СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока обучения грамоте "Слог. Ударение. Перенос слов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке дети учатся делить слова на слоги, определять ударный слог, делить слова для переноса.Учатся работать в паре. Учатся сравнивать, классифицировать, рассуждать, аргументировать свою точку зрения.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока обучения грамоте "Слог. Ударение. Перенос слов"»

Конспект

урока обучения грамоте



Класс: 1 класс.

Учитель: Радченко Т.Г.

УМК: система Л.В.Занкова;

Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец, «Азбука», учебник по обучению грамоте, стр. 38.

Тема. Слог. Ударение. Перенос слов.

Тип: Урок открытия новых знаний.

Цель: познакомить детей с фонематическим понятием “слог”, учить делить слова на слоги; составлять из слогов слова и читать их, ставить ударение.

Задачи: формировать универсальные учебные действия (УУД)

-личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях;

-метапредметные: умение контролировать и оценивать учебные действия; определять наиболее эффективные способы достижения результата; освоение начальных форм познавательной рефлексии; овладение логическими действиями сравнения, классификации, построения рассуждения, определения путей достижения общей цели, готовность признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

-предметные: читать, сравнивать, делить слова на слоги; составлять из слогов слова и читать их, ставить ударение.


Оборудование: документ-камера Aver Media, проектор, ноутбук Acer; музыкальная композиция «Солнышко лучистое»; карточки с буквами и картинками овощей и фруктов; карточки со слогами, звуковые схемы, картинки; муляжи овощей и фруктов, корзинка; плакат с изображением детей, собирающих урожай в осеннем саду; рисунок яблони с наклеенными зелеными, желтыми, красными яблоками.

Ход урока:

1.Организационный этап.

Дети. Прозвенел сейчас звонок, начинается урок. Ждут нас книжки и тетрадки. Учитель. Вы готовы?

Дети. Все в порядке!

Учитель. Очень рада, что к уроку все готовы, что у всех рабочее настроение. У нас на уроке гости. Повернитесь и поприветствуйте. Спасибо. Садитесь.

2. Включение в учебную деятельность.

Учитель. Собирают осенью урожай плодов Много детям радости после всех трудов

И мы ее встречаем богатым урожаем.

Сегодня на уроке нам предстоит собрать необычный урожай. Урожай знаний. За каждое выполненное задание будете получать приз в корзину знаний.

3. Актуализация знаний.

  1. На доске картинки с изображением овощей, фруктов и букв: а, й, и, л, м, н, о, р, у, ы, э, прикрепленных к ним. Сгруппируйте. Почему? (Дети предлагают разные варианты группировки и объясняют почему. Например, а, и, о, у, ы, э – гласные (овощи); й, л, м, н, р – согласные (фрукты). Молодцы! (в корзину знаний дети получают 1 фрукт)

  2. Составьте из букв й, л, м, н, р слова. Проблема! (Не получается, почему?)

  3. На столе у вас лежат буквы. Поработайте в паре. Составьте слова из букв. Прочитайте. Что у вас получилось?

(Луна, нора, роман, Роман, Римма, норы, Мирон, Анна, Марина, лимон, эму)

Какой вывод можно сделать? Какие буквы помогли вам составить слова? (о, а, у, и, ы - гласные)

Вывод: без гласного звука нельзя составить слово. Молодцы! (в корзину знаний дети получают 2ой фрукт)

Подумайте, какую группу слов можно выделить? Почему? (имена детей) Так зовут детей, которые собирают урожай в школьном саду.

4. Формулирование темы урока. Самоопределение к деятельности.

Давайте позовем детей, работающих в саду, к нам на урок.

Дети (хором произносят слова) Ро – ман! Ми – рон! - Как звучали слова, когда мы звали мальчиков? (они распались на 2 части)

Рим – ма! Ан – на! Ма – ри – на! Как звучали слова, когда мы звали девочек? (они распались на 2 части, а Марина на 3)

На сколько частей распалось каждое слово? Кто знает, как называется такая часть? (слог)

-Поздравляю! Вы сформулировали тему урока. Тема «Слог»

Молодцы! (в корзину знаний дети получают 3й фрукт)

Физкультминутка:

1, 2, 3, 4, 5 научились мы считать

Раз - подняться, подтянуться
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать
Шесть - за стол тихонько сесть.

-На какие вопросы вы бы хотели получить ответ на уроке? (высказывания детей)

Это будут задачи урока:

Узнать, что такое слог?

Зачем нужен слог?

Как делить слова на слоги?

  1. Этап изучения нового материала.

