СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Обобщение по теме "Сложноподчинённые предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок построен на основе деятельностного подхода к обучению

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Обобщение по теме "Сложноподчинённые предложения"»

Повторение и обобщение по теме "Сложноподчиненные предложения"

Ход урока.

I. Слово учителя: Здравствуйте, садитесь. Урок русского языка.

Эпиграфом нашего урока сегодня будут слова Н.М. Карамзина

Слайд 1:


Сколько времени потребно на то,

чтобы совершенно овладеть духом

языка своего? Вольтер сказал

справедливо, что в шесть лет

можно выучиться всем языкам,

но что всю жизнь надобно учиться

своему природному.

Н.М.Карамзин

- Как вы понимаете смысл данного высказывания?

Русский язык – это огромная ПЛАНЕТА, которую вам предстоит постигать еще очень долго, может быть, всю жизнь.

Вот сегодня мы и будем продолжать совершенствовать свои знания в овладении русским языком, работая на темой «Виды сложноподчинённого предложения».

- Откройте тетради, запишите число: Двадцать четвёртое февраля. Классная работа. Тему урока: «Виды сложноподчинённых предложений».

II. А символом и в какой-то мере помощником нашего урока будет одно из уникальнейших деревьев, произрастающих на территории России.

- Что это за дерево, вы узнаете, отгадав загадку (и):

Слайд 2,3: Стоит красавица: косы зелёные,
Платье белое, а в ней четыре угодья:
Первое угодье – мир освящать,
Второе угодье – лес исцелять,
Третье угодье – боль утешать,
Четвёртое угодье – белый свет украшать.

- О каком дереве эта загадка? (Действительно, это БЕРЁЗА)


Слайд 4: берёзки – рисунок и слова В. Рождественского:

В тебе величье моего народа,
Его души бескрайные поля,
Задумчивая русская берёза,
Достойная красавица моя!
В. Рождественский


- Подумайте, пожалуйста, и скажите, почему я взяла символом берёзу? (Мы все живём в РОССИИ. А берёза – один из символов русского народа, нашей Родины, РОССИИ. На территории нашего государства проживает огромное количество народов и народностей. А языком межнационального общения является Русский язык. И урок сегодня, сейчас – урок русского языка.) Обратите внимание на слова Всеволода Рождественского. – На ЭКРАН

III. Начнем нашу работу с небольшой лингвистической разминки. Разминка:

Слайд 5: Рисунок: Берёза у реки: Лингвистическая разминка: подготовка к ГИА)

- Прочитайте стихотворение-предложение.

Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот,
У реки берёзка–скромница,
И ромашковый бугор…

С. Городецкий


  1. Выпишите из данного предложения словосочетания со связью согласование: (старый дом, толстый тополь, ромашковый бугор)

  2. Замените словосочетание РОМАШКОВЫЙ БУГОР синонимичным со связью управление (бугор из ромашек).

  3. Подберите синоним к слову бугор – холм, пригорок, возвышение, взгорье, возвышенность.

  4. Почему берёзка-скромница пишется через дефис (Скромница – это приложение)

  5. Прочитайте ещё раз предложение, охарактеризуйте его – какое это предложение? (СПП с придаточным обстоятельственным условия)

IV. Вот мы и подошли к теме нашего урока. Итак тема … КАКАЯ?

- Какова будет цель нашей работы? (повторить основные признаки СПП, их виды, как распознавать их, строить схемы СПП, уметь правильно расставлять знаки препинания в СПП и ….)

От себя хочу добавить, одной из задач сегодняшнего урока: «Сравнивать, углублять, закреплять всё, что вы узнали о СПП».

- Для начала мы должны вспомнить всё, что ВЫ знаете по теме урока, в этом вам поможет упражнение «Согласен. Не согласен».

- На столе у вас лежит карточка № 1. Подпишите, пожалуйста, её. Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Прочитайте их и поставьте знак «Галочка» в графе «ДА», если вы согласны с ним, и в графе «НЕТ», если – не согласны.

