СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Нахождение нескольких долей целого" 4 класс УМК Школа России

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель учителя: создать условия для деятельности, направленной на решение проблемы урока. Цель ученика: найти эффективный способ нахождения нескольких долей целого.Также совместной целью учителя и учащихся на уроке может стать создание положительного эмоционального климата и творческой атмосферы на уроке.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Нахождение нескольких долей целого" 4 класс УМК Школа России»

Тема урока: Нахождение нескольких долей целого

Цели урока:

Обучающие:

- Создание условий для конкретизации способа решения задач и примеров на нахождение целого по частям. Создание условий для развития умений сравнения, обобщения, умозаключения, систематизации; формирование образности и вариативности мышления; создание условий для воспитания понимания самоценности и значимости окружающих;

Целеполагание для учителя: создание условий для осознанной творческой деятельности учащихся, направленной на решение проблемы урока – нахождение способа вычисления нескольких долей целого

Целеполагание для учащихся: найти способ вычисления нескольких долей целого .

Совместная цель: создание положительного эмоционального климата и творческой атмосферы на уроке.

Развивающие:

- Формировать умение нахождения нескольких долей целого ;

-уметь применять имеющиеся знания;

- развивать умение анализировать свои действия, осуществлять контроль и самоконтроль;

- учить оценивать свою работу;

Уметь планировать свои действия( пошагово комментировать свои действия).

Воспитательные:

- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение слушать, выражать свои мысли; участие в коллективном обсуждении проблем; умение устанавливать рабочие отношения.

Ход урока

  1. Этап актуализации

  1. Проблема урока: Найти ответ на вопрос: «Как вычислить несколько долей , если известно целое?»

  1. Этапы урока:

I. Мотивация учебной деятельности (организационный момент).

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

– Какую тему мы изучаем?
– Как вы думаете, какая работа предстоит на уроке?
– Что для этого вы должны будете сделать? (Сами понять, что не знаем, а затем сами открыть новое.) Готовы?
– С чего начнем урок? (С повторения.)
– Что мы будем повторять? (То, что нам понадобится для изучения нового.)

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

2.Актуализация знаний:

- Ребята, что мы изучаем сейчас на уроках математики? (части).

- Что значит «разделить целое на доли?» (Разделить на равные части).

- Что обозначает знаменатель дроби? (Знаменатель показывает на сколько равных частей разделили целое).

- Что показывает числитель дроби? (Числитель показывает сколько равных частей взяли).

- Как вычислить несколько долей целого ? (Надо целое разделить на знаменатель и умножить на числитель). Правило фиксируется в виде схемы. Схема появляется на левой части доски.

Скоро Новый год. Семья решила устроить чаепитие и пригласить гостей. Мама просит дочку помочь купить продукты для праздничного стола. Она дала Кате 1000 рублей.

-2/10 от этой суммы можно потратить на конфеты. Сколько денег может потратить Катя на конфеты? (1000:10*2=200 руб.)

- 2/5 от общей суммы будет стоить торт. Сколько будет стоить торт?

(1000:5*2=400 руб)

Смоделируем наши действия:

  1. Часть = число : знаменатель ∙ числитель

  2. Целое = число : числитель∙ знаменатель


А что еще нужно купить на праздничный стол? Правильно, фрукты.

- На 90 руб. Катя купила яблоки. Это 3/9 от той суммы, которую планировалось потратить на фрукты. А сколько всего денег планировала потратить на фрукты мама? ( Это проблемный вопрос. Если дети применят известный алгоритм, то получится - 30 рублей. Этого не может быть.)

- Вы смогли выполнить задание? (Нет).

-Почему? Чем оно отличается от предыдущих заданий? (Мы находили часть, а здесь надо найти целое число. Происходит осознание затруднения.

3. Формулировка цели:

- Какой же вопрос у вас возник? (Как найти целое число, если известна часть?)

- Какова же цель нашего урока? (Цель – найти ответ на вопрос: как вычислить целое, если известна часть числа).

4. Поиск выхода из проблемной ситуации:

- Попробуйте найти ответ на этот вопрос сначала самостоятельно, а потом обсудите в парах. Свои рассуждения подтвердите схемой или рисунком.

