянный, универсальный, т. е. на определенный внешний раздражитель следует постоянная реакция организма у всех людей

· индивидуальный, т. е. различны у разных людей, даже
у близнецов

3

Когда оказываются полезными

· помогают организму приспособиться к постоянным условиям среды

· помогают организму приспособиться к изменяющимся условиям среды


Вывод. У человека существует две формы поведения: врожденная и приобретенная. Обобщим сведения о формах поведения в таблице.

Формы поведения

Врожденные

Приобретенные

1

2

1. Безусловные рефлексы – все врожденные рефлексы, т. е. рефлексы, которые передаются по наследству из поколения в поколение. Например, вдох всегда сменяется выдохом; при увеличении яркости света суживаются зрачки глаз, пища в ротовой полости вызывает отделение слюны.

2. Инстинкт – цепочка последовательно связанных друг с другом рефлекторных реакций, которые следуют одна за другой. Примером может служить поведение муравьев, пчел, птиц и т. д.

3. Запечатление – специфическая форма научения у животных, при которой фиксируются отличительные признаки объектов, некоторых врожденных поведенческих актов родительских особей, братьев и сестер, пищевых объектов и т. д. Запечатление обеспечивает животным охрану потомства (следование детей за родителями), узнавание родителей, членов сообщества, сородичей, будущих половых партнеров, признаков местности
и др.

1. Условные рефлексы – это рефлексы, которые приобретаются в течение жизни и возникают на базе безусловных рефлексов и при определенных условиях. Например, если перед кормлением собаки зажигать лампочку, собака поворачивает голову в сторону света
(это безусловный рефлекс; при этом слюна не выделяется, так как свет для пищевого участка коры головного мозга – безразличный раздражитель: через 5–10 с после вспышки света собаке дают мясную пищу. При попадании еды в рот собаки выделяется слюна
(безусловный слюноотделительный рефлекс, а пища – безусловный раздражитель).

2. Динамический стереотип – система условно-рефлекторных связей. Он лежит в основе многих привычек и навыков. Например, научившись кататься на коньках, велосипеде, человек впоследствии не думает о последовательности конкретных действий.

3. Навык – действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения
и отсутствием поэлементарной сознательной регуляции и контроля.

4. Привычка – сложившийся способ поведения, осуществление которого
в определенной ситуации приобретает для индивида характер потребности.


Окончание табл.

1

2


5. Рассудочная деятельность – сложная форма приобретенного поведения, которая позволяет в новых ситуациях на основе прошлого опыта находить новые решения.

Если в течение нескольких дней будем предварять кормление зажиганием лампочки, у собаки слюна начинает выделяться на включение лампочки, еще до появления корма. Свет стал условным раздражителем, у животного выработался условный рефлекс


Задание на дом: изучить материал в учебнике на с________; зарисовать схему «Выработка условного рефлекса по И. П. Павлову» на с. ______ учебника.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!