СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока о творчестве Н.Рериха "Он любил рисовать горы..."

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока о творчестве Н.Рериха "Он любил рисовать горы..."»





Конспект урока по изобразительному искусству:

Понимание художником красоты природы

(Творчество Н.Рериха – 6 кл. по программе Б.М. Неменского). Конспект урока сопровождается презентацией, раскрывающей тему урока и помогающей эмоциональному восприятию красоты пейзажей.

Тема урока: «Он любил рисовать горы…» (слайд 1)

Цель урока: Познакомить учащихся с творчеством художника Н. Рериха, с творчеством русских художников, с историей возникновения пейзажа как самостоятельного жанра, научить передавать свои мысли и чувства в рисунке, а также учить отличать его произведения от картин других художников.

(слайд 2)

Оборудование: Репродукции пейзажей русских художников(Грабарь «Февральская лазурь»; «Корабельная роща»; И.И. Шишкин «Рожь»), картин Н. Рериха («Альпы», «АК-Таг», «Арджуна», «Аджанта», «Гималаи»), презентация урока, детские работы.

Музыкальный ряд: музыкальная композиция Condor pasa

Литературный ряд: А.С. Пушкин «Горы Кавказа», М.Ю. Лермонтов «Утес»

Материалы и инструменты: бумага, кисти, масляные карандаши, акварель, гуашь.

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. (Повторение)Пейзаж-жанр изобразительного искусства

--Виды и жанры изобразительного искусства.

--История возникновения пейзажа.

--Пейзажи русских художников.

3.(Новый материал) Творчество Н.К. Рериха

4. Демонстрация детских работ

5.Практическая работа

6. Подведение итогов урока.

--Анализ работ.

--Выставление оценок.

--Домашнее задание.

Ход урока:

  1. Орг. момент.

-Приветствие класса

-Проверка готовности к уроку

  1. Пейзаж – жанр изобразительного искусства.

--Виды изобразительного искусства:

На прошлом уроке мы с вами познакомились с видами изобразительного искусства. Давайте вспомним, какие виды изобразительного искусства вы знаете? (таблица)

  • Живопись

  • Графика

  • Скульптура

  • Архитектура

  • Декоративно-прикладное искусство

  • Дизайн

-- Жанры изобразительного искусства: (таблица)

* Пейзаж

* Портрет

* Натюрморт

* Анималистический жанр

* Бытовой

* Исторический

* Батальный

* Маринистический

3.История возникновения пейзажа.

Временем рождения европейского пейзажа принято считать 16 век. Считать его самостоятельным художественным явлением начинают лишь с 17 века.

Жанр пейзажа, как вы поняли, гораздо моложе чем скульптура (примерно 40 – 12 тысячелетие до н.э.); архитектура (2 тысячелетие до нашей эры – менгиры, дольмены, кромлехи, пирамиды).

4.Пейзажи русских художников: (Демонстрация репродукций русских художников: Грабарь «Февральская лазурь»; «Корабельная роща»; И.И. Шишкин «Рожь»)



Посмотрите, пожалуйста, на произведения великих русских живописцев и постараемся понять какое чувство они испытывали к природе, к тем местам, которые они изображали.

(Демонстрация репродукций русских художников: Грабарь «Февральская лазурь»; «Корабельная роща»; И.И. Шишкин «Рожь»)

  1. Творчество Н. Рериха. (слайд 3)

Творчество Николая Константиновича Рериха – явление исключительное в истории русского и мирового искусства. Его полотна притягательны своеобразием тем и сюжетов, их поэтичностью, глубоким символизмом. Художник, ученый, путешественник, общественный деятель, писатель, мыслитель – его многогранное дарование сравнимо по всей величине разве что с титанами эпохи Возрождения. Творческое наследие Н. Рериха огромно – более семи тысяч картин, эскизы декораций, рисунки хранятся в музеях многих стран мира, бесчисленные литературные произведения – книги, очерки, статьи, дневники. В России крупные собрания произведений Н. Рериха находятся в Третьяковской галерее, в Музее искусства народов Востока в Москве, В Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, в Нижегородском художественном музее и в Новосибирской картинной галерее. Также художник неоднократно бывал и на нашей родной смоленской земле, в поместье М.К. Тенишевой. .

Особенно прекрасны его горные пейзажи. Горы в картинах художника как будто бы живые. Богатый цветовой колорит, разнообразие сюжета сразу завораживают зрителя. Его картинами можно любоваться бесконечно.

Репродукции картин, выполненные холодными цветами:

(слайд 4,5,6)

Репродукции картин, выполненные теплыми цветами:(слайд7,8,9)

  1. Демонстрация детских работ.

(на доске)



  1. Практическая работа. Звучит музыкальная композиция Condor pasa, создающая настроение безмолвия и спокойствия горных просторов.

  2. (Игровой момент с применением ИКТ для ученика «Составь картинку»), (слайд 10);

Давайте посмотрим, как изображать горы в смешанной технике: 1группа- (масляный карандаш и акварель); 2 группа-гуашь.