п/п

Предположения

Да

Нет

1

Союзы что, если, чтобы, когда, потому что, словно  подчинительные?

+


2

Сложное предложение, в котором одно подчиняется по смыслу другому, называется сложноподчинённым

+


3

Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей?

+


4

В предложении Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение?


+

5

Придаточные определительные отвечают на вопрос какой?

+


6

Слова который, где, куда, откуда являются союзами


+

7

В сложноподчинённом предложении придаточное может находиться и перед главным, и внутри него, и после главного

+


8

В сложноподчинённом предложении придаточное присоединяется к главному только при помощи союзов


+

9

В русском языке три вида придаточных предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные

+


10

[ ], (с.сл. который...). – схема сложноподчиненного предложения.


+


11

СПП – это предложение, в котором две и более грамматических основ

+


12

Сложное предложение, в котором одно подчиняется по смыслу другому, называется сложносочинённым


+

13

Придаточные обстоятельственные отвечают на вопросы косвенных падежей


+

14

Союз НО – подчинительный?


+

15

Придаточные обстоятельственные делятся на несколько видов (10)

+


Подведём ИТОГ:

- Что Вы знаете о СПП? Расскажите, опираясь на заполненную вами таблицу.

V. Закрепление знаний о СПП.

Издревле любима и почитаема БЕРЁЗА на Руси. Образ ее опоэтизирован в народных песнях и сказках, воспет музыкантами и художниками, писателями и поэтами.

И где бы ни росла русская берёзка, везде она людям радость, свет приносит! Стоит она, красавица русского леса. А вместе с нею стоит наша страна Россия!

1. Упражнение «Третье лишнее».

Карточка № 2

Я подобрала для вас предложения из стихотворений русских поэтов.

Ваша задача: выбрать из трёх предложений – «Третье лишнее» и доказать, почему вы так считаете. Кроме того, вы должны определить вид придаточного в СПП.


Карточка № 2

Задание: прочитайте предложения, определите, какие это предложения (сложные: СПП, ССП, БСП; простые). Найдите среди них «третье лишнее», докажите свою мысль. Определите вид придаточного в сложноподчинённых предложениях, выделив главное и придаточное. Работаем на карточке.


1. Я полюбил тебя в янтарный день,
когда лазурью светозарной
рожденная сочилась тень
из каждой ветки благодарной. (С. Городецкий)


1. Твои берёзы белые, Россия,
твоё хранят тепло и доброту,
и только здесь могу я быть счастливым,
только здесь любимым быть могу. (И. Чабан)


2. И то мне сердце радует,
что снежный свет
родных берёз
на всю планету падает. (А. Екимцев)



В это время Два ученика (Цветков А., Апалёнов И.) работают на доске: записывают предложения, определяют вид придаточного, строят схему.

Карточка № 1 для работы на доске

Задание: спишите, найдите главное и придаточное предложения, докажите графически, запишите, какое это предложение. Постройте схему. (Прочитайте предложение и дайте характеристику вслух.)


И так уж она хороша, что кажется в шуме берёзы есть русская наша душа. (В. Рождественский)

Карточка № 2 для работы на доске

Задание: спишите, найдите главное и придаточное предложения, докажите графически, запишите, какое это предложение. Постройте схему. (Прочитайте предложение и дайте характеристику вслух.)


Когда упал я ранен, чуть живой, надо мной склонилась белая берёза доброй милосердия сестрой.

ПРОВЕРКА РАБОТ:

  1. Проверим работу «третье лишнее».

  2. Прочитайте предложения.

  3. Назовите «третье лишнее» предложение.

  4. Почему вы так считаете?

  5. Прочитайте СПП.

  6. Назовите вид придаточного. Как вы его определяли?


