СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока «Нюанс и контраст – средства гармонизации композиции»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Форма организации практического занятия – групповая.

Форма урока – комбинированный: «мозговой штурм» и «игра».

Тип урока – изучение нового материала. Формирование знаний.

Вид урока – смешанный.

Метод – интерактивный.

 

Основная дидактическая цель: формирование профессиональных компетенций ювелира при моделировании-конструировании ювелирных изделий.

Умение отличить композицию ювелирного изделия, построенного на контрасте или нюансе, практическое применение знаний при моделировании-конструировании ювелирных изделий. Умение в соответствии с поставленной задачей построить эскиз ювелирного изделия, основанный на нюансе или контрасте.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Нюанс и контраст – средства гармонизации композиции»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №9 города Димитровграда Ульяновской области»


Пимякова Наталья Геннадьевна,

учитель изобразительного искусства


Конспект урока «Нюанс и контраст – средства     гармонизации композиции»


Форма организации практического занятия – групповая.

Форма урока – комбинированный: «мозговой штурм» и «игра».

Тип урока – изучение нового материала. Формирование знаний.

Вид урока – смешанный.

Метод – интерактивный.

 

Основная дидактическая цель: формирование профессиональных компетенций ювелира при моделировании-конструировании ювелирных изделий.

Умение отличить композицию ювелирного изделия, построенного на контрасте или нюансе, практическое применение знаний при моделировании-конструировании ювелирных изделий. Умение в соответствии с поставленной задачей построить эскиз ювелирного изделия, основанный на нюансе или контрасте.

Цели: Образовательные – сформировать профессиональные навыки работы ювелира-модельера  в процессе создания эскиза, конструирования-моделирования ювелирных украшений.

Воспитательные:

- воспитать навыки работы с новыми источниками информации;

-  умение коммуникативно, бесконфликтно строить отношения внутри группы с одноклассниками;

- с уважением относиться к мнению друг друга;

- умению находить общее решение, и способы принятия общего решения;

- научить работать с новым оборудованием; привить ответственность за результаты своей работы и работы группы;

- развить стремление к саморазвитию и самообразованию.

Развивающие - развить устойчивый познавательный интерес к процессу обучения в условиях технико-технологических инноваций.

Материальное обеспечение практического занятия:

Кабинет преподавания дисциплины «Основы композиции и дизайна», карточки-тесты, цифровые фоторамки (интерактивная рамка). Рабочие конспекты преподавателя. Интерактивные рамки снащены кейс-носителями (флэшками), на которых содержится информация (иллюстрации плоскостных композиций ювелирных изделий), аудио магнитофон или компьютер, 3 колокольчика, рабочие тетради, ручки.

В качестве альбомов с иллюстрациями плоскостных композиций и ювелирных изделий используются интерактивные рамки.

Применяемые методы обучения: традиционный словесный, наглядный метод с применением информационных интерактивных рамок.

Подготовительный этап перед проведением урока: использованы

информационная технология (ИТ), информационные ресурсы Internet, информационные технологии дистанционного обучения, задействован информационный ресурс (на сайт загружена информация – иллюстрации линейной композиции), кейс - носители, кейс-технология дистанционного обучения, локальные учебные материалы, технологии off-line.

 

Подготовительный этап урока.

Учащимся выдано задание, которое они должны выполнить, пользуясь информационными ресурсами Internet. Задание выдано за  неделю до начала данного урока.

Цель: повторение пройденного материала;

подготовка к восприятию нового материала.

Задание: - ознакомиться с композициями;

- определить, соблюдены ли 5 законов композиции;

- определить, гармоничная каждая композиция или негармоничная;

- аргументировать свою точку зрения;

 

Ход занятия

1 Организационный этап – рапорт старосты подгруппы о посещаемости, подготовка подгруппы к проведению занятия, отметка в журнале. 5 минут.

2 Основной этап теоретического занятия

2.1 Проверка знаний, необходимых для выполнения работы в группах. Учащимся задается вопрос: «Какая цель художника, при выполнении любой композиции?» Правильный ответ – ГАРМОНИЗАЦИЯ. Преподаватель спрашивает у учащихся: «КАК звучит тема сегодняшнего урока, написанная на доске? Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься?» Фронтальный опрос. 5 минут.

2.2. Деление учащихся на группы (применен личностно-ориентированный подход – группы формируются в зависимости от степени подготовленности каждого учащегося, с учетом способностей и возможностей).  Преподаватель раздает карточки различного цвета (красные – 1-я группа - отлично-подготовленные учащиеся, синие-средне-подготовленные учащиеся, зеленые – слабо-подготовленные учащиеся). 3 минуты.