  • Педагогический набросок пейзажа на стеклянной доске гуашью.

  • Выбор положения формата

  • Наметить линию горизонта

  • Изобразить горные вершины, учитывая склоны гор, остроту и высоту

  • Наметить детали переднего плана долины

  • Подобрать красивое цветовое решение гор в сочетании с небом, учитывая освещение.

-Индивидуальная работа с учащимися.

-Демонстрация фотографий гор в разное время года. (слайд 11-17);

  1. Подведение итогов урока.

  1. Анализ работ.

После окончания работы производится демонстрация лучших и наиболее удачных работ на доске или на одной из парт класса.

  1. Выставление оценок. Объявляются оценки по результатам выполненного задания урока.

  2. Домашнее задание.

Уборка рабочего места.  




Шишкин Иван Иванович (1832-1898) «Рожь»





Шишкин Иван Иванович (1832-1898) «Корабельная роща»





Моисей водитель. Серия

Местонахождение картины: частная коллекция, Россия


 


Миларепа услышавший. Серия

Местонахождение картины: Музей Николая Рериха, Нью-Йорк


 

Падма Самбгава. Серия

Местонахождение картины: Музей Рериха, Нью Йорк


 



Снежный подъём. Серия

Местонахождение картины: Музей Николая Рериха, Нью-Йорк


 






Гималаи. Серия

Местонахождение картины: частная коллекция, США


 



Будда победитель. Серия

Местонахождение картины: частная коллекция, Москва


 











Демонстрация детских работ:

8 Рисунков











Методические рекомендации к презентации урока



Презентация “Он любил рисовать горы…” иллюстрирует урок по этой теме в 6 классе по программе Б. М. Неменского. Показ презентации активизирует внимание учащихся, позволяет учителю подробно остановиться на тех моментах урока, которые заслуживают более пристального внимания. В презентации присутствуют ссылки на другие мультимедийные дополнения к уроку, что помогает создать нужный эмоциональный фон, погрузиться в красоту мира природы (по щелчку мыши все слайды).



Второй слайд презентации помогает усвоить цели и задачи урока.



На третьем слайде рассказ о творчестве художника. Рассказать о его приезде на Смоленщину, о творческом союзе.



На этом слайде учитель говорит о пейзаже. Что такое пейзаж, определение пейзажа. (Повторение холодных цветов)

Говоря о жанре изобразительного искусства, мы должны ответить на вопрос – что изображено на картине. Картины, на которых изображена природа, называется “Пейзаж”.

Пейзаж - это картина, на которой изображены лес, поле, река, город, море, горы и т.д.

Если класс достаточно сильный, возможно рассказать о видах пейзажа – городском, индустриальном, морском (марина или маринистическом).



В этом слайде краткая историческая справка о возникновении пейзажа. В слайде говориться о том, что пейзаж – один из самых молодых жанров в искусстве, и возник позже портрета и анималистического жанра. По-видимому, изображение природы не являлось важным для древнего человека, так-так он не отделял себя от неё. Также более подробно рассматривается холодная гамма



Краткое описание изображения на слайде: очертания формы гор, расположение объекта на плоскости листа, освещение, время года.



Время появления первых пейзажей в Европе – XVI век. Хотя, нельзя сказать, что элементы пейзажа не изображались ранее. Самостоятельность пейзажа определяется не только отсутствием в картине людей. Самостоятельный пейзаж обладает некой законченной программой, выражает настроение, сюжет. При этом в картине вполне могут присутствовать изображения как людей, так и животных. (Повторение тёплых цветов)



Каждый пейзаж прекрасен по-своему. Рассматривая пейзаж, невольно проникаешься ощущением его особой национальной неповторимости и глубинной народности.

 



Пейзаж занимал важное место в творчестве Н.Рериха. История сохранила огромное творческое наследие Н. Рериха:более семи тысяч картин, эскизы декораций, рисунки хранятся в музеях многих стран мира, бесчисленные литературные произведения – книги, очерки, статьи, дневники. Среди них наибольшей известностью пользуются знаменитые и незабываемые картины с изображением гор. («Альпы», «АК-Таг», «Арджуна», «Аджанта», «Гималаи»)и т.д.

Пейзаж занимал важное место в творчестве русских живописцев. История сохранила имена выдающихся художников, посвятивших своё творчество исключительно пейзажу. Среди них наибольшей известностью обладают: Шишкин И. И.; Саврасов А. К.; Айвазовский А. К.; Левитан И. И.; Поленов В. Д.; Куинджи А. И.; Васильев Ф. А. Но на уроке невозможно, к сожалению, рассмотреть все, даже наиболее известные произведения. Поэтому на следующих слайдах рассматриваются работы Шишкина Ивана Ивановича; Саврасова Алексея Кондратьевича и Левитана. Шишкин – один из самых выдающихся русских живописцев. Рассмотрим картину Ивана Ивановича Шишкина “Рожь”. Какими красками написана картина? В картине нет ничего лишнего, композиция призвана показать широту, простор и свободу русского пейзажа.



Задание: Из предложенных объектов сложить пейзаж.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!