5. Подведение итогов:

Группы представляют свои решения. В результате обсуждений учащиеся приходят к выводу: чтобы найти целое, надо известное число (часть) разделить на числитель и умножить на знаменатель. Вывод фиксируется на доске. (Правильное рассуждение с опорой на рисунок: 90 это 3 доли. Значит одна доля 90:3=30. А у нас 9 таких долей. Значит, чтобы найти целое, надо 30*9= 270 руб. Столько денег мама планировала потратить на фрукты.)

- Какую цель мы поставили перед собой? (Найти ответ на вопрос...) Мы ответили на вопрос? (Да).

Возвращаясь к задаче можно спросить: «Сколько денег осталось у Маши, когда она сделала необходимые покупки? Какую сдачу она принесет маме с 1000 рублей?


6. Физкультминутка.


7. Первичное закрепление материала и выполнение контрольно-оценочного задания.

Первичное закрепление по тренажерным заданиям «Новогодний хоровод»

Контрольно- оценочное задание:

Задачи «Покупка подарка»

Пластилин стоит 120 руб., а коробка карандашей 2/3 от этой стоимости. . Сколько стоят карандаши?

Тетрадь стоит 12 рублей. Это составляет 2/6 стоимости альбома. Сколько стоит альбом?

Книга стоит 180 рублей, цена блокнота составляет три девятых стоимости книги. Сколько стоит блокнот?


Учащиеся должны определить, что неизвестно в задаче: часть или целое. Выполнить решение с опорой на выбранную схему.

8. Рефлексия деятельности.(2-3 мин)

УУД:

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия.

  • Что нового вы сегодня узнали?

  • Достигли ли мы с вами поставленной нами цели урока?

  • Какие правила мы сегодня вывели?

  • Где они нам могут понадобиться?


9.Д/з

Планируемые результаты:

Личностные

-развитие чувства в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками

-развитие мотивации к творческому труду, к работе над результатами.

Предметные

Называть грамматические признаки имён прилагательных, согласовывать имя прилагательное с именем существительных, понимать лексическое значение имён прилагательных.

Метапредметные

Регулятивные

-самостоятельно организовывать своё рабочее место;

-определять цель учебной деятельности;

-правильность выполненного задания.

Коммуникативные

-формировать умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами;

-овладевать навыками совместной работы в парах, в группах, в коллективе;

Познавательные

-ориентироваться в своей системе знаний;

-овладевать различными способами решения учебных задач;

-научиться находить часть числа и целое по части.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал.

Метапредметные связи: чтение (выполнение заданий, связанных с чтением текста)

Ресурсы: дополнительная литература, ресурсы интернета, рабочая программа по предмету.

Анализируемый урок входит в систему уроков по математике. Урок был проведён в 4-а классе по УМК «Школы России» под редакцией Моро В данном классе обучается 24 человека. Уровень подготовки детей средний.

Содержание урока соответствовало программным требованиям. Материал урока включал в себя практически весь материал изученного раздела. Соблюдалась логическая последовательность изучаемой темы: от долей и частей до нахождения части целого и целого по части. Сложность учебного материала соответствовало возможностям учеников 4-го класса.

Структура урока была выбрана мною, на мой взгляд, оптимальной. Главным был не переход от одной структурной единицы к другой, а смена активных видов деятельности, объединённых одним сюжетом. На всех этапах урока обучающиеся были включены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, основанного на жизненном опыте детей.

Основная технология, используемая мною на уроке – системно-деятельностная, которая включала :

- использование различных методов и приёмов, повышающих степень активности детей в учебном процессе.

Считаю, что эффективно сочетала репродуктивную и проблемную форму обучения, учила работать по изученным правилам и творчески. Для активизации познавательной деятельности, повышение качества образования, мною использовалось ТСО, раздаточный материал.

Формы работы на уроке: групповая, самостоятельная, фронтальная.

На всех этапах урока у учащихся формировались УУД.

Материал к уроку был подобран и выбран с учётом жизненного опыта детей, что тоже способствовало положительной мотивации ..

Достигнутый результат урока был виден в работе с тренажёром нахождения частей чисел по целому. Данный вид работы создаёт ситуацию успеха на уроке, помогает учителю оценить каждого ребёнка на уроке , а обучающимся почувствовать свою значимость и успешность.

Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей. Время использовано рационально.

Считаю, что цели с планируемыми результатами урок достиг.

Доброжелательная обстановка, позитивный настрой обучающихся на уроке, правильный (с моей точки зрения) подбор форм, методов, видов работы помог каждому ребёнку продвинуться в своём индивидуальном развитии.

Урок соответствовал требованиям ФГОС.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!