СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока обществознания "Моральный выбор - это ответственность"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока обществознания "Моральный выбор - это ответственность"»

Конспект урока №

Предмет: ____________________ Класс:_______ Дата проведения___________

Тема: Моральный выбор - это ответственность

Цели и задачи: познакомить с проблемой морального выбора; определить соотношение свободы и ответственности в практиче­ском поведении личности.

Планируемые результаты: предметные: применять понятий­ный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия понятий моральный выбор, свобода, ответственность; характеризовать от­ветственное поведение; анализировать ситуации морального вы­бора; в результате работы с текстовым материалом прийти к вы­воду, что свобода — это не вседозволенность, а ответственность за свои поступки; развивать навыки самооценки;

метапредметные УУД — I) коммуникативные: организовывать учебное сотрудниче­ство и совместную деятельность с учителем и сверстниками; вос­принимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; приобретать опыт регуляции речевого поведения как основы коммуникатив­ной компетентности; самостоятельно обнаруживать и формули­ровать учебную проблему; выдвигать версии решения проблемы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; 2) регулятивные: формули­ровать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; составлять план действий; соотносить свои действия с планируе­мыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; определять последователь­ность промежуточных целей с учетом конечного результата; 3) по­знавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач; личностные УУД: форми­рование и развитие познавательного интереса к моральным про­блемам общества; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; развитие творческих способностей через активные формы деятельности; воспитание ответственного отношения к своим словам и поступкам.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для рабо­ты в группах, проектор, мультимедийная презентация.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация опорных знаний

Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал.

  1. Вставьте пропущенное слово.

Совесть — это глубокое осознание своего (дол­

га) и ответственности, внутренний моральный самоконтроль и само­оценка человека.

(Проверка выполнения заданий.)

  1. Введение в новый материал

Многие философы утверждают, что человек постоянно находится в разногласии с самим собой. В нем — как бы два независимых существа (две природы); внутреннее и внешнее, из которых внутреннее недовольно тем, что делает внешнее, а внешнее не делает того, что хочет внутреннее. Эта особенность по-разному проявляется в людях, но она присутствует в каждом человеке.

Почему в одних ситуациях человек может быть добрым, вели­кодушным, милосердным, а в других — способен на неблаговид­ные поступки? Одни руководствуются в жизни идеалами, стре­мятся поступать по совести, отвергая расчетливость и цинизм. Другие же, достигая свою цель, «идут по головам».

Почему мы поступаем так или иначе? Чем руководствуемся в своем выборе? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на на­шем уроке.

Тема урока «Моральный выбор — это ответственность».

  • Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

  • На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

План урока

  1. Моральный выбор.

  2. Свобода — это ответственность.

  3. Моральные знания и практическое поведение личности.

Проблемные вопросы

  • Какое поведение вызывает моральное одобрение и мораль­ное осуждение?

  • Способен ли человек творить себя?

  1. Работа по теме урока

Наш сегодняшний урок особенный, ведь он играет большую роль не только в изучении темы, но и в жизни каждого из нас. Вместе мы попробуем решить непростой для каждого человека вопрос: как жить? Тема урока тесно связана с ранее изученным материалом, нам предстоит вновь обратиться к таким понятиям, как «добро» и «зло», «нравственные нормы и принципы», «мо­ральные идеалы», «аморальные поступки».

  • Ответьте на вопросы рубрики «Вспомним» на с. 71 учебника.

(Проверка выполнения задания.)

  1. Моральный выбор

Итальянский мыслитель Никколо Макиавелли писал: «Можно сказать о людях, что они в целом неблагодарны, непостоянны, ли­цемерны, трусливы, желают избегать опасностей и жаждут наживы, до тех пор, пока ты приносишь им пользу, выгоду, они целиком твои... Дружба приобретается через куплю-продажу, приобретается без гарантий и через мгновение ока она уже не готова служить тебе». Такие люди в глубине души понимают, что их поступки не вполне соответствуют моральным нормам, но отсутствие внутренних прин­ципов, жестких ограничений не дает им возможности удержаться от подобных поступков. Они считают себя свободными в принятии решений и этим обосновывают свою безнравственность.

Объясняя свои поступки, мы иногда говорим: «Так получи­лось». Каждый из нас свободен в выборе своего поведения, и эта­лона здесь быть не может.

