СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока _Общая характеристика класса. Внешнее строение птиц. Лабораторная работа № 6 _ Внешнее строение птицы. Строение перьев_

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока _Общая характеристика класса. Внешнее строение птиц. Лабораторная работа № 6 _ Внешнее строение птицы. Строение перьев_»

План-конспект урока

Тема урока: Общая характеристика класса. Внешнее строение птиц.

Лабораторная работа № 6 " Внешнее строение птицы. Строение перьев"

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Технология построения урока: развивающее обучение, здоровье сберегающие технологии.

Цель урока: Сформировать представление о внешнем строении птиц.

Задачи:

Обучающая: изучить внешнее строение птиц..

Развивающая: продолжить развитие у учащихся умения самостоятельно работать с информацией, делать выводы, высказывать и обосновывать свое мнение, привлекать информацию из дополнительных источников; развивать образную память, логическое мышление, речь учащегося.

Воспитывающая: продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником, отработка активного умения слушать выступающего, доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим, умение работать в группах.

7 класс ( 13-14лет)

Планируемые результаты урока:

Предметные:

- знать внешнее строение класса птиц;

- изучить строение перьев птиц;

- уметь сопоставлять особенности строение с функциями;

Метапредметные:

- регулятивные:- самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

- коммуникативные:- обсуждать в рабочей группе информацию;

- слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

- познавательные:- работать с учебником;

- находить отличия;

- сопоставлять рисунки;

- работать с информационными текстами;

- объяснять значения новых слов;

- сравнивать и выделять признаки;

- уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.

Личностные:

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный вклад в работу группы.


Формирование УУД:

Познавательные УУД

Продолжить формирование умения работать с учебником.

Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.

Продолжить формирование навыков использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.

Коммуникативные УУД

Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.

Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД

Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

Продолжить формирование умения определять критерии изучения строения клетки.

Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные УУД

Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

Оценивать собственный вклад в работу группы.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы: частично-поисковый.

Информационно-технологические ресурсы: учебник, ПК, рисунок птицы и пера

Основные термины и понятия: цевка, надклювье, подклювье, восковица, очин, опахало, стержень, бородки.

  1. План урока

1) Мотивация

2) Целеполагание и планирование

3) Актуализация нового материала

4). Включение нового знания в систему знаний (закрепление)

5) Выполнение лабораторной работы

6) Рефлексия

7) Домашнее задание

5. Использование на уроке трёх стилей обучения:

-Устные объяснения учителя

-Лабораторная работа №6 по теме: «Внешнее строение птиц»

( самостоятельное проведение л.р. учеником)

  1. Ход урока


  1. Дорогие ребята! Мотивация:

  1. Чудо полета - это качество было для людей всегда и желанным, и недостижимым, и завидным. Но полет - это и есть как раз самая характерная черта животных, изучение которых мы начинаем сегодня. О каком классе пойдёт речь? Запись темы урока.

Птицы - это удивительные животные, которые в настоящее время являются наиболее процветающей группой живых организмов. Об этом говорит тот факт, что птиц сейчас насчитывается 8 тысяч видов, в то время как млекопитающих в 2 раза меньше. Они попытались освоить воздушную среду обитания, и эта попытка им удалась блестяще.

Внимательно посмотрите на экран.

Звучит монолог Екатерины из произведения «Гроза» Островского «Отчего люди не летают?

Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела»

Ребята, а вы сможете ответить на этот вопрос?

Даже человек, поставивший себя на вершину эволюционной лестницы не способен летать. Легко и непринужденно взмыть ввысь, словно без всяких усилий отрываясь от земли, проноситься над необъятными просторами воды и суши способны только птицы. Сегодня мы попытаемся ответить на вопрос,  который волновал человека с давних пор: проблемный вопрос: Почему птицы летают?

Несмотря на разнообразие мест обитания, форм, величину, окраску, отличие повадок, птицы имеют сходные черты внешнего и внутреннего строения.

  1. Какова Цель нашего урока?

учащиеся сами называют : (познакомиться с особенностями внешнего строения птиц в связи с приспособленностью к полету.)

А знаете ли вы какой была самая древняя птица, освоившая перемещение при помощи крыльев?(ученики затрудняются ответить)

150 млн.л.н. жил археоптерикс (фото на слайде окаменелости и реконструкции внешнего вида). Считается, что он был переходной формой между птицами и пресмыкающимися. Давайте по рисунку определим, что общего у него с птицами и пресмыкающимися?

(ученики самостоятельно в течение 5 минут записывают в два столбика в тетрадях)

Записи результатов на доске.

Археоптерикс-переходная форма

Сходство с пресмыкающимися

Сходство с птицами

Тело покрыто удлиненной чешуёй

Зубы

Пальцы на верхних конечностях

Подобие перьев на крыльях и хвосте

Клюв

Верхние конечности - крылья


Общая характеристика класса:

  • Теплокровность;

  • Тело покрыто перьями;

  • Передние конечности видоизменены в приспособление к полёту-крылья;

  • Имеются роговые чешуи, покрывающие нижние конечности, покров клюва и когти;

  • Киль, служит для прикрепления грудных мышц ;

  • Облегчение удельного веса тела за счет тонких костей, заполненных воздухом и замены тяжелых челюстей легким роговым беззубым клювом

Определение теплокровность- способность организма поддерживать температуру тела на постоянном, определённом уровне.

