Звук [ж]. Дифференциация звуков [ш],[ж].
Задачи.
Образовательные:
закреплять знания о природе, о насекомых;
расширять запас слов лексического словаря;
формировать навыки словоизменения
развивать фонематический слух и восприятие;
совершенствовать внимание, память, логическое мышление.
Воспитательные:
формировать навыки сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности и самостоятельности;
воспитывать навыки общения в игре и на занятии, взаимодействия, чувства доброжелательности;
воспитывать усидчивость;
воспитывать чувство любви к природе.
Оборудование: наборы для составления схем на каждого ребенка, фигурки насекомых, мяч.
Ход занятия
Организационный момент.
1.«Ладошки»
Дети поочерёдно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
Желаю (соприкасаются большими пальцами)
Успеха (указательными)
Большого (средними)
Во всём (безымянными)
И везде (мизинцами)
Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)
2. Солнышко. Массаж лица.
Светит яркое весеннее солнышко и ласкает нам лицо (поглаживание лица).
Но ветерок еще холодный (постукивание подушечками пальцев по всему лицу).
А все-таки солнышко сильнее (поглаживание лица).
-Сегодня мы снова совершим путешествие в страну Знаний и посетим город Звукоград. Но чтобы попасть в этот город, надо быть очень внимательным, активными.
Давайте вспомним, что за жители там «проживают».
Итак, в добрый путь. Он пролегает через волшебный лес, по которому мы гуляли на прошлом занятии. Помните, как мы шуршали листьями? Какой звук мы ловили? ([ш]) Какой он?
Сегодня мы познакомимся с новым необычным звуком. А кто вас с ним познакомит, вы узнаете, отгадав загадки.
Шесть ног без копыт,
Летит-жужжит,
Упадёт- землю роет.
Тёплым днем, весною, в мае
Каждый про меня узнает.
Я не муха, не паук.
Я жужжу! Я майский … (жук)
Жук очень гостеприимный, он приглашает вас вместе с ним полетать, пожужжать и поиграть в игру.
Физкультминутка [В.И. Ковалько Азбука физкультминуток для дошкольников]
Дети «летают» по классу и жужжат: «ж-ж-ж-ж-ж». По команде замолкают и садятся на место. По команде снова «летают», жужжат.
Посадили звук “Ж” на язычок, зажужжали как жуки и полетели.
Высоко летает жук,
Низко опускается.
Опять быстро он летит,
И жужжит, жужжит, жужжит.
Замедляет свой полет
И садится на цветок.
(Дети выполняют движение в соответствие с текстом.)
- Вы догадались, с каким звуком познакомимся сегодня на уроке?
Произнесём звук. Какой он?
-Молодцы.
Звук [ж] обозначается буквой ж. Давайте пофантазируем, на что она похожа.
- На что похожа буква Ж?
Посмотри-ка: буква Ж
На жука похожа,
Потому что у нее
Шесть жучиных ножек.
Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом, точно жук,
Издает жужжащий звук:
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!
Стала снежинка
Буквою Ж,
Солнце ее
Не растопит уже!
- В букву можно превратиться, буквой можно притвориться! Вокруг себя повернись и в букву Ж превратись!
Дети двигаются, изображая букву Ж.
3. Игра «Гости».
К жуку часто приходят гости с подарками.
Давайте поиграем в игру «Гости». Выделение звука [ж] в словах.
Давайте попробуем выделить звук [ж] в словах.
Если в слове услышите новый звук, значит гость долгожданный – похлопаем ему, а если нет – потопаем.
Железо, ножи, муха, пружина, зайка, журнал, шапка, дружба, глаза, лужайка, шуба, Жанна.
-Молодцы! Вы все были очень внимательны и помогли жуку встретить гостей.
Работа по развитию дыхания и голоса.
В магазин жуки ходили,
Шарик там себе купили.
Буду шарик надувать,
Буду с шариком играть.
Раздувайся наш шар, дети делают длинный вдох, надувая живот
Раздувайся большой.
Оставайся такой и не лопайся. (задерживают дыхание)
Раз, и лопнул! сильный, быстрый выдох
Дети выполняют упражнение держа руки на животе (контроль за движением брюшной стенки).
Дифференциация [ж],[ш].
А теперь посмотрим, какие подарки подарили гости жуку.
Найдите на картинке гостя, в названии которого слышится, как «летают жуки». (Жираф) Он подарил подарки, в названии которых тоже слышится звук [ж]. Назовите их.
Найдите гостя, в названии которого слышится, как «шуршат листья». (Мышь)
Что подарила мышка?
Развитие мелкой моторики “Жук”.
Я веселый майский жук, сжать кулачок,
Знаю все сады вокруг.
Над лужайками кружу, указательный палец и мизинец
А зовут меня Жужу. развести в стороны “усы”, пошевелить ими
Не кусай комарик злой, сжать кулачок, указательный палец вперед “хоботок”
Я уже бегу домой мизинец и большой пальцы, расслабив, опустить вниз “лапки”.
Рефлексия.
Итог занятия, оценка работы детей.
Доп. материал
Развитие фонематического слуха.
Игра “Светофор”.
Я буду произносить слова, а вы внимательно слушайте. Если в слове есть звук “Ж”, поднимайте синюю карточку:
занавеска, жаворонок, штукатур, этажерка, незабудка, оранжерея, животные, путешествие, пирожное, стрекоза, частушки, снежинки.
Упражнение “Жук” [Е.А. Воронова Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет] Рисунок 2.
Прямые указательный палец и мизинец развернуты в стороны за спиной и ребенок ими шевелит. Остальные пальцы сжаты в кулачок.