Мы часто сталкиваемся в жизни с проблемой выбора. Например, утром вы думаете, что съесть на завтрак, потом — как одеться в шко­лу, а после окончания занятия задаетесь вопросом: делать ли уроки сейчас или отложить их на потом? С этими незначительными про­блемами большинство справляется довольно легко. Затем вам при­дется задуматься о том, куда пойти учиться, где начать работать, как определить свой жизненный путь. Эти вопросы намного сложнее.

Однако самые сложные вопросы мы решаем тогда, когда пе­ред нами стоит проблема морального выбора. Вспомните повесть

Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Это очень серьезное произведение, заставляющее поразмышлять, какой бывает проблема морального выбора в жизни человека. Андрий предал свою семью и своих то­

варищей-казаков, перешел на сторону врага из-за любви к поль­ской панночке.

Противоположный путь — путь самопожертвования избрал Данко — герой произведения М. Горького «Старуха Изергиль». Ценой своей жизни он спас людей.

  • Могли ли герои этих произведений поступить иначе?

  • Почему человек в одном случае выбирает путь предатель­ства, а в другом — поступает честно, морально?

(Ответы учеников.)

Трудно не согласиться со словами известного поэта.

Каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку — каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе Щит и латы, посох и заплаты, меру окончательной расплаты каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже — как умею.

Ник кому претензий не имею.

Каждый выбирает для себя.

(Ю.Д. Левитанский)



  1. Свобода — это ответственность

  • Послушайте притчу и ответьте на вопросы.

Рабочий материал

Одна птичка очень долго жила в клетке. Она часто смотрела из клетки в окно, за которым весело летали птицы. Птичка задумы­валась о том, как им живется на воле. Ее сердце начинало учащен­но биться, она садилась на перекладину и почти ощущала трепет возможного полета. Иногда другая птица присаживалась на карниз у окна и рассматривала птичку, сидевшую в клетке. Путешественница склоняла голову набок и как бы спрашивала себя, возможно ли такое. Птица в клетке! Немыслимо! И в эти моменты маленькая пленница чувствовала себя совсем несчастной.

Однажды владелец птички оставил дверцу клетки открытой. Птичка почувствовала волнение, когда заметила, что окно откры­то. Она пыталась решить, что сделать. И она все еще думала, когда на закате вернулся хозяин и запер дверь клетки. Птичка, какими бы ни были ее мотивы, предпочла безопасность свободе.

Вопросы к тексту

  • Что такое свобода?

  • Как связана свобода с моральным выбором?

  • Что влияет на выбор?

  • Какими качествами должен обладать человек, чтобы совер­шить осознанный выбор?

(Ответы учеников.)

  • Познакомьтесь еще с одной притчей на с. 73 учебника. Какие выводы вы можете сделать после прочтения этой притчи?

(Ответы учеников.)

Вывод. Человек должен осмысливать свои поступки и пред­видеть их последствия.

Запись в тетради

Ответственность — способность действовать сознательно, субъективная обязанность отвечать за поступки и действия, а так­же их последствия.

  • Работая с п. 2 § 9 учебника, проследите взаимосвязь поня­тий «свобода» и «ответственность». Приведите примеры.

(Проверка выполнения задания.)

Все наши действия подвержены воздействию окружающего мира. Перед тем как совершить тот или иной шаг, мы обязательно задумаемся, не противоречит ли он нормам социальных отноше­ний, совести, морали и т. д.

Вот в каком сложном положении находится человек. Слова Иисуса Христа, произнесенные им в Нагорной проповеди и из­ложенные в Евангелии от Матфея, остаются актуальными: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».


  1. Моральные знания и практическое поведение личности

Предположим, человек знает, как надо правильно поступить в том или ином случае.

  • Обязательно ли он будет поступать строго в соответствии с установленными правилами?

  • Почему?

(Ответы учеников.)

Народная мудрость гласит: «Суди о человеке не по словам, а по его поступкам». Предположим, человек, твердо уверенный в истинности таких моральных норм, как «человек человеку друг», «сам пропадай, но товарища выручай», попадает в кораблекру­шение. На корабле только одна спасательная шлюпка и восполь­зоваться ей может только половина пассажиров корабля. Что

победит в этой ситуации? Чувство самосохранения или мораль­ные знания о том, что спасать надо в первую очередь тех, кто сам о себе позаботиться не может?

