СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Образование СССР"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока истории в 10 классе. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Образование СССР"»

1. Организационный момент.

Здравствуйте, дорогие ребята и гости нашего урока!

Сегодня 16 декабря, а за окном совсем нет снега. Я решила исправить эту ситуацию и принесла в своей волшебной шкатулке немного снежинок. Они у меня разного цвета. Я предлагаю вам выбрать по снежинке, которая ближе к вашему настроению сегодня. Снежинки у меня белого и синего цвета. Соединим теперь наши снежинки в соответствии с цветами. Тех, кто выбрал белые снежинки я попрошу занять места за столом под номером 1, синие снежинки - второй стол.

Теперь вы - команда. У вас на столах есть бейджи с указанием ролей в команде и описание функций. Вам уже знакома групповая работа, поэтому прошу в течение минуты распределить роли и прикрепить слева на одежду ваш бейдж. Прошу представиться капитанов команд и спикеров.

Успешной и плодотворной нам работы!

2. Актуализация

Ребята, на прошлом уроке мы говорили о Новой экономической политике.

Вспомним пройденный материал и выполним задания:

Исключите лишнее звено в логической цепочке.

Объясните свой выбор

продразвёрстка, продовольственная диктатура, главкизм, продналог, концессия.

Продразвёрстка ( сокращённое слово от сочетания продовольственная развёрстка) – это мероприятия, проводимые советской властью в период «военного коммунизма» ( 1918-1921 г.) с целью выполнения заготовок.

Продовольственная диктатура — это система чрезвычайных мер советской власти в период Гражданской войны, которая заключалась в организации продовольственного снабжения жителей городов путём изъятия зерна в деревне и последующего его распределения.

Главкизм, система управления советской промышленностью в период Гражданской войны и военной интервенции 1918—1920.

Выберите иллюстрации, которые относятся к НЭПу:

+ 1921 г. Кудряшов В. Могучим ударом труда мы уничтожим оковы разрухи. 

-

+ Плакат. "Продовольственный налог. Отдай городу часть урожая, остальным распоряжайся сам". Период создания: [1921 г.] Авторы: [Лебедев В.В.]

-



+ Общегражданский налог. Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров [Изоматериал] : [Плакат]. - Москва : Крас. новь, 1923.

3. Целеполагание

После революций и во время Гражданской войны бывшая Российская империя распалась на отдельные территории. Многие считали, что необходимо снова объединиться в единое государство.

Были ли предпосылки для образования Союза?

Давайте вместе сформулируем, исходя из выше сказанного нами, тему урока

Совершенно верно! Сегодня мы попытаемся сделать выводы из опыта создания СССР. Давайте запишем тему в тетрадь

Приём "Ассоциативный ряд":

Какие ассоциации у вас возникают при упоминании СССР, возможно, что о советском государстве вы слышали от бабушек и дедушек, от родителей.

Напишите на листиках у вас на парте.

и прикрепите к эмблеме на доске.

Теперь давайте попробуем, исходя из моих слов выше, сформулировать проблемный вопрос урока.

Верно!

Проблемный вопрос урока будет звучать так

Какое значение для истории страны и мира в целом играло образование СССР и были ли другие варианты образования этого союза?

4. Изучение нового материала.

Давайте вспомним позицию партии большевиков по национальному вопросу еще до революции. 10 января 1918 г. III Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов одобрил «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа» (Приложение 2) Изучите документ и ответьте на вопрос:

Какие принципы национальной политики лежат в основе документа? Используйте навыки работы согласно приёму цветные поля.

Ответ обучающихся:

  • равенство народов России;

  • их право на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства;

  • отмена национальных и религиозных привилегий;

  • свободное развитие национальных меньшинств, населяющих территорию России.

 В 1917-1918 гг. Российская империя распалась: из ее состава вышли Польша, Финляндия, Украина и др. Россия стала называться РСФСР. Однако в ходе Гражданской войны пошли обратные процессы – большевики национальных окраин начали объединяться с российскими для борьбы со своими врагами. Лозунг Белого движения «единой и неделимой России» оттолкнул часть населения. В Гражданскую войну были втянуты все национальные окраины России. После аннулирования Брестского договора 1918 г. началась СОВЕТИЗАЦИЯ, т.е. расширение советской системы путем освобождения оккупированных немецко-австрийскими войсками территорий. Красная армия вступила на территории Белоруссии, Прибалтики, Закавказье, Дальнего Востока, создавались советские правительства.

К 1921 г. политическая карта бывшей Российской империи выглядела следующим образом:

Работа с картой: (выходит обучающийся)

Зона советской власти – формально независимые советские социалистические республики: РСФСР, Украина, Белоруссия, Азербайджан, Грузия, Армения, Дальневосточная республика, Среднеазиатская народная республика – Хорезмская и Бухарская.

Суверенитет у Латвии, Литвы, Эстонии, Финляндии, Польши. 

Все республики были связаны военно-политическим, дипломатическим союзами, единой Красной армией, партийным руководством, общей экономикой по плану ГОЭЛРО. Власть осуществляла единая КП, руководимая ЦК из Москвы.