Варианты выполнения.
Правой рукой.
Левой рукой.
Двумя руками одновременно (два жука).
Попеременно.
Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.
Игра с мячом “Один-много”.
Итак, мы отправляемся в страну Жужжандию. Это, ребята, страна насекомых. Как вы думаете, кто там живет? Сегодня мы будем говорить о том, что умеют делать жители этой страны.
Бабочка порхает, а бабочки ………….
пчела мед собирает, а пчелы мед …….
оса жалит, а осы ………
жук жужжит, а жуки ……………
комар звенит, а комары ……………
стрекоза стрекочет, а стрекозы ………
муха в дом залетает, а мухи ………….
кузнечик прыгает, а кузнечики ………
паук паутину ткет, а пауки ……………
Игра с мячом “Скажи ласково”
Сапог – сапожок
пирог –
круг –
флаг –
утюг –
луг –
друг –
стог –
берег –
Алфавит телодвижений буква “Ж” [М.Ю. Костылева Покажи и расскажи]
Проговаривание слов с движениями “Жук”
Ж – Дети делают движения на звук “Ж” Руки сжаты в кулачки, руки перекрещены перед грудью. Произнося звук “Ж”, совершают быстрые мелкие дрожащие движения руками. Повторяют движения с разжатыми руками.
У – вытягивают руки вперед ладонями от себя.
К – резким движением прижимают кулачки к груди.
Развитие связной речи.
1. Чтение сказки Г. Юдина “Жадная жаба” с установкой на запоминание.
2. Беседа по сказке. Называние слов из сказки со звуком “Ж”.
.Кроссворд на букву “Ж”.
Отгадай загадки, запиши отгадки в кроссворд.
1. Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Если в воздухе кружусь,
То уж вдоволь нажужжусь.
2. Этот зверь какой-то странный:
Шея, как стрела у крана.
Чтобы ртом достать до трав,
Вдвое сложится …
3. В золотой дубочек
Спрятался дубочек.
4. Гнездо свое он в поле вьет
Среди густых растений.
Его и песни и полет
Вошли в стихотворения.
Жучок с гостями знают начало стихотворений, а окончание забыли. Давай поможем договорить стихотворения по картинкам.
Спой мне песенку смешинку, подарю тебе… (снежинку).
Ша-ша-ша- Мама моет… (малыша).
В праздники на улицах в руках у детворы горят переливаются воздушные…. (шары).
Целый год поет соловей в клетке на окошке.
Третий год ему пошел, а он боится… (кошки).
Лейся, дождь, веселей, мы с тобою дружим!
Весело нам бегать босиком по… (лужам).
Села мушка на кошкино… (ушко).
• Игра «Домики».
Дифференциация звуков на слух в словах, развитие слуховой памяти, количественных представлений.
Оборудование: домики из бумаги синего цвета, один из них – с колокольчиком, стаканчики с фасолью.
Дети слушают слова. Услышав слово со звуком [ж], кладут зёрнышко фасоли в синий домик с колокольчиком, услышав слово со звуком [ш] – в домик без колокольчика: шина, жук, жаба, кошка, мыши, железо, жёлудь, лыжник, машина, дирижабль… После этого подсчитывается количество слов с каждым звуком, припоминаются слова с дифференцируемыми звуками.
• Игра «Четвёртый лишний»
Различение звуков в словах, работа над словарём.
Оборудование: предметные картинки. В дальнейшем возможно проведение аналогичной игры и без опоры на картинки (на слух).
Детям предлагается к каждой группе картинок (слов) подобрать обобщающее слово, а потом найти лишнее в зависимости от наличия или отсутствия звуков [ж] и [ш].
– кошка, жираф, журавль, жужелица;
– джинсы, жакет, шапка, жилет;
– пирожное, ежевика, каша, мороженое;
– жеребёнок, мышонок, ежонок, медвежонок.
• Игровое упражнение «Наоборот»
Преобразование сначала слогов, затем слов.
Оборудование: мяч.
Учитель бросает ребёнку мяч и произносит слог или слово со звуком [ш] ([ж]). Ребёнок возвращает мяч, заменяя [ш] на [ж] или наоборот.
1).
ша – жа
шо –
шу –
ши –
жла – шла
жно –
жму –
жвы –
2).
жить – шить
жил –
житьё
жаль –
жалить –
ужи –
лужа –
наживка –
• Игра «Скажи по другому».
Развитие лексико-грамматического строя речи (упражнение в образовании прилагательных от существительных)
Оборудование: мяч.
Учитель произносит словосочетание и бросает ребёнку мяч. Ребёнок возвращает мяч, образуя относительное или притяжательное прилагательное, согласуя его с существительным в роде:
крем из шоколада – шоколадный крем и т. д.
каша из пшена –
палки для лыж –
берлога медведя –
нора мыши –
хвост лошади –
иголки ежа –
лапы кошки –
горб верблюда –
дом с одним этажом –
дом с двумя этажами –
дом с тремя этажами –
• Игровое упражнение «Закончи слово: «ЖИ» или «ШИ»?» («Палочка-выручалочка»).
Дифференциация звуков в произношении слов.
Оборудование: красивая палочка («палочка-выручалочка»).
Учитель произносит начало слова и прикасается палочкой к плечу или руке ребёнка. Ребёнок сначала договаривает слово, а потом воспроизводит его целиком.
Каранда – ШИ – карандаши и т. д. ;
детёны –
ланды –
камы –
гара –
клави –
шала –
эта –
лу –
экипа –
кра –
стра –
лы –
мы –