Чтобы решить поставленные задачи мы проведем ряд исследований, предложенных в инструктивной карточке лабораторной работы №6.

Исследование 1. "Внешнее строение птицы".

Вопросы к классу:

1. Опишите форму тела птицы и укажите,  из каких отделов оно состоит. По каким признакам можно отличить птицу от других позвоночных животных? ( Тело округлой формы, расчленено на голову, шею, туловище и хвост. Признаки- крылья и оперенье тела)

2. Рассмотрите голову птицы и найдите органы, расположенные на ней. Какие функции выполняют органы? ( Глаза-орган зрение, слуховое отверстие-орган слуха, язык-орган вкуса, ноздри- дыхание)

3. Какие особенности имеются у птиц во внешнем строении в сравнении с пресмыкающимися? Каково их значение?     Проверьте, все ли вы запомнили?   ( Тело покрыто перьями, Передние конечности преобразованы в крылья) 

Вы правильно отметили характерные особенности во внешнем  строении у птиц.

Что нового вы увидели?

Цевка— одна из костей ноги птиц, расположенная между голенью и пальцами, помогает птице отталкиваться при взлёте и бегать по земле.

Одной из особенностей является клюв. Зачем птице клюв?

Клюв – орган птиц, образованный удлинёнными беззубыми челюстями одетыми роговым чехлом

Клювы разных видов птиц разные.

Исследование 2.   Перья птиц, строение и состав

В народе говорят: «Птицу узнают по перьям». Птицы способны летать в первую очередь благодаря наличию перьев, чрезвычайно легких и прочных.

Перо – это видоизмененная чешуя, то есть перья – это производные кожи (как ногти и волосы человека), они лишены чувствительности.

Строение перьев мы будем изучать в ходе лабораторной работы. Перед вами лежат инструктивные карточки и наборы перьев.

1.Контурное маховое перо

2. Контурное покровное перо

3. Пуховое перо

4.Пух

5.Нитевидное перо

6. Щетинка

  У современных птиц есть два основных типа перьев - контурное (1,2) и пуховое (3). На крыльях вырастают крепкие контурные маховые перья (1). Контурное перо имеет узкий твердый ствол и широкое опахало, которое образовано густой сетью роговых бородок I и II порядка с крючками. Такое строение крыла делает его гибким, легким и почти непроницаемым для воздуха.

Контурные покровные (2), налегая друг на друга вершинами, как черепицы, образуют на теле птицы сплошную обтекаемую поверхность, облегчающую полет. Главное значение при полете имеют крупные контурные перья крыльев и хвоста.

Пуховые перья располагаются под контурными. Опахала у них легкие, рыхлые, без бородок II порядка. У некоторых птиц есть еще и пух(4) - коротенький стержень с пучком бородок на вершине в виде кисточки. Пуховые перья сохраняют тепло тела птицы. А еще встречаются щетинки (5,6)

Изношенные перья выпадают, а на их месте вырастают новые. Так происходит процесс линьки. Предположите, каково значение этого процесса?

Инструктивная карточка

Лабораторная работа №6

ТЕМА: «Внешнее строение птицы. Строение перьев птиц. Типы перьев.»

ЦЕЛЬ: Изучить внешнее строение птицы. Изучить особенности строения перьев, обеспечивающих способность птиц к полету; а также познакомиться с типами перьев.

ОБОРУДОВАНИЕ: картинки, набор перьев птиц, лупа.

ХОД РАБОТЫ: 

  1. Отметить на выданных картинках основные отделы тела птицы, рассмотреть голову птицы и отметить органы, находящиеся на голове.


2. Рассмотреть перо птицы, найти все его основные части.

3. Зарисовать перо и подписать его части (рис.1).

4. С помощью лупы рассмотреть опахало пера

4. Зарисовать строение опахала пера и подписать составляющие его части (рис.2).

5. Изучите все типы перьев. Результаты внесите в таблицу.

Типы перьев

Название пера

Расположение на теле птицы

Особенности строения

Функция

1.  Контурные




2.  Маховые




3.  Рулевые




4.  Пуховые




6. Сделайте вывод:

·  Какие особенности строения перьев птиц обеспечивают полет?

·  С какими типами перьев птиц вы познакомились? Их особенности и значение?

 

Рис.1 Рис.2


IV.  Закрепление

Этапом закрепления является заполнение таблицы по типам перьев, так как она содержит в себе все основные моменты урока. А также повторение приспособлений птиц к полету.

Рефлексия: Что нового о птицах вы узнали сегодня? Так почему же человек не летает?

V.  Домашнее задание

·  Параграф 44, вопросы на странице 209.

·  Творческое задание:

Еще светло перед окном,

В разрывы облак солнце блещет,

И воробей своим крылом,

В песке купаяся, трепещет…

А. Фет

Зачем воробьи принимают «песочные ванны»?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!