Ряд факторов способствовал сближению республик впервые годы после Октября. С 23 по 27 декабря 1922 проходил X Всероссийский съезд Советов. Повестка дня состояла из 7 пунктов. В той или иной степени они имели отношение к образованию СССР. Но прямо образованию Союза посвящался 6-ой пункт повестки дня, который звучал следующим образом – «Предложение договорных советских республик о создании Союза советских социалистических республик». Получается, что инициатива исходила от республик и российский съезд должен был на нее откликнуться. Доклад по этому вопросу сделал Сталин.

Прочитайте текст выступления И.В. Сталина на Х  Всероссийском съезде Советов 26.12 1922 года и выпишете в таблицу на ваших рабочих листах предпосылки образования СССР.

Озвучивают предпосылки по группам.

Проекты объединения республик

Самый глобальный вопрос национальных отношений в тот период времени – непосредственный план создания СССР и его конкретной реализации. Вторая половина 1922- решающая стадия формирования СССР. Создается комиссия по подготовке проекта по соответствующему национально – государственному строительству. Председателем комиссии назначали В.В. Куйбышева, члены Сталин, Оржоникидзе, Сокольников, Раковский, Мдивани и др.

Вопрос об основах объединения был сложным и дискуссионным.

Существовало две точки зрения по вопросу создания союзного государства: план федерализации и автономизации. На ваших столах есть кейсы с заданиями. Первый стол работает с кейсом по теме "Проект Ленина.  Федеративное устройство- равноправие союзных республик", а второй стол - "Проект Сталина. Автономизация - вхождение республик в состав РСФСР".

Представление результатов работы.

-Кто был автором? (Ленин/Сталин)

-В чем сущность плана? (Создание государства на основе равенства, федерации/ на основе автономизации государств)

-Каковы плюсы и минусы?

- Что такое федерация/унитарное государство?

В октябре 1922 г. Пленум ЦК одобрил ленинский план. Этот проект приняли за основу и на Всесоюзном съезде Советов было принято решение о заключении союзного договора и создании СССР.

Этапы образования СССР

30 декабря 1922 года в Москве утверждена «Декларация об образовании СССР»

Первоначально в состав СССР вошли 4 республики. Затем состав СССР постепенно расширялся: (работа с картой):

1924 г. в СССР вошли Туркмения и Узбекистан (Таджикистан был тогда его частью);

1929 г. Таджикистан вошел в состав СССР как союзная республика;

1936 г. ЗСФСР разделилась на союзные республики – Грузию, Армению, Азербайджан;   

1936г. Казахстан и Киргизия (11 союзных республик закрепила Конституция «победившего социализма» 1936 г.);

1940 г. Литва, Латвия, Эстония, Молдавия.

Физминутка:

рисование носом




Первая Конституция СССР.

31 января 1924 года на II Всероссийском съезде Советов была принята Конституция СССР. В Конституции определялось государственное устройство СССР.

Я предлагаю вам сравнить Конституцию 1924 и 1993 года. Давайте выделим сходства и различия (работа с документом) Выполняем задания используя бланк Диаграмма Венна

Какое же государство в итоге было создано 30 декабря 1922года?

С образованием нового государства встала необходимость создания высших органов власти.

Работая с материалом учебника, заполните схему на рабочих листах.

Представление результатов.

5. Закрепление:

Таким образом, создание СССР не было одномоментным актом, а явилось результатом довольно долговременного, многоэтапного пути, показавшего сколь сложным и, вместе с тем, важным было создание государства нового типа.

Объединение в одно многонациональное государство не противоречило народам страны. СССР сумел занять одну из ведущих позиций в геополитическом пространстве мира. Но приверженность высшего руководства партии к излишней централизации управления остановила расширение полномочий субъектов страны (при Сталине).

К 1940 году в составе СССР было 15 республик, и в этом составе Советский Союз просуществовал до 1991 года. Мы все родились в СССР, а ваши родители выросли, учились, жили в этом государстве. И сейчас мы узнаем, чем для них был Советский Союз.

Сейчас мы проверим, как вы усвоили материал на уроке. Я предлагаю вам выбрать ёлочку определенного цвета, которая вам больше нравится.

В соответствии с цветом вашего новогоднего дерева, я предлагаю вам выполнить задание:

  1. красные - Группа – оптимисты – выявить все положительные моменты в образовании СССР.

  2. синие - Группа – пессимисты – выявить все отрицательные моменты.

  3. зелёные - Группа – реалисты – что получилось на самом деле.

  4. желтые - Группа – философы – подведение итогов.




6. Рефлексия:

Смогли ли мы ответить на поставленный нами в начале урока вопрос? В чем же значение образования СССР? Был ли в полной мере реализован принцип федерализма?

У нас в классе тоже есть новогоднее дерево. Давайте украсим его в соответствии с результатами вашей работы на уроке. Если вам всё понравилось и вы довольны результатом - повесьте на ёлочку красный шар, если ещё есть над чем поработать, результаты нужно доработать - золотой, если результат работы неудовлетворительный - зелёный шар.

7. Подведение итогов урока:

Оценивание по листам самооценивания и взаимооценивания. Выставление оценок.

8. Домашнее задание:

-параграф 11 прочитать, ответить на вопросы

- выполнить задания в контурной карте «Образование СССР»

- стр.146 вопрос 1 составить таблицу «Национально-государственная политика большевиков: принципы и реальность»,



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!