СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок музыки в 6 классе. Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения"»

Урок № 8

Дата: 6 А- 25.10.2018 г., 6 Б 22.10.2018 г., 6 В-26.10.2018 г.,6 К- 23.10.2018 г.

Тема: Образы песен зарубежных композиторов.

Искусство прекрасного пения.

Тип урока: комбинированный

Цель урока: знакомство с вокальным искусством прекрасного пения бельканто, с исполнителями этого стиля,

Задачи:

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

  • познакомить учащихся с вокальным стилем бельканто, вокальным жанром — баркарола,

  • учить наблюдать за развитием музыки (от интонации, музыкальной темы до становления музыкального образа в целом)

  • расширять представления о мировом музыкальном наследии и его социальной роли в жизни современных людей;

  • учить определять приемы развития музыкальных произведений

  • формировать певческие навыки


  • развитие эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия

и анализа музыкальных образов,

  • развивать музыкальные способности

учащихся (слух, память)

  • развивать музыкальное мышление, способность размышлять о музыке

  • воспитывать эстетическое отношение к миру

  • воспитывать интерес к классической музыке зарубежных композиторов

  • воспитывать культуру слушателя, исполнителя

  • воспитывать внимание к миру как основе художественного

творчества

УМК, ТСО: фонохрестоматия; запись песни, ноутбук; экран; мультимедиа-проектор; электронное фортепиано.

Методы: метод обобщения через жанр, метод интонационно-стилевого постижения музыки, метод пластического интонирования, метод тождества (романс-баркарола), беседа.

Основные понятия: мелодия, песня, песенность, бельканто, баркарола, романс.

Ход урока

«Голос, голос,

Кто тебя не слышит,

Тот без крыльев на земле живет:

Кажется, что это небо дышит,

Кажется, что даль тебя зовет…»

В. Семернин

1.Организационный момент. Приветствие проверка уровня готовности к уроку.

2.Проверка д. з. Актуализация знаний.

Тест за 1 четверть.

В 6 классе мы погружаемся на уроках музыки в удивительный мир музыкальных образов. С музыкой каких композиторов мы уже познакомились? Русских.

-Какой музыки на уроках звучало больше? Вокальной или инструментальной? Какие жанры встречались? Романс, песня, вокализ.

-С какими жанрами народной песни мы познакомились на прошлом уроке? (плач- причет, величальная). Где их исполняли? На свадьбе.

-Почему русские композиторы включали свадебный обряд и народные свадебные песни в свои оперы? Приведите пример.

-Что должен уметь делать исполнитель, чтобы донести смысл музыки до зрителя? Как называется высокий уровень владения голосом, инструментом? Мастерство исполнителя.

-Приведите примеры исполнительского мастерства. (исполнение

Ф. Шаляпина, А. Неждановой и др.)

3.Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока.

Начав разговор о мастерстве вокального исполнения, мы не можем не вспомнить Италию. Италия расположена на юге Европы, на Апенинском полуострове. Вы знаете столицу Италии – Рим? Да, а еще известные города Италии - это Венеция, Неаполь, Сорренто. Сегодня на уроке я предлагаю представить, что мы оказались в этой удивительной стране, путешествие это будет, конечно же, с музыкой.

Цель нашего урока- начать знакомство с образами песен зарубежных композиторов и услышать искусство прекрасного пения.

Тема урока

4. Работа над темой урока. Первичное усвоение новых знаний.

Теплые южные моря – Средиземное, Адриатическое, Ионическое – играют в жизни итальянцев важную роль. Многие жители этой страны занимаются рыболовством. Кроме моря у итальянцев есть еще одна страсть – пение. Наверное, ребята, вам известны имена великих итальянских певцов – Энрико Карузо, Марио Дель Монако, Робертино Лоретти- итальянский чудо-мальчик,он еще в подростковом возрасте. Когда в 1963 году Валентина Терешкова первой из женщин-космонавтов совершала полет вокруг Земли, во время сеанса связи ее спросили, как она себя чувствует. "Я чувствую себя хорошо, - ответила Терешкова. - Но здесь, в космосе, такая непривычная тишина, не хватает человеческих голосов. Дайте мне послушать голос Робертино Лоретти". Эту фразу тут же растиражировали все мировые СМИ. И юный итальянский певец стал еще популярнее.

Звучит фрагмент «Санта - Лючия» (Р.Лоретти)…

Название похоже на женское имя, хотя на самом деле так называется морская бухта, в которой даже в бурю море спокойно и ласково. Обратите внимание, что такая манера пения называется БЕЛЬКАНТО . Заключается она в виртуозном владении певца своим голосом».