  • Работая с п. 3 § 9 учебника, разработайте мини-проект «Кто и что может обеспечить выполнение моральных норм».

(Презентация проекта.)


  1. Критический анализ собственных помыслов и поступков

Способен ли человек критически анализировать собствен­ные помыслы и поступки? Попробуем разобраться в этом вопросе на конкретных примерах.

  • Работая с п. 4 § 9 учебника, ответьте на вопросы.

Вопросы к классу

  • Как надо оценивать человека — по словам или по его по­ступкам? Почему?

  • Как вы поняли смысл высказывания Ж.-П. Сартра?

  • Что для вас сложнее — суд собственной совести или пори­цание окружающих?

(Ответы учеников. Возможно проведение мини-дискуссии.)

Попробуем провести анализ различных ситуаций.

Алгоритм анализа

  1. Определить проблему выбора.

  2. Определить варианты решения проблемы (свобода выбора и моральная ответственность).

  3. Выбрать и представить единственно возможный для вас вариант.

  4. Обосновать свое решение.

(Задание может выполняться индивидуально и в группах.)

Ситуация 1. В выходной день вы с друзьями собираетесь на концерт любимой группы. Вы долго ждали этого момента. Оплачены билеты. Заказан транспорт. Но накануне вы узнаете, что у родителей изменился график работы, и некому остаться с больной бабушкой. Как вы поступите?

Ситуация 2. Вы гуляете вечером с друзьями. Их мнением вы очень дорожите. Один из друзей предложил с целью позабавиться разукрасить краской из баллончика портреты на аллее героев. Все согласились. Как вы поступите?

Ситуация 3. На уроке во время объяснения учителя один из одноклассников, чтобы сорвать урок, взорвал петарду. Учи­тель попросил виновного признаться в содеянном проступке. Вы знаете, кто это сделал. Как вы поступите?

Ситуация 4. Команда вашего класса выступает на туристиче­ском слете. Во время соревнований один из участников коман­

ды повредил ногу и не сможет продолжить дальнейшее участие в турнире. Физорг класса выбрал вас в качестве замены. Но вы знаете, что впереди препятствие «Бревно над пропастью», а вы очень боитесь высоты. Как вы поступите?

(Проверка выполнения заданий. Обсуждение итогов работы.)



  1. Подведение итогов урока. Рефлексия

Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.

  1. Какое из приведенных высказываний вам представляется наиболее справедливым? Почему?

  1. Даже в том случае, если я ничего не выбираю, я тем самым все- таки выбираю (Ж-П. Сартр).

  2. Настоящая ответственность бывает только личной, человек краснеет один (Ф. Искандер).

  3. Нравственность — это разум сердца (Гегель).

  4. Идеалы подобны звездам в небе: мы никогда не можем их до­стичь, но, как мореходы в плавании, ориентируемся по ним в жизни (П. Бауст).

  5. Человек, не бывший в сложных жизненных переделках, еще не знает силы своего «Я» (И.С. Кон).

  1. Выполните задание 2 рубрики «В классе и дома» на с. 77, 78 учебника.

  2. Работая в паре, проанализируйте пословицы и поговорки. Выберите одну из двух предложенных. Один учащийся должен объяснить, с какими моральными принципами согласуется эта пословица или поговорка и почему именно она была выбрана. Второй ученик поясняет, почему другая пословица или поговорка не была выбрана и с какими моральными принципами она всту­пает в противоречие.

  1. Не делай добра — не получишь зла. Доброе дело бумерангом вернется.

  2. Копейка рубль бережет. Деньги надо тратить, а не копить.

  3. Делу — время, потехе — час. Работа не волк, в лес не убежит.

  4. Спасибо в карман не положишь. Доброму делу добрая память.

Подведем итоги нашей работы. Продолжите фразы.

  • Моральный выбор для меня — это...

  • На этом уроке я узнал (а), что...

  • Для меня было открытием, что...

Домашнее задание

  1. Прочитать § 9 учебника.

  2. Выполнить задания 3—5 рубрики «В классе и дома» на с. 78 учебника (на выбор).



7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!