  1. Кто знает, что такое слог? (высказывания детей)

  2. Разделите свои слова на слоги. Отодвиньте одну часть от другой.

Ро-ман, Рим-ма, Ми-рон, Ан-на, Ма-ри-на, лу-на, но-ра, ро-ман, но-ры, ли-мон, э-му.

Прочитайте по слогам. Что заметили? Как произносится слог?

Вывод: Слог – это звук или сочетание звуков, произносится одним толчком выдыхаемого воздуха.

Молодцы! (в корзину знаний дети получают 4й фрукт)

  1. Работа со схемой. На парте у детей лежит 6 схем.

- Мальчики, выберите схему к слову Мирон из предложенных, а девочки – к слову Анна.



1.











4.










2.











5.









3.











6.












-Мальчики, покажите на пальчиках номер вашей схемы (№ 6)

-Девочки, покажите на пальчиках номер вашей схемы (№ 2)

4) Как на звуковой схеме слова можно показать, что оно состоит из 2-ух слогов? (Каждый слог объединить дугой, или слоги разделить вертикальной чертой. Вот так)

- Разделите звуковые схемы слов Мирон и Анна на слоги. (Взаимопроверка. Проверка работы с использованием документ-камеры)

- А как показать деление слова на части на буквенной модели?

(Можно буквы разделить чертой, а можно буквы отодвинуть друг от другаВот так: Ан/на, Ан-на, Ми/рон, Ми-рон) Молодцы! (в корзину знаний дети получают 5й фрукт)

Физкультминутка (музыкальная, «Солнышко лучистое»)

  1. Закрепление изученного.

  1. Авторы «АЗБУКИ» приглашают нас на стадион (демонстрация иллюстрации со стр.38 при помощи документ-камеры)

Мы с вами будем болельщиками. Команда мальчиков 1 «а» класса играет в хоккей. Идет в нападение. Шайба переходит к Мирону, что мы будем кричать?

(Ми-рон! Ми-рон! Шай-бу! Шай-бу! Гол!)

2) Что мы делали со словами? (делили на слоги)

- Какие по сложности были слова? Докажите! (односложные, двусложные, трёхсложные)

- С одинаковой ли силой произносятся слоги в одном слове?

Вывод: Один слог произносится с большей силой.

Учитель. Его называют ударным. Ударение обозначается вот так (показ учителя). На схемах слов Анна и Мирон поставьте ударение (проверка выполнения работ с использованием документ-камеры)

Молодцы! (в корзину знаний дети получают 6й фрукт)

3) - Скажите, а зачем нужно делить слова на слоги? (Предположения детей) Откройте АЗБУКУ на стр.38. и найдите ответ на вопрос. Поиск ответа на вопрос. (для переноса)

-Действительно, слова с одной строчки на другую переносятся по слогам. Рассмотрим 3 слова: Мирон, молодцы, гол (использование документ-камеры)

-На строке пишу слово Мирон, место на строке заканчивается, что мне делать? (переносить слово с одной строчки на другую) Как? (1-ый слог оставить на верхней строке, поставить чёрточку, а второй слог написать от начала новой строки)

Разбор слова молодцы для переноса.

-Для чего нужно уметь делить слова на слоги?

Вывод. 1.Чтобы их правильно переносить с одной строчки на другую.

Молодцы! (в корзину знаний дети получают 7й фрукт)

2. Со слогами можно играть.

4) Игры со словами. Разгадай ребус (стр.38, дуга, шина, дочка) Молодцы! (в корзину знаний дети получают 8й фрукт)

7. Итог урока.

Молодцы, ребята. Посмотрите, корзинка знаний наполнена. Давайте подведём итог нашего урока. Что узнали на уроке?

-Что такое слог? (Звук или сочетание звуков, произносится одним толчком выдыхаемого воздуха)

-Какой звук обязательно должен присутствовать в любом слоге? (гласный)

- Зачем нужен слог? (Из слогов можно составить слово, для переноса слов)

-Как делить слова на слоги? (Позвать слово, посмотреть на буквы гласных. Сколько в слове гласных букв, столько и слогов)

Рефлексия. Наша корзинка наполнена, но на яблоне осталось еще много яблок. Подойдите и сорвите себе яблочко:

Красное – Я не зря пришёл на урок, доволен своей работой на уроке.

Желтое – Узнал, что такое слог, могу работать лучше.

Зеленое – Испытываю трудности, нужна помощь!

Какой богатый урожай мы собрали за урок. Благодарю всех за работу! Мо-лод-цы! Урок окончен.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!