Италия является родиной бельканто. Бельканто в переводе с итальянского означает красивое, прекрасное пение. (запись в тетрадь). Великие исполнители бельканто: итальянский тенор Энрико Карузо, греческая певица Мария Каллас (сопрано), русские оперные певицы Ирина Архипова и Елена Образцова.

Композиторы, художники, певцы, артисты стремились побывать в Италии, проникнуться духом этой страны, величием архитектурных памятников, картин, скульптур, красотой ее музыки, пения . Множество музыкальных произведений, и вокальных, и инструментальных, связано с впечатлениями разных композиторов о Венеции, чудесном музыкальном городе в Италии. Море и песня… как часто они объединяются. Примером тому – песни о море, о воде, а точнее песни на воде – знаменитые итальянские баркаролы.

Елена Зайцева Баркарола. Ф.Шуберт (перевод).

О чем пела певица? Как звучала музыка? Какой она была по характеру? (легкая, нежная, мечтательная, слышно покачивание)

Написал ее Франц Пе́тер Шу́берт (1797 —1828) — австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке, автор приблизительно 600 вокальных композиций (на слова Шиллера, Гёте, Гейне и других), девяти симфоний, а также большого количества камерных и сольных фортепианных произведений.

В подростковом возрасте исполнительница этой баркаролы Елена Зайцева была солисткой Ансамбля песни и пляски имени В. С. Локтева. Существуют аудиозаписи некоторых песен.

Баркаролы родились в Венеции. Город расположен на островах Венецианской лагуны Адриатического моря, поэтому все передвижения в нем осуществляется только на лодках. Называются эти плоскодонные, одновесельные лодки – гондолы .Правят ими гондольеры, распевая при этом песни. баркаролы – песни на воде. (барка- с ит. «лодка». Вам хорошо известны слова «БАРКАС», «БАРЖА», происшедшие от итальянского barka , что означает лодка. А итальянский глагол rollare означает испытывать бортовую качку. Таким образом, БАРКАРОЛА – качающаяся лодка.) Сейчас вы и слушали баркаролу.

Очень часто многие поэты писали свои стихи под впечатлением от услышанной мелодии. А композиторы, очарованные поэтическим текстом, сочиняли свою прекрасную музыку. Так и произошло с произведением русского композитора М.И. Глинки, с которым мы сегодня познакомимся. Русские композиторы тоже бывали в Италии. В 30-е годы 19 века М.И. Глинка отправляется в Италию, на родину профессиональной вокальной музыки. Он хочет усовершенствоваться в композиторском вокальном мастерстве. В Италии он услышал знаменитых итальянских певцов. В Италии композитор знакомится со стихами русского поэта И. Козлова. Очарованный их поэтической красотой, а также красотой итальянских пейзажей, Глинка в духе итальянской баркаролы пишет свой знаменитый

романс «Венецианская ночь» на стихи Козлова. в исполнении Нины Дорлиак.

Это пример виртуозного исполнения певицы. Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор, чтобы передать красоту Венеции весенней ночью? (выбрать карточки- 1 учащийся)

Ритм баркаролы здесь служит основным средством для создания музыкального пейзажа. Мерное ритмическое покачивание, «всплески волн» в аккомпанементе и легкая, словно воздушная мелодическая линия выразительно оттеняют поэтическое ощущение природы. Музыка романса полна светлого безмятежного чувства.

5. Первичная проверка понимания. Первичное закрепление. Понравились ли вам прослушанные произведения? Чем они похожи? Они написаны в жанре баркаролы и очень лиричны, красивы, напевны, мелодичны.




Важно учиться даже не на большой сцене, а на уроке музыки быть хорошим исполнителем музыки, хотя бы простой песни. На уроках звучит разная музыка, и серьезная и более легкая для восприятия. Пока вы исполнители несложных детских песен.

Вокально-хоровая работа. Дыхательная гимнастика . «М» - по три звука вверх- вниз. «Я пою»

Песня «До чего дошел прогресс» Е. Крылатова.

6. Подведение итогов. Рефлексия.

В какой стране зародилось искусство прекрасного пения? (Италия)

Какое название получило это искусство? (Бельканто)

С каким новым в жанром вокальной музыки мы сегодня познакомились? (Баркарола – песня на воде)

Назовите фамилии композиторов, писавших баркаролы? ( Глинка, Мендельсон, Шуберт и др.)

Назовите имена выдающихся исполнителей бельканто. (М. Каллас, Э. Карузо, И. Архипова, Е. Образцова, Р. Лоретти и др.)

7. Домашнее задание. Учебник с 38-39 изучить материал. Слушать музыку (баркаролы, Робертино Лоретти). Песня наизусть.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!