СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока обучение грамоте "Ударение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проходит в игровой форме. Прилетают инопланетяне и призносят слова ставя ударение не правильно. дети совместно сучителем ставят ударение и призносят понятную речь. В конце урока задание на логику .

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока обучение грамоте "Ударение"»

Урок обучения грамоте. 1 класс 1 четверть



Тема. Понятие «Ударение»


Задачи.


Ввести новое понятие «ударение».


Показать смыслоразличительную функцию ударения.


Познакомить с понятиями: «ударные гласные»

«безударные гласные».


Отработать на практике культуру диалоговой речи.



I. ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «УДАРЕНИЕ».


При введении понятия «ударение» уместно использовать приём

неправильного произношения слов со смещением ударения Данный приём доходчиво и ярко демонстрирует роль ударения как фонетического организатора слов.


Учитель. Многие годы учёные всего мира пытаются установить контакт с представителями других миров. В космическое пространство отправлены устройства с голосами землян, с фотографиями природы Земли.

Давайте представим, что жители других планет тоже решили установить контакт с вами. Они прислали кассету с записью их речи.

(включается кассета с записью).



Здравствуйте, земляне. Мы жители планеты Азбука. Нам хочется с вами познакомиться поближе.



Учитель. Ребята, вы поняли речь жителей этой планеты.


Дети. Да, можно было понять слова этих инопланетян. Они похожи на

наши слова , только не так произносятся


Учитель. А вы можете объяснить, что значит «произносили не так»?





Дети. Например: мы говорим «здравствуйте», а на их языке «здравствуйте».

(Дети приводят другие примеры из речи жителей другой планеты).

Дети. Мы голосом выделяем в слове не тот звук, который выделяют в их языке.

Для нас это неправильное произношение.


II. Упражнение в постановке ударения.


Учитель. Давайте произнесём правильно (для нашей речи) некоторые слова. Выделим голосом те звуки, которые произносим с особой силой. Для этого нужно как бы пропеть или окликнуть предмет, обозначенный данным словом.

Азбука земляне

планета гости


Учитель. Сейчас мы с вами, ребята, обозначим в словах ударение. Для этого мы будем использовать специальный значок «!».


Дети. Ударение - это как «удар».


Учитель. Поясните.


Дети. Как удар голосом по звуку.


Учитель. Сможете ли вы назвать тему сегодняшнего урока.


Дети. Тема – «Ударение».


Учитель. Отталкиваясь от темы и используя опорные слова, сформулируйте цели нашего урока.



Познакомиться…


Узнать для чего…


Учиться…






Дети. Познакомиться с ударением.


Узнать для чего нужно ударение.


Учиться находить ударение в слове.


III. Наблюдение над смыслоразличительной функцией ударения.


Учитель. Ребята, а что если нам тоже что-нибудь послать жителям другой планеты?

Дело в том, что инопланетяне никогда не видели предметы, которые обозначены словами

(ударение не указано).


Гвоздики

Замок

Кружки


Как мы можем объяснить, что это за предметы?


Дети. Может быть их нарисовать, а рисунки отправить в космос.


Групповая работа.


В ходе работы между детьми возникает разномыслие:

«Что изобразить – замок или замок?»


По окончании работы представитель групп представляет рисунки.
















Учитель. Почему рисунки получились разные?


Дети. В каждом слове как бы спряталось два слова, которые пишутся одинаково, а произносятся по-разному.


Дети. Это зависит от того, как произносится слово.


Дети. Это потому, что ударение в этих словах можно поставить по-разному.


Учитель. Для чего же нужно ударение?


Дети. Ударение меняет смысл слова.


Дети. Изменяя место ударения, мы можем изменить смысл слова.


IV. Применение «открытия» на практике.

(каждая пара получает лист-задание)


Учитель. Прочтите предложения, в выделенных словах поставьте ударение.



Тетрадь стоит два рубля.

Дом стоит на берегу.


Я мою руки перед едой.

Мою сестру хвалил учитель.


Дежурная мела пол.

Ира принесла кусок мела.


Солнце село за село.



После выполнения работы учащиеся объясняют разницу значений выделенных слов.


V.Рефлексия.


Учитель. Представьте, что жители, от которых мы получили кассету, прилетели к нам в гости и желают изучить наш язык.

Что они должны научиться делать?



Дети. Правильно ставить ударение.


Учитель. Когда же вы сможете научить наших гостей русскому языку?


Дети. Наверное, если мы сами научимся ставить ударение правильно.


Учитель. Перед вами три условных обозначения. Выберите тот, который соответствует вашему пониманию.


«Могу научить»

«Не уверен в себе»

«Мне нужно помочь»


Учитель. Сейчас вам нужно будет поставить ударение в словах и проверить: верно ли вы выбрали свою прогностическую оценку.


Мама доброта

Россия природа

земля дети

школа радость

улыбка солнце


После проверки дети снова оценивают себя, используя знаки:



Сравнивают оценки. Возможно, кто-то переоценил свои способности или, напротив, занизил.


V. Наблюдения над ударными и безударными гласными.


Учитель. Ребята, внимательно посмотрите на буквы, которыми обозначены ударные звуки.

Что вы заметили?


Дети. Ударение всегда падает на гласную.


Учитель. Да, верно. Ударение всегда падает на гласную. Поэтому мы будем называть их ударными. А как назвать остальные гласные, которые остались без ударения?


Дети. Неударные.





Дети. Безударные.

(Учитель уточняет правильный вариант ответа).


Учитель. Почему ударение падает всегда на гласную букву, обозначающую гласный звук?


Дети. Ударением мы выделяем звук. Из голоса образуются гласные звуки.


VI. Этап обобщения.


Учитель. Итак, какой «багаж» знаний мы собрали сегодня на уроке?


Дети. Мы узнали что такое «ударение».


Научились находить ударение в словах.


Узнали, что ударение помогает различать по смыслу одинаково звучащие слова.


Ударение всегда падает на гласную.


Если на гласную падает ударение, то она «ударная», а остальные гласные - «безударные».


Учитель. В конце урока оцените свою работу на уроке с помощью «волшебных линеечек».











6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!