2. Проверим работу, выполненную на доске:

1. Карточка № 1: И так уж она хороша …


СЛОВО МОЁ: Символом Родины была берёза и в грозные годы Великой Отечественной войны, когда в 1941 году на нашу страну напали фашисты…

2. Карточка № 2: Когда упал я ранен….


3. Свинцовым градом пуль поливали враги нашу землю, часть смертоносного груза приняли на себя берёзовые рощи.

- Прослушайте об этом одно из стихотворений (но для вас будет ещё одна задача: попробуйте определить, сколько в нём СПП)

Слайд 6:

За селом, вдали, на перекрёстке
Полевых, едва заметных троп
Я узнал знакомые берёзки,
У которых рыл себе окоп.


И невольно вспомнил, как стонали
Ветки их от взрывов и огня…
Возле тех берёзок подобрали
Чуть живым товарищи меня.

С той поры остались на берёзках
Чёрные глубокие рубцы,
С той поры с любовью о берёзках
Говорили часто мне бойцы:


«Ты бы злую смерть не пересилил…

Ты бы тяжких ран не перенёс,
Если бы тебя не напоили
Светлыми слезинками берёз».


- Зачитываю их , дети устно определяют виды придаточных, глядя на ЭКРАН


1. За селом, вдали, на перекрёстке
Полевых, едва заметных троп
Я узнал знакомые берёзки,
У которых рыл себе окоп. – СПП с придаточным определительным

2. И невольно вспомнил, как стонали
Ветки их от взрывов и огня… - СПП с придаточным изъяснительным

3. Ты бы тяжких ран не перенёс,
Если бы тебя не напоили
Светлыми слезинками берёз». - СПП с придаточным

обстоятельственным условия




4. Образ Берёзы опоэтизирован в народных песнях и сказках, пословицах и поговорках, о ней сложены народные приметы.


ДОМИНО:

- У вас на столах лежат конверты, в которых пословицы и народные приметы о БЕРЁЗЕ.

Ваша задача – собрать их. Найти среди них СПП, определить вид придаточного. РАБОТАЕМ В ПАРАХ.


Проверим, что у вас получилось:

- Прочитайте только те пословицы, которые содержат СПП.

- Назовите придаточные предложения.

- Определите их вид.


VI. Итоги урока.

VIII. Подведение итогов.

- Что повторили, закрепили, узнали нового?

- Какую роль в нашей речи играют сложноподчиненные предложения? (украшают нашу речь, позволяют более полно выразить свои мысли, помогают сформулировать вопросы и дать на них полные, раскрытые ответы, помогают дать яркую характеристику человеку).




Где бы ни росла береза – всюду она приносит людям радости свет. И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ, вечна наша земля.

Береза. Нет дерева милее и роднее. И не только потому, что она встречается в нашей стране повсюду. Скорее потому, что чувства, которые она вызывает, созвучны щедрой и отзывчивой душе русского человек.

Ещё Дмитрий Сергеевич Лихачёв писал, что в основе русского национального характера лежит глубинная связь жителя страны с окружающей его природой.


Наверное, ни в одной стране мира нет столько белоствольных деревьев с тонкими веткам: усыпанными маленькими нежными листочками. Это дерево такое красивое и притягательное, что вызывает трогательное отношение к себе, её любят, перед ней преклоняются. И, кажется, сама природа проявляет особую заботу об этом чудесном дерев.

Береза стала олицетворением России. Пройдут сотни лет, но берёза будет символом нашей бессмертной могучей родины.

Где бы ни росла береза – всюду она приносит людям радости свет. И быть ей на наших просторах вечно. Потому что вечен наш народ, вечна земля.


Берёза — красивейшее дерево русских равнин. Она хороша и ранней весной, когда распускаются её клейкие листочки, и летом, щедрая на тень, с шумящей густой листвой, и осенью, вся золотая, и зимой в инее, излучающая свет вокруг. Поэты любуются её нарядом и видят в ней живое существо.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!