2.3 Инструктаж. Преподаватель предлагает поиграть в «искусствоведов» Начальник дал распоряжение группам искусствоведов сделать научное открытие и определить заданные понятия. Учащиеся в каждой группе выбирают «капитана – начальника группы». Преподаватель назначает ассистента (всего – 15 учащихся; в каждой группе – по 5 человек; всего – 3 группы). Из 5-ти учащихся: 1 ассистент, 1 «капитан». Объясняет задачи и цели ассистента и «капитана». Преподаватель передает капитанам и ассистентам карточки, на которых напечатаны их задачи и цели.

Ассистент контролирует дисциплину и процесс работы группы, оценивает по 5-бальной системе активность участия каждого учащегося, находящегося в подгруппе, следит за временем выполнения заданий. В случае возникновения вопросов или непредвиденных ситуаций взаимодействует с преподавателем (поднимает руку).

«Капитан» фиксирует письменно на выданном листе ответы каждого ученика и путем голосования принимает решение по каждому пункту вопросов, указанных в карточках.  Преподаватель объясняет, по каким показателям учащиеся должны будут оценить работу друг друга во время проведения урока. Каждый учащийся получает лист, который он сам должен заполнить в конце урока в течение 3-х мин. Спрашивает, есть ли вопросы (Рисунок 1). 5 минут.

Преподаватель ассистентам выдает разного цвета карточки. Пишет на доске время, предназначенное для выполнения задания № 1 (рисунок 2). «ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ 1-го задания – 15 мин.»

Учащиеся вставляют флэшки (на которые предварительно преподавателем загружена информация – иллюстрации с изображением ювелирных изделий) на  цифровые фоторамки. Можно пользоваться любыми иллюстрациями на кейс-носителе.

Ассистенты засекают время и звонят в колокольчики.

2.4 Выполнение самостоятельной теоретическо-практической работы – Группы начинают обсуждение вопросов. Выбирается лучший ответ. Преподаватель корректирует и контролирует процесс выполнения задания. По истечении 15 мин. ассистенты звонят в колокольчики.

2.5 Ответы – на доске. «Капитаны» выходят к доске и пишут ответы (в столбик) на доске. Учащиеся внимательно наблюдают и проверяют правильность написанной на доске информации. 2 минуты.

2.6 Дискуссия – обсуждение. «Капитаны» докладывают по очереди. Аргументируют. Учащиеся из данной группы дополняют ответы, аргументируют. Остальные учащиеся внимательно слушают и делают пометки в тетрадях. После того, как выскажутся все капитаны, происходит обсуждение с аргументацией правильности ответа. Преподаватель направляет учащихся к выбору верных ответов. Задает наводящие вопросы. Ассистенты наблюдают за дискуссией, принимают в ней участие и делают пометки в листе оценивания работы на уроке учащихся своей группы. 10 минут.

Сформулированы основные определения (нюанс).

1.Нюанс (художественный прием и средство для гармонизации композиции) – это разнообразие тонких отношений размера, тона, цвета и других свойств элементов.

2. Особенности и задачи нюанса:

А.Используется с целью передачи спокойного эмоционального состояния;

Б. Успокаивает композицию, имеющую сильный контраст (общее решение или акцент);

В. Помогает композиции обрести изящество и законченность;

Г. Применяется в случае очень сложного построения композиций, имеющих большое количество элементов;

Д. создает целостность композиции.

Учащиеся записывают в тетрадь под диктовку выводы.

Контраст – (художественный прием и средство для гармонизации композиции) это резко выраженное противопоставление свойств элементов одной композиции (большие и маленькие формы, вертикальные и горизонтальные линии, светлое и темное, блестящее и матовое…),  это взаимное усиление соотносящихся свойств, качеств, особенностей элементов. 5 минут.

Сформулированы основные определения (контраст).

Особенности и задачи контраста:

А. Через контраст в композиции выделяется акцент (доминанта);

Б. Придает композиции декоративность;

В. Помогает обнаружить идею замысла;

Г. Слишком большой контраст может дисгармонировать композицию.

Учащиеся записывают в тетрадь под диктовку выводы. 5 минут.

Преподаватель предлагает задать учащимся вопросы. Учащиеся поднимают руку и отвечают на заданные вопросы. В случае затруднений, на вопросы отвечает преподаватель. 5 минут.

3 Этап подведения итогов теоретического занятия. Рефлексия.

Преподаватель делает обобщающий вывод. Объясняет, что понятие «нюанс» и «контраст» в искусстве – очень широкое. Приводит примеры. Предлагает послушать музыку, построенную на нюансе и контрасте. Просит самостоятельно определить учащихся, какая из двух мелодий построена на нюансе, а какая – на контрасте. 3 минуты.

4 Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Учащимся предлагается повторить пройденную тему и в тетради написать вопросы по теме (если есть вопросы). Преподаватель благодарит учащихся за активное участие на уроке.2